Истории из жизни

История седых времён


Храм Параскевы Пятницы в наши дни

Осенью 1886 года в церкви св. Параскевы Пятницы Пореченского прихода Невельского уезда (ныне Великолукский район Псковской области) служил священник Михаил Бобровский, помощник благочинного 1-го Невельского округа. Батюшка отличался скрупулёзностью и исправно вёл все записи в церковных книгах. А ещё, он собирал и записывал разные предания и рассказы местного населения. Вот один из них, на мой взгляд, самый интересный:

Этот случай произошёл в далёкие времена униатского засилья, когда на всю Полоцкую Епархию насчитывалось всего-то шесть православных монастырей и небольшое количество православных приходов, сохранившихся лишь на дальних окраинах. Так вот, в окружении униатских престолов на расстоянии 15-ти вёрст друг от друга, стояли две православные церкви: св. Параскевы Пятницы (с. Поречье) и Святой Троицы (с. Глобаево). С целью сохранения и утверждения истинного православия приходы завели обычай крестного хода, который ещё существовал в последней четверти XIX века. Совершался он из церкви Поречья на погост Глобай в день святого Духа, а ответный раз, из Глобаево в Поречье – в последнюю пятницу перед днём святых апостолов Петра и Павла.

В эти дни, как в Поречье, так и в Глобаево, бывало довольно большое стечение богомольцев, которые принимали живое участие в крестном ходе: встречали и сопровождали его, кланялись святым иконам, служили перед ними молебны. В подражание им не отставали и жители селений располагавшихся на пути крестного хода. Праздничное шествие всегда выглядело торжественно – с участием причта, пением и трезвоном.

Но в один год, меж священниками этих приходов случилась распря, и крестного хода в день святого Духа не было. Ну и что, спросите вы? А вот, что:

В тот самый день, над местностью, где по обыкновению должны были следовать св. Крест и иконы, поднялась страшная гроза, разразились молния и гром, выпал град, который уничтожил все посевы, побил домашних птиц и мелкий скот. В храме и в домах причта Глобаево повыбивало стекла и сорвало крыши, а в Поречье у священника отнялись ноги. Целый год он маялся этим недугом, страдал безмерно, каялся в своём поступке и много денег потратил на лечение. Но болезнь не отступала. Когда же на следующее лето крестный ход был возобновлен, больной получил исцеление — его ноги снова стали здоровыми.

Вот такую поразительную историю, оставил нам священник Михаил Бобровский, объяснять следствие которой посчитал излишним и передал нам, как факт из далёкого прошлого, и как урок, достойный должного внимания.

 

Храм Параскевы Пятницы на заднем плане руины
 
Автор: член СП России Геннадий Синицкий
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст