Семья

Гражданский брак и его подвохи


Психолог Ирина Рахимова
Психолог Ирина Рахимова

Поговорим о семье. Вроде бы, все мы знаем, что это такое. На поверку же оказывается, что, пользуясь одним и тем же словом, люди понимают его по-разному. Например, один немецкий философ считал, что семья – это узаконенное сожительство. И эта мысль не нова: начиная со второй половины XIX века она время от времени овладевает умами. Думаю, многие современные молодые люди так и относятся к институту семьи, наивно думая, что идут в ногу со временем. Очень печально, когда людей соединяет только постель.

Сожительство без регистрации называют гражданским браком. Насколько в действительности такие отношения похожи на брак? Начнем с того, что это – ни к чему не обязывающие отношения между мужчиной и женщиной. Есть даже такое понятие – гостевой брак. У него вроде даже есть преимущества перед официальным: не надо улаживать бытовую несовместимость, остается больше свободного времени на себя, можно принимать важные решения самому, без учета мнения партнера. Влюбленные ходят в гости друг к другу, удовлетворяют физиологическую потребность в сексе. Им весело, хорошо, комфортно вдвоем, а если устанут – расстанутся на некоторое время или навсегда. Гражданский брак напоминает гостевой брак с той лишь разницей, что в него впустили совместный быт. Поначалу кажется, что это очень удобно, ведь сейчас многие люди думают прежде всего о своем комфорте.

Но удобства гражданского брака обманчивы. Женщина в этой ситуации не чувствует в мужчине опору. Незаметно нарастает внутренняя тревога. Партнерша начинает замечать, что мужчина не принимает никаких решений, касающихся их обоих. Он постоянно уходит от ответственности. Женщина устает быть лидером. В итоге пара распадается, и начинается поиск следующего партнера. Приходится опять изучать нового человека. Он (она) может иметь массу своих недостатков – и надо снова находить точки соприкосновения, приноравливаться к привычкам другого. Но мы живем не тысячу лет. Нам отпущен небольшой срок – 60, 80, максимум 100 лет. Вот мы провели в гражданском браке семь лет и расстались. И что же? Семь лет выкинуть из жизни? Мы обижались, прощали, мирились – и каждый раз тратили свои душевные силы. А потом вдруг взяли все это и совершенно обесценили?

Почему такой союз обычно обречен на неудачу, расскажу на простом примере. Одна молодая женщина жила в гражданском браке восемь лет. Конечно, она ждала от своего избранника предложения вступить в законный брак, а рождение ребенка откладывала, поскольку их отношения не были узаконены. Женщина мечтала о ребенке и с тревогой думала, что лучшие годы для его появления проходят, а мужчина смотрел на его возможное рождение как на ненужную обузу. Партнер вроде бы ценил ее, ему с ней было легко и комфортно, но о возможном браке он даже не заикался. Когда же она стала подталкивать его к серьезному шагу, он не понимал или делал вид, что не понимает, чего она от него хочет, ведь, по его мнению, у них и так все было замечательно. А женщина хотела все лишь определенности.

Когда, наконец, чаша ее терпения переполнилась, она ушла. Мужчина был настолько удивлен, что предложил: «Если хочешь, давай поженимся». Но она мечтала о другом – не о женитьбе «из-под палки»! Поэтому ее ответом было: «До свидания, и спасибо за все». Конечно, нужен не один год, чтобы все это пережить, много времени уйдет, прежде чем такая женщина будет готова к вступлению в настоящий брак.

Или вот другая история. На консультацию пришла женщина. Ее брак дал трещину. Муж, успешный бизнесмен, страдает от алкоголизма. Пытаясь размотать цепочку событий, она многое проанализировала и поняла, в том числе и то, что сама спровоцировала его недуг. Они несколько лет жили в гражданском браке, пока женщина не забеременела. Мужчина три дня колебался, пока не принял решения жениться. Получилось, что своей беременностью женщина почти насильно затащила своего партнера в семейную жизнь, и он, конечно, остался недоволен. Вроде бы он поступил порядочно – женился на матери своего будущего ребенка, но на деле как будто решил: «Получай теперь свое замужество, а я буду жить как хочу». Он и раньше имел пристрастие к спиртному, а после женитьбы и рождения ребенка превратился в настоящего алкоголика. Прямо как в пословице: «Замуж не напасть, лишь бы замужем не пропасть».

Нередки случаи, когда люди по семь – девять лет живут в гражданском браке, а затем расходятся. Женщина до поры до времени мирится с таким положением вещей, а потом инстинкт срабатывает: хочу детей, уверенности, спокойствия. Но, оказывается, мужчине ничего этого не надо. Ему и так удобно: он никому ничего не должен, ни за что не отвечает. И уже ничего и не обещает.

После разрыва таких отношений возникает ощущение, что жизнь уже никогда не наладится. Есть ли возможность снова испытать счастье? По сути, такое состояние после крушения гражданского брака – тяжелый кризис. Его надо пережить, «собрать себя» ради будущего. Не все потеряно. Не стоит зацикливаться на неудачах – лучше заняться собой, своим внутренним миром. Если есть желание иметь семью и детей, то все наладится, придет в свой час. Просите, молитесь, и Господь даст. Безнадежные ситуации очень редки.

 
Автор: психолог Ирина Рахимова
Из книги: «Ошибки семейной жизни»
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст