Наши святыни

Скит Святой Анны. Афон


Скит Святой Анны. Афон

Скит святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы – древнейший (основан в XIV веке) и крупнейший на Святой Горе.

Скит Святой Анны приписан Великой Лавре, находится в труднодоступной местности между Новым Скитом и Каракалом, где по широкому склону афонского хребта до самого моря спускаются террасами многочисленные каливы и келии, утопающие в зелени оливковых, лимонных и апельсиновых рощ. Здесь возделывают злаковые культуры с крепкими темными зернами, которые на Святой Горе называют «слезы Панагии». Используются они для изготовления четок. Скит этот почитается первостепенным на Афоне в аскетическом отношении.

Монашеская жизнь в этих местах началась с XII-XIII вв. Первый устав братства был утвержден вселенским патриархом Дионисием III в 1689 г.

До XVII века скит назывался «Вулевтир», затем взял название Святой Анны от одноименного собора, основанного для хранения в нем нетленной стопы Св. Анны, перенесенной монахами из Азии в 1686 г. Соборный храм находится на высоте 300 метров, в то время как самая высокая калива находится на высоте 450 метров над уровнем моря.

На расстоянии получаса ходьбы от Большого Скита Св. Анны монахи основали Малый Скит, где, словно ласточкины гнезда на крутой скале, выстроены кельи с плоскими крышами. Скиту принадлежит также калива Картсонеев с величественным храмом Святого Георгия. Он был построен по плану известного Павла Милона, который посвятил большую часть своей жизни храмостроительству на Святой Горе. Братство было основано иеромонахом Гавриилом (1876-1956 гг.).

В каливе Святого Элевферия, также принадлежащей скиту, в XIV в. подвизались преподобные Нифон Афонский и Геронтий. По молитве преподобного Геронтия высоко в горах появился святой источник. После того, как монахи стали использовать воду для стирки одежды и поливки сада, преподобному было видение, в котором Богородица указала, что вода в источнике была дана им для других целей. Источник иссяк, но по молитвам преподобного пробился вновь, дальше и выше прежнего, чтобы монахи научились пользоваться малым, как им велела Богородица. Этот новый источник считается святым и в нем всегда ровно столько воды, сколько нужно общине.

Наибольший из всех скитов Святой Горы, он утвердился на крутом уступе ближе к ее подножию, на высоте пятисот метров над уровнем моря. Пассажиры судов, следующих на полуостров Агион-Орос или в Кавалу и далее в Константинополь, замечают его прежде всех других обителей и поначалу принимают за множество ласточкиных гнезд на склоне старца-Афона. Насчитывая семьдесят калив, Святая Анна издали кажется городком с широко разбросанными домами, в окружении садов и виноградников на высоких фундаментах. Скрытые горной толщей, подземные воды пробиваются на поверхность чистейшими источниками, которых с избытком хватает для нужд насельников и орошения их посадок. Суровость этого места — взять хотя бы подъем к нему — способна отпугнуть современного человека-празднолюбца.

Паломник, разглядывающий скит со стороны моря, принимает самые дальние его строения за облака, подобные тем, что окутывают вершину Афона, и недоумевает, что произошло: то ли небеса опустились, то ли скит вознесся. Потом с опаской думает о подъеме, ибо в миру привык передвигаться по гладкой поверхности. И уже при самом начале своего восхождения с нетерпением ожидает конца, дивясь тому, как осиливают его монахи с тяжелыми мешками за спиной. Но там, куда лежит его путь, получает и ответ, подобный тому, какой получил один послушник, мучимый двоящимися помыслами и в небесном видении извещенный, что всякий шаг ради послушания и всякое боголюбивое странствие записаны на небесах и получают награду от Бога. И, когда достигнет соборного храма, узрит оттуда дивную панораму открытого моря, а рядом с собою — строгие жилища отцов. Познав же их братолюбие и подвиголюбие, вменит ни во что трудности восхождения и назовет себя блаженным, как сподобившийся столь дивного паломничества.

В настоящее время эта новая Нитрия100 насчитывает до ста братий, которые средством к жизни имеют рукоделие — иконопись, деревянную резьбу, вязание, ткачество (то есть изготовление волосяных сумок, камилавок и тому подобных вещей), а истинным своим деланием и целью — благоугождение Богу молитвой, пощением и подвигами любви. Здесь просияли духоносные отцы минувших веков, отсюда вышли исполненные благодати и премудрости духовники, которые поколение за поколением учили народ даже в дни рабства и тяжких насилий над совестью хранить непорочной веру Христову. И здесь же возросла десятерица добропобедных новомучеников, преподобием своим освятивших это место прежде славной кончины. А мы навсегда сохраним память о велемудром Кирилле, о препростом, но рассудительнейшем Иоасафе, о святолепном Кесарионе и о многих других духовниках, которые таинством покаяния и отеческим вразумлением утешили, утвердили в вере и направили к небу тысячи душ.

И до самого последнего времени не оскудевает скит теми, кого призывают в епархии как знаменитых «свято-аннинских» духовников и кому безраздельно доверяет верующий народ, более же всего сельские жители.

 

Святыни скита

Икона св. прав. Анны

Одна из главных икон скита – чудотворная икона святой праведной Анны, излечивающая бесплодие. Молитвы многих отчаявшихся были услышаны, подтверждением этого служат благодарственные письма и фотографии малышей, которые присылают на Афон счастливые родители.

С иконой связана история. Несколько веков назад один турецкий султан узнал об образе святой Анны и его чудотворных свойствах. Правитель не мог иметь детей, хотя был уже довольно преклонного возраста. Он попросил прислать ему масло и воду из святого источника, но паломники, решив, что нельзя отдавать святыни не христианину, привезли ему простой воды и масла. Однако искренние молитвы султана святой Анне все равно помогли ему стать отцом. В благодарность властитель подарил скиту лампаду, которую можно увидеть у иконы и сегодня.

В числе других святынь скита: левая стопа святой Анны, части мощей мученика Харалампия, мученика Игнатия, святых бессребреников Косьмы и Дамиана, великомученика Димитрия и других святых.

 
Автор: Архимандрит Гавриил Дионисиатский
Из книги: «Лавсаик Святой Горы»
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст