Наши святыни

Храмы земли Невельской:
Церковь иконы Божией Матери Казанская


Церковь Иконы Божией Матери Казанская с. Шульги

О Казанской церкви в деревне Шульги Невельского района написано много статей и даже книг. Мы не ставим перед собой цель поставить под сомнения те или иные факты, описанные в разных годы и разных источниках о данном храме. Мы всего лишь расскажем о том, что было написано о данной церкви в газете «Полоцкие Епархиальные ведомости» в 1898-1899 гг.

В августе 1891 года крестьяне трёх деревень: Шульги, Кулёво и Самухино, в числе 36 дворов, с населением в 250 человек (119 муж. пола и 131 жен. пола) возбудили ходатайство об образовании самостоятельного Шульгинского прихода. Ведь до этого времени Шульгинская церковь считалась приписной к Новохованской, 1-го благочинного округа Невельского уезда, была доселе кладбищенской, своим видом и вместительностью немного отличалась от обычного дома. Однако епархиальное начальство данное прошение отклонило в апреле 1892 года, по причине отсутствия средств к содержанию причта (группы священнослужителей храма). Крестьяне не согласились с отказом и обратились в Святейший Синод, который, в свою очередь, рекомендовал им отмежевать причту законное количество земли и возвести на ней причтовые постройки. Крестьяне от этого отказались, в результате чего в начале 1894 года Указом Святейшего Синода просителям было отказано в ходатайстве.

В апреле 1896 года просителей поддержал местный помещик – Станислав Викентьевич Лесневский, который выразил готовность пожертвовать на обеспечение нового причта пять десятин земли. Крестьяне, для этой же цели, приобрели 15 десятин. Дело приняло совершенно иной оборот, и ходатайство было возобновлено. 12 сентября 1897 года дело было рассмотрено Святейшим Синодом и решено при кладбищенской Шульгинской церкви открыть самостоятельный приход с причтом из священника и псаломщика.

25 января 1898 года в Полоцком кафедральном соборе Его Преосвященством епископом Полоцким и Витебским Александром (Закке-Заккис) была совершена Божественная литургия, в ходе которой столоначальник 4-го стола епархиальной консистории, титулярный советник Онуфрий Шостак был рукоположен в священники и назначен к Шульгинской церкви Невельского уезда. А чуть ранее, 13 января Резолюцией того же Владыки послушник Невельского монастыря Ефрем Кривенков был назначен на должность псаломщика этой же церкви.

Такова история открытия 276-го сельского прихода Полоцкой Епархии, который к тому времени был самым маленьким из всех существующих, и как писал современник тех лет: «Самый неустроенный: причтовых построек нет, земля вся под зарослями, деревенская глушь страшная! Много надо тут, кроме пастырского рвения, опытности чисто практического навыка, чтобы всё как следует начать, устроить и довести до надлежащей высоты, когда этот приход из самого незавидного, мог бы встать рядом с соседними приходами».

Благодаря настойчивости местного населения, подъёма духовных сил прихожан Казанской церкви, через 8-9 месяцев Шульгинский приход преобразился до неузнаваемости. К осени 1898 года здесь были построены: дом для священника 4х6 саженей (4 комнаты и кухня), амбар, погреб, конюшня, хлев, навес и два сарая; для псаломщика – дом 3х5 саженей (2 комнаты и кухня), сарай, хлев и общая баня для причта.

Но и это ещё не всё. Председатель местного церковно-приходского попечительства, крестьянин Василий Киритёнок, взялся за свой счёт расширить боковые стены храма, пристроить ризницу и кладовую, обшить храм тёсом и обнести оградой. Одновременно со всем этим была начата постройка церковно-приходской школы на средства Невельского отделения Епархиального училищного Совета, не без значительного участия прихожан Шульгинской церкви.

22 октября 1898 года в день явления Казанской иконы Богоматери в Шульгинской церкви состоялся первый в её истории Престольный праздник. К этому времени в храме производились работы по расширению боковых стен. Накануне их приостановили и убрали из церкви рабочие станки. На церковное торжество прибыли: председатель Невельского отделения Епархиального училищного Совета, настоятель Невельского Успенского собора священник Дмитрий Гнедовский, благочинный 1-го Невельского округа Пётр Серебренников, священник Туричинской церкви Василий Лиоренцевич, Плисской – Михаил Ширкевич, Еменецкой – Сафроний Серебренников, Новохованской – Дмитрий Зубовский и два диакона: Невельского монастыря отец Феодорит и Еменецкой церкви – Сазоновский. Местный псаломщик Кривенков успел к этому времени образовать целый хор из детей деревни Шульги, который пел на правом клиросе. На левом клиросе пели ученики школы грамоты из деревни Носики. После окончания литургии Дмитрий Гнедовский благословил детей крестиками и подарил в здание строящейся церковно-приходской школы образ Казанской иконы Божией Матери в хорошем киоте. За дневным богослужением и на вечерне народу было около тысячи человек, что давало понять о почитании Казанской иконы Богоматери, находящейся в Шульгинской церкви, и за пределами прихода. В этот день, в ещё не открытую, а только строящуюся школу изъявили желание записаться 72 ребёнка обоего пола и 58 взрослых девушек на занятия по воскресным и праздничным дням.

Казанский храм в деревне Шульги Невельского района Псковской области чудом пережил годы религиозных гонений и сохранился до конца 20 века в своём первозданном виде. В ночь на 13-е июля 2002 года церковь сгорела до тла. Спустя два года, на её фундаменте была отстроена новая церковь в честь иконы Казанской Божией Матери, которая существует в настоящее время.

Церковь Иконы Божией Матери Казанская с. Шульги 2
 
Церковь Иконы Божией Матери Казанская с. Шульги 3

 

 
Автор: член СП России Геннадий Синицкий
Автор фото: Геннадий Синицкий
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст