Наши святыни

Храмы земли Невельской:
Незабытое. Церковь Александра Невского


Церковь Александра Невского у деревни Карулино

История Невельского края – непаханое поле для краеведов и прочих научных мужей. А, что касается становления православия на нашей родной земле, так это вообще белое пятно в летописи времён. Всё то, что мы знаем о малой Родине — лишь крупицы того огромного прошлого, которые чудом сохранилось до наших дней. И нам приходится каждый раз изыскивать что-то новое, из разных источников, причём не только в границах Российского государства. И когда мы находим это, оно становится для нас настоящим открытием, которое не имеет материальной цены...

Изучая архив газеты «Полоцкие епархиальные ведомости» XIX века, я нашёл статью священника Коротаевской церкви Арсения Лузгина, о возникновении церкви имени святого благоверного князя Александра Невского, на кладбище около деревни Карулино, Коротаевскаго прихода, Невельского уезда и торжества освящения оной в 1898 году.

Чтобы избежать путаницы и прочих недоразумений, я привожу данную статью, опубликованную в феврале 1899 года с переложением на современную письменную речь. Хочу также отметить, что названия деревень указанные в данном источнике несколько отличаются от настоящих, но понятны и даже очень интересны.

— Со времени моего вступления священником в приход Коротай, Невельского уезда, в 1885 г., мне не раз приходилось выезжать для погребения умерших на Карулинское кладбище, находящееся в 6-ти верстах от приходского храма. Случающиеся дождь, вьюга и вообще неблагоприятная погода при совершении погребения и панихиды на открытом воздухе, вдали от жилых строений, заставляли меня думать об устранении неудобств, сопряженных при отправлении христианских треб. В таких случаях приходилось совершать отпевание даже в доме, где проживал умерший. Наконец, я решил, что в этом месте необходимо поставить деревянную часовню. И вот, такую свою мысль я стал постепенно проводить в среду крестьян, имеющих в той местности свое кладбище, т.е. домохозяев девяти деревень. Некоторые из них высказывали, что это здесь сделать трудно и невозможно, и что об этом до меня и разговора никогда не было. Тем не менее, я от своей мысли не отставал и начал всячески заботиться о приискании средств, для начала строительства. Первое пожертвование в размере 90 руб. было сделано петербургским мещанином Стефаном Аверьяновым, у которого в 5-ти верстах от погоста Коротая было имение, под названием «Сапуны». Имея 90 руб., я начал стараться о часовне. Испросив план и разрешение епархиального начальства на устройство часовни, я стал подыскивать понимающего мастера, но такого в моём приходе не оказалось. Тогда я отправился в Невель, где отыскивал лицо, берущее постройки с подряда, показывал ему план и, к смущению моему, оный подрядчик запросил с меня 700 руб., за устройство часовни из всего его материала. Опять для меня неприятность: денег много нужно, а их, кроме 90 руб., нет. Не желая иметь дело с городскими подрядчиками, я созвал своих прихожан, пригласил сведущих людей по постройке и, наконец, после долгих торгов, один крестьянин согласился устроить часовню, кроме фундамента, железного креста на куполе, рам в окна и обшивки стен тесом, с платой за работу 200 руб., из готового леса, с доставкою его прихожанами к месту постройки. Затем, я купил лес, а прихожане вывезли его на место. Как же быть дальше и что делать?.., денег нет. В таком стесненном положении советуюсь со многими лицами о приискании средств; наконец, узнаю, что в Петербурге есть крестьянин, довольно богатый, из моего прихода, родители коего здесь же, на Карулинском кладбище, погребены. Я написал ему письмо с просьбой оказать пожертвование на устройство часовни. Василий Романович, так зовут этого крестьянина, вступил со мною в переписку и выслал сначала 100 руб., а потом еще 50 руб. Наконец, я также узнаю, что есть одна крестьянка, прихожанка Невеля, довольно состоятельная; отыскиваю её родственника, моего прихожанина, и с ним еду к ней, она пообещала помочь, но денег сразу не дала; позже я получил от неё 20 р. Кроме этого, я произвел мелочный денежный сбор среди крестьян девяти деревень, родные которых погребаются на Карулинском кладбище. И таким путем на собранную от разных лиц сумму, устроилась в этой местности деревянная часовня, размером 9x9 аршин внутри. Спустя несколько лет, я продолжил мелочный сбор денег, желая устроить из часовни церковь с пристройкой к ней алтаря с иконостасом. Находя средства от доброхотных пожертвований незначительными, я обратился к волостному писарю Карулинской волости Ф. Щолоку, исполнительному и старательному, надеясь, что при его содействии, крестьяне всего прихода придут мне на помощь. Моя надежда оправдалась: на волостном сходе крестьяне постановили пожертвовать в 1892 году 113 руб. 28 коп., и в 1893 г. точно такую же сумму на предмет продолжения работ. Деньги эти от волостного правления были получены. Затем, я обратился к прежнему плотнику и он согласился устроить алтарь и, кроме этого, иконостас с рамами для постановки в них икон. Нужный для работы лес был приобретён и доставлен к месту работ. Так совершилась пристройка. Иконы в иконостас приобретались поодиночке в разное время, по мере сбора пожертвований. Еще не закончив постановку икон в иконостасе, я стал помышлять о новой пристройке к церкви – притвора с колокольней. Средства в это время истощились, а новых лиц, к которым можно было обратиться за пожертвованием не предвиделось. Надежда на Господа ободряла меня. И вот однажды я получил из Петербурга, от одного благотворителя, пожелавшего остаться неизвестным, 125 руб. На эти деньги было приоретено облачение на престол, жертвенник, катапетасма, аналои и пр. По прошествии некоторого времени убеждаюсь, что пристройка притвора с колокольней становится все более необходимой. Я начал ходатайствовать о плане и разрешении на строительств. Вскоре всё было получено от епархиального начальства. Но денег, к моему прискорбию нет, за исключением нескольких рублей из оставшихся от пожертвований. Я вновь созвал прихожан и предложил оказать пожертвование деньгами в размере 50 коп. от каждого домохозяина и ссыпкою озимого и ярового хлеба, который можно обратить в продажу. Предложение крестьяне приняли. Дело стало подвигаться вперед, а между тем колоколов для новой церкви нет, кроме одного небольшого, около пуда весом, пожертвованного из Петербурга для часовни. Решаюсь опять обратиться письмом к известному мне жертвователю Василию Романовичу, прося его о двух колоколах для церкви. Просьба была исполнена: 14-го октября 1898 года, я получил два колокола – средний и большой. С Божией помощью устройство церкви было доведено до конца. Общий расход по строительству со всеми принадлежностями и поступившими пожертвованиями, а также приобретением строительного материала, обошелся в 1000 руб., не считая при этом доставку материала, которая безвозмездно производилась прихожанами.

Торжество освящения новоустроенной кладбищенской церкви во имя святого благоверного князя Александра Невского происходило 22 ноября 1898 года под руководством благочинного 2-го Невельского округа Иллариона Никоновича. Народ к этому времени все больше и больше собирался в церковь, так что все молящиеся не имели возможности вместиться, и многим приходилось стоять вокруг её. При виде церковного торжества, люди приходили в умиление и выражали чувства глубоко–религиозного настроения.

Дальнейшая судьба этой церкви нам не известна. Скорее всего, её следы были намеренно стёрты Советской властью в годы религиозных гонений. Но то, что богова делянка у деревни Карулино сохранилась до сих пор, и прирастает печальными холмиками даже в 21 веке – неумолимый факт.

 

Церковь Александра Невского у деревни Карулино 2
 
Церковь Александра Невского у деревни Карулино 3

 

 
Автор: член СП России Геннадий Синицкий
Автор фото: Геннадий Синицкий
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст