Духовная жизнь

Цена коллективных грехов


Смысл катастроф

 

Марина Струкова
Марина Струкова, писатель, публицист,
член Союза писателей России

Под крыльями самолета расстилалась пелена облаков. Сквозь просветы мелькали черные артерии дорог, скопления крошечных зданий, массивы зимних лесов. Пассажиры негромко беседовали, кто-то дремал, кто-то читал журнал. Девушка просматривала в телефоне сэлфи - вот она в кафе, вот на рабочем месте, вот с другом перед посадкой на самолет. Невольно залюбовалась собой - после уколов гиалуроновой кислоты губы стали полными, чувственными. Обошлось недорого, а сколько восторженных оценок в Фейсбуке.

Вдруг потянуло запахом гари, едкий дым начал наполнять салон. Люди закричали, засуетились. Кто-то вскочил с места, кто-то, наоборот, пристегнул ремни. Самолет начал стремительно снижаться, полет превратился в падение. Девушка ощутила, как ее вдавило в кресло, к горлу подступила тошнота. В сознании замелькали последние воспоминания: ссора с родителями, измена мужу, но уже ничего не исправить, не попросить прощения... Страшный удар сотряс самолет, пассажирка ощутила ожог морозного воздуха и потеряла сознание. А в Фейсбуке продолжали лайкать ее новые фотографии.

 

ХХ, XXI век отмечены большим количеством катастроф, где люди гибнут массово. Счет открыл знаменитый «Титаник» в 1912 году.

В наши дни падают самолёты, взрываются АЭС, рушатся здания, горят клубы, теракты происходят в метро, поезда сходят с рельсов, не говоря уже про автомобильные аварии. Можно было бы объяснить это развитием технологий, но разве рука об руку с ним не идет развитие техники безопасности? Тот, кто управляет процессами, априори должен знать, как не допустить чрезвычайной ситуации. Но каждый день мы слышим трагические новости.

Есть ли особый, мистический смысл в том, что где-то целыми компаниями гибнут пассажиры и водители транспорта или посетители учреждений? И вспоминается мне байка из разряда черного юмора, где блудница с тонущего парохода вопрошает Бога: «Я знаю, в чем моя вина. Но неужели из-за меня погибнут все пассажиры?» И тот отвечает: «Я три года вас, окаянные, сюда собирал».

И есть в этом логика. Мы все считаем себя хорошими людьми, не считая за преступления тысячи нарушений заповедей и канонов - прелюбодеяния, осуждение, лицемерие, ложь, воровство, ненависть.

Конечно, возникает вопрос: «Почему в катастрофах страдают дети?», но большинство священников поясняет, что это происходит за нераскаянные грехи родителей. Тем не менее, если почитать список единственных выживших в катастрофах, это зачастую ребенок. Возможно, наиболее чистая душа.

Катастрофам и авариям, как правило, предшествуют ситуации, которые отводят беду от некоторых потенциальных жертв, заставляя отменить роковое путешествие. Люди опаздывают на рейс, сдают билеты. Если Бог хочет спасти, Он спасает.

Американский социолог Джеймс Стаунтон исследовал 50 железнодорожных и авиакатастроф за 100 лет. И сделал вывод, что в случае крушения злополучный транспорт был заполнен пассажирами в среднем на 15% меньше, чем самолеты и поезда, благополучно завершившие маршрут. При этом не попавшие на рейсы люди признавались, что никаких особых предчувствий не ощущали, а поездке помешал cлучай.

Мы наблюдаем коллективные наказания как обращение Всевышнего к обществу: покайтесь, иначе будете скошены смертью, как сорная трава.

 

На совете нечестивых

 

В Библии Бог не раз обращается как к отдельной личности, так и к целому миру. Если Он дает заповеди человечеству, то и требовать может со всего человечества. Не раз библейская история повествует нам о грехах коллективных - общенародных, и наказаний за них, которые обрушиваются на целые племена или социальные группы. Такой удел время от времени постигал как еврейский избранный народ, так и его недоброжелателей, например, египетское войско во главе с фараоном, утонувшее в Красном море.

Коллективными грехами можно счесть и строительство Вавилонской башни, и продажу Иосифа братьями в рабство, и создание золотого тельца. Не стану перечислять все примеры - они не раз встречаются у других публицистов. Давайте обратимся к нашему Отечеству.

В кризисные переломные годы стоит задуматься: за что Бог наказывает нашу страну? И это не пустой вопрос. У россиян коллективные грехи присутствуют как в прошлом, так и в настоящем. Наверное, о коллективном грехе можно говорить в случае, если его совершает больше половины населения. В таком случае, массовым нарушением Божьих заповедей является революция, затем культ тирана Сталина, взаимные доносы, агрессивный атеизм.

А разве сегодня мы безупречны?

Нам хватает коллективных грехов и неполитического характера. Например, аборты, которые делали и делают тысячи женщин. Могло бы общество остановить их? Конечно, если бы родственники и знакомые таких особ удержали их от рокового шага. Могла бы власть остановить их? Да, финансово помогая матерям-одиночкам и бедным семьям. Но мы имеем то, что имеем: повсеместное нарушение заповеди «Не убий».

Коллективных грехов не счесть: в каждом доме - сплетни, на каждой улице - пьянство, в каждом учреждении - коррупция. В подростковой среде - мода на суицидальные настроения, темную мистику, сексуальные перверсии, психопатию.

Сравнение современных городов с Содомом и Гоморрой кому-то кажется чрезмерным, но социальные сети ярко демонстрируют динамику падения россиян, пополняясь новыми сообществами извращенцев. Кажется, кто там только не тусуется - и педофилы, и садисты, и фанаты серийных убийц. Предела разложению нет. И это молодое поколение, будущее страны.

Вот, например, sissy - парни, которые хотят внешне походить на девушек. Лекари-шарлатаны предлагают им курс дешевых инъекций эстрогена, женского гормона, и они готовы рисковать, мечтая о красивом собственном бюсте.

Или винишко-тян, юные алкоголички, обожающие фотографироваться с бутылками и рюмками, порой подрисовывая себе шрамы и синяки, что делает их похожими на вокзальных бомжей. И другие представители нездоровых субкультур, депрессивных, саморазрушительных.

Среди своих френдов в Фейсбук я обнаружила трансгендера - молодого мужчину, считающего себя девушкой и при этом зарабатывающего проституцией. Это довольно простоватое существо, блог которого изобилует откровениями о личных проблемах, грубых клиентах и, как ни странно, рассуждениями о православии. В религии этот мятущийся человек нашел отдушину. Он даже ходит на исповедь. Как в его сознании совмещаются религия, переодевания в девушку и профессиональный разврат, трудно постичь. Вот дитя нашего времени, взращенное телевидением и порносайтами. Вечером он в бюстье и сетчатых чулках встречает гостя, а утром бежит в храм и жалуется священнику на побои.

Падение общества характеризуется не просто размахом пороков, но и нежеланием их скрывать. Люди привыкли к грязи, и тех, кто пытается быть чистыми, считают архаичными ханжами.

Блоги шлюх, форумы педофилов, клубы маньяков - все открыто, добро пожаловать, полюбопытствуйте, зафрендите, поговорите по душам. И заходят, читают, знакомятся любопытные подростки. А где коготок увяз, там птичке всей пропасть.

Все это коллективные грехи. Но когда Бог отступает от человека, к нему подступает Дьявол. И мы уже привыкли, что где-то что-то взрывается и рушится, потому что подсознательно ощущаем - поделом, по грехам нашим!

В очередной авиакатастрофе погиб молодой экстрасенс. Из любопытства я зашла на его страницу в соцсети. Ник azazellovoland. Последняя загруженная картинка изображает мертвецов, лезущих в вагон метро. Диалог: «Вы на каком кругу выходите?», «Мне на девятый». В девятом круге ада, по версии Данте, расположено ледяное озеро Коцит, где мучаются те, кто предал чужое доверие.

 

Коллективное покаяние?

 

Идея коллективного покаяния давно вызывает дебаты в обществе. Обычно речь идет о всенародной вине за убийство царской семьи. Но как сказано выше - у россиян и без того грехов не счесть.

Противники коллективного покаяния заявляют, что каждый держит перед Богом отчет за свои личные грехи. А сторонники, напротив, считают, что человек неразрывно связан с обществом, поэтому должен держать ответ за его преступления.

У спорной темы есть немало нюансов. Например, должны ли каяться в цареубийстве и революции потомки белогвардейцев и белоказаков? Или, почему в чине общенародного покаяния, который я увидела на одном из сайтов, упоминается только русский народ, тогда как в революции участвовали десятки национальностей?

В любом случае возникает вопрос, как это должно происходить?

Один из читателей интересуется: «Ну, покаяние, так покаяние... А как покаяться? Выйти на перекресток и лбом об асфальт? Да, а сколько раз? Или проехать в составе колонны Т-34 по эуропейским столицам и встречным говорить, что, мол, каяться приехали - кому и как каяться? Кто подскажет?..».

Конечно, в наши дни странно представить себе покаянную процессию, подобную той, что описал в одном из своих романов Дюма, где король, вельможи и простые горожане шествуют босыми ногами по снегу, занимаясь самобичеванием.

Скорее, можно вспомнить опыт массовой исповеди, введенной Иоанном Кронштадтским в практику из-за большого количества желающих исповедаться у подвижника. Андреевский собор, где он служил, вмещал до семи тысяч человек. Вдохновенные слова пастыря, его призывы переосмыслить свою жизнь, потрясали сердца прихожан. Все, от простолюдина до аристократа, каялись вслух, признаваясь в самых постыдных грехах. Один из очевидцев вспоминает, как заметил двух чиновников, которые иронично улыбались, наблюдая за народным порывом. Но под проникновенную речь священника их лица становились все серьезней, и наконец они опустились на колени со слезами на глазах. Отец Иоанн имел дар боговдохновенного слова.

 

Пока в церковной службе отсутствует чин всенародного покаяния. Но это не мешает каждому из нас в молитве просить прощения и милости не только себе и своим ближним, но и всему народу российскому. Даже с точки зрения психологии такой настрой будет формировать чувство ответственности за окружающих, готовность поддержать друг друга в сложной ситуации. Каждый день мы будем желать добра всем соотечественникам. Это способно изменить судьбу страны.

 
Автор: Марина Струкова, писатель, публицист, член Союза писателей России
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст