Азы православия

Иисусова молитва


Обложка книги «Будьте святы»

Особенно необходима для научения благочестию Иисусова молитва. Нам должно возлюбить непрестанную молитву. Кто благоразумный и мудрый, тот поймет, почему нам необходимо призывание Иисуса Христа, – потому что когда мы внутри себя взываем к Богу, то этим отгоняем приражение бесовской силы, старающейся нам внушить какую-либо неправду, какое-либо зло. «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» – эти слова должны быть постоянными в нас, как и говорит апостол Павел: Непрестанно молитесь (1 Фес. 5, 17); это взывание к Богу должно быть достоянием нашего ума. Где бы мы ни были, куда бы мы ни шли – нужно стараться не беседовать в уме с демонами, которые внушают нам что-то купить, продать, похвалиться, отомстить обидчику, осудить кого-то, навевают злопамятство, похоть, стремление к богатству и другие греховные мысли, – а нужно призывать Бога.

Если прежде не согрешишь мыслью, то не согрешишь и делом. Поэтому необходимо хранить ум в чистоте, а это возможно только при помощи призывания всесильного имени Иисуса Христа. И апостол говорит, что нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4, 12). И нужно править умом, обуздывать его и всякий помысл, всякое действие лукавого казнить призыванием Господа нашего Иисуса Христа.

Иисусова молитва избавляет от, казалось бы, неистребимых страстей и греховных навыков, дарует душевное исцеление, обновление и возрождение, наполняет внутреннего человека светом, радостью и тишиной. И тому много примеров. Так, одному человеку, страдавшему запоями, посоветовали, как только ему захочется вина, проговаривать по 33 Иисусовых молитвы – в честь Пресвятой Троицы и по числу тридцати трех лет земной жизни Иисуса Христа. Он последовал этому совету, и благодатная сила Иисусовой молитвы оказалась так велика, что человек тот вскоре совсем бросил пить. А некий шаловливый отрок, причинявший много неудобств и беспокойства окружающим своим буйным характером, молитвой Иисусовой совершенно изменился, став тихим и кротким.

Безнадежным грешникам, отчаявшимся в своем спасении, молитва Иисусова дарует радость покаяния и примирения с Богом. Известен случай, когда человек в течение многих лет тяжко согрешал, совершая воровство, прелюбодеяние, разбой, предаваясь пьянству. За такие грехи Господь попустил его душе исполниться страха и безнадежного отчаяния. В видении явился этому преступнику его умерший благочестивый дед и с грозным видом повелел земле со всех сторон давить его. С тех пор этим человеком овладели такой ужас и тоска, что он с нетерпением стал ожидать смерти как избавления от этого мучительного состояния, а обратиться к Богу с покаянием не решался из-за великой тяжести своих согрешений. И вот по совету некоего боголюбца несчастный стал совершать Иисусову молитву – и вскоре почувствовал внутреннюю отраду, утешение и смог исповедаться во всех своих грехах и примириться со своей совестью и с Богом. Ибо, как говорят святые отцы, когда мы в молитве Иисусовой призываем имя Его и говорим: «Помилуя мя, грешного», то на каждое такое прошение как бы ответствует тайный глас Божий: «Отпускаются тебе грехи твои».

Иисусова молитва дает человеку мужество переносить трудные обстоятельства жизни. Так, некто заблудился ночью в глухом лесу, началась буря, подошли близко волки. Страх и трепет напал на несчастного. Но как только он стал творить Иисусову молитву, в душе его водворилась тишина и покой, смятение и отчаяние исчезли, и он смог переждать страшную ночь.

Иисусова молитва избавляет от невидимых козней вражиих, которые диавол непрестанно строит на нашем пути. Так, некий монах вышел по нужде из монастыря в мир. По пути он заметил, что забыл взять четки – духовный меч воина Христова. Он поболезновал об этом душой, призвал имя Иисуса Христа, обнаружил четки у себя в кармане и пошел дальше. В городе с ним случилось искушение – он чуть было не оказался растоптанным лошадью и спасся почти чудом. И вот во сне ему было откровение: за некое прегрешение и нерадение в духовной жизни диавол получил право приступить к нему и уготовать погибель от копыт лошади. Но монах сотворил молитву, вспомнил о четках – орудии молитвы, и это спасло его от смерти. За малое делание – призвание имени Божия – дарована жизнь человеку! И на весах судьбы человеческой одна краткая минута призывания Иисуса Христа перевесила часы, потерянные в лености.

Делатель Иисусовой молитвы свидетельствует: «Когда сильный холод прихватит меня, я начну напряженнее творить молитву – и скоро весь согреюсь. Если голод начнет меня одолевать, я стану чаще призывать имя Иисуса Христа – и забуду, что хотелось есть. Когда сделаюсь болен, стану внимать молитве – и боли не слышу. Когда кто оскорбит меня – я только вспомню, как насладительна Иисусова молитва, и тут же оскорбление и сердитость пройдет и я все забуду. И когда занимаюсь молитвой, то бывает мне очень весело».

Богомудрые отцы непрестанной молитвой стяжали обильную благодать Святого Духа. Через молитву они познали Божественную любовь и тайны будущего века. Поэтому все святые отцы поучают христиан непрестанно молиться, как заповедал Спаситель и Его апостолы. И этот подвиг непрестанного внутреннего умного делания Иисусовой молитвы среди благочестивых христиан совершался с древнейших времен. В Православной Церкви он почитается как необходимое условие благодатной христианской жизни и как средство к внутреннему сердечному единению с Господом Иисусом Христом.

Без молитвы нельзя совершить путь ко Господу, уразуметь истину, очистить свое сердце от греховных навыков, страстей и похотей, просветиться в сердце светом Христовым, уподобиться Богу и спасительно соединиться с Ним, ибо с тех пор, как человек изгнан из рая и удалился от Бога, диавол получил свободу день и ночь невидимо колебать мысленную силу всякого человека. Поэтому в деле спасения нужна постоянная благодатная помощь от Бога, которая испрашивается в молитве Иисусовой.

Спасительное призывание имени Иисуса Христа является непрестанным поучением ума и сердца для восходящих по степеням совершенствования. От степени состояния человека, творящего молитву, различается и вид молитвы. У новоначальных это гласная молитва, у средних – умная, а у совершенных – высшая сердечная молитва.

Отцы учат, что делание Иисусовой молитвы начинать надо с устной молитвы, вникая в смысл произносимого, приобретая внимание, препобеждая рассеянность ума и холодность сердца. Затем при благоговейном, покаянном и неспешном произнесении молитвы гласно, когда разум в борьбе с помыслами сосредотачивается во внимании, она помощью Божией переходит в умную. В дальнейшем уже умная молитва переходит в чистую молитву сердечную. Тогда рождается умиление, ничем не прерываемое оттого, что не только ум, но и сердце глубоко переживает те чувства, которые вложены в молитву. И эта благодатная сердечная молитва есть высшее выражение нашей любви к Богу.

Отцы указывают на еще некоторое состояние, когда христианин, переходя как бы за предел чистой молитвы, уже молится безгласно, без слов, и бывает в созерцании неизъяснимом от восхищения к Богу благодатью Святого Духа. И если такое высшее состояние, которого достигают опытные делатели молитвы Иисусовой, кажется нам чем-то высоким и недостижимым, то молиться словами, гласно, произнося имя Иисуса Христа, может каждый человек.

 
Автор: Н. Посадский
Из книги: «Будьте святы»
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст