Литературная страничка

Странник


Ольга Вышемирская
Ольга Вышемирская

Однажды на Невском мне встретился человек с отрешенными взглядом, немного неряшливого вида. Он осматривал купола так, будто искал на них следы пребывания то ли ангелов, то ли птиц. Всклоченные волосы его не были стрижены примерно полгода, щетина двухнедельной давности придавала лицу более измождённый вид; одежда заношенная имела запах дыма и незнакомых трав, видимомо, произрастающих в более теплом климате.

«Летают» - сказал он, всё ещё глядя на кресты. «Вороны» с сумасшедшим, подумал я и тут же услышал:

- А что есть ум, по-вашему?

- Отличие человека от скота.

- Много ли умных людей Вы видели и так ли неразумны бессловесные твари?

Я задумался. А что, если их ум не меньше нашего? Повисла пауза. Я мог показаться тугодумом, но, любопытства ради, озвучил свою мысль:

- А Вы как полагаете?

- Ум, это такое качество человека, которое его приближает к Богу. Надеюсь, Вы не станете отрицать Его существование.

Я был холоден к вопросу религии и вероисповедания, но начавшийся диалог показался мне весьма занятным.

- Если следовать вашей логике, то и тварь от Бога недалеко.

- Видите ли, достопочтенный, если человек создаёт теперь «умные» вещи, то как же Творец мог поместить любимое детище в безумный мир!?

- Смешно Вы мыслите! Где разум у деревьев? Где мысли у камней? Да и сами Вы, имея божий дар, как им распоряжаетесь, во благо ли себе, или во вред?

- Я, достопочтенный, странник, так сказать; человек, вольными ветрами обдуваемый, имеющий особый взгляд. Видите ли, мир живёт быстро, причинно-следственные связи не улавливает, а по-тому не учится на ошибках своих. Скажем, я инопланетянин и даю Вам интервью, как моя реальность устроена. Вы, хоть и не верите, а дивитесь, стало быть, запоминаете, а значит, думать будете на досуге, как со мной тут беседовали. Вот представьте, разум человеческий такие вещи смог изобрести, кои свои качества и меняют и сохраняют одновременно. Допустим, что Вы хулиган и решили мне в окно камень кинуть и кинули, а стеколко этак, как резина, выгнулось и вернуло Вам ваш камешек ровно в то место, откуда он к стеколку моему старт начал. Окно целое, а на вашей руке синяк. Или вот взяли Вы гвоздь, машину поцарапать, а как начали им надпись выводить, так он и изменил гладкую свою поверхность на шипы да лезвия и не машина в царапинах, а пальцы пакостника.

- Выходит, Вы во всем разум видите?

- Так и есть.

- Хороша ваша сказка, только в мире совсем другое кино.

- Это как посмотреть. Я раньше, как и Вы, многое видел с «высоты» ума своего, а когда понял, что имею разум меньший, чем у дитенка, поостерегся поспешно выводы делать. Вот Вы, достопочтенный, не зная, сочли меня за ненормального, а я, хоть и есть такой, о Вас выводы не делал. Есть недопеченные пироги, желудок портить. Глядите на кресты! Что видите?

- Метал.

- Вот она, ваша правда. Ум к земле пригвожденный.

- А что видите Вы?

- Мир горний. Состояние в котором человек человеку счастье.

- Интересненько... Что, и в убийцах счастье видите? - усмехнулся я.

- Так ить, в рай первым разбойник вошёл.

- Что ж это за рай такой, в который всех отбросов пускают!? Вы ещё скажите мне в насильнике брата видеть!

- Не скажу, достопочтенный! Вы мир сейчас видите на ощупь, как слепые. Куда там, о рае рассуждать.

- А что, мысли людские читать приятно?

- Не думайте об этом, пользы не получите. Вот сорока летит и птенцам куриную голову в гнездо несёт. Как думаете, курице обидно?

Тут я почувствовал, что перестал понимать этого странного человека.

Стало неловко вести разговор о предмете непонятном и далёком. Тучи заволокли сентябрьское небо и брызнул косой, холодный дождь. Я поднял ворот пальто и поежился, посмотрел на часы; а когда перевел взгляд, собеседника уже не было. Ни справа, ни слева, нигде не виднелась фигурка сутулого человека с темными, чуть всклоченными волосами. С тех пор прошло двадцать лет. Я повзрослел и многое переосмыслил, и можно было бы забыть про эту встречу, но вчера у Московских ворот я увидел его, ничуть не изменившегося, задравшего голову к небу. «Летают» - сказал он, прищурившись. «Летают» - ответил я.

 
Автор: Ольга Вышемирская, г. Салехард, Тюменская обл.
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст