Истории из жизни

ОТЕЦ ДИОНИСИЙ ПОЗДНЯЕВ

Руководитель группы исследования проблем Православной Церкви в Китае при отделе внешних церковных связей Московского Патриархата.

 

Смысл веры не в том, чтобы поселиться на небесах,
а в том, чтобы поселить небеса в себе.

Томас Харди

 

Отец Деонисий Поздняев

Многое в нашей жизни происходит неожиданно. Можно сказать, что все мы играем отведенные нам роли. Играем в соответствии с внутренними правилами и этикой восприятия дорог, которые нас выбирают. Вопрос только в собственной честности и открытости. Но и он звучит философски, ибо роли, как и актеры, бывают разными: без черного не различить белого. Говоря о природе этих явлений, нельзя не вспомнить тот факт, что в русском языке не существует рифм к слову «Истина». А это означает только одно: у каждого она своя, и каждый сам рифмует свою душу. Самое интересное, что все это постоянно меняется и оттачивается, либо застывает и притупляется... Внезапное озарение способно заставить рисовать, писать, убивать, исповедовать... Впрочем, у каждого своя игра, своя дорога, свое озарение...

- Я бы не сказал, что мои родители были неверующими, нет, но они не были и церковными людьми. В доме всегда говорили о Боге, но меня в детстве не крестили. Я помню себя впервые в храме святых Петра и Павла в Лефортово,  на всенощном бдении. Мне было четыре или пять лет. Во время полиелея я расплакался от счастья. Батюшка принялся меня утешать, а я ему говорю: «Не надо! Мне очень хорошо!» Очевидно, именно тогда Господь коснулся моей души. В восемь лет я попросил родителей крестить меня. В двенадцать лет, ответив для себя на вопрос «Что есть истина?» и «Что происходит во время богослужения?» я решил, что должен стать священником. Ничто другое так сильно меня не влекло.

Окончив семинарию в Сергиевом Посаде, отец Дионисий почти десять лет служил в храме Святого князя Владимира в Старых Садех, что в московском Китай-городе. Впрочем, он и сейчас остается сверхштатным клириком храма. Но основная его деятельность относится к Китаю. Однажды по благословению Митрополита Кирилла отец Дионисий отправился в Гонконг, для восстановления прихода. Одновременно он стал работать в одном из институтов города и взял на себя пастырское попечение о соотечественниках в КНР.

- Сегодня китайский народ устал верить в коммунизм, давно пресытившись идеями Мао Цзэдуна. И если простой китаец начинает более-менее откровенно говорить с тобой, то можно услышать разговоры, подобные тем, что велись на наших кухнях в семидесятые годы. Ведь душа человека ищет чего-то глубже, чем идеи коммунизма. И ничто в мире не может наполнить душу человека так, как благодать Божья. Можно сказать, что сегодняшний Китай – страна стихийной, неосознанной религиозности, и это приводит к распространению множества сект на буддистской основе. Моя позиция такова: и китайцы, и русские, не должны быть лишены слова Божьего. И если мы можем проповедовать его, то непременно должны это делать. В противном случае, этим займутся католики или протестанты, что, собственно говоря, и происходит.

В Китае сегодня четыре православных прихода. В Гонконге – апостолов Петра и Павла, в Шэньчжэне – преподобного Сергия Радонежского, в Пекине – Успения Божией Матери, в Гуанчжоу – иконы Матери Божией «Нечаянная радость». Но, к сожалению, нет ни одного священнослужителя, хотя православных китайцев достаточно много, и эту проблему нужно срочно решать, хотя это сделать буде очень и очень сложно.

- Выход мог быть таков – в православных приходах организовать службу русских священников. Но, к сожалению, это невозможно по той причине, что по китайским законам иностранные священники не могут служить в Китае постоянно. А если и найдется русский священник, желающий принять китайское гражданство с целью проповеди Евангелия, то Китай все равно не предоставит гражданства по религиозным мотивам. Во-первых, потому, что это не укладывается в каноны коммунистической идеологии, во-вторых, Китай не хочет никакого усиления российских позиций в стране. А укрепление Православной Церкви, безусловно, ассоциируется с укреплением именно российских позиций, что, на мой взгляд, ошибочно.

Проблем в восстановлении православных приходов в Китае достаточно много, но русские священники, в том числе и отец Дионисий, считают, что всем нам, как православным, нельзя забывать о своей ответственности перед миром. И если в настоящее время открылись, хотя и ограниченные, возможности проповеди Истины, мы не имеем права отказываться от того, к чему призваны.

Когда-то Жан Жак Руссо сказал: «Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине – только один». Видимо, этот один-единственный путь и привел в свое время отца Дионисия в Индию. Впрочем, приехал он в Калькутту вполне с определенной целью – посетить единственный в Индии православный храм. Там и услышал историю о русских летчиках, томившихся в индийской тюрьме. Нашумевшее «Дело Пурулия», когда пятеро наших соотечественников оказались заложниками несправедливости, грубости, абсурда и обвинялись в ведении войны против Индии, глубоко тронуло отца Дионисия. Кара за это преступление – пожизненное заключение или смертная казнь. Несколько лет они провели в тюрьме. Первые два года сидели по трое в камерах два на три метра. Бетон. Камеры не проветриваются. Канализация не работает. Обилие москитов. Спали на грязных соломенных подстилках. Самое страшное – жара. Больше сорока градусов. Почти стопроцентная влажность. В таких условиях узник за сутки получает микроожог всего тела. Вода – в ограниченных количествах, да и то из арыков, в которых поили и купали скот. Малейшая инфекция может оказаться смертельной. У одного из них за два года развился двусторонний туберкулез. В сыром бетонном мешке туберкулез – это постоянный риск заразить сокамерников. Врачи не осматривали больного девять месяцев. В течение всего времени тюремный медперсонал, наполовину состоящий из заключенных, колол ему неизвестные лекарства через решетку двери. Лекарства, которые приносили из консульства, не передавались. Второй перенес два инфаркта. У всех – заболевания печени. Каждый потерял в весе от девяти до двадцати килограммов. В декабре 1996 года они устроили голодовку. Никто не обратил на это внимание. И в таких условиях они могли провести всю жизнь. Очень недолгую, если бы кто-нибудь не вмешался. Абсурд?! Конечно. Русские летчики, ни в чем не виновные, оказались в плену советского времени, это с одной стороны, а с другой – заложниками наступавшей новой эры, причем, никто не может сказать, какой именно. Семьи помочь не могли: не хватало денег на адвокатов, хотя было продано уже все – мебель, машины, квартиры.

Добиться встречи с несчастными было сложно, но святому отцу помогли монахини – духовные дочери матери Терезы. Священник поговорил с пленными, смог взять у них письма родным, а, самое главное, окрестил «малым чином». Когда жизни человека угрожает опасность, священник имеет право крестить вне стен храма. Тогда многие газеты, следившие за судьбой заключенных, опубликовали статьи под практически одинаковыми названиями: «Русские летчики крестились в индийской тюрьме».

Общественность широко откликнулась на этот прецедент. Совершенно посторонние люди приносили деньги, причем немалые, носильные вещи, писали письма со словами поддержки. Это принесло видимые результаты: заключенных стали поить нормальной водой, давать необходимые лекарства, в Индию полетели лучшие адвокаты.

Именно отец Дионисий Поздняев сумел обратить внимание властей и прессы на «русский процесс». Вернувшись в Москву, он принялся хлопотать об освобождении экипажа. Сказать, что это было трудно – ничего не сказать. Были подняты пресса, телевидение, общественность.

- Материалы следствия были переданы в Центр содействия Международной защите, который напрямую работал с ООН. Кроме того, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился в 1998 году к президенту РФ с просьбой содействовать решению судьбы экипажа. Дважды направлялись письма премьер-министру Индии «с просьбой о справедливом разбирательстве дела». Огромную помощь оказал Президент России. Летчикам, от которых отказалась Прибалтика, было оформлено российское гражданство. Некоторое время спустя, иерей Виталий Зубков тоже посетил заключенных в Калькутте. Он совершил над ними таинство миропомазания, тем самым, запечатлев полноту таинства крещения, и причастил летчиков.

Ну, а потом и сам отец Дионисий снова возвращался в Индию для оказания моральной поддержки экипажу. Газеты снова сообщали: «Священник Дионисий заявил: «Как только будут изучены все материалы дела, последует немедленное обжалование приговора в высоком суде штата Западная Бенгалия». В конце концов, погибающих по нелепости людей, удалось спасти. Те люди, которые принимали участие в судьбе русских летчиков, в один голос говорят, что спасти их удалось только благодаря отцу Дионисию.

Подобных поступков, когда требовалась бескорыстная помощь, когда люди нуждались в поддержке, а святой отец протягивал руку, в жизни Дионисия Поздняева очень много... Но, к сожалению, один человек, даже призванный Богом, не сможет искоренить все зло и несправедливость.

- Я очень часто бываю в Благовещенске, что в Амурской области. Однажды мне исповедовалась женщина. Ее работа заключается в обязанности проверять качество выпекаемого на заводах хлеба. В Благовещенске подобных заводов было несколько, но все они закрылись. Теперь есть маленькие частные пекарни, в которых хлеб печется на... мазуте. Эта женщина хотела, чтобы все узнали, что такой хлеб ядовитый. В нем канцерогены, образующиеся при сгорании мазута. И все население питается этим хлебом, а потом – болеют и взрослые, и дети. Самое страшное, что ей запрещали об этом говорить. А потом взяли и сожгли ее дом, словом, пустили по миру. Она приходила в храм и плакала: «Что мне делать? Я не знаю, что мне теперь делать...» И подобных историй там много.

Так вот, в Благовещенске живет много китайцев. И все они ходят такие бодрые, здоровые, довольные жизнью... А русские ходят как тени, как люди, из которых вынули душу. Такое у меня сложилось субъективное впечатление. Но ведь действительно душу вынули. Так ведь оно и есть?

Меня многое удивляет в жизни. Из хорошего – милость Божья о нас всех. Из плохого – неблагодарность людей Богу. Не пора ли опомниться?!

 
Автор: Елена Рожкова, г. Москва,
руководитель пресс-службы Агентства стратегических программ.
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
Реклама
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст