Истории из жизни

Два святителя


Вступительное слово

Алексей Любичанковский
Алексей Любичанковский

В июне 2015 года я курировал студенческой группой географов Оренбургского государственного университета, направленной на дальнюю выездную практику на южный берег Турции в район исторической области Ликии. Во время прохождения практики, связанной с комплексным географическим анализом современных туристских территорий, мы посетили город Демре, в котором располагается храм VI века святого Николая Чудотворца, одного из самых почитаемых святых во всем православном, да и вообще христианском, мире. Меня поразило, что сразу два великих святых шествовало по ликийской земле в ее византийско-ромейский период жизни - Святой Николай, архиепископ Мир Ликийский, земная жизнь которого проходила в конце III – первой половине IV веков и Святой Николай Пинарский, чей земной путь пролегал в VI веке.  Жития этих святых в определенный период смешались из-за некоторых пересечений в биографии – жили в Ликии, почитаются как святители и чудотворцы. В церковной традиции был период, когда был изветен только один Святитель Николай Мирликийский, вобравший в себя и деяния святого Николая Пинарского.

Исторические несостыковки в житие, как например, невозможность посещения Святым Николаем Мирликийским посещения храма Воскресения Господня на Святой Земле до его основания императрицей Еленой, были преодолены открытием еще одного святого - Николая Пинарского. То, что два святых соединились на какое-то время в памяти христиан, у верующего человека вполне определенно вызывает чувство не случайности Промысла Божия.

Внешний вид храма святого Николая Чудотворца
Внешний вид храма святого Николая Чудотворца

 

В храме
В храме

 

Современная мозаика в Демре
Современная мозаика в Демре

 

Фреска Святого Николая
Фреска Святого Николая

 

Хочу поделиться маленьким литературным откликом-фантазией от этого события и от соприкосновения с тем местом, где прошла земная жизнь этих великих святых. Как мог мыслить святой Николай Пинарский, ведя святую жизнь в пространстве, где творил Святой Николай Мирликийский? С большой любовью я попытался пофантазировать на эту тему.

 

Два святителя

Каждый день он молился в море. В рассветный миг, когда нежно лиловые лучи начинали обнимать морскую пучину, наделяя ее акварельно нежной истомой, с его губ срывался «Отче наш» в сотни метров от берега. Слова молитвы выходили сквозь связки, освященные морским воздухом, заполнявшим все его легкие до предела жизни. В эти мгновения он был не святитель Мир Ликийский, огонь и пламя живого Слова Божьего, а просто Николай – Человек Божий. Всю свою сознательную жизнь он облекался во Христа через его удивительного святого – Николая, жившего за две сотни лет до него в этом же месте и занимавшего тот же иерархический пост. И, думаю, знай он, что их жития на какой-то момент переплетутся в памяти потомков, несмотря на такой отрыв во времени, знай он это, то это было бы для него величайшей похвалой его добродетельной святой жизни.

- Спасибо Тебе Боже, спасибо за все, спасибо за море! Господи причасти меня Красоте Своей Красотою Своею! Люблю Тебя, Господи!

Мне говорил воин из Фракии, что елейность святой жизни не для него, что он знал сотни женщин, знал радость выпустить кишки обидчику, напивался до забвения, и не может принять уход от жизни внутри самой жизни как он ее понимает, а предпочитает радость смерти как мужчина – в бою.

- Ты введен в заблуждение, если представляешь добродетельную жизнь как аскезу с постоянным самобичеванием. Знал ли ты счастье любви к женщине, забываясь в объятиях многих? Знал ли  тепло милосердия, прощая обидчика? Не пил ли ты до скотского состояния, чтобы заглушить совесть и притупить память о своих бесчинствах? Аскетизм отсекает тлен, опутывающий и омертвляющий твою жизнь. А жизнь во Христе приносит Счастье Всепоглощающей Любви, что и есть жизнь, которая не кончается никогда, и начинается здесь, внутри земной жизни.

- Знал ли ты, помимо хищнического влечения, жадного до обладания, но не для отдавания себя всего, чистое любование красотой женщины, не омраченное порочностью? Ты можешь еще вместить в душу свою благодать Святого Духа, дабы эта способность появилась в очах сердца твоего по неизреченной милости Спасителя, способного такой взгляд привнести в жизнь грешника.

Иногда, я боюсь ночей. Тревожность тьмы смущает мою душу. Тем горячее молитва, тем ярче Свет Духа во мне, благославляющий на свершения во славу Отца и Сына и Святого Духа. Думаю, поэтому святой святитель Николай вошел в храм ночью и Бог распахнул врата обиталища Благодати Своей перед Ним, дабы согреть Светом Любви Своей Святого Своего.

Веру нельзя подтвердить или опровергнуть доводами разума, лишь откровением сердца.

 
Автор фотографий: Алексей Любичанковский
Автор: доцент кафедры географии и регионоведения
Оренбургского государственного университета, Алексей Любичанковский
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
Реклама
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст