Истории из жизни

Чужие среди чужих


Аэропорт Шереметьевоисточник фото: euromag.ru

Я улетал в Тель-Авив, чтобы совершить паломничество на Святую землю. В аэропорту Шереметьево рядом со мною поместилась молодая женщина. Она звонила своему другу: просила его прилететь в Испанию, где они смогут три дня побыть вместе. Друг, кажется, согласился. Я был рад за них. А что? Пользуются тем, что дает наша короткая и загадочная жизнь!

За столиками баров - пьют вино пассажиры-работники фирм и офисов, люди в белых рубашках и черных галстуках. За окнами аэропорта, на просторах России, еще очень мало реального производства новых ценностей. Вся эта рыночная тусовка занимается обслуживанием капиталов, которые образовались от добычи полезных ископаемых. Мы только тратим то, что дала природа.

Нынешний всемирный потребитель «выстроил» под себя» всё существующее пространство. Десятки тысяч людей стараются, чтобы в считанные часы он оказался на берегу океана, погрелся на солнышке. Для него работают авиадиспетчеры, пилоты, в чудовищном количестве сжигается керосин, мёрзнут в тундре добытчики нефти.

При этом самое важное, чтобы никто из «посторонних лиц», страдающих от бедности, не попросил своей доли. Иначе, полнота комфорта будет утеряна! Важнейшим условием спокойствия в процессе нескончаемого потребления благ является наличие какого-нибудь Сороса и других посланников дьявола, которые бы с помощью самых ухищрённых средств пропаганды - этого самого Потребителя успокоили, убедили, что он такого комфорта достиг сам, что всё - это награда за его труды!

Как испытание дан нам научно-технический прогресс, который за счёт машин и механизмов стал кормить массу людей, изображающих работу в офисах и банках! Это одно и то же, если бы обитателям всех пчелиных ульев на свете было дано изобрести небольшое количество рабочих пчёл-роботов, которые бы беспрестанно собирали пыльцу и перерабатывали её в мёд. Остальным пчёлам ничего бы не оставалось, как присоединиться к трутням в их ульях. А чтобы было не стыдно перед роботами, бывшие рабочие пчёлы придумали бы себе занятия по учёту мёда, взвешиванию добытой пыльцы и так далее.

Бедных пчёл пожалел Господь, а вот людям решил дать испить до дна горькую чащу материальных соблазнов. Чтобы уж дошли до края, до абсурда! И тогда бы затосковала в них душа, и захотелось бы жить так, как этой самой душе давно хотелось!

Моя соседка по скамье в аэропорту Шереметьево - этого не знает, и, вряд ли задумывалась о таких высоких материях. Мирская жизнь её заполнена земными радостями. Она улетит и через три дня встретит своего друга! Захочет ли когда-нибудь её душа радостей другой, духовной жизни без условностей и ограничений общества потребления? Кто знает? Наш средний класс уже не может жить, не впрыснув в себя очередную порцию адреналина! В этом смысле он «наркозависим!» Надоест бить баклуши на песке у океана, потянет его на водные лыжи; потом «бедный» потребитель поедет искать возбуждения в горы. Пресытится страхом от риска в горах, купит ружьё и оплатит труд егеря, чтобы погнал на него какого-нибудь зверя! Адреналин! Без него уже не шагу! Надо выдумывать развлечения-всё круче и опаснее! И не дай Бог, когда в этих поисках кто-то становится на его пути.

Когда такое «неправильное», потребительское государство неизбежно, рушится, то общество «успешных» людей, лишившись благ - быстрее всех охватывается гневом и требует реформ! И всеми силами бьётся за возврат своих привилегий! Правда, определённой части этого преуспевающего среднего класса - духовно одарённым людям, уже сейчас душно в среде рыночного обывателя! Они ищут пути освобождения... И находят секту Виссариона, возомнившего себя Христом третьего тысячелетия.

Я пробовал начать разговор на эту тему в печати, но не нашёл понимания в редакциях журналов. Меня даже обвинили в пропаганде взглядов секты. Так нельзя! Я думаю, что отказ православных просветителей от серьёзного разговора о сектах - происходит от своеобразной очень глубоко срытой гордыни: «мы истинно православные и не хотим даже слышать об этом»! А между тем, десятки тысяч специалистов - учёных, художников, инженеров и военных - бросают столичные квартиры и едут жить к сектанту в «город Солнца» - в глухой сибирской тайге. Мы теряем лучших людей, которые могли быть с нами, ходить в храмы на молитву и приносить пользу обществу. Их уход в секту - упрёк нам всем! Значит, во время не помогли им наши священники, не убедили, что община Иисуса Христа - одна для всех православных и перевоплощаться в нового человека мы тоже должны все вместе, как завещал наш Спаситель! Я вспомнил, что в нашем храме как-то незаметно отменили утренние приёмы, где иерей принимал исповедь прихожан, с каждым беседовал индивидуально в закрытом помещении. Теперь осталось только исповедь в храме во время литургии перед причастием. А жаль! В многолюдном храме, где за тобой большая очередь православных, всего не скажешь!

Я улечу, и сегодня вечером буду в Иерусалиме. Мне легче, я погружусь в благодать Святых мест! Когда-то Эрнст Ренан в своей книге «Жизнь Иисуса» очень верно определил, что наш Спаситель почувствовал «необходимость переворота, который бы всколыхнул бы землю, сверху донизу» (1).

Представители всех религий до Христа и язычники прятали от посторонних глаз самые сокровенные глубины своей души, где «спит» совесть, где тоскует невостребованная любовь к людям. Скрывая в себе этот дар Бога, все были заняты материальными заботами: У этого вида существования не было никакого будущего, кроме поедания друг друга до последнего человечка. Порой наивно кажется, что не лучше было бы Богу в «приказном порядке» перенастроить человека, разжечь в нём жажду жизни духовной! Ну, хотя бы для того, чтобы не потерять его окончательно! Однако, похоже, что «силовой вариант» в Царствии Небесном даже не рассматривался. Потому что внутренне человек еще был не готов! Его нельзя было заставить любить ближнего, потому что в нём еще не достаточно самой способности Любви. О любви надо было заявить! Показать её как чудо! Как высшее благо. Для этого и явился Иисус Христос! Вера будила, будоражила, звала! Чтобы созреть и стать по силе достойной любви Небесной, наша земная способность к любви должна пройти все испытания земных зверств и насилия, всю ту неправду и жестокость мира, которую таит в себе наша плоть!

1) Э.Ренан «Жизнь Иисуса», издательство «обновление», М, 1991 год, С 79
 
Валерий Скрипко
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
Реклама
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст