Жизнь и смерть

Жить смертью


Артемий Слёзкин
Артемий Слёзкин

Смерть. Предел, граница, рассекающая человеческую жизнь на две части – «до» и «после». По учению Православной Церкви смерть – врата в иной, духовный, вечный мир. Сказать иначе, смерть – контрольно-пропускной пункт. Атеистов смерть ужасает, верующих – бодрит, вселяя надежду на долгожданную, лицом к лицу, встречу с Богом.

С позиций веры жизнь есть непрерывная подготовка к смерти, которая видится экзаменом жизни – не выпускным, вступительным. Но как готовиться к смерти, чтобы сдать экзамен на «пять»? Нужно, мне думается, жить смертью, тренируя себя своим грядущим исходом из земной жизни. Как это осуществить на практике?

Последняя неделя

Представьте – вам сообщили с абсолютной достоверностью, что вам осталась неделя жизни. Что ровно через 7 дней, в воскресенье, в 8 часов вечера, вы умрете. Вы – верующий в Бога, православный. Как вы проведете эту неделю?

Вы примиритесь со всеми своими врагами и недоброжелателями, испросите у всех прощения и от сердца простите сами, сняв с души тяжелый груз обиды и вины. Вы постараетесь отдать все долги, а взятое у вас в долг простите. Деньги перестанут быть для вас ценностью и потому вы с легкостью будете раздавать их нуждающимся. Одежду, обувь, личные вещи, ненужные вашим сродникам, вы также раздадите.

В эти, последние дни, вы, забыв про свой ворчливый, вспыльчивый характер, будете предельно нежны и терпимы с близкими, с друзьями, вы будете стараться любить всех – изо всех сил любить. Будете наслаждаться каждой минутой, радоваться каждому вздоху, увидите, заметив и открыв для себя, как чудесны небо, облака, солнечный свет, звезды, море, деревья в парке.

Вы будете впитывать окружающую природу каждой клеточкой, каждым атомом тела, находя в этом великое отдохновение и утешение. Душа будет искать тепла, искать и находить – в сияющих глазах любимой жены, в беззаботном смехе дочери, в отклике знакомых и незнакомых, которых вы согрели искренней улыбкой привета.

Но самое главное – вы посвятите эту неделю, всю, до последней минутной капельки, Богу. Каждую секунду, входящую в жизнь, вы будете молиться Богу, вспоминать Бога, благодарить Бога за все, за все! Вы пересмотрите, переосмыслите всю свою прожитую жизнь, увидев, что вся она испорчена, изломана грехом. Что ничего доброго вы в этой жизни не сделали, а если что и сделали, кажется доброго, все испачкано тщеславием, самомнением, самолюбованием.

Вы придете к выводу, что надеяться на свою «хорошесть» – пустое, ибо нет ее и в помине. Одна надежда – милость Божия, Его крайнее человеколюбие, желание спасения всем человекам, выкупленным у смерти Голгофской жертвой. А потому, в такт ударам сердца, в такт текущим секундам, твердите: Господи, помилуй! Господи, спаси от смерти! Господи, воскреси!

В храм – каждый день. Литургия – каждый день. Исповедь, причастие – каждый день. Не надоест! – ведь только в соединении со Христом – вся оставшаяся жизнь ваша. Только Христос теперь для вас – Жизнь, Дыхание, Свет, Мир, Душа, Вера, Свобода, Любовь. Все отдано Ему Одному. Только – спаси, Иисусе!

И так, в накале, в напряжении всех сил души и тела – все семь дней. Наконец, приходит неминуемый, неотвратимый последний час. После него – вечность. Все сказано, все прощено, все роздано. Ничто земное не имеет над вами уже никакой власти, никакого значения. Земля, с ее удовольствиями и попечениями, с ее цепкой мощью, – не важна. Ее нет уже, исчезла, испарилась, просыпалась песком дней сквозь пальцы. Только вы и Бог. Контрольно-пропускной пункт. Экзамен всей жизни. Провален? Или сдан, Господи?

Вся жизнь как последняя неделя

Мы не знаем, когда будет у нас эта последняя неделя. Промыслительно знание о точном часе смертном скрыто от нас. Почему? Чтобы мы были готовы в любой момент предстать пред Создателем, не расслаблялись, а ежеминутно жили по Евангелию. Думаю, что правильно, православно жить так, как будто каждый наступивший день – начало этой, последней недели. Как же жить?

Прощать и просить прощения. Искать мира, света и тепла с близкими и со всеми, с кем сводит жизнь. Любить – искренне, всем сердцем, то есть – жертвенно, не жалея себя ради блага ближних. Презирать деньги и раздавать их, насколько позволяет положение, всем, кто имеет в них нужду. Замечать окружающую природную красоту и непрерывно славить и благодарить Творца. Не видеть во всем своем добром ничего доброго, а действительно хорошие дела приписывать Одному Богу, Его содействию и помощи.

Каяться, молиться часто, регулярно исповедоваться и причащаться. Но главное – надеяться не на себя, свои «заслуги», а исключительно на милосердие Творца. Просить, не отступая от Него ни на шаг, об этой милости. Держать в уме, как самую ценную драгоценность, последний час свой. Смерть, как говорит преподобный Иоанн Дамаскин, есть жизнь для тех, кто не забывает о ней. Смерть, если мы не забываем о ней, открывает нам жизнь вечную.

Тишина. Все земное умерло. Впереди – лишь вечность. Вечность, ради которой и стоило жить. Жить смертью...

 
Автор: Артемий Слёзкин, г. Севастополь, Крым, Россия
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст