Жизнь и смерть

Страшный Суд


икона Страшный Суд

Наступит Страшный Суд, который определит окончательную участь каждого человека. Но разве правы те, кто учит о том, что если человек жил плохо на земле, то ему будет дана возможность исправиться в следующей жизни?

Ах, дорогие! Если бы вы исследовали истоки такого учения, то поняли бы, что после плохой жизни человек не имеет возможности исправиться, потому что становится свиньей или чем еще хуже. В постоянных перерождениях личность утрачивается, душа не помнит, что было, и забудет, что есть сейчас.

Учение о реинкарнации - это полное обессмысливание той реальной жизни, которая нам дана.

Почему же некоторые принимают такое учение? В основном потому, что потеряли ценность действительной жизни. Утратив значимость дарованного времени, человек начинает гадать: может, в следующий раз стану счастлив? Словно это размен монет - вдруг вытащу подороже. Или тусовка карт - авось выну лучшей масти.

Поверьте: дай такому человеку тысячу жизней, ему будет все мало, недостаточно, несчастливо! Почему? Потому что перед лицом вечности и десять лет, и сто, и тысяча, и десять тысяч одинаково незначительны. А кто не ценит то, что уже дано, тот и большего ценить не станет. Если жизнь бессмысленна сейчас, то она будет бессмысленна и потом, и через тысячу лет, и на протяжении бесчисленных жизней, которые все становятся словно дешевые камушки на нитке - бусы, надетые на шею без самого главного, без головы.

Каждый человек - это единственная и неповторимая личность, созданная Богом для одной жизни - вечной. Эта личность не может перестать быть собой и потому не может перевоплотиться. Создатель привел каждого в бытие тогда и там, как это для данного человека. Перед лицом любого родившегося открывается вся полнота и бесконечность жизни.

Есть замысел Божий о каждом из нас, у каждого есть свое, Богом определенное назачение: кто исполняет его, тот ощущает в жизни смысл, радость, счастье. Только отвергший Божий замысел переживает глубокую внутреннию пустоту, завидует жизни других людей.

Один краткий миг способен доставить вечное счастье, если этот, миг проникнут всецелым обращением к Богу. Не это ли случилось с благоразумным разбойником? И человек способен быть счастливым не только там, за порогом смерти, но уже здесь, в жизни земной. А ради этого стоит бороться с грехом, со всем недобрым, что бывает в душе.

В том-то и есть опасность веры в реинкарнацию, что она усьпляет бдительность человека в настоящей, реальной жизни. С таковым произойдет то, что случилось с самонадеянным лекарем из сказки Братьев Гримм «Смерть в кумовьях»:

«Она (смерть) схватила его своей ледяной рукой так крепко, что вырваться он не мог, и повела его в подземную пещеру. Он увидел там тысячи тысяч свечей, горящих необозримыми рядами. Одни из них были больше, другие средней величины, а были и совсем маленькие. Каждый миг одни гасли, а другие зажигались, и казалось, что огоньки все время меняют место и скачут то туда, то сюда.

- Видишь, - сказала смерть, - это людские свечи жизни. Большие - это свечи детей, средние - семейных людей в их лучшие годы, а маленькие - стариков. Но часто и у детей, и у людей молодых бывают маленькие свечи.

- Покажи мне мою свечу жизни, - сказал лекарь, думая, что она у него достаточно большая.

И указала смерть на маленький-маленький огарочек, который вот-вот готов был погаснуть, и сказала:

- Видишь, вот это твой.

- Ах, милая крестная, - сказал испуганный лекарь, - сделайте милость, зажгите мне новую, чтоб мог я насладиться жизнью, чтобы сделался я королем и мужем прекрасной королевны.

- Не могу - молвила смерть, - прежде чем загореться новой, одна свеча должна погаснуть.

- Так поставьте мою старую свечку на новую, и она будет продолжать гореть, когда догорит старая, - упрашивал лекарь.

Притворилась смерть, будто хочет исполнить его желание, принесла новую, большую свечу; но она хотела ему отомстить и, когда ставила новую свечу, уронила будто невзначай oгapoк, и он погас. И тотчас лекарь упал наземь и попал теперь сам в руки к смерти».

В воскресших, преобразившихся людях будет видно, какую духовную жизнь они вели, Тогда одни уподобятся свету, другие тьме» (святой Ефрем Сирин). Тела людей старавшихся жить с Богом, будут чистыми, светоносными, сияющими, а тела противников Господа окажутся черными и страшными.

У воскресших откроются такие способности памяти, что они вспомнят все, грехи, которые совершили делом, словом и мыслью. Более того, в тот день обнаружится пред всеми, что каждый носил в своей душе и что совершал. Станет ясно, как в зеркале, кто искренно творил добро, а кто был служителем зла.

Так будет совершаться Страшный Суд, определяющий последнюю, вечную участь человека.

Суд Божий - это не формальное взвешивание злых и добрых дел - «что перевесит», а выявление духовного итога жизни, к чему же человек склонился - к Богу или к вечной тьме. Великое горе постигнет тех грешников, которые не успели очистить свою душу покаянием.

 
Автор: кандидат богословия Валерий Духанин
Из книги: «Сокровенный мир Православия»
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
Реклама
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст