Жизнь Церкви

Воскресная школа – Николины дети


Воскресная школа – Николины дети
Фото: Храмцова Юлия

В одной из первых паломнических поездок в Оптину-Пустынь, а было это несколько лет назад, мне попала в руки в очень скромном переплете книга Священника Анатолия Гармаева «Пути и ошибки новоначальных, ответы на вопросы (беседы в паломническом рейсе)». Книга была аккуратно положена на прикроватной тумбочке моим дядькой, да ещё и моим крестным по совместительству, рядом с молитвословом и дорожной иконкой...

Подумалось, очень кстати такое подспорье, потому что вопросов без ответов накопилось уже предостаточно. Быстро перелистав книжицу, я её выпросила почитать на ночь. И все здесь было описано, как про меня: и первые шаги в храме, и первые сомнения, и яркое горение и неожиданное охлаждение. Всю обратную дорогу домой из Пустыни до Астрахани я читала в машине эту замечательную и очень мне дорогую книгу. На мои просьбы, чтобы дочитать дома, я получила отказ. Расстроилась. Но приехав домой, в срочном порядке в интернете без особого труда нашла заветное издание, распечатала как особую реликвию, подшила в папочку со скоросшивателем и с наслаждением перечитала все от начала и до конца.

«Хорошо, что у меня есть теперь ответы на все мои вопросы», - с радостью думала я. А как же моя мама и бабушка? Так появился второй экземпляр от Гармаева. А для Ирины Петровны? А для Светы Беловой? Для Пастуховой? И третий, и четвертый, и пятый... Раздавала обязательно с возвратом, люди читали, приносили обратно и спрашивали разрешения дать почитать соседке или невестке, или хорошим знакомым. Потом конечно же я уже не увидела ни одной своей папочки, но за первый год моего новоначалия я поделилась со многими своими друзьями радостью особого призыва Божия, которая неудержимо и необъяснимо влечет человека к Церкви.

Храмцова Юлия
Храмцова Юлия

А сейчас хочу рассказать, как я, ещё не понимая этого призыва, не прочувствовав его ни сердцем, ни душой, направляемая невидимой рукой, пришла в храм на утреннюю воскресную службу и осталась там до сегодняшнего дня, чтобы нести послушание в воскресной школе, в качестве педагога и руководителя.

Вернувшись из первой своей поездки в Дивеево, я твердо решила, что буду ходить в храм обязательно со своим сыном. Ему уже было шесть лет, и мы готовились идти в первый класс в общеобразовательной школе. Мне подсказали, что есть специальная служба в последнее воскресенье августа для учеников перед началом учебного года, на которой дети исповедуются, причащаются, а потом батюшка проводит специальный молебен для учащихся и благословляет их на тяжелый ученический труд.

В это воскресное августовское утро было жарко, также как и в любое астраханское летнее утро, когда мы вышли из своего подъезда, чтобы доехать до Преображенского храма. Служба уже началась, мы опаздывали. И одновременно с нами из соседнего подъезда вышла соседка со внуком лет десяти. Мы поздоровались, и она, видя, что мы торопимся, поспешила поинтересоваться куда мы идем? Узнав, что мы едем на Трусово в Преображенский храм, она покачала головой и сказала, что не хорошо ехать в Божий дом мимо другого дома. На мои отговорки, что мы не знаем дороги, она настойчиво пообещала проводить нас до места. Так в первый раз я с сыном приехала в Никольский храм на поселке Артема Сергеева.

Это был небольшой деревянный храм, затерянный среди домов поселка, с маленькой колоколенкой, выкрашенный зеленоватой краской. Перед входом в храм росли две старые сосны. Весь двор пестрил цветами, густо растущими вдоль каменного забора. На воскресную службу пришло много людей, были семьи с детьми, бабушки с недовольными внуками, цыганки в необыкновенных нарядах с блестками. В храме было очень душно, батюшка отирал пот маленьким полотенцем со лба. Цыгане с плачущими детьми то входили, то выходили, не обращая внимания ни на людей, которым они мешали, ни на Литургию.

Началась Исповедь. Она была во дворе рядом с храмом, с левой теневой стороны. Потому что было очень жарко, и людей оказалось так много, что всех просто не вмещал храм. С великим трудом мы выстояли очередь, исповедовались. Это была моя вторая исповедь за всю жизнь. Я жаловалась на сына, что он меня не слушается, убегает на улицу,  я его догоняю, а потом в сердцах шлепаю. Выслушав меня, батюшка Евгений взял с меня обещание наказывать сына только ремнём. Заметив моё удивление, он добавил, что ремень должен висеть дома в каком-нибудь шкафу, пока подниметесь домой со двора, несколько раз подумаете, а стоит ли наказывать ребенка? Если действительно стоит, то только ремнем. Я очень удивилась, почему батюшка дал мне такой совет? Но после того, когда узнала, что у него уже трое своих детей, поняла, что это не что иное, как необходимый воспитательный процесс.

Потом было Причастие. В толчее рядом с плачущими цыганскими детьми мы продвигались к Чаше, чем ближе, тем теснее и жарче становилось. Подталкивая сына вперед и отстраняясь от липких тел, я мечтала скорее выйти из храма на свежий воздух. Не о грехах я думала в эти минуты, которые не смогла сказать батюшке, не о том чудесном моменте, который может наступить после принятия Христовых Тайн, нет, я этого ещё ничего не знала, я думала, о том, как не споткнуться о чужого ребенка и не упасть перед Чашей.

Когда все причастились, батюшка Евгений вышел на амвон и устало улыбаясь, объявил, чтобы мы не расходились, потому что сейчас перед прихожанами в храме выступит Воскресная школа, потому что если дети умолкнут, то камни возопиют. Такая странная фраза сразу привлекла внимание людей и все сосредоточенно стали наблюдать за тем, как матушка Екатерина быстро расставляла в два ряда разновозрастных детей вдоль солеи, да ещё и успевала напомнить им, кто, где должен стоять и что должен был говорить. Когда приготовления закончились, матушка отступила на пару шагов на зад и присела на колени перед хором, чтобы дережировать и не загораживать зрителям и без того маленькое пространство перед выступающими. Под музыку дети дружно спели гимн воскресной школы, потом рассказали несколько стишков и в заключение хором объявили, что ждут всех на службу в этом храме. У меня захватило дух! Была необъяснимая радость, и усталость как рукой сняло. Хотелось пожать руку матушке за её труд , за такой замечательный детский хор, за переполняющие меня чувства... И главное, детям воскресной школы очень нравилось петь и читать стихи, все были как одна семья. Я не видела таких отношений ни в детском саду, который мы недавно закончили, ни в общеобразовательной школе, в которой мы уже поступили в 1-й класс. Теплота и забота, доброта и радость исходили от матушки Екатерины. Мне очень сильно захотелось быть вместе с ними, учиться, читать стихи и петь такие красивые песни. Я бежала за матушкой до самых дверей воскресной школы, чтобы записать Артема в первый класс. Его взяли в подготовительный. Я радовалась, что у нас теперь в жизни что-то изменится, и я на конец-то узнаю, почему все эти люди ходят каждое воскресенье в храм, а не спят до двенадцати.

Через несколько лет на своём уроке по «Основам нравственности», я просила учеников написать мини-сочинение из 3-5 предложений на тему: «Зачем я хожу в храм?» Конечно, для себя я уже давно определилась с ответом, но хотела проверить, сумела ли я объяснить это детям. Не скажу, что ответы меня шокировали, но некоторые поразили до глубины души.

Приведу некоторые цитаты:

(Никита, 9 лет) «Я хожу в храм, чтобы играть».

(Святослав, 9 лет) « Мы ходим в храм, для того чтобы просить у Бога помощи, чтобы очистил Он нас от греха, просить здоровье для родных, чтобы просить что-нибудь у Бога».

(Нелли, 9 лет) «Я хожу в храм, чтобы молится и учится поставить свечки».

(Лена,13 лет) «Я хожу, потому что мне нравится. Всё, что здесь рассказывают, я питаю чуть ли не душой. Здесь интересно, весело, приятно для души, я не могу это описать».

(Влад, 15 лет) «Я хожу в храм, чтобы постоять на службе, помолиться. Получить Благодать Божию. Чтобы снять с себя грехи.
Я хожу в храм, так как я верю в Бога».

(Алсу, 9 лет, еще не крещеная) «Я хожу в храм, потому что с Богом очень интересно общаться молитвами. Это Воскресная волшебная школа, потому что она с Настоящим Богом».

Вот и результат, из пятнадцати человек один искренне написал, что ходит только играть (это действительно так!), один только просить у Бога (по списку у него много всего), семь человек убедили меня, что ходят общаться с Богом молитвами (когда они это успевают делать, если на службе стоят минут пятнадцать-двадцать?), и только трое написали, что они верят в Бога. Может быть ещё рано делать какие-то выводы, но анализировать состояние детской души только оценками в классном журнале нельзя, особенно в Воскресной школе.

 
Вы можете перейти по данной ссылке в фотоальбом
и посмотреть фотографии к этому рассказу: < ПЕРЕХОД >
 
Автор: Храмцова Юлия, Астрахань, Россия
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
Реклама
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст