Святые

Преподобный Феодосий,
игумен Киево-Печерский (†1074)


Преподобный Феодосий, игумен Киево-Печерский (†1074)

Память его празднуется 3 мая в день преставления, 14 авг. в день перенесения мощей, 28 авг. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, 2 сентября, специальной службой вместе с прп. Антонием и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских.

Прп. Феодосий родился в городе Васильеве (Василькове) в Киевском княжестве, где отец его был тиуном (судьей). Умер он в Курске, куда перешел на службу. Тогда юный сын его, с детства богобоязненный и начитанный в Священном Писании, весь отдался заботе о спасении своей души: он стал одеваться бедно, избегать развлечений и особенно любил печь просфоры для Божественной литургии, — пшеницу он покупал сам и сам молол ее. Мать мешала ему, как могла, и не раз его била. Тогда он тайно ушел в другой город и поселился у одного священника, но мать нашла его и заставила вернуться. Не удалась ему и попытка уйти со странниками в Святую Землю. Раз градоначальник, любивший его, позвал его на званый обед. Когда отрок переодевался, мать обнаружила, что он носит железный пояс, врезавшийся в его тело. Она избила его и заставила снять пояс. Однако же этот случай не нарушил его душевного мира. Наконец евангельские слова, услышанные им в церкви: «Аще кто не оставит отца или матере и в след Мене не идет, тот несть Мене достоин» (Мф.10, 37) и «Мати Моя и братия Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк.8, 21), заставили его окончательно порвать с миром.

Он пошел в Киев к прп. Антонию, отшельнику Печерскому, и со слезами умолял его принять. Преподобный сказал: «Отрок, ты видишь, как мрачна и темна эта пещера, ты не выдержишь здешних неудобств». Юноша отвечал: «Бог привел меня в твою пещеру, ясно предуказывая, что мне должно спастись через тебя!» Тогда прп. Антоний принял его и приказал прп. Никону его постричь. Это было в 1032 г., прп. Феодосию было тогда 23 года. Но мать и здесь нашла его. Только повинуясь воле прп. Антония, сын вышел к ней, но сказал твердо, что если она хочет хоть изредка видеть его, то должна постричься в местном женском монастыре. Мать уступила. Прп. Антоний сам наставлял ее к иноческой жизни. И через несколько лет она мирно скончалась. При игумене Варлааме, когда прп. Антоний уже затворился в дальней пещере, а прп. Никон ушел в Тмутаракань, прп. Феодосий был рукоположен в иеромонаха, а когда прп. Варлаам был назначен настоятелем Свято-Димитриевского монастыря, прп. Феодосий заместил его. В пещерном монастыре было лишь 12 братии, но на горе невдалеке от пещеры он создал обитель с небольшой церковью Успения Пресвятой Богородицы, и число братий в ней дошло до 100 человек. Прп. Феодосий ввел в ней Студийский устав и строго следил за исполнением его. Он постоянно посещал прп. Антония, который не переставал руководить им и всем монастырем.

Послушание братии было так велико, что однажды привратник отказался открыть ворота монастыря вел. князю Изяславу Ярославичу во время послеобеденного отдыха братии. После этого вел. князь, всегда почитавший преподобного, еще более привязался к нему и во всем слушался его советов. Прп. Феодосий носил старую одежду, а под ней колючую власяницу. Ночи проводил он без сна в молитве, лишь изредка засыпая сидя, но, услышав стук и голос будильщика, всегда притворялся спящим и не сразу открывал. Великим постом он питался похлебкой и хлебом и пил всегда одну воду. До пятницы 6-й недели он затворялся для тайных подвигов в пещере: была у него другая пещера, о которой никто не знал. Сначала бесы поднимали великий шум, когда он становился на молитву, но он приобретал над ними такую власть, что они стали бояться и бегать от него. Братию он учил, как побеждать их. По ночам он часто уходил в еврейскую часть города проповедовать Христа.

Прп. Феодосий отличался большой силой; он любил разделять труды братии. Часто, чтобы не отрывать их от дел, он сам рубил дрова. В келье он прял нитки для сшивания священных книг, тихо напевая псалмы. Переписывал их живший с ним инок Иларион, а когда вернулся в Печерский монастырь прп. Никон, то он поселился с ними и сшивал книги. Прп. Феодосий заботился о нем, как об отце, а перед прп. Антонием благоговел и без его благословения никогда ничего не делал.

Раз прп. Феодосий возвращался ночью от вел. князя Изяслава, который жил тогда довольно далеко от города; возница устал и, не зная, кого он везет, сказал: «Сядь на коня, а я сяду в колесницу!» Преподобный смиренно послушался. Но когда они въехали в город, наступило уже утро, и стали встречаться вельможи, и все они кланялись преподобному. Тогда он сказал смущенному отроку: «Сядь на своего коня!» Но только в монастыре тот узнал, кого он вез.

Каждую неделю прп. Феодосий посылал в тюрьмы воз провизии, а около монастыря он устроил странноприимницу для нищих и убогих и давал на содержание ее десятую часть монастырских доходов. Ни одного бедного не отпускал он, не угостив его и не дав ему хлеба из монастырских запасов. Однажды князь спросил его, отчего монастырская трапеза вкуснее, чем все то, что подают у него во дворце. «Оттого, — ответил преподобный, — что в монастыре пища приготовляется с благословения и с молитвой, а сам огонь для изготовления ее берется от алтаря запрестольной лампады святой трапезы». Приготовленное без благословения он приказывал бросать в огонь или в воду. Если кто-либо из братий уходил из монастыря, он со слезами молился за него, пока ушедший не возвращался. Однажды ушедший брат принес преподобному заработанные в миру деньги, но он велел их бросить в печь как плод ослушания. После этого брат этот исправился, скончался он в монастыре.

Прп. Феодосий учил братию не заботиться о завтрашнем дне и не иметь ничего лишнего в келье, все же лишнее приказывал сжигать или выбрасывать. Когда же в монастыре оскудевали запасы, он приказывал потерпеть и молиться. И всякий раз им христолюбцы присылали недостающее, а амбары оказывались чудесно наполненными. Раз явился сияющий необыкновенным светом юноша, положил около преподобного гривну и вышел. Таких случаев было множество. Просил у монастыря бедный священник вина для совершения литургии. В монастыре была скудость, и староста выдал ему очень мало вина. Преподобный сделал ему выговор и велел отдать все вино, сказав, что Господь не допустит, чтобы Церковь Его оставалась без богослужения. В тот же день князь Всеволод прислал три воза с бочками вина. Не хватило в монастыре деревянного масла, и староста стал готовить масло из семян, но в закрытый сосуд попала мышь, и его пришлось выбросить; преподобный выговорил ему за маловерие и сказал, что Сам Господь пришлет им масло, а сам стал на молитву. В этот же день пожертвовали в монастырь большую бочку деревянного масла.

Когда переделывали монастырскую ограду, то раз ночью разбойники хотели напасть на монастырь. Братия спала. Но церковь чудесно осветилась, и в ней послышалось пение, а когда братия пришла к утрене, то на глазах грабителей церковь поднялась на воздух. Так же чудесно поднялось на воздух монастырское село, на которое хотели напасть воры.

Боярин Судислав Климент, отправляясь на войну, дал обет — в случае благополучного возвращения сделать пожертвование в монастырь и украсить чудотворную икону. По возвращении же он обет этот забыл. Тогда ему наяву явилась святая икона, и он услышал голос, напоминавший ему о его обете, который он и поспешил исполнить. Тот же боярин принес раз в дар монастырю Евангелие, скрывая его под своей одеждой. Прп. Феодосий сказал ему: «Вынь сначала обещанное Пресвятой Богородице Евангелие, которое ты скрываешь под твоей одеждой, а тогда сядем!» Боярин пришел в ужас.

Во время игуменства прп. Феодосия князья Святополк и Всеволод изгнали из Киева старшего брата вел. князя Изяслава Ярославича, и вел. князем стал Святослав. Прп. Феодосий никогда не признал его и письменно и через послов его обличал. Видя же, что обличение не действует, стал просить его вернуть брату престол. Тогда князь испросил его разрешения посетить монастырь и сказал ему: «Я не решался прийти к тебе, думая, что ты на меня гневаешься и не пустишь меня в свой монастырь». Преподобный ответил: «Что значит, благий владыко, наш гнев при твоей власти? Но нам подобает обличать и говорить то, что спасительно для души, вам же — слушать нас!» После этого они стали посещать друг друга, и преподобный стал поучать князя братолюбию. Впоследствии он стал по просьбе братии поминать в церкви и князя Святослава, но только на втором месте после вел. князя Изяслава Ярославича. Раз, придя во дворец, он застал там веселье и музыку. Долго он сидел около князя с опущенными глазами и наконец сказал: «Будет ли так на том свете?» Князь прослезился и остановил музыку. С тех пор, когда преподобный приходил во дворец, веселье прекращалось.

Прп. Феодосий пережил старца своего, прп. Антония, всего на один год. В последний год своей жизни он перенес монастырь на новое место и заложил там новую церковь во имя Успения Божией Матери. Закладка и основание этой церкви, называемой Великой лаврской церковью, сопровождались многими чудесами, которые подробно описаны в житии прп. Антония. До последнего времени сохранилась еще часть этой церкви, но во время Второй мировой войны Великая церковь была взорвана.

Затем прп. Феодосий тяжело заболел. Зная, что это его предсмертная болезнь, он призвал братий и монастырских слуг и долго поучал их доброй жизни, страху Божию, любви друг к другу и послушанию. После этого он так ослабел, что три дня не мог говорить и даже открыть глаза, затем по указанию Божию прп. Феодосий предложил братии избрать себе преемника — избран был уставщик о. Стефан (память его 27 апр.). Прп. Феодосию было откровение, что он скончается в субботу, после восхода солнца. В этот день и час собрались к нему опять огорченные братия. Благословив всех, он обещал им пребыть душою с ними навсегда. Затем он велел всем уйти. Но один брат остался в соседней келье. Он слышал, как в последний час своей жизни преподобный молился Пресвятой Богородице, поручая Ей свою душу и всю обитель. Потом громко и радостно произнес свои последние слова: «Благословен Бог, если это так, то я уже не боюсь, но еще с большей радостью отхожу от этого мира!»

И так он тихо скончался 3 мая 1074 г., в субботу, после восхода солнца. Когда вошли братия, он лежал со скрещенными на груди руками, только что отойдя ко Господу. Узнав об этом, народ устремился в монастырь, но пошел сильный дождь, и народ разошелся. Когда же засияло солнце, братия погребли преподобного в его пещере, и, согласно его желанию, никого из мирян на его погребении не было. В минуту же его кончины князь Святослав увидел над его пещерой огненный столп. 14 августа 1091 г. святые мощи его были перенесены в Великую церковь и лежали на вскрытии, но в 1240 г. во время нашествия татар они были положены под спудом у западных дверей, где и пребывали до последнего времени. В год его кончины было много чудес и явлений. Прп. Феодосий оставил много молитв и поучений, написанных простым и ясным языком.

 
Автор: мон. Таисия (Карцова)
Из книги: «Русские святые»
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст