Стояние в истине

Сила веры и умение делать «невозможное»


 
В основе множества великих свершений и основных побед человечества лежит отрицание невозможности невозможного или, если выразиться более гладко, уверенность в том, что невозможное возможно. Думается, что абсолютное большинство любителей истории, аналитиков, философов, да и просто людей думающих, согласится со мной в этом.

 

Андрей Сегеда
Андрей Сегеда

Вся наша жизнь – вера

Вера всегда сопутствует нашей жизни. С верой человек рождается, с верой и умирает. Я говорю сейчас не о вере религиозной (хотя имею в виду и ее тоже), но о вере вообще.

Мы ежесекундно принимаем на веру тысячи вещей, если мы внимательно проанализируем свою жизнь, то поймем, что практически живем верой. И во времена стремительного технического прогресса доля веры в нашей жизни ничуть не стала меньше, а как бы и не увеличилась. Приведу пару примеров, классических и не очень.

Зерно. Посеяв в землю зерно, мы всего лишь надеемся на то, что оно прорастет, разовьется, созреет и даст урожай. Мы можем великолепно разбираться в механике процесса роста злаковых культур, если получим образование агронома, поливать семечко по десятку раз на дню, оградить место посадки заборчиком, да хоть танцевать вокруг с бубном, подобно африканским шаманам. Но это никак не гарантирует нам урожая. Тайна жизни по-прежнему крепко покоится в Божьей ладони, и покоряться человеку не спешит. И тем не менее, зная что мы не властны над семенем, что урожай может и пропасть, мы все равно сеем, веря в то, что не останемся без пищи. Жить без этой веры, в постоянном страхе голодной смерти мы просто бы не смогли!

Ускорение свободного падения. Всем известно еще со школьной скамьи, что ускорение свободного падения (знаменитое «g») составляет 9,8 м/с2. А теперь ответьте, кто из вас вышагнул из окна с секундомером, предварительно промерив рулеткой расстояние от подоконника до земли, чтобы проверить, насколько это соответствует истине? Вы просто приняли на веру то, что вам поведали учителя и сделали вывод, что свободное падение откуда-либо весьма опасно для вашего организма, вот и все.

Диагональ монитора компьютера. Приходя в компьютерный магазин и выбирая себе новый монитор с такими привлекательными этикетками: 17”; 19”; 21” и так далее – вы даже не догадываетесь, что вас жестоко обманывают. Чтобы убедиться в этом, нужно всего лишь взять с собой дюймовую линейку и сделать замеры. Вы будете страшно удивлены! Диагональ-то окажется существенно меньше. Рекламный трюк производителей мониторов... Вы просто верите тому, что написано на этикетке. Для вас это красиво, для производителей – продаваемо и все довольны!

Информационные войны. Пример из жизни – гражданская война на Украине. СМИ «незалежной» умудряются регулярно предъявлять европейскому обывателю и собственным гражданам «армию москалей», которая «нападает на земли Донбасса и Луганщины», переодевая свою нацгвардию в наше старое «х/б» и заботливо вырезая из кадра американских инструкторов. Жители Киева или Львова верят, потому что это удобнее и безопаснее, чем ехать проверять...

Нынче время узких специализаций. Большинство людей много чего понимают в своем любимом деле, довольно сносно ориентируются в смежных областях и ничего не смыслят в том, с чем никогда не сталкивались. Поэтому им постоянно приходится верить, доверять другим людям. Танкист верит врачу, бухгалтер верит программисту, юрист верит дизайнеру. Так происходит тысячелетиями и столь зыбкая, казалось бы, конструкция позволяет веками существовать всей человеческой цивилизации.

Кроме того, то и дело человеку приходится верить самому себе: хирург должен верить, что спасет, а не зарежет больного, полицейский должен верить, что задержит рецидивиста, а не поймает животом финку, художник должен верить, что достучится до сердца зрителей. Без веры в себя делать что-либо не просто невозможно, но даже бессмысленно!

А периодически человек встречается с ситуациями, с которыми он не может справиться по причине слабости своих сил и тогда ему приходится верить Богу. Под артиллерийским обстрелом или бомбежкой, во время извержения вулкана, кораблекрушения или смертельной болезни человек не может надеяться на свои силы или помощь окружающих. Ему остается только уповать на Бога. Как говорил один русский генерал: «на войне атеистов нет»! Без веры в Бога жить также бессмысленно, как без веры в себя. Большинство людей рано или поздно, через опыт и испытания, к этому приходят. Видимо, именно поэтому среди стариков значительно больше верующих, чем среди молодежи.

Каждый человек – чудотворец!

Чтобы жить, человек должен верить. И чем сильнее и тверже будет его вера, тем лучше он будет жить. Часто в нашей жизни присутствуют неудачи. По независящим от нас обстоятельствам наши начинания рушатся, как карточный домик. И если мы будем опускать руки, перестанем упорно все начинать заново, то ничего не добьемся. Если мы не уверены в своих силах, мы можем не выполнить даже простейшую задачу, например, налить себе стакан воды.

А вот если мы уверены в себе, если контролируем свои эмоции, то даже самая невыполнимая на первый взгляд задача становится выполнимой. Сила веры определяет, в конечном итоге, насколько далеко мы уйдем от скотского прозябания по дороге самосовершенствования, насколько станем людьми! И на этом пути перед нами практически нет границ, если мы верим, если имеем мечту!

Тем, кто хочет возразить, скажу: посмотрите на героев человеческой истории.

Ниже – несколько примеров.

Цицерон. Марк Туллий Цицерон мечтал стать оратором. В античном Риме понимали всю важность умения правильно и красиво доносить свои мысли до собеседников. В народе желание овладеть искусством оратора, было сродни желанию стать космонавтом в 70-е годы XX века. Всем окружающим казалось, что уж у Цицерона к этому нет вообще никаких предпосылок, потому что он был гугнивым и слабоголосым. Кроме того из-за нервного тика у него постоянно подергивалось плечо. Но у него была мечта и решимость ее воплотить!

Поэтому Цицерон каждый день выходил на берег моря, набирал в рот мелкой гальки и пытался, правильно произнося слова, перекричать прибой. Через несколько месяцев таких упражнений его голос стал громким, а речь – четкой и внятной. От нервного тика Цицерон вылечился, подвесив в своей комнате меч так, чтобы тот острием взрезал кожу на плече, когда оно дергалось. Стоя под мечом, он произносил речи и старался не волноваться. Через некоторое время он избавился и от этого недуга.

Александр Васильевич Суворов. Настолько же, насколько Цицерон желал стать оратором, Суворов хотел защищать свое Отечество. С детства Александр Васильевич (потомственный военный) мечтал о погонах офицера. Но родился он хилым и болезненным.

Русские, конечно же, любили и умели мыться (не то, что в «Просвещенной Европе»), однако, даже несмотря на устоявшиеся традиции гигиены, в XVIII веке детская смертность была очень высока. Василию Ивановичу Суворову пророчили, что его сын может даже не дожить до совершеннолетия.

Это не остановило Александра Васильевича. Он верил, что справится со своим недугом и у него это получилось! Для того, чтобы стать сильнее, он каждый день занимался: бегал, прыгал, таскал тяжести, упражнялся в гимнастике. Работал над собой до предела выносливости, через силу, и стал сильным и выносливым. Иммунитет Суворов укрепил посредством ежеутренних и ежевечерних обливаний холодной водой. Эту привычку он сохранил до конца своей жизни и никогда не болел.

Михаил Ломоносов. Первый крупный русский ученый родился в крестьянском сословии, в небогатой семье архангельских поморов. Кроме того, в раннем детстве он потерял мать. Какие шансы могли быть у бедного архангельского крестьянина, кое-как обученного грамоте дьячком местной церкви, на то, чтобы стать выдающимся астрономом, физиком, географом, поэтом, геологом, механиком, историком? А ведь он стал таким энциклопедистом, стал ученым мирового масштаба, потому что очень хотел этого, потому что верил, что у него все получится!

Непоколебимая вера дала Ломоносову силы на то, чтобы пешком прийти в столицу с рыбным обозом, поступить в Славяно-греко-латинскую академию, вытерпеть пренебрежительное отношение немцев-преподавателей в университете при Академии наук и жизнь впроголодь из-за нерегулярного поступления стипендии при обучении в Германии. Благодаря вере в себя он сумел добиться успехов в науке, признания коллег и благоволения императрицы.

Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться? (Пс. 26:1)

Но как бы человек не верил в себя, есть ситуации, в которых он ничего не может сделать без помощи Бога, сколь бы ни были велики его силы и решимость. Надеясь лишь на себя, человек чувствует, ограниченность своих сил и может отчаяться от одиночества.

А вот человек, находящийся в общении с Богом всегда спокоен и умиротворен, потому что чувствует за плечами могучую охраняющую силу, для которой невозможного поистине нет. Он верит Богу и по его вере Господь подает ему помощь и ради этой веры творит чудеса. С Богом для человека становится возможным даже то, что ему физически не по силам и не по уму.

И здесь можно тоже привести несколько примеров из истории человечества, когда упование на Бога сокрушало любые препятствия и спасало человека от любых бед.

Иоанн Дамаскин. Когда в Византии в VIII веке возникла ересь иконоборчества, поддержанная даже несколькими императорами, Иоанн Дамаскин написал три трактата «Против порицающих святые иконы». Так как Иоанн был визирем дамасского халифа, а не подданным императора, последний прибег к клевете, чтобы покарать Иоанна за его дерзость. По приказанию императора Льва от имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором дамасский визирь будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо император отослал халифу. Тот приказал отстранить Иоанна от должности, отрубить ему кисть правой руки и повесить ее на площади. Вечером святому вернули руку, которой он написал множество замечательных произведений и тот, надеясь на Бога, долгое время молился Богородице об исцелении и, засыпая, прибинтовал кисть к покалеченной руке. Утром он обнаружил, что кисть приросла обратно. Впечатленный чудом халиф просил у святого прощения и восстановил его в прежней должности.

Яков Федотович Павлов. Во время Великой Отечественной войны, в боях за Сталинград сержант 13-й гвардейской дивизии генерала Радимцева Яков Федотович Павлов участвовал в обороне Дома специалистов. Бои за дом, в котором засели 24 русских солдата продолжались почти два месяца. К концу второго месяца большинство защитников дома были ранены, некоторые убиты. Сержанту Павлову приходилось перебегать от окна к окну стреляя по врагу и создавая у противника иллюзию большого гарнизона. По молитве сержанта Господь сохранил в этих боях его жизнь.

Лазарь Четверодневный и Клавдия Устюжанина. Святой Лазарь был современником и другом Иисуса Христа, которого Господь воскресил при большом стечении народа на четвертый день после его смерти. После этого чуда святой Лазарь прожил еще много лет, будучи епископом Кипра. Такое же чудо произошло и с жительницей Барнаула Клавдией Устюжаниной уже в XX веке. Большинство ее органов было поражено метастазами рака, от которого она и скончалась. Было проведено вскрытие тела и выписано свидетельство о смерти. И на третий день Господь воскресил Клавдию, по молитвам ее отца, после чего она прожила еще 20 лет.

Вера необходима нам, как воздух. Именно она дарует нам надежную опору в жизни. Чтобы жить гармонично, мы должны верить в себя, доверять друг другу и уповать на Бога. Как говорил Спаситель: «истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф.17:20).

 
Автор: Андрей Сегеда
Россия, г. Новосибирск
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
Реклама
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст