Стояние в истине

Путь преодоления кризиса


Если сегодня мир переживает экономический кризис, значит, суд Божий обнаруживает некую глобальную человеческую неправду.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Выход из любого кризиса лежит на путях духовного возрождения.

Патриарх Алексий II

Путь преодоления кризиса

 

Братья и сестры!

Весь мир погружается в пучину мирового финасово-экономического кризиса. Каждый из нас ощущает на себе его все более усиливающееся давление и тяготу.
Кризис - это стремительный, зачастую - многократный спад производства. Кризис - это полная или частичная потеря работы, грозящая оставить безработного без средств к существованию. Кризис - это задержка зарплат и других причитающихся нам и нашим близким денежных выплат.
Если не нас самих, то наших родственников, друзей, знакомых, соседей уже затронули эти страшные проявления кризиса, за которыми видятся призраки, возможно, еще более страшных бедствий. И потому неудивительно, что по всему миру люди задают друг другу и самим себе по поводу кризиса три вопроса: «Почему возник кризис? Что он принесет миру? Что делать для того, чтобы выйти из кризиса?»
У Православной Церкви есть ответ на все эти вопросы! Мировой финансово-экономический кризис, который ныне переживаем и мы с вами, - далеко не первый в истории человеческой цивилизации. Во времена всем известной Великой депрессии, бушевавшей в 1929-1933 годах, выдающийся мыслитель и проповедник Сербской Православной Церкви, известнейший церковный и политический деятель, ученый с мировым именем, святитель Николай Сербский (Велимирович) писал одному из своих духовных чад:
«Спрашиваешь меня... о причине и значении наступившего кризиса? Ты спрашиваешь о причине настоящего кризиса, или суда Божиего?
Причина всегда одна. Причина всех засух, наводнений, эпидемий и других бед та же, что и нынешнего кризиса, - богоотступничество. Грех богоотступничества вызвал и этот кризис, и Господь попустил его, чтобы пробудить, отрезвить людей, чтобы они опомнились и вернулись к Нему. По грехам и кризис. В самом деле, Господь использовал современные средства, чтобы вразумить современных людей: Он нанес удар по банкам, биржам, по всей финансовой системе. Опрокинул столы менял всего мира, как когда-то Он сделал это в Иерусалимском храме. Произвел небывалую панику среди торговцев и менял. Возмутил, низверг, смешал, смутил, вселил страх. И все для того, чтобы надменные европейские и американские мудрецы пробудились, опомнились, вспомнили Бога. Для того чтобы они, утвердившиеся в гавани материального благополучия, вспомнили о душах, признали свои беззакония и поклонились Богу Вышнему, Богу Живому.
Как долго продлится кризис? До тех пор, пока надменные виновники не признают победу Всесильного. До тех пор, пока люди не догадаются непонятное слово "кризис" перевести на свой родной язык и с покаянным вздохом не воскликнут: "суд Божий!".
Нынешний финасово-экономический кризис по своей сущности мало чем отличается от Великой депрессии. Тот же самый характер, те же самые причины, точно такие же последствия. И вновь Святая Православная Церковь объясняет своим чадам, почему возник кризис, что он несет людям, и что необходимо делать для его прекращения. Еще Святитель Василий Великий говорил: «Не Бог причина зол, а мы сами, потому что началом и корнем греха служит то, что от нас зависит, - наша свобода».
Господь дал людям свободу выбора. Всякий человек, по словам святителя Тихона Задонского, прежде чем грешить, «стоит между двумя противоположными силами - Богом и сатаной - и имеет свободное произволение обратиться к тому или другому».
Важно решить, как нам истолковать этот кризис. Тут есть два пути: светский и церковный. Светский сосредоточен на самом событии, он исследует случившееся и указывает, кто несет за него ответственность. Это необходимо, но этого мало.
Церковный подход требует проникнуть дальше - к пониманию того, что именно вскрылось в результате кризиса. Он обращает внимание не на симптомы, а на причины явлений. Сосредоточившись на симптомах, не решишь вопроса в целом, не доберешься до его корней. Можно предлагать меры, можно принимать решения - до моральных причин так не доберешься. Кризис касается всех, и все несут за него ответственность».
Недаром святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Страшны ликования сынов мира и их непрерывающаяся рассеянность и погруженность в заботы о тленном, их упоение обольщением суетного мира. В этом состоянии - условие гибели».
Разумеется, Русская Православная Церковь также не осталась в стороне от осмысления вопросов, связанных с кризисом. Так, незадолго до своей кончины Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, высказываясь по актуальным вопросам общественной жизни, отмечал, что нынешний кризис - это «время задуматься и переоценить те идеалы, которыми сейчас живет человечество. Схема, предложенная небезызвестным заокеанским государством, неприемлема для дальнейшей жизни человечества. И не только во всем мире, но в каждой отдельно взятой стране, в том числе и в нашей, нужно остановить наш бег за какими-то мнимыми идеалами, осмотреться и подумать: "А туда ли мы бежим?".
Очень важно, использовать это время на пользу, на переориентацию идеалов. Важно, чтобы мы переоценили те идеалы, ради которых живем, обратились внутрь себя и поняли, что единственное, что бессмертно и может войти в вечность, - это наша душа, а не мерседесы, коттеджи, вертолеты или еще что-то такое. Выход из любого кризиса лежит на путях духовного возрождения. Господь Сам незримо помогает всякому, кто идет за Ним. Из опыта своего двух-тысячелетнего бытия Церковь Христова знает, что благодатная помощь Божия способна кардинально изменить жизнь человека, просветить его сердце и разум, даровать ему силу. Господь даст силу народу Своему, Господь благословит народ Свой миром (Пс. 28, 11)».
Еще более глубокий анализ причин, содержания и последствий кризиса дают нам слова нынешнего Первоиерарха Русской Православной Церкви - Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который, обращаясь к верным чадам Святой Православной Церкви, в частности, сказал:
«Всякий кризис в жизни есть суд Божий, а суд Божий отделяет правду ото лжи, обнажает неправду. И если сегодня мир переживает экономический кризис, значит, этот суд обнаруживает некую глобальную человеческую неправду. Кризис это суд Божий над человеческой неправдой, над алчностью, непомерным желанием иметь как можно больше, потерей контроля над своим потреблением, суд над стремлением богатеть любыми средствами, забывая подлинные ценности и идеи.
Многие возлагали свое упование на способность рыночной экономики к саморегулированию, думая, что с решением экономических проблем автоматически решатся и все остальные проблемы. Ведь можно было услышать, особенно в 1990-е годы, размышления о том, что нужно поднять экономику, а все остальное поднимется само собой. Сейчас нам все более очевидно, что этот подход не работает. Экономическое развитие не может исправить нравы - напротив, нравственная порча может подорвать любую экономику.
Слишком много в последнее время стали возлагать надежд на маммону  -деньги как синоним счастья, деньги как синоним благополучия... Имеешь деньги - имеешь все: свободу, власть, удовольствие, возможность наслаждаться всем, чем ты хочешь наслаждаться. Вот эта иллюзия полной автономии от Бога, от других людей возникает на волне повышенного потребления. Сегодняшний кризис помогает понять, что это - иллюзия.
Есть только одно исцеление для человеческих душ - и многие из нас знают, как оно совершалось даже в жизни людей тяжко заблудившихся. Воры становились честными людьми, разбойники - законопослушными гражданами; люди, страдавшие от пьянства, освобождались от своего порока; блудники становились верными и заботливыми отцами семейств. Это исцеление приносилось в их жизнь покаянием».
Итак, указуя, путь к преодолению кризиса, Церковь призывает, прежде всего, к покаянию. Оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться (Деян. 17, 30). Иными словами, покаяние есть изменение греховного отношения к жизни, и ко всем ее конкретным проявлениям, на правильное.
Именно подлинное покаяние не раз чудесным образом спасало наше Отечество от гибели. Вот лишь три примера такого спасения. В 1395 году над Русью нависла вполне реальная угроза уничтожения. Покоритель половины мира, «железный хромец» Тамерлан, разгромив Золотую Орду, двинулся походом на русские земли.
Во всем тогдашнем мире не было силы, способной противостоять натиску Тамерлану. Казалось, будто судьба Русской земли решена, и ее участь - полное разорение (подобное опустошению, произведенному за полтора века до того ордами Батыя) и превращение в легкую добычу для любых иноземных захватчиков.
И тогда весь наш народ в едином порыве стал возносить покаянные молитвы ко Господу и Его Пречистой Матери. Причем эти слова - вовсе не риторическое преувеличение. Русские летописи свидетельствуют именно об удивительном, невиданном ранее, всенародном покаянном подъеме.
И свершилось чудо! Матерь Божья явилась лежавшему в шатре Тамерлану и грозно повелела ему покинуть русские пределы. После этого победоносный полководец отдал своим войскам приказ без боя отойти от русских границ.
Спустя двести с небольшим лет, в эпоху Смутного времени (1598-1613) наша Родина вновь оказалась перед угрозой уничтожения. К 1612 году центральная государственная власть перестала существовать. Столица и прилегающие к ней земли оказались в руках польского короля, а северо-западные области были заняты шведскими интервентами. В стране началась разруха, наиболее талантливые руководители борьбы против иноземных захватчиков были истреблены в результате заговоров, измен и междоусобиц. Католические и протестантские «властители дум» открыто провозглашали и воплощали в жизнь планы расчленения России, упразднения государственности, а затем - полной ликвидации на Русской земле святой Православной веры, и, соответственно, насильственной ассимиляции русского населения захваченных территорий.
Казалось, что наше Отечество погибло. Но возвысил свой глас святой Патриарх Гермоген, призвавший русский народ к покаянию за грехи Смуты - за разврат и немилосердие, за измены, заговоры и бунты, за междоусобные брани, за забвение Христовых заветов. К покаянию и к борьбе с захватчиками призывал этот великий святой - и за это принял мученическую кончину от рук оккупантов. Но слова его были услышаны русскими людьми. И очистившись добровольно принятым на себя постом и покаянием, наш православный народ получил от Бога и Его Пречистой Матери чудесную помощь. Примирившись и объединившись друг с другом и со Христом, наши предки всего за несколько месяцев сумели, что называется, «с нуля» восстановить единую государственную власть, сформировать войско и в день празднования обретения Казанской иконы Пресвятой Богородицы освободить Москву от интервентов. Так было спасено наше Отечество.
Третий пример спасительного всенародного покаяния и ныне еще не стерся из нашей памяти. В 1941 году на нашу страну, с 1917 года терзаемую богоотступничеством ее собственного народа, ополчились неисчислимые силы земных служителей тьмы. Мощнейшая армия, подчиненная власти бесноватого фюрера «нового порядка» Адольфа Гитлера, двинулась против нашей Родины.
Согласно планам фашистских агрессоров русский народ и другие народы России подлежали полному физическому истреблению, которое должно было начаться сразу после окончания военных действий и уничтожения нашего государства. Земли нашей Родины должны были превратиться в «свободное пространство», готовое для заселения представителями «Великого Германского Рейха». Именно о таком подходе свидетельствуют не только секретные документы нацистского государства (например, так называемый «Генеральный план "Ост"»), но и открытые, всем известные источники сатанинской националистической доктрины гитлеризма (в частности, печально знаменитая книга «Майн Кампф»).
И надо сказать, в 1941 году описанные выше планы были как никогда близки к своему осуществлению. Всего за три с небольшим месяца войны армия нашей страны (в абсолютном большинстве состоявшая из отошедших от Православия людей) откатилась от Бреста, Карпат и Дуная до Ладоги, Москвы и Дона. Молдавия, Украина, Белоруссия и целый ряд областей России были захвачены врагом. Таким образом, под оккупацией оказалась почти половина населения Отчизны. При этом только количество наших пленных воинов достигло нескольких миллионов человек и сравнялось со всем предвоенным составом отечественных вооруженных сил. Так вчерашние богоборцы, уничтожившие миллионы православных людей и разрушившие десятки тысяч храмов, гордецы, грозившие истребить любого врага «малой кровью» и «могучим ударом», в полной мере познали тщетность надежд на человеческие силы.
И тогда в нашем народе свершилось чудо покаяния. Оно заключалось не только, и даже не столько в том, что те, кто еще недавно насмехались над верой, стали возрождать храмы. Да, в 1939 году во всем СССР было чуть более 500 храмов, а в ходе Великой Отечественной войны их число достигло почти 14 тысяч. Но главным было не это. Главным было то, что вчерашние безбожники в большинстве своем не просто вновь надели нательные крестики, но искренне обратились ко Господу, ведь недаром говорится: «В окопах нет атеистов». Обратились не только словами, но и делами. Те же самые люди, которые легко вовлеклись в революцию, гражданскую войну и репрессии, убивали своих братьев, грабили, разоряли и разрушали храмы, уничтожали духовенство и верных Православию мирян, в годы Великой Отечественной войны не только по-настоящему каялись в содеянном, но и проявляли и на фронте, и в тылу подлинно христианское самопожертвование, нередко добровольно полагая жизнь за други своя (Ин. 15, 13).
Да, путь покаяния был труднее, чем путь греха. Более 26 миллионов наших соотечественников (каждый десятый житель нашей великой Родины) погибли прежде, чем в 1945 году наступил день Великой Победы.
Многие говорят: «Как же так? Ведь у власти по-прежнему оставались богоборцы-коммунисты, лишь временно, под давлением обстоятельств, прекратившие гонения на веру и Церковь. Почему же Бог послал этим людям победу?» Но давайте подумаем, разве лукавая воля атеистической коммунистической верхушки могла пересилить возвратившуюся веру, искренние молитвы и движимые христианской любовью дела тысяч святых и миллионов простых православных людей? Именно эта вера, эти молитвы и эти дела стали тем «давлением обстоятельств» которые вынудили Сталина прекратить гонения на Церковь и восстановить Патриаршество. Именно этим миллионам покаявшихся православных христиан и была дарована Господом победа над фашизмом, как давалась она за столетия до того православному народу Византийской империи, даже когда во главе ее стояли императоры-еретики.
Давайте вспомним о том, какая держава сейчас, в период мирового экономического кризиса, уверенно сохраняет относительный экономический рост, который, к сожалению, никогда и не снился России? Это Китай - страна, где правит коммунистическая партия. Но это также страна, где поддерживается порядок и дисциплина, где люди хотят и умеют работать, где власти ведут бескомпромиссную борьбу с преступностью, наркоманией, коррупцией и другими пороками. Это страна, где цель власти во внутренней политике - построение гармоничного общества, а во внешней политике - построение гармоничного мира.
А еще это государство, где двадцать лет назад верующими были чуть более 10% граждан. А сегодня, по данным социологических опросов, верующими в Китайской Народной Республике считает себя почти половина населения. Да, в подавляющем большинстве эти верующие - нехристиане. Но еще святой апостол Петр сказал, что во всяком народе... поступающий по правде приятен Богу (Деян. 10, 35). Они нехристиане - но во многом поступают по правде Божьей. Да, мы - православные христиане, а проводим свою жизнь хуже, чем древние язычники. Кто более угоден Богу? Кто будет жить лучше?
Разве удивительно, что на нас сбываются слова Спасителя? Мы избавились от беса коммунистического атеизма, но пренебрегли жизнью по Христу. Еще блаженный Августин говорил, что «каждый отдельный человек представляет собою своего рода элемент государства, как бы обширно оно ни было». Соответственно, как живут люди (элементы государства), так живет и само государство. А если люди ищут «не мира для государства, а безнаказанности для своей распущенности», то и в государственной, и в общественной жизни не будет ни мира, ни порядка, а только разрушение и кризис. Кризис, который будет терзать нас дотоле, доколе мы не покаемся.
В чем же нам надлежит каяться ныне? В чем нам надлежит покаяться для того, чтобы преодолеть экономический кризис, для того, чтобы наш народ и наша Родина перешли от вырождения к возрождению?
Подробный ответ на этот вопрос содержится, например, в речи одного из иерархов нашей Церкви - Высокопреосвященнейшего Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия. В апреле этого года он обратился к своей православной пастве со специальным посланием, которое, думаю, будет нелишне процитировать.
По словам владыки Викентия, «Россия вышла на первое место в мире по потреблению алкоголя на душу населения, на первое место по СПИДу в Европе и на одно из первых мест в мире по абортам. Сегодня средний возраст приобщения к наркотикам в России составил 15-17 лет, участились случаи первичного употребления наркотиков детьми 9-13 лет. Греховные пороки, духовная пустота, а в конечном итоге, непонимание смысла жизни и встречающихся на нашем жизненном пути испытаний приводит наших современников к самоубийствам. При этом Россия в последнее время находится в мировых лидерах по количеству самоубийств».
Глава Екатеринбургской и Верхотурской епархии продолжает свое послание обличающими наше духовное состояние словами Священного Писания: Увы, народ грешный, народ, обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа... повернулись назад. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем. Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими (Ис. 1, 4-7).
Может быть, эти приведенные православным архиереем грозные слова пророка покажутся кому-то из нас слишком жесткими? Что ж, тогда, наверное, будет уместно привести менее грозные, но куда более страшные слова одного из простых священников, живущего в российской глубинке, во втором из титульных городов Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии, иерея Димитрия Иванова:
«Проблема в том, что наш народ не видит себя. Никакой пользы нет от обличений... А вот почему. Тут мой друг N. говорит: "Батюшка, ты знаешь, я статистику по нашему городу узнал. У нас в прошедшем году было разводов 78% от заключенных браков". Он теперь в трансе - живет под впечатлением этих цифр. Конечно, можно его понять. Дочке замуж пора, а жизнь такая нестабильная.
"Ну, да, - отвечаю, - это печально". А друг драматично так: "Но ведь это значит, что наше общество вообще ни на чем не держится. Связи все рушатся, только какие-то деньги люди друг другу проплачивают - вот и все. Как же так можно жить-то, батюшка?". А я что... я, конечно, знаю - надо молиться, каяться и проповедовать Святое Православие. Но людям, когда они сами себе испортили жизнь, легче найти человека (людей), которые им кажутся хуже себя, и все списать на них. Это легче, чем обвинять себя и каяться в грехах своих. Люди портят себе жизнь, а потом успокаивают себя бессмысленными обвинениями в адрес третьих-четвертых лиц. Люди отреклись от любви. Они сами сдали ее вместе с христианством в антикварную лавку, забыли ее на чердаке. Люди не живут любовью - это значит, что живут ненавистью».
Подумайте об этом, братья и сестры. И вы убедитесь, что если в нашем народе распадается более трех четвертей заключенных браков, если у нас ежегодно погибает более полумиллиона алкоголиков и более миллиона убитых в утробе младенцев, если мы лидеры по воровству, спекуляции, коррупции, пьянству, СПИДу, самоубийствам и абортам - значит, мы и впрямь живем ненавистью. Сатанинской ненавистью вместо Божественной любви.
Это значит, что мы сами уничтожаем себя. Не какой-то мифический враг - а мы сами. И не надо успокаивать себя тем, что у нас восстанавливаются из руин храмы, а большинство населения России становится православным. Да, недавно проведенный общероссийский социологический опрос дал рекордные цифры - 80% опрошенных назвали себя православными. Но при этом половина из этого количества тут же заявила, что не считает необходимым соблюдать Божественные заповеди в повседневной жизни! При этом речь идет не о каких-то исключительных заповедях, возводящих к вершинам совершенства. Речь идет о фундаментальной основе цивилизации - о десяти заповедях.
Видимо, для ужасающе огромного количества людей дело обстоит именно таким образом. Вот, к примеру, что пишет об этом игумен Игнатий (Бакаев), современный православный публицист:
«Посмотрите, как исполняются заповеди. Например: Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Я как-то возмутился, что рекламные ролики по всем центральным каналам крутят одновременно: не сговор ли это, чтобы лишить зрителя возможности выбора? И услышал в ответ от одного парламентария: "Деньги - это святое". Вспоминаю, что еще недавно люди не поклонялись маммоне как божеству.
Не убий. В стране совершаются миллионы узаконенных убийств - аборты. Действует огромная армия убийц: несостоявшиеся родители, бабушки, дедушки, подруги, медработники и так далее. На какое счастье может рассчитывать народ, для которого убийство - это обыденность.
Не прелюбодействуй. Почти невозможно отыскать людей, которые всерьез воспринимают эту заповедь, наоборот, жертвуют семьями, счастьем ради удовлетворения похоти.
И так с каждой из десяти заповедей, отринув которые, народ мучается, страдает. Мне один молодой монах рассказывал после очередного отпевания сверстника, что из его друзей и знакомых умерло уже два десятка. И только один - своей смертью, от болезни сердца. Остальные - кто убит в криминальных разборках, кто погиб от пьянства, кто руки на себя наложил. Это же массовая гибель, страшнее войны!»
Увы, но многие действительно считают невозможным не совершать указанных выше грехов. Именно о таких людях Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал, что «для того чтобы справляться с кризисом, надо быть внутренне сильным человеком, хорошо организованным. Откуда взять эту силу? Из рекламы и все повышающегося уровня потребления? Из наслаждений, которые нам этот безбожный образ жизни предлагает? Никогда. Человек, который живет таким образом, становится мягкотелым, слабым, неспособным не то чтобы кризисы препобеждать, неспособным даже с легкими стрессами справляться. Смотрите, какие сейчас все раздражительные. Едем на машине. Кто-то там перестроился не так. Ну, готовы же растерзать! Открывают окно - кричат страшные слова. Дай такому человеку оружие - стрелять начнет». И стреляют!
Как уже было отмечено выше, к сожалению, для большинства современных православных христиан непосильной, похоже, оказалась даже самая первая из десяти заповедей. Та самая, о которой Господь Бог и Спаситель наш Иисус Христос напоминает нам в словах не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6, 24; Лк. 16, 13).
Разумеется, здесь, очень важно понимать значение слова «служение». И из Евангелия, и из обычной жизни очевидно, что служить - значит совершать то, что необходимо для предмета нашего служения. И вот тут перед современными православными христианами встает известная проблема: в теории-то мы, разумеется, вовсе не считаем, что кто-либо или что-либо достойно большего служения, нежели Господь. А вот на практике.
Служение Богу есть следование Его заповедям. Именно этого требует Он от нас. Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди, - говорит Христос (Ин. 14, 15).
А теперь давайте честно ответим себе, чего мы делаем в нашей реальной жизни больше - того, что необходимо для исполнения Божьих заповедей, или того, что необходимо для стяжания материального достатка (положения в обществе, почета, славы, выгоды, достижения кажущихся нам важными целей, и так далее). И, исходя из этого, попробуем сделать вывод: какому господину мы усердствуем, а о каком - нерадеем. И как мы на деле исполняем хотя бы первые две заповеди, данные людям еще в ветхозаветные времена?!
Разумеется, каждый из нас может сказать, что в наше непростое время забота о хлебе насущном для нас и наших ближних вовсе не кажется чрезмерной. Что ж, может быть, тогда дело в другом?
В том, что, напротив, недостаточна наша забота о соблюдении заповедей Христовых? Что, собственно, означает исполнение Его заповедей? Строго говоря, все оно сводится к исполнению наибольшей из них - возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим (Втор. 6, 5). Иными словами, христиане, любящие Бога, живут в этом мире для Него, зная, что Бог при этом пребывает и действует в этом мире ради тех, кто Его любит.
Преподобный Ефрем Сирин писал: «Тебя, Господи, мы ищем в молитве, потому что в Тебе заключено все. Тобою да обогатимся, потому что Ты - Богатство, не изменяющееся от перемены времен».
Для того чтобы понять, что значит христианская любовь, мы должны задать себе вопрос: «Для чего мы существуем, ради чего мы живем?» Ради призрачного земного процветания? Ради того, чтобы скопить деньги, а потом уйти в землю, не забрав с собой ничего из накопленного? Ради того, чтобы испытать греховные удовольствия, разрушить ими тело и душу и опять же сойти в могилу? Ради наших страстей, которые сокращают, а затем и прекращают нашу жизнь?
Или мы живем ради наших ближних - супругов, родителей, детей, родственников, ради нашей страны, ради всех людей, которые нуждаются в нас, которые когда-либо одаряли нас своей собственной любовью? И самое главное: ради Богочеловека Христа, Который так возлюбил нас, что отдал ради нашего спасения Свою жизнь? Наконец, ради спасения самих себя, созданных Богом для того, чтобы мы, как и наши ближние, достойно пройдя свой жизненный путь на этой земле, могли вечно царствовать с Ним в будущей жизни?
Если это так, то мы должны жить и служить Богу, ближним и своему будущему по-евангельски нелицемерно, исполняя Божественную заповедь о любви (Мф. 22, 37-39). Святитель Василий Великий говорит: «Любовь к Богу необходима нам, оскудение ее в душе есть самое непереносимое из всех зол».
К такому-то состоянию любви нам с вами, братья и сестры, и надлежит прийти. Прийти, а вернее сказать, перейти от того состояния ненависти, в котором ныне пребывает наше общество. Мы должны перейти от ненависти к любви, от смерти к жизни, если мы хотим, чтобы нынешний кризис, нынешний Божий суд не стал для нашей страны и нашего народа последним судом.
Этот переход, эта перемена взглядов, чувств, мыслей и действий - единственный истинный путь подлинного покаяния, путь устранения подлинных причин кризиса, в котором ныне пребывает российское общество. Путь перехода от скорбной нераскаянности к покаянной радости. Да-да, братья и сестры, именно к покаянной радости!
Выдающийся российский архипастырь, истинный молитвенник и подлинный богослов, приснопамятный Митрополит Антоний Сурожский говорил, что когда «мы думаем о покаянии, нам всегда представляется темная или серая картина скорби... о том, что наше прошлое такое темное и недостойное: недостойное ни Бога, ни нас самих, ни той жизни, которая нам предложена. Но это только одна сторона покаяния.
Когда в результате углубленного размышления над собой... над Евангелием и над путями Божиими мы оказываемся перед лицом своего греха. Конечно, вонзается в наше сердце острая боль, стыд: глубокий стыд о том, что мы так далеки от того, чем могли бы быть. Но это должно быть только побуждением к тому, чтобы начать жить по-новому. Да, надо остановиться на прошлом, надо вглядеться без всякой пощады к себе в темные стороны своей жизни, и мыслей своих, и движений сердца, и в желания, и в поступки, и в отношения... Но когда это случилось, то не надо ни в отчаяние впадать, ни останавливаться на этом. И тут начинается радость, покаянная радость».
Да, братья и сестры, это именно так! Именно тут должна начинаться радость! Радость покаяния! Радость очищенных! Радость помилованных! Радость освобожденных! Радость прощенных! Радость приговоренных к смерти и воскресающих к вечной жизни!
Злой терзается собственной злобой. Обманщик бьется в сетях собственной лжи. Оскверненный задыхается от собственного смрада. А покаяние дарует нам доброту и чистоту, познание истины и любовь Божию. Обновленными, освященными, светло украшенными предстают души тех, кто совершил покаянный труд.
Небесное пиршество, Небесное торжество, Небесное празднество - вот что такое покаяние. На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии, - говорит Господь (Лк. 15, 7). А преподобный Ефрем Сирин называет покаяние «праздником для Бога», «потому что и Небо призывает на пир», Создатель радуется покаянию людей, «как силе Своего творчества», поскольку «кого грех пытается погубить, тех покаяние воссозидает к Божией славе».
Да, Вселюбящий Бог хочет спасения каждому созданию Своему. В покаянии - сила Божия, оно всемогуще. Как бы низко ни пал человек, какие бы страшные дела ни совершил, в каких бы мерзостях ни погряз, его, кающегося, восставит рука Спасителя.
Если же мы с вами, братья и сестры, упустим шанс покаяться, то есть глубоко осмыслить и переменить свою жизнь, то, выражаясь словами одного из мудрых российских архипастырей, «закономерно можем ожидать еще более грозного вразумления Божия, еще больших невзгод для нашего Отечества». Христос говорит своим последователям: Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям (Мф. 5, 13). Если сила истинного покаяния будет оставлена нами, то придет время начаться суду (1 Пет. 4, 17). Тому суду, который был в свое время свершен Господом Богом над другими цитаделями «общества потребления» - Древним Вавилоном и Древним Римом.
Потому, братья и сестры, пойдем же ко Господу нашему Иисусу Христу путем искреннего и истинного покаяния. Не будем смущаться тем, что стремящихся к покаянию поначалу будет не много - Господь был готов помиловать земли древних грешников даже ради пяти праведников. Не будем сетовать и унывать из-за того, что не всем из нас будет легко и удобно совершить даже первые шаги на пути покаянной победы над кризисом. Христос, равно приветствующий и дела, и намерения, даст нам силы для подлинного покаяния, если только мы будем всем сердцем обращаться к Нему. Не будем малодушно бояться лукавых сил «мира сего», которые непременно захотят отвратить нас от спасительного покаянного пути. Спаситель сказал нам: Мужайтесь! Я победил мир (Ин. 16, 33).
Значит, покаявшись и обратившись к Богу, Победителю мира, победоносному Вождю Своих верных последователей, в меру наших сил исполняясь Христовой любви и желания быть с Богом и в нынешней, и в будущей жизни, мы с вами, братья и сестры, непременно победим!
Победим и нынешний кризис, и любые, возникающие на нашем пути трудности и препятствия.

 
Автор: Митрополит Владимир (Иким)
Из книги: «Путь преодоления кризиса»
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
Реклама
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст