Стояние в истине

Не бывает облегченного Православия


фото дети несут крестфото: Aleksander Wasyluk
сайт: orthphoto.net

Сегодня неоднократно приходится слышать формулировку верующий православный христианин, без фанатизма» и прочие реплики, содержащие это загадочное словосочетание. Что же понимают авторы под этими словами? И возможны ли подобные заявления?

 

В последнее время, когда наша страна возвращается на исторический путь, а Православие начинает играть важную роль в государствообразующей доктрине, необычайно сильно проявилось явление неофитства, когда заново обратились к вере или впервые вошли в лоно Церкви сотни тысяч людей. Все они, долгие годы воспитывавшиеся в рамках советского атеизма, понятия не имели о церковных богослужениях, постах и Таинствах. Для многих из них представление о вере и Церкви по большей части сложилось из иностранного кинематографа, в котором, как правило, фигурирует западная католическая или протестантская церковь. Образ же Русской Церкви, загнанной в жесткие рамки, отрезанной от мирян в годы гонений, но сохранившей истинность служения заветам Спасителя, был сформирован пропагандистской деятельностью советского государства.

Таким образом, новообратившиеся прихожане, надежда и возрождение Церкви, воспитанные на католических представлениях о вере и служению Богу, были удивлены той строгостью и аскетизмом, в котором пребывали немногочисленные прихожане православных соборов. Тот факт, что все богослужения необходимо стоять на ногах, коленопреклоненно молиться, соблюдать многодневные (даже многомесячные) посты, исповедоваться и причащаться, совершать домашнее молитвенное правило, подавать милостыню, хранить целомудрие и девство и другие неотъемлемые черты православной веры, вызывали у людей сначала страх, а затем и отрицание.

Люди, понятия не имевшие о церковной жизни, привыкшие к так называемому светскому гуманизму, видели во всем этом нечто архаичное, жестокое по отношению к человеку и подавляющее его личную свободу, и естественным образом считали людей, являвшихся истинно верующими, «фанатиками».

В далекие 90-е моя знакомая, увидев в соседнем окне человека, совершающего молитвенное правило, который при этом крестился и совершал поясные поклоны, можно сказать, была поражена до глубины души, не понимая, что вообще он делает, однако, видя крестное знамение, произнесла: «Ну и фанатик».

Не многие, вступившие на путь вооцерковления, дошли до его конца, многие перестали посещать храм или делали это крайне редко, другие же, вступив на церковный путь, начинали сворачивать с него, но пока еще на дорогу, не ведущую достаточно далеко, чтобы оттуда невозможно было вернуться. Эти люди начали позиционировать себя как «верующие, но не соблюдающие» - еще одна формулировка, заслуживающая особого внимания. Эти люди, говоря о себе, заявляли, что верят в Бога, ходят в церковь, но при этом открыты для других религий и учений, верят в единство всего и вся, соблюдают посты, когда захотят, и так далее, оправдываясь тем, что они верят в Бога.

Посещение церкви, да и вообще веру в Бога, могут сопрягать с занятиями восточными практиками, даже участием в буддийских обрядах и прочих действиях, ставящих под сомнение их принадлежность к христианству. Именно в этой среде и зародилось выражение «верующий без фанатизма», именно подобное отношение к вере и соблюдению заповедей эти люди называют «истинной верой».

В настоящее время схожие тенденции сохраняются в молодежной среде, становящейся все более индифферентной по отношению к религии, как, впрочем, и к другим формам проявления душевных устремлений. Все новые веяния захватывают неокрепшие умы, последователей так называемых учений «нью эйдж» или «сайентологов» становится все больше, тем более когда знаменитые актеры и деятели культуры открыто пропагандируют их учения. Переполненными оказываются семинары, в названиях которых присутствуют слова «Добейся успеха». При этом люди, попадающие под влияния этих сил, упорно продолжают называть себя православными, стремясь к «успеху», не желая прикладывать к его достижению ни малейших усилий.

Как ни прискорбно, подобная ситуация вполне вписывается в общий мировой тренд постмодернизма. Культурный и нравственный упадок вызвал упадок духовный, приведший в смятение многих людей.

Как бы там ни было, не бывает облегченного Православия, не бывает религии «как мне заблагорассудится», есть свод законов и правил, установленных две тысячи лет назад Иисусом Христом, - на них и должна строиться истинная вера.

Вступающим на путь веры необходимо больше знать о церковной жизни, больше узнавать о жизни простых верующих, чтобы встреча с сокровенным не превратилась во встречу с неизведанным, пугающим и непонятным.

Мир Православия, сокрытый от глаз неверующих людей, очень глубок и многогранен. Человеку, решившему вести праведный христианский образ жизни, придется пережить множество испытаний, в том числе и испытание осуждением и непониманием окружающих - «Как можно быть фанатиком?».

Но всегда необходимо помнить, что вера - это испытания на каждом шагу, и ни в коем случае нельзя поддаваться общему мнению, что верить можно наполовину. Верить можно только всей душой.

 
Николай Майоров
из журнала:  "Спасите наши души"
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
Реклама
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст