Семья
картина художника Н. Е. Песков
картина художника Н.Е. Песков

Воспитание детей


Основная задача воспитания

Нет ни одного нормального человека, который не хотел бы, чтобы его ребенок вырос добрым и нравственным. Но для этого родителям нужно запомнить правило: воспитать ребенка в добре можно лишь с пониманием драгоценности его личности, ее неповторимости и индивидуальности. Повторим: ребенок прежде всего – Божий, а уже затем – папин и мамин. Господь уже в момент зачатия вложил ему по Своей воле характерные черты, вкусы, таланты, предназначил его для того или иного пути. Родители обязаны передать Творцу врученное Им дитя усовершенствованным и нравственно возвеличенным. При этом и речи не может быть о том, чтобы в родительском эгоизме «подгонять» ребенка под свои вкусы и пожелания, как платье по фигуре. Жизнь учит нас, что в любых семьях отрицание личности маленького человека ведет к большим проблемам, а когда этот человек вырастает, то порой – к трагедиям. Как определяют основную задачу воспитания великие христианские святые?

Святитель Василий Великий:

Пока душа еще способна к образованию, нежна и, подобно воску, уступчива, удобно напечатлевает в себе налагаемые образы, надобно немедленно и с самого начала возбуждать ее ко всяким упражнениям в добре. Для того чтобы, когда раскроется разум и придет в действие рассудок, начать течение с положенных первоначально оснований и преподанных образов благочестия, между тем как разум будет внушать полезное, а навык облегчит преуспеяние.

Святитель Иоанн Златоуст:

Воспитай борца для Христа и с детского возраста его, пребывающего в мире, приучи быть богобоязненным...

Это и расстраивает всю вселенную, что мы нерадим о детях: заботимся об их приобретениях, а душою их пренебрегаем, допуская крайне безумное дело...

Возраст нежный, он скоро усвоит себе то, что ему говорят, и, как печать на воске, в душе детей отпечатывается то, что они слышат. А между тем и жизнь их тогда уже начинает склоняться или к пороку, или к добродетели. Потому если в самом начале и, так сказать, в преддверии отклонить их от порока и направить на лучший путь, то на будущее время это уже обратится им в навык и как бы в природу и они уже не так удобно по своей воле будут уклоняться к худшему, потому что навык будет привлекать их к добрым делам.

Святитель Феофан Затворник:

Не стыдясь и не боясь мира, постарайтесь дать детям истинное христианское воспитание, сообщая им одни христианские во всем понятия, приучая к христианским правилам жизни и возгревая любовь к Церкви Божией и всем порядкам церковным... Ныне многому учат, не соображаясь с христианскими обетами в крещении и не имея в виду ответственности пред Богом. Время такое мудреное настало... В заведениях дети становятся не те уже... При всем том нельзя думать, чтобы все внушаемое им (разумеется, в семье) пропадало или пропало. Все остается, и в свое время принесет плод. Вы своего не оставляйте, чем можете – действуйте, чтоб они не совсем сбились с дороги; а успех – все от Господа! Молитесь... Помогайте нуждающимся больше и их молитве поверяя детей. Эта молитва сильна...

Вы все сами хотите устроить детей, а Богу ничего не предоставляете. А все Богу надо отдать, не прекращая, конечно, и своего попечения, но, не придавая ему и слишком многого значения.

Деток как Бог устроит, так и будет хорошо. Воспитание на вас, а пристроение – Божие дело. Если то безукоризненно (то есть воспитание) и в отношении к нему вы не сделали ничего погрешительного, то мучить себя не след, хотя и нельзя не поскорбеть. Но предайте все Господу и все покрывайте верующими к Господу воззваниями: буди воля Твоя, Господи! И лета жизни будут в мире с Господом!

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий):

Родители, которые пренебрегают воспитывать детей по-христиански, беззаконнее детоубийц, ибо детоубийцы тело от души разлучили, а они душу и тело ввергают в геенну огненную.

Святой праведный Алексий Мечёв не одобрял, когда родители, стремясь в церковь, оставляли детей одних, без призора. Воспитание детей он ставил выше других благочестивых занятий. Благословляя мать с ребенком и указывая на младенца, он говорил ей внушительно: «Вот здесь твои и Киев, и Иерусалим». И далее он наставлял:

Вступая в брак, христианские родители должны думать не только о своем личном счастье, но и о будущем своих детей. О том, чтобы воспитать в них христиан, полезных Церкви и обществу. Но, к сожалению, многие родители совсем не задумываются над воспитанием в своем ребенке человека-христианина. Они думают о его будущности в сфере внешних отношений, представляют его врачом, инженером, литератором, отдают его в соответствующее учебное заведение и думают, что этим ограничивается их забота о ребенке. Но, в то же время мы видим, как часто в жизни внутренней, духовной дети предоставлены или гувернанткам, или самим себе. Не говоря уже о том, что многие дети вырастают буквально на улице; даже те, на которых обращено внимание родителей, подвергаются сплошь и рядом влиянию окружающей среды, дурных товарищей и постепенно сходят с нормального пути развития. Откуда это множество мальчиков, с 13–14 лет пьющих, курящих, развратничающих? Откуда эти девочки, едва вышедшие из пеленок и уже накрашенные, нарумяненные, подвитые? Это плоды небрежного отношения родителей к воспитанию.

Непременным условием того, чтобы ребенок вырос добрым человеком и христианином, является усердная молитва за него родителей. Схиигумен святой Антоний Оптинский как-то спросил человека, сына которого исключили из учебного заведения: «Да молитесь ли вы о сыне?» «Иногда молюсь, – был неуверенный ответ, – а иногда не молюсь». «Непременно молитесь о сыне, усердно молитесь о нем: велика сила родительской молитвы о детях».
Отец последовал этому совету, и дела сына наладились.

«Поминайте мать блаженного Августина, – писал одной матери святитель Феофан Затворник. – Плакала-плакала, молилась-молилась! И вымолила, и выплакала, что Августин опомнился – и стал как следует быть».

Воспитание на примере родителей

«...Благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания» (книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, глава 3, стих 9), – говорит Священное Писание, и мы сознаем, что родительская власть над детьми – нечто святое, данное свыше.

Недаром одна из десяти основополагающих заповедей Божиих гласит: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и будеши долголетен на земли» (послание к Ефесянам, глава 6, стихи 2–3).

Но любой властью можно злоупотребить, то есть употребить ее во зло, даже полагая при этом, что делаешь благо.

«Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (послание к Колосянам, глава 3, стих 21), – наставляет апостол Павел, и наставляет не единожды: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (послание к Ефесянам, глава 6, стих 4).

Иногда родители возмущаются непослушанием детей. Но чем вызвано это возмущение? Горечью о том, что ребенок не воспринимает доброго наставления? Нет, гордостью: «Я – отец (мать). Он обязан меня слушаться!» А ребенок взрослеет и в подростковом возрасте начинает искренне возмущаться в свою очередь: «Почему я все время кому-то что-то должен, обязан?!»

Почему же так происходит? Да потому, что родители забывают, что сами тоже обязаны. Всем обязаны – Отцу Небесному. И если они сами не проявляют послушания Богу и Его заповедям, то не имеют права требовать послушания и от детей.

Православный психолог Валерий Ильин, анализируя духовное состояние современного общества, отметил:

Редко можно найти такую семью, где родители не калечат своих детей. Безусловно, несознательно. Просто потому, что в свое время их родители не научили по-другому.

Психологи Ирина Медведева и Татьяна Шишова, работающие с проблемными детьми, обращаются к родителям:

Невоспитанный, упрямый, ленивый, капризный – трудный... Ну что с ним делать?! А с вами? С вами что делать – мрачными, раздражительными, усталыми, безразличными, всегда спешащими и всегда занятыми? Что вашему ребенку делать с вами? Чем защититься от вашего хронического недовольства жизнью?.. Ведь тон отношений в семье задают все-таки родители, а не дети. И даже если ребенок – тиран, а его родители – покорные рабы, это они позволили, они допустили такую расстановку сил!

И пастыри Церкви согласны с врачами в этом вопросе. Священник Олег Кудряков говорит: Наша греховность, нетерпеливость мешает нам правильно воспитывать детей... Пока ребенок маленький, для него мама и папа – самые хорошие. Что он видит в родителях, то и делает. Папа курит – ребенок тоже будет курить. Как хочешь доказывай ему, что нельзя, он скажет: «Раз папе можно (а он у меня самый лучший!), я тоже буду».

Священник Артемий Владимиров:

Воспитывает более чем что-либо, более, чем словесное назидание, более, чем уроки в воскресной школе, сердце матери, сердце отца.

Сердце матери – это окно, через которое свет вечности льется на душу ребенка... Поэтому там бывает успешным духовное воспитание, там с легкостию усваивает дитя уроки Закона Божия, где сердце родителей дышит внутренней молитвой. Есть чему поучиться у святой мученицы Александры Феодоровны, последней Императрицы, которую многие не понимают и осуждают, сами не зная почему, но которая, стяжав дух молитвенный, умела святым Цесаревичу и Княжнам ежедневно преподавать Закон Божий, притом сердечно, не засушивая предмета, но заставляя детские сердца с благоговением и трепетом биться над бесхитростными библейскими повествованиями, исходящими от уст матери, а не профессора богословия.

Государыня-мученица Александра Феодоровна, воспитавшая пятерых святых детей-мучеников, утверждала, что «родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей, – не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни».

Святитель Иннокентий, митрополит Московский:

Известно, что никто не может лучше научить нравственности, как мать, и у благочестивой матери дети всегда будут нравственны. У разумной матери дитя трех и даже менее лет умеет изобразить на себе крест, различить икону от простой картины, читать краткие молитвы.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал одной матери:

Знай, что паче всех твоих наставлений словами жизнь твоя будет самым сильным наставлением для дочери.

Суть всего сказанного можно выразить кратко: для того чтобы достойно воспитать ребенка, родители должны воспитать прежде всего самих себя.

Начало духовного воспитания

Духовная пища – вхождение в церковную жизнь – должна быть преподана маленькому человеку как можно раньше.

Вот что писал об этом святитель Иннокентий, митрополит Московский:

Чем ранее внушаются детям понятия о Божественном, тем тверже укореняются в них, и, следовательно, тем более можно ожидать от них добрых плодов. Особенно если это делается с верою в благодать Божию, вразумляющую младенцев.

При совершении Таинства Крещения священник надевает на ребенка православный крест. Этот нательный крестик не должен сниматься никогда.

Священник Алексей Грачев пишет в работе «Когда болеют дети»:

Иногда у родителей бывают излишние опасения – мол, тесемка может принести ребенку вред, сделать удушье и т. п. Такого случая за всю историю Православия не было. Так что все беспокойства тут могут быть оставлены. Крест Христов есть наша главная защита. Крестным подвигом Спасителя побежден диавол. Побежден, но не уничтожен.

Поэтому он посылает нам помыслы против креста. Все эти помыслы исходят только от него. Если уж на то пошло, ребенок рефлекторно изменяет положение тела при любом неудобстве. И он всегда тесемку, на которой висит крестик, поправит, даже во сне.

Носить малыша на богослужения необходимо с самого крещения, а после двух лет в жизнь ребенка уже должны входить постные дни – среда и пятница. Старец Алексий Зосимовский рекомендовал приучать детей к посту с двух с половиной лет, «чтобы в три года они уже знали, что такое среда и пятница».

Не надо бояться, что это плохо отразится на здоровье малыша. Даже в советских справочниках по уходу за ребенком мы можем встретить рекомендации: примерно с двух с половиной лет два раза в неделю организовывать ребенку «вегетарианские дни».

Кроме непременного причащения ребенка Святых Таин, дома родители должны читать ему вслух молитвы и Евангелие, не смущаясь тем, что он еще не воспринимает слова, давать ему употреблять крещенскую святую воду и просфору натощак, окроплять самого ребенка и его вещи святой водой. В храме младенца нужно подносить под благословение священника.

И в храме, и дома прикладывать ко кресту, к иконам. Надо создать вокруг ребенка естественную атмосферу религиозности, чтобы он возрастал в ней, как рыба в воде.

Софья Куломзина, автор замечательной книги «Семья – малая церковь. Записки православной матери и бабушки» пишет:

Мне кажется, что первые шаги на пути открытия веры в Бога в жизни младенца связаны с его восприятием жизни органами чувств – зрением, слухом, вкусом, обонянием, осязанием. Если младенец видит, как родители молятся, крестятся, крестят его, слышит слова «Бог», «Господь», «Христос с тобой», принимает Святое Причастие, ощущает капли святой воды, трогает и целует икону, крестик, в его сознание понемногу входит понятие, что Бог есть. В младенце нет ни веры, ни неверия. Но у верующих родителей он растет, воспринимая всем своим существом реальность их веры так же, как ему понемногу делается понятным, что огонь жжется, что вода мокрая, а пол твердый. Младенец мало что понимает о Боге умом. Но из того, что он видит и слышит от окружающих, он узнает, что Бог есть, и принимает это...

Первое, очень простое понятие о Боге заключается в этом осознании, что Бог есть, как есть тепло и холод, ощущение голода или сытости.

Первая сознательная мысль о Боге приходит, когда ребенок способен понять, что значит сделать что-нибудь – сложить, слепить, построить, склеить, нарисовать... За каждым предметом есть кто-то, этот предмет сделавший, и ребенку довольно рано становится доступным понятие о Боге как о Творце. Вот в это время, мне кажется, возможны первые разговоры о Боге.

Духовное чтение и беседы

Пока ребенок не знает грамоты, важно читать ему Священное Евангелие вслух, с самого начала проявляя благоговение перед этой великой книгой. Перед чтением надо помолиться вместе с ребенком доступными ему молитвами, напомнить, что необходимо перекреститься, сложив пальчики во имя Пресвятой Троицы. Читать надо понемногу, выборочно, чтобы ребенок не утомлялся и хорошо усваивал услышанное. Некоторые священники наставляют при этом не пользоваться детским переложением, а знакомить ребенка с самим евангельским текстом, разъясняя все, что будет непонятно, приводя доступные примеры из жизни.

Так, например, священник Алексий Грачев говорит:

Иногда родители не решаются читать детям взрослое Евангелие – читают «Детскую» Библию. Уже лет с семи, а то и раньше можно читать канонический текст, чтобы дитя приучалось к полноценной духовной пище.

Очень хорошо пересказывать детям Жития святых, но при этом надо воздерживаться от яркого, подробного описания страданий святых мучеников: детская психика не подготовлена для этого, и маленький ребенок может сильно испугаться. Замечательно, если книгой, в которой ребенок прочтет первые слова, станет книга духовного содержания.

Детская молитва

У верующих родителей ребенок рано привыкает к тому, что все в доме освящается молитвой и крестным знамением. Сначала малыш будет воспринимать молитвы родителей. Нужно крестить при нем его пищу, молиться перед началом кормления, а когда ребенок в состоянии будет сам молиться перед едой, следует ввести это в неукоснительное правило.

Молиться ребенок должен осмысленно, неторопливо, без грубого родительского принуждения. Если забудет или не захочет, лучше мягко напомнить или еще раз объяснить, почему пища должна освящаться Божиим благословением. Ребенок должен видеть, что родители и домашние молятся перед началом любого дела, сам должен привыкать к тому же. Нужно научить малыша кропить святой водой и накладывать крестное знамение на новые игрушки. Его собственные первые молитвы должны быть немногословными, но регулярными.

Святитель Феофан Затворник:

И молитвою не докучайте – можно надоесть. Советуйте ему хоть немного молиться утром и вечером, не читая никаких молитв, а так, умно очи к Богу возводя. Вечером Бога поблагодарить за день, утром попросить о дне – своими словами, как знаешь, только бы делом. И этого довольно.

Поклона три-пять с такими мыслями. И днем пусть иногда обращается к Богу с краткою молитвою: «Господи, помилуй»; «Господи, благослови».

Было бы ошибкой заставлять детей зубрить молитвы. Ребенок, вошедший в церковную жизнь, сам запомнит молитвы из богослужения, а научившись читать – из детского молитвослова. Он выучит «Отче наш», слушая каждый день, как читает эту молитву перед едой отец, когда вся семья собирается за столом; молитву «Богородице Дево, радуйся», по тому что ее часто произносит мать; «Царю Небесный» – без нее ни одно дело в семье не начинается. Очень важна для сохранения мира и приумножения любви в семье совместная молитва детей и родителей.

Приобщение к божиему храму и церковной жизни

Некоторые родители, даже сами будучи воцерковленными, приносят грудных детей в храм только 4–5 раз в год, чтобы причастить их. Приносить новорожденных детей и младенцев на богослужения следует как можно чаще, не смущаясь, что не получается выстаивать всю службу или время от времени требуется выходить из храма с ребенком на улицу, – малыш обычно не может спокойно себя вести во время всего богослужения да и прихожанам будет мешать. Если ребенок уже умеет ходить, мать может время от времени выходить с ним из храма погулять. Со временем у ребенка появляются силы выстаивать все богослужение.

Детей постарше не следует водить в храм насильно.

Священник Артемий Владимиров:

И поистине нужно иметь духовное сердце, чтобы суметь сладить с ребенком, который почему-то отказывается идти в храм в день воскресный, находит для себя занятия более нужные и важные, будь то лепка из пластилина, или беганье по двору за друзьями, или какое другое.

Всякий раз, когда мы насильно вырываем игрушку из рук ребенка, отторгаем его от общения с себе подобными и влачим его в храм, мы подрываем благочестивые устои детской души, мы помогаем ей сделаться революционеркой: в оный час топнуть на все ногой и повернуться спиной к Церкви... Гораздо важнее, оставив ребенка, как он есть, воздействовать на его сердце. И здесь прежде всего нужно наше слово, слово духовное, слово, умеющее растопить суету и помрачение детского сердца.

Нужно помнить и понимать: постоянно приходя со взрослыми в храм, ребенок может привыкнуть, как к обыденности, к красоте богослужений, ему со временем может стать скучно. Что же делать? Не просто водить дитя в храм, а вводить его в церковную жизнь. Начать можно с малого. Пусть ребенок научится сам ставить свечи, подавать нищим и на храм, подходить к священнику под благословение. Поначалу это может быть чистым подражанием родителям, но вскоре малыш будет делать это осознанно, сам станет решать, к какой иконе поставить свечу, научится правильно креститься, с крестным знамением входить в храм, класть поклоны. Надо заранее знакомить ребенка с церковными молитвами, чтобы он слушал их и повторял; объяснить ему, что ангельские силы незримо присутствуют в храме при совершении Божественной литургии.

Если ребенок отвлекается, родители должны переключить его внимание на совершающееся в храме, на иконы.

Со старшим ребенком, хорошо справляющимся дома с уборкой квартиры, полезно с благословения священника оставаться в храме после службы, чтобы помочь навести чистоту в доме Божием.

Чем раньше юный христианин войдет в действенную жизнь храма, станет не просто зрителем, а настоящим прихожанином, тем меньше вероятность, что повзрослевшему человеку храм наскучит.

Что еще могут испробовать родители? Создать вокруг посещения церкви атмосферу праздника. Привить понимание, что посещать церковь почетно. До революции в некоторых верующих семьях было даже такое наказание: за какой-то серьезный проступок ребенка оставляли в воскресенье дома, а вся семья отправлялась в храм на праздник. В таких семьях посещение храма никогда не воспринималось как скучная обязанность.

Ребенок есть ребенок. Не надо бояться привлекать материальные средства для того, чтобы создать вокруг посещения храма праздничную атмосферу. Можно начать с того, что мама купит маленькому прихожанину красивую одежду. Посещение храма – праздник. И одежда должна соответствовать праздничной торжественности. В храм ребенок будет рад надеть нарядное длинное платье, белоснежную рубашечку, да и вести себя в такой одежде ему захочется «степеннее».

Как хорошо, когда вся семья посещает церковь! В субботу ребенок уже знает, что мама и папа отложат с сегодняшнего вечера и до понедельника повседневные дела, завтра все вместе пойдут в храм, а по возвращении из церкви родители обязательно расскажут и почитают ему что-то интересное. В воскресенье очень неплохо приготовить праздничный обед или хотя бы блюдо, которое особенно любит ребенок. Можно возразить: все это – внешнее.

Но ребенок в непосредственности своего восприятия именно через внешнее научится воспринимать внутреннее, духовное, если взрослые помогут ему в этом.

Необходимо приводить детей на праздничные богослужения, отмеченные чем-то ярким, привлекательным, особенно на Пасху, а также на праздник Рождества Христова, Крещения Господня, Преображения, когда освящаются фрукты; в Вербное Воскресенье (Вход Господень в Иерусалим), когда все прихожане стоят в храме с вербными веточками; на Троицу, когда весь храм в зелени от березовых ветвей и травы. Такие службы производят большое впечатление и надолго сохраняются в памяти. Но очень важно, чтобы ребенок, взрослея, учился воспринимать и покаянную грусть великопостных богослужений, и трагизм Страстной недели, и тихую сдержанность праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Конечно, надо всегда особо выделять дни великих православных праздников, родителям постараться отпроситься в этот день с работы и отпросить ребенка в школе, пойти с ним в храм. А если это не удалось? Что ж, семья – малая церковь. Вечером вся семья перед домашними иконами почитает соответствующие празднику молитвы, а потом сядет за празднично накрытый стол. Родители расскажут или напомнят детям о сути праздника.

Насколько полезней для детей и взрослых, пусть даже не часто посещающих храм, отмечать праздники, которые много веков подряд радостно и торжественно справляла вся Россия – от царя до крестьянина. Возвращение к национальным корням укрепит душевное здоровье любого человека.

Между тем не все дедовские обычаи стоит восстанавливать. Например, ни к чему объедаться и слишком веселиться на масленицу, в неделю, когда человек должен понемногу успокаиваться, сосредоточиваться, готовить себя к Великому посту; и уж тем более – гадать на Святки. Но как будет рад ребенок принести домой с богослужения в праздник Богоявления святую воду, которая освящается только один раз в году! Или пройти с крестным ходом вокруг храма в престольный праздник, стараясь, чтобы ветер не задул свечу... А крашеные яйца, которые родители раскрашивают вместе с ребенком и которые освящают в храме в Великую Субботу у него на глазах... А букеты цветов, ветви березы, которыми ребенок украшает комнату на Троицу... И совершенное чудо, ощущаемое даже маленьким ребенком, – святая Пасхальная ночь!

Взрослея, ребенок воспринимает и постепенно проходит с годичным кругом богослужений все Евангелие, все события земной жизни Спасителя и Божией Матери, и ждет их повторения на следующий год, через год...

Но что делать, если не все так гладко? Если вполне уже самостоятельный подросток почему-то ни за что не хочет идти с мамой в церковь? Побуждать ребенка ходить в храм надо всегда, заставлять – никогда. Следует молиться и помнить: нет человека, в сердце которого детские религиозные переживания не оставили бы глубокий, благодатный след на всю жизнь.

 
священник Владимир Зоберн
из книги:  «Православная мама»
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
Реклама
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст