Семья

Святая Нонна и чудо брака


Святая Ионна

18 августа – день святой Нонны, матери Григория Богослова. Она была выдана замуж своими родителями христианами, которые хотели для дочери земного счастья. Поэтому её мужем оказался известный землевладелец, который был старше её по возрасту. Муж был язычником, и это обстоятельство огорчало святую, которая искренне его полюбила. Григорий Богослов позднее скажет, что она не хотела одной своей частью быть соединённой с Богом, а другой быть отлучённой от него. Здесь он имеет ввиду особое соединение супругов в одно целое, которое совершается в любом браке. Быть может, вспоминая своих родителей, Григорий Богослов будет объяснять людям, что брак есть таинство даже и у язычников.

Святой Григорий Богослов говорит, что мир после грехопадения не смог бы существовать без таинств (то есть излияния Бога в мир) и единственным таинством которое оставалось после грехопадения и до Пятидесятницы был брак. По этой же причине святой Иоанн Златоуст говорит, что «брак честен и у нас и у язычников». Это всё значит, что когда официальные государственные органы регистрируют брак мужчины и женщины, то эта регистрация является таинством свидетельствующим о таинстве любви. Государственная регистрация, конечно, не в той мере является таинством, в какой им является таинство венчания. Но и она есть таинство.

Для совершения таинства необходимы и усилие со стороны людей и со стороны Бога. Усилием со стороны людей здесь можно считать само желание супругов по настоящему полюбить друг друга. Этому усилию Бог даёт благодать, то есть даёт Самого Себя в укрепление союза двоих людей.

Таинством брака святые отцы считал не столько акт венчания, сколько саму любовь супругов между собой. В мире, где по человеческой вине столько всего совершается не так, великим чудом является единение хотя бы двоих во едино. Хотя бы двоих, - и это уже драгоценно для Того, Кто желал бы всё человечество видеть всеединством по образу Своему.

И святая Нонна не просто верила, но доверяла Господу, что Он не менее, чем она, хочет спасения и радости её мужу. Дальше последовали годы напряженного семейного труда, особенного терпения (а что такое терпеть характер мужа язычника – почти каждая жена знает), и молитв с уверенностью, что Господь непременно придёт на помощь.

А тот, кто возлагает свою надежду на Бога, этим самым позволяет Богу вмешаться в ситуацию и внести в неё радость. Мужу Нонны во сне видится как он поёт псалом, и он, пораженный этим, принимает христианство. Но всю трудную подготовку души мужа к чуду выполнила его жена.

В семейной жизни часто бывает так, что Господь, видя крепость и любовь человека даёт ему супруга (или супругу) с тяжелым характером. И тогда такой человек становится постоянным присутствием Божиим в жизни мелкого домашнего тирана. Он, подобно Христу, терпит боль от этого своего спутника жизни, и тем самым смягчает злое, не покороное Богу сердце своего мужа. Ведь только совершенный злодей или фарисей не смягчится (пусть и не сразу), когда ощущает каждый день смирение своего друга.

Один из афонских старцев даже говорил, что люди созданы добрыми и разумными, а потому меняются в лучшую сторону не от угроз и принуждения, но от доброго и разумного примера. Таким примером в жизни своего мужа и была Нонна. И она была вознаграждена за всё это. Ведь наш мир устроен по закону сказки, где Господь умеет наградить добрых счастливым концом. Её муж стал епископом этой местности, а она тотчас стала служить беднякам и больным.

На свете есть великая радость – быть слугой всем близким по любви к ним. Любящим легко служить другим, любить других, потому, что они уже счастливы. Но на практике мы редко встретим, чтобы семья даже и православная кому-то служила.

Попробуйте подойти к паре молодых мужа и жены и попросите, чтобы они любили вас так, как они любят друг друга. Чтоб они стали вашими братом и сестрой. Но вы, да и никто другой им не нужен. Им вполне хватает для счастья друг друга, они замкнуты на себе и не включают в свою любовь множество других. Если сказать им, что они должны любить вас точно так же, как они любят друг друга, они посмеются над такими странными для них словами. Но ведь во Христе можно найти нечто неизмеримо большее, чем семью, можно найти множество родных, жизнь как любовь, где каждый и все любимы единой любовью. Троица – образ церкви и этой любви. Христос говорит Богу Отцу о людях: «Отче, ты возлюбил их как Меня». Вдуматься только, любого из нас Бог Отец любит как Христа. А Христос любит нас как Бога Отца. Таков же и Дух. Таковы и люди, живущие Троицей: отроиченые и христоликие.

По мере подвижнической жизни мужа и жены, по мере их служения другим будет расти и их любовь друг ко другу. Именно тогда их любовь будет становиться не естественной, а благодатной, небесной.

Настоящая любовь вообще не похожа на страсть, и она часто бывает мирной и тихой, но внутри её ликование о любимом и великая благодарность ему...

Как узнать, что любимый человек дорог нам ради Бога, а не сам по себе? Как уберечься от пристрастия? Если мы ощущаем, что многие другие люди нам дороги как этот человек, значит он нам дорого ради Бога... Значит, всё идёт правильно.

Но это нужно почувствовать сердцем. Однажды некий Донецкий священник говорил со старцем Зосимой (Сокуром) и сказал, что умом понимает один церковный вопрос и предмет веры, а сердце не отзывается. И старец сказал, чтобы он не пытался сам собой выработать сердечное чувство правоты этого церковного положения. Это было бы неподлинно и надуманно. А нужно молиться Господу, чтобы Он помог и Сам дал нам правильно ощущать, верить и любить.

Мы сами не можем вразумить наше сердце. Не мы – источник подлинного света и подлинной любви. Но когда мы обращаемся к её Источнику, то через нас в мир приходит любовь и свет.

И, всё же, человеку важно иметь желание быть настоящим в глазах Господних. Не удовлетворяться ничем земным и из всего, что только бывает на свете, искать Господа и людей, делать всё это святыней своего сердца. Это желание внести в обычную жизнь заповеди Христовы, внести Евангелие, - постепенно делает всё, чего такой человек касается, раем. Именно это желание и саму любовь сообразовать с любовью Христовой и было у святой Нонны – обычной матери, провёдшей на земле необычную жизнь.

 
Автор: Артем Перлик, Украина, г. Донецк
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
Реклама
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст