Семья

О влиянии женщины на современную жизнь


О влиянии женщины на современную жизнь

Порой кажется, что влияние женщин на современную жизнь увеличивается с каждым днем. В мире уже почти не осталось тех сфер деятельности, в которых женщины не могли бы проявить своего участия. Они словно спешат показать и доказать кому-то, что не хуже мужчин справятся с той или иной общественной задачей, вернее, что они справятся с ней гораздо лучше. Но это действительно всего лишь кажется, что полученная или завоеванная не так давно свобода деятельности позволяет им играть в обществе такую значительную роль. Они играли ее всегда.

Еще в самом начале бытия, когда все человечество состояло из единственной супружеской пары, наша праматерь Ева, именно своим влиянием на мужа, можно сказать, повернула русло мировой истории. Ведь это по ее предложению Адам совершил грех, нарушив заповедь. Впрочем, и в дальнейшем история совершалась не без участия, как мы говорим, слабого, но, в самом деле, могущественного пола.

«Если бы основные нити великих событий в мире в разных направлениях не пересекались множеством побочных нитей, то видно было бы, что они большею частью приготовлялись досужею рукою женской», - таково мнение одного церковного автора середины XIX века.

Подумайте, какою властью одарил Творец женщину! Она может дать обществу в своих детях добродетельных христиан и тем улучшить его нравственное состояние, изменить течение общественной мысли. Однако никакой матери не дано «перелить» в дитя только лучшие свои качества. Она непременно «наградит» его и худшими чертами, если они ей присущи. Ее личное благочестие и ее грехи, через детей, простираются в пространстве и времени. От ее личных качеств, добрых и злых, зависят судьбы мира. Отсюда и долг всякой матери - быть особенно внимательной к себе, к состоянию своего сердца.

Но не только юная и восприимчивая душа ребенка способна формироваться и изменяться под ее влиянием. В своей семье женщина реализует Божий замысел о себе как о помощнице мужа. Господь не случайно разделил человеческий род на две половины, не равные в своих свойствах. Эта несхожесть усиливает воздействие одного пола на другой. Если одна лишь внешняя женственность настолько пленяет мужчину, что он не помнит ни отца, ни матери, ни страны своей (2 Езд. 4,21), то насколько больше бывает ее душевное воздействие. Нравственная и добродетельная женщина может стать сотрудницей своего мужа не только в трудах физических, интеллектуальных или общественных, но и в деле духовного совершенствования и спасения. Что гораздо важнее и в конечном итоге имеет свой добрый плод и в семье, и во внешнем мире. Если есть на языке ее приветливость и кротость, то муж ее выходит из ряда сынов человеческих, - читаем у сына Сирахова (Сир. 36, 25). Апостол, обращаясь к женщинам, призывает их быть кроткими и послушными женами. Он говорит им, что даже те мужья, кто не покоряется слову Божию, могут быть приобретены для Царства Небесного, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие (1 Пет. 3, 1-2).

Терпеливая любящая жена способна со временем сгладить резкие черты характера и грубые привычки своего мужа. Женщинам вообще свойственно идеализировать своих избранников. Заметьте, как часто в семьях упреки жены происходят от желания ее «видеть своего мужа лучше, чем он есть на самом деле, от повышенной требовательности к нему... В этих случаях жена является совестью своего мужа», - писал священник Александр Ельчанинов, советуя так и принимать ее упреки.

Женщина обладает удивительным даром вдохновлять. Древние не случайно вдохновляющую на творчество музу представляли как существо женского пола. Если женщина-христианка имеет в себе правильные и четкие ориентиры, то, с помощью Божией, она может и своего мужа обратить к возвышенным и благородным целям. Одним лишь своим присутствием жена побуждает супруга к активной деятельности. Приобретающий жену полагает начало стяжанию (Сир. 36, 26), то есть всякому приобретению.

Такая, казалось бы, простая вещь, как устроение домашнего быта, не может обойтись без участия хозяйки. Никакие, даже самые квалифицированные и дорогие, помощники не создадут в доме той теплой и спокойной атмосферы, которая превращает его в крепость, способную защитить нас, пусть ненадолго, от бурь и тревог внешнего мира. Женщине поручен семейный очаг. Только она способна вникнуть во все те мелкие детали, как материального, так и душевного плана, совокупность которых и преобразует помещение в дом. Здесь женщина встречает своего супруга и каким-то таинственным образом, со свойственными ей сочувствием и деликатностью, помогает ему освободиться от тягостных забот, опасений, неудовольствий. Там же, где жены пренебрегают обязанностью хозяйки, по словам святителя Иоанна Златоуста, должна будет прекратиться и всякая общественная деятельность.

«Жена, мать, хозяйка - это ваши владения», - писал святитель Феофан Затворник.

Империя женщины - семья. Именно через семью она оказывает самое большое и благотворное влияние на общество. Покидая свою империю ради внешних занятий, женщина должна быть готова к тому, что ее достояние может быть расхищено. Дети, не получившие достаточного внимания, приобретут дурные навыки, станут недостойными гражданами.

Труд супруга уже не будет так плодотворен. Ведь для мужчины необычайно важно домашнее утешение в ободряющей беседе, настроенность супруги на его интересы. Не слишком ли это высокая цена?

Женщины действительно не хуже мужчин могут справиться со многими задачами, возможно, кое в чем они даже превзойдут их. Но заменить женщину в семейных трудах не сможет никто. Поэтому, если Господь благословил ее замужеством, разумнее, если основным местом приложения сил будет не внешняя деятельность, а семья.

 
Автор: протоиерей Сергий Николаев
Из книги: «На все воля Божия. О женском счастье и о женском несчастье»
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
Реклама
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст