Семья

Куда тянуть?


Куда тянуть? Фото Юлии РакинойФото Юлии Ракиной

Мне очень нравится слово «супруги». Так называют двух людей, которые добровольно впряглись в одну упругу — телегу-семью. Расслабляется один — второму нужно тянуть с двойной силой, чтобы телега не остановилась. А куда тянуть?.. У меня пока нет практического опыта семейной жизни, но я читала книги, видела разные семьи. И мне важно понять, к чему нужно стремиться в браке.

Однажды один батюшка сказал мне, что когда у девушки и молодого человека появляется первая настоящая в их жизни симпатия и они оказываются готовы к браку, Господь помогает им, давая Свое благословение в Таинстве венчания.

Любовь, подобная зароненному в начале брака семени, хрупкому ростку, должна быть взращена общими усилиями супругов. Но пока любовь окрепнет — пройдут годы. К моменту вступления в брак у людей накапливается немало привычек: сучков и колючек. Притирка, то есть безропотная готовность эти неровности в себе заметить и сгладить, — первый шаг к задуманному Господом единству: и будут два одна плоть.

Мне довелось встретиться и даже часто общаться с образцовой, по моему мнению, семейной парой. Ирина и Валерий вместе уже более 25 лет. В первые годы брака им пришлось себя «обтесать»: в молодости Валерий, будучи офицером, представлял себе, что военному не под стать носить хозяйственные сумки за женой, а помогать родителям по дому просто не положено. После единственного серьезного разговора на эту тему Валерий смог отказаться от подобных убеждений. Конечно, как и у всех людей, у супругов есть недостатки, но когда они рядом, все мелочи сглаживаются: исчезают женские капризы, улетучиваются проявления мужского эгоизма. Не каждый, наверное, способен так быстро, как Валерий, оставить свои причуды. И, по мысли афонского старца Паисия, один из супругов должен терпеть странности своей половины — с одной стороны, а подражать его или ее добродетелям — с другой, — в этом проявляется смирение. В помощь супругам блаженный старец предлагает размышление о том, что «Христос принес Себя в жертву за наши грехи и что Он, будучи Безгрешным, терпит нас всех — миллиарды людей, тогда как мы, мучаясь от чужих причуд, погашаем задолженности за собственные грехи».

Супруги Валерий и Ирина знакомы мне уже около 15 лет, и я не припомню, чтобы они ссорились. Однако не у всех так получается, и семейный конфликт нужно суметь правильно воспринять: услышать в упреках супруга или супруги будто бы голос собственной совести и постараться внять ему. Или проглотить обидные ответные слова, подумав о том, что день был тяжелым, пожалуй, у обоих...

В отношениях мне кажется важным стараться самому быть лучше, без попыток изменить, а то и прогнуть под себя другого, тем более что дело это безуспешное. Но семья должна быть воспринята обоими как единый организм, внутри которого не может быть совершенно правых и виноватых. Но могут действовать только законы милости и любви. Ведь если у человека вдруг заболит нога, то он вряд ли поторопится ампутировать ее и, очевидно, не будет говорить: «Сама виновата, что заболела, вот и разбирайся одна».

«Просто любить кого-то — это еще мало, — напутствует афонский старец Паисий Святогорец. — Надо любить человека больше, чем себя самого». Учиться любить вторую половину больше, чем себя, спасаться от эгоизма — обязательное условие, иначе семья не устоит, разрушится. Представим, что супружеская пара — это дом, стены которого: послушание, смирение, самопожертвование и терпение. Только на такой прочной основе может быть воздвигнута крыша — любовь.

И если со стенами дома теоретически все понятно, то что такое настоящая любовь, ясно не совсем. Бывает же такая странность, как «любовь» эгоистическая. Митрополит Антоний Сурожский поясняет, что это такое чувство к человеку, «когда мы знаем лучше него, в чем его счастье, что ему нужно, где его радость, когда мы у него отнимаем всякую искорку свободы, творчества, потому что сами хотим управлять его жизнью так, чтобы "лучше" было...» Все, что названо «моим», перестает восприниматься как дар Божий, теряет всякую истинную ценность и едва ли не умирает в наших руках. А иногда говорят человеку: «Люблю тебя больше всего», — и создают себе кумира, искушают того, кого «любят». Любовь это или самообман вперемежку с эгоизмом?

О быстротечности плотской любви размышляет старец Паисий Святогорец. Такая «любовь», по его мнению, «соединяет мирских людей внешне до тех пор, пока они обладают (необходимыми для такой плотской любви) мирскими качествами. Когда между супругами есть настоящая драгоценная духовная любовь, то, если один из них потеряет свои мирские качества, это не только не разъединит их, но объединит еще крепче.

Вокруг немало примеров того, как один из супругов ухаживает за вторым — тяжелобольным: преодолевая всякое самолюбие, становится слугой беспомощному и не способному не только сделать, а порой даже почувствовать что-то доброе в ответ. Любовь в сердце человека не возникает как случайный дар, но становится наградой за его усилия, приложенные, чтобы оставить эгоизм, послужить своей половинке.

В томе собраний поучений старца Паисия «Семейная жизнь» есть рассказ о женщине, лицо которой зримо сияло: «Эта женщина, — говорит старец Паисий, — применяла Евангелие к своей жизни, и поэтому Бог ниспослал ей Свою Божественную благодать. Она была матерью пятерых детей, а ее муж был плотником. Если кто-то из заказчиков делал ему пустяковое замечание, то он срывался: "Это ты меня, что ли, будешь учить?!" — кричал он, ломал свои недешевые инструменты, швырял их в угол и уходил. С этим человеком невозможно было провести и дня, а она провела с ним годы. Каждый день она переживала мучения, — вспоминает старец Паисий, — однако ко всему относилась со многой добротой и покрывала все терпением. Старец знал о том, что у них происходит в доме, и поэтому, встречая ее, спрашивал:

— Как поживает господин Янис? Работает?

— Э-э, — отвечала она. — Когда поработает, а когда — сядет и посидит маленечко!

— А как ваше житье-бытье? — снова спрашивал старец Паисий.

— Очень хорошо, отче! — отвечала она.

И говорила она это от сердца, — утверждает афонский старец. — А ведь ее муж ломал дорогие инструменты, и ей, бедняжке, приходилось наниматься на работу в чужие дома, чтобы заработать семье на жизнь. Со скольким терпением, с какой добротой и благородством она ко всему относилась!»

Старец Паисий приводит еще много вдохновляющих, укрепляющих веру жизненных примеров. В предисловии к книге сказано, что из получаемой старцем почты больше всего было писем от людей, имевших проблемы в семейной жизни. Старец Паисий подчеркивал, что причина этих проблем — «удаление людей от Бога и их самолюбие». И как некий ориентир звучат его слова: «Супруги, насколько это возможно, должны возделывать добродетель любви, чтобы двое всегда были слиты воедино и чтобы вместе с ними пребывал Третий — наш Сладчайший Иисус».

Если выбор уже сделан и двое стали супругами, то этот союз должен быть навсегда. Жизненная тропинка выбрана. И пусть она проложена окольными путями, лишь бы вела к Господу.

 
Газета «Православная вера» №13 (513)
Источник: www.eparhia-saratov.ru
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
Реклама
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст