Семья

Кто в ответе за детей?


Кто в ответе за детей?
Источник фото: mamainfo.com.ua

Однажды в монастыре мы разговорились с одним послушником. Говорили о детях, об их воспитании. Я тогда спросила: "Нельзя ли присылать к вам в монастырь - наших детей на лето? Поживут, потрудятся, поучатся послушанию". - "Вам отвечать за своих детей перед Ботом, вам их и растить, - ответил он. - А у нас здесь не исправительная колония"

Желание переложить ответственность и труд по воспитанию своих детей на чьи-то плечи - издержки советского времени, когда детей растили ясли, сады, школы и пионерские лагеря. Тогда сама традиция семейного воспитания во многих семьях была уничтожена.

И теперь довольно часто можно встретить семьи, где дети в своей внутренней жизни предоставлены сами себе, где забота о ребенке зачастую проявляется в том, чтобы он был одет и накормлен, а общение порой ограничивается указаниями и оплеухами.

Как-то у нас с моей дальней родственницей зашел разговор о детях. Они с мужем большие труженики. Гостеприимные, "хлебосольные хозяева". Дом в деревне, огород, даже скотину держат. У них двое взрослых сыновей: один женился, другой собирается. У каждого из них своя жизнь. Она стала рассказывать, что остались они со своим хозяйством одни, что дети приезжают только за готовыми продуктами, а помочь никто не хочет. Тяжело. И как бы в оправдание всему сказанному добавила: "Ну что тут поделаешь? Дети сами растут. Какие родились, такие теперь и выросли". Я тут же вспомнила, что когда-то читала, что французский ученый-энциклопедист Руссо тоже полагал, что "дитя появляется на свет совершенно добрым и ничуть не испорченным", и поэтому его надо предоставить самому себе. С такой позицией в действительной жизни я сталкивалась впервые. "Как же сами растут, - удивилась я. - Даже у тебя в огороде из того, что ты посадила, ничего само не растет, все требует прополки. Вот ты и трудишься целыми днями. А не будешь трудиться, зарастут твои грядки сорной травой, и плода доброго не будет". И рассказала случай, который произошел у меня с Кириллом, когда ему было года 3-4.

Мы пришли в магазин, я делала покупки. Кирилл увидел на прилавке игрушку и начал просить. Я объяснила, что эту игрушку мы сейчас покупать не будем: в другой раз. Он стал настаивать. Я попыталась как-то отвлечь, увести сына, но он начал топать ножками, упал на пол и зарыдал. Я неоднократно наблюдала детские истерики в магазинах и всегда мне было как-то неловко за родителей. В магазине на людях я разбираться не стала. Я собрала с пола своего рыдающего сына и повела домой. Па дороге он еще плакал и пытался вырваться у меня из рук.  Дом был рядом. Когда мы пришли, я "всыпала ему по первое число". При этом пояснила, что если подобная выходка повторится, то попадет еще сильней. Больше истерик никогда не было.

Отец никогда не наказывал сына. Он как-то воспитывал его своим присутствием. Со мной Кирилл был просто ребенком, а когда я смотрела на сына рядом с отцом, я видела в нем маленького мужчину. Не всегда гладко складывались мои отношения с мужем, но я помнила, что он отец моего сына и они оба нужны друг другу.

Также я не раз была свидетелем того; как родители потакают своим детям, а спустя время жалуются, что они становятся совершенно неуправляемыми и своенравными, Например, бывает, что иная мама говорит. - "Артем, прекрати баловаться", а Артем мамины слова пропускает мимо ушей, будто вообще не к нему обращаются. И продолжает делать по-своему. Мама одернет сына раз, другой, а потом "смиряется": ладно, мол, это все мелочи, ведь он же несмышленый. И так сын, проявив своеволие в малом, перестает слушаться родителей вообще, и потом, когда он подрастет, они уже ничего не могут с ним сделать. Поначалу я тоже не очень обращала внимания на маленькие непослушания Кирилла: ну он же еще ребенок. Но, видя капризы и настырность моего сына, моя крестная однажды мне сказала: "Ты с ним пропадешь, если будешь ему потакать". И я перестала уступать ребенку в его капризах.

Я никогда не жалела ни времени, ни сил на то, чтобы добиться от Кирилла выполнения той или иной моей просьбы. Например: надо собрать игрушки, а он не хочет. Он уже наигрался, устал или ему лень. Иногда мы собирали его игрушки вместе, и я что-нибудь рассказывала сыну интересное в этот момент, чтобы отвлечь его от его "нежелания" и сделать это занятие более приятным. Зачастую у родителей просто не хватает терпения, чтобы добиваться от детей послушания. А они сразу же чувствуют, не допускают ли родители "слабину", не относятся ли сами легковесно к своим словам, - ну вот тогда можно и не послушаться, и поупрямится, если не хочется чего-то делать. Но дети также очень чувствуют во взрослых внутреннюю решимость добиться выполнения своих слов. Ребенку надо твердо дать понять: что сказано взрослыми, то нужно исполнять. Не обязательно добиваться этого категорическими приказами. Приходится проявлять много терпения, любви и даже находчивости, чтобы ребенок слушался. И порой случается от чего-то отказаться: от интересного кино, например, или разговоров с подругой, от домашних дел, в конце концов, и переключиться на ребенка, чтобы довести до его понимания свою просьбу и все-таки добиться послушания.

 
Автор: Мария Государова
Из книги: «Немного о современном опыте воцерковления ребенка»
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
Реклама
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст