Семья

Кто глава семьи?


Священник Павел Гумеров
Священник Павел Гумеров

Когда мы обращаемся к теме иерархии в семье, сразу же приходит на ум послание апостола Павла к Ефесянам. Наверное, ещё потому, что все слышали, как оно читается во время таинства Венчания.
Особенно почему-то, запоминаются последние слова. Чаще всего какой-нибудь громогласный диакон или чтец на весь храм возглашает: «А жена да боится своего мужа!». И от этого громогласия всё читанное выше почти забывается. А ведь там заключена вся суть и объяснение последней фразы. «Мужие, любите своя жены, якоже и Христос возлюбил Церковь и Себе предаде за ню» (Еф. 5,25), - говорит апостол. То есть муж должен любить свою жену до самопожертвования, быть готовым отдать свою жизнь, пожертвовать самым дорогим. Далее св. ап. Павел призывает мужей любить жён как самих себя, как своё тело. «Никтоже когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю», - как и Господь любит Церковь, ибо она тело Его. Обязанности мужа: заботиться о жене, питать и греть её. Муж должен свои отношения с женой рассматривать как отношения Церкви и Христа. Может ли Господь обидеть или оскорбить Церковь?
Вопрос абсурдный. Вот какие требования к главе семьи. И только после этого говорится: «а жена да боится...» Как боится? Трепещет, что муж придёт усталый или пьяный с работы ей попадет под горячую руку? Конечно, нет. Муж - образ Христа в семье. Мы говорим: «Страх Божий, бойтесь не людей, а Бога», вовсе не потому, что боимся какой-то кары от Господа. Это боязнь другого рода: обидеть любимого, расстроить его, оказаться недостойным его любви. Мне эта боязнь знакома с детства. Отец никогда не бил нас, не особо наказывал разве, что совсем маленьких. Но то, что папа расстроится из-за шалости, плохого поступка, та мысль, что он сам бы так никогда не поступил, была пострашнее ремня.
Да, апостол Павел говорит, что жены должны повиноваться своим мужьям, как Господу, но и муж должен любить свою жену как Христос любит Церковь.

О «тяжелой» мужской доле

Итак, мужчина держит ответ перед Богом за себя и детей «Вот я и дети, которых дал мне Бог» (Евр. 2, 13). И за жену: «Потому что муж есть глава жены...» (Еф. 4, 23). И вообще, ни в одной сфере жизни: ни в армии, ни на производстве, нигде не возможна ситуация, чтобы глава, начальник, генерал только руководил, но ни за что не отвечал.
Это, конечно случается, но называется это уже должностным преступлением и карается по закону. К примеру, когда случается авария на атомной электростанции или химзаводе, с кого в первую очередь спрашивают: с рабочего, стрелочника или с директора?
Я считаю, что мужчины, мужья повинны в абортах не менее жён. Если жена сделала аборт значит муж:

1) не отговорил ее, не запретил ей идти на детоубийство;

2) не обеспечил условий, в том числе и материальных, чтобы аборт не был сделан.

Муж поступил подобно страусу, спрятав голову в песок. Ко мне очень часто приходили на исповедь несчастные женщины, плакали, каялись в абортах, но почему то я не исповедовал еще ни одного мужа, который бы каялся в том что разрешил жене сделать аборт. Хотя в принципе такая ситуация возможна.
Это об ответственности. Теперь об организации и подчинении. Если процесс организован правильно, если начальник глава ответственный, и любит своих сотрудников, заботится о них, его тоже любят и служат не за страх, а за совесть. Если же нет, а всё построено только на страхе наказания, то стоит ему дать слабину - все развалится.
Один мой знакомый настоятель очень серьезно заболел и не мог часто появляться в храме, чтобы руководить. Он в основном, давал указания по телефону и то нечасто. И надо сказать, что за год его болезни система не дала ни одного сбоя. Никто не прогуливал, не ленился, пользуясь отсутствием хозяина, все честно исполняли свой долг. Это говорит о том, что этот батюшка сумел построить хорошие отношения с людьми, его любили и боялись подвести. Общество, построенное на страхе не жизнеспособно, оно существует только тогда, когда людей держат в ежовых рукавицах.
Конечно, быть настоящем мужем, главой семьи очень нелегко: «Тяжела та шапка Мономаха». «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугой; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф. 20, 26-27). Эти слова Господа можно отнести и к мужу.
Римский папа - символ преувеличенного представления о власти и господстве, носит очень интересный титул. Официальный титул Римского первосвященника звучит: «Епископ Рима, заместитель Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской Церкви, Патриарх Запада, Примас Италии, архиепископ и митрополит провинции Романии, суверен государства - града Ватикан, - раб рабов Божиих». Под «рабами Божиими» подразумевается вся паства Римского папы. Чем выше начальник статусом, тем меньше он себе принадлежит.
Но, хочу сказать в утешение мужчинам; быть настоящим мужем дело очень благородное и благодатное. Как в песне Окуджавы: «Товарищ мужчина, а всё же заманчива должность твоя».
Быть мужем - настоящее мужское предназначение, и та любовь и уважения которое воздается по праву главе семьи является наградой за его труды. В Библии сказано про женщину: «к мужу твоему влечение твое» (Быт. 5, 16).
То есть в женской природе, от Бога заложена любовь, уважение и тяготение к мужу, главе. Отец является таким авторитетом для детей, каким не может являться мать. Даже если дети душевно ближе к матери. Известно, что если в семье отец верует в Бога, дети в 80% случаев тоже вырастают верующими, а если только мать, то лишь в 7%.
В том, что муж глава, для женщины нет ничего обидного, хотя сначала (особенно в наш век повсеместной эмансипации) так кажется. А.И. Осипов, профессор Московской Духовной Академии приводит пример. Муж - это голова, а жена ... сердце. Что главнее, важнее? Может ли человек жить без сердца или без головы? Ни та, ни эдак. Тем более что в сердце (по мнению святых отцов) заключаются чувства человека. Недаром говорят: «Бессердечный». Таким образом, в семье у каждого своя почётная роль.
В психологии довольно часто рассматриваются типы браков. В основном, это три типа:
Друг - подруга; строящийся по принципу юношеской дружбы: совместного времяпровождения в кругу друзей, общего хобби. Сами психологи признают, что этот союз один из самых непрочных.
Два других типа супружеских союзов строятся по принципу, который в психологии имеет название: дочки - матери. Это теория о том, что женщины, по типу характера относятся либо к матерям, либо к дочкам.
Отец - дочь. Самостоятельный мужчина играет в нём доминирующую роль отца, опекает, заботится и обеспечивает жену. Жена принимает заботу и всегда может опереться на крепкое плечо. В русской традиции именно такой брак считался классическим. Как тип этот союз наиболее устойчив.
Мать - сын. В настоящее время инфантильных мужчин можно встретить повсеместно. Довольно часто она реализуется в паре со значительной разницей в возрасте в пользу жены, но не всегда. Жена в этом типе брачного союза играет, конечно, доминирующую роль. Но это не значит, что муж всегда подкаблучник и страдалец. Очень часто положение маменькиного сынка его вполне устраивает. Что на это можно сказать?
Конечно, для нас руководством к жизни является Священное Писание, которое чётко разделяет семейную иерархию: муж - глава жены. Но мы знаем, что люди и типы людей бесконечно многообразны и каждый человек и семья индивидуальны. Муж и жена могут обладать совершенно разными темпераментами и характерами и это неплохо, ибо они должны дополнять друг друга. Нельзя требовать от человека того, к чему он по типу своего характера не способен. Однако каждый из супругов, например не в меру деловая жена, должны знать эти свои особенности и если они люди верующие, соблюдать Богом установленную иерархию. Опять же муж, обладающий мечтательным и мягким характером, не должен становиться инфантилом. Ибо брак это ответственность, если к ней не стремиться, то лучше и не создавать семью. Даже человек с самым, казалось бы, не лидерским характером в силу обстоятельств (не только в семье) вынужден за кого-то или за что-то отвечать, заботиться. Каждый человек к этому призван. О родителях, когда они состарятся, о детях, о сослуживцах, даже о домашних животных. И каждый муж должен стремиться быть опорой и нести бремя ответственности за свою семью, даже если ему кажется, что он совершенно к этому не способен. «Взялся за гуж - не говори, что не муж».
Вот для чего Святое Писание даёт нам указания, какая должна быть иерархия в семье. Что касается женщин - генералов в юбке. Как показывал опыт, даже такие женщины вовсе не хотят видеть рядом с собой мужика - безвольную тряпку (кстати, мужчинам часто нравится не иметь никакой ответственности).
Иногда бурная деятельность, которую развивают эти жёны, суета, лишь способ борьбы со стрессом, они подспудно ищут в мужчине «надёжное плечо», но не находят его и начинают активно суетиться и «пилить мужа». А ей было бы легче, если от мужчины шло душевное понимание, забота, теплота и поддержка.
Очень хорошо, если супруги разумно и согласованно распределяют роли и обязанности в семье, слушая своё сердце и советуясь с любимыми. Любовь, как известно: «Не ищет своего», - как пишет апостол Павел.
И вся жизнь может пройти в спорах и пререканиях, если мы будем постоянно выяснять: «Кто в доме хозяин?» И у кого, что лучше получается. Хочешь быть главой - будь опорой семьи, и жена сама поймёт это без всяких споров.

 
Автор: Священник Павел Гумеров
Из книги: «Малая Церковь. Жизнь семьи в современном мире»
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
Реклама
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст