Семья

Кризис христианской семьи


Кризис христианской семьи
Фото из открытых источников интернета

В воскресный день 19.04.2015 г. у меня должно было произойти сотое венчание в Свято-Андреевском храме г. Калининграда. Мы всё подготовили, собрали хор, зажгли паникадило, однако венчание не состоялось. Молодые не пришли... они забыли... А ведь с ними у меня были перед венчанием две беседы... Я был обескуражен, может быть причина во мне? Может быть, я что-то не так делаю, не те вопросы обсуждаю, не те решения предлагаю?

Вспомнились несколько бесед с молодыми венчанными людьми на исповеди, бесед трудных, неудобных. Одна молодая женщина рассказывала как после венчания её муж привёз её, горожанку, в деревню, в полуразрушенный дом и заявил, что теперь она будет жить здесь... Нет, он не для того её привёз чтоб вместе с ней построить дом, посадить дерево и вырастить сына. Он привёз как бесплатную уборщицу и посудомойку. Сам он работал стихийно, то на одной халтуре, но на другой. Вечерами играл в компьютерные игры, а жене сказал, что теперь у них всё общее. Общие вырванные из стены розетки, скрипучие несмазанные двери, обшарпанные стулья и книги, лежащие под ножками шатающихся столов. Если до венчания этот мужчина, нехотя, приходил вместе с невестой в храм, то после свадьбы он заявил, что «не созрел».

Ближайший храм от их дома находился в 30 км... Надо сказать, что жена имела очень прекрасное образование, она до свадьбы хорошо зарабатывала, но к роскоши не стремилась. Она мечтала о домашнем очаге, об условиях комфортных для рождения и воспитания детей. Она всегда ухаживала за собой, занималась спортом и выглядела хорошо... Он был «маменькиным сынком», заплывшим жиром «зайчиком», на которого никто никогда не повышал голоса. Если бы не Православие, то эта девушка на него даже не посмотрела бы... Но будучи религиозным человеком она остановила свой выбор на нём из-за того, что по сравнению с другими «хамами и развратниками» он выглядел просто «доместосом». Ей казалось, что его мягкость – залог успешного его воцерковления в будущем, а оказалось другое... его «мягкость» была лишь маской, способом приспособления, проявлением беспринципной трусости и мелочной подлости.

И вот эта девушка приехала ко мне с очень сложным вопросом: «Как ей жить дальше?»

А вот другая история: мужчина и женщина прожили вместе 20 лет. За это время семья упрочила своё материальное положение, мужчина стал успешным бизнесменом и, как вы уже догадались... завёл себе «секретаршу». Жена всё узнала, обошла сперва всех гадалок, экстрасенсов и потомственных шарлатанов, после чего пришла в храм. Венчание с мужем казалось ей радикальным решением, и она затащила блудливого пенсионера под венец. Естественно перед свадьбой об этом не принято говорить даже священнику. Так что я узнал об этом только тогда, когда они уже расстались... Она задавала мне тоже сложный вопрос: «Что делать дальше, как ей жить теперь?» Муж всё - равно ушёл к своей «секретарше».

А вот третья история: Перед нами «звёздные» мальчик и девочка. Там и там очень богатые родители. Там и там десятки «случайных связей». Ничего прочного, ничего серьёзного, ничего святого. И вот родители решили найти некий «гарант» прочности этой связи. Они поставили условие: «Повенчаетесь, подарим трёхкомнатную квартиру и новую машину»! Ну вот и пришли молодые в храм, взяв с собой ручку и блокнот, чтоб ничего не забыть... Так... что нужно, чтоб венчаться?

Ага... записывам...

1. Исповедаться в грехах,
2. Причаститься,
3. Купить две иконы, два полотенца, две венчальных свечи,
4. Найти хороших свидетелей,
5. Договориться на кассе храма о времени венчания,
6. Оставить номер своего мобильного телефона для контрольного звонка.

Сказано – сделано. Повенчались и ... через месяц разбежались. Родители пришли, спрашивают: «Что делать-то, как восстановить семью?»

Надо сказать, что я вообще имею такую привычку записывать номера телефонов всех, кого я венчаю. Так вот... Свято-Андреевский храм открылся 18 мая 2008 года. До конца года я венчал 11 пар. С тех пор у меня остались 9 телефонов. Решил всех обзвонить, узнать как дела... Дозвонился до восьми пар. Что вы думаете? Все эти люди расстались (!!!)...

...Причём только две пары на данный момент юридически живут вместе, фактически порознь. Остальные уже развелись. Одна девушка развелась и снова венчалась на другом приходе, скрыв факт венчания у нас.

Кстати, как вы думаете, как люди реагировали на звонок священника, который их венчал? Правильно, негативно... Это казалось им таким же абсурдом как и звонок парикмахера... Представьте себе, вам звонит парикмахер, который делал вам причёску семь лет назад и спрашивает: «Извините, я хотел узнать, у вас всё в порядке с причёской?!» Да, мужчины, как правило, отрезали все пути к дальнейшему обсуждению этой больной темы. Женщины, хотели поговорить, разобраться в том, что произошло. Так что же сделано неправильно?

Я думаю, что нам нужно изменить стандарт подготовки людей к венчанию. Теперь у меня нет ни одного основания верить в какое-то фантастическое воцерковление человека после венчания. Сначала должно быть воцерковление... и оно должно быть настоящим, а настоящее воцерковление возможно либо в подлинно церковной семье, живущей в традициях Православия, знающих аскетическое и нравственное учение Церкви, либо в христианской общине, которая единоприродна христианской семье.

Кстати, вы когда-нибудь задумывались о том, какое место Писания лучше всего подходит для метафорического описания возникновения и существования христианской семьи? А я думал... Я убеждён, что эта книга Исход. В этой книге рассказывается о том, как народ Израиля вышел из Египта в Землю Обетованную и "застрял" в пустыне на 40 лет. Так вот... Момент получения евреями Закона на горе Синай является лучшей аллегорией возникновения христианского брака. После того, как он заключён, семья ещё будет некоторое время "в пустыне", затем, когда дети вырастут, можно входить в Землю Обетованную, в землю «где течёт молоко и мёд». Но до получения Закона молодые люди «должны выйти из Египта», который символизирует греховный мир. Это тот мир, про который апостол Иоанн Богослов говорил, что это «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская». Мир это не люди, которые нас окружают, это ложная система ценностей, которая предполагает достижение людьми счастья без Бога, вне Бога и во вражде с Богом. И на этом пути нам нужны «пророки», мудрые наставники, которые изучили этот путь из Египта в Землю Обетованную. Этими «пророками» являются те христианские семьи, которые сохранили свою верность и любовь в течении десятилетий совместной жизни. Я подумал, что они могли бы выполнять функцию «крёстных родителей» для молодых семей, чтобы эта связь истинной любви и служения сохранилась в вечности...

* * *

«Я думаю, что нам нужно изменить стандарт подготовки людей к венчанию. Теперь у меня нет ни одного основания верить в какое-то фантастическое воцерковление человека после венчания. Сначала должно быть воцерковление... и оно должно быть настоящим, а настоящее воцерковление возможно либо в подлинно церковной семье, живущей в традициях Православия, знающих аскетическое и нравственное учение Церкви, либо в христианской общине, которая единоприродна христианской семье».

 
Автор: Александр Пермяков
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
Реклама
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст