Семья

Когда влечет грех


Протоиерей Игорь Гагарин
Протоиерей Игорь Гагарин

Очевидно, мы живем в такое время, когда информация, которую получают дети, несоизмеримо обильнее той, которую получали в свое время мы. Витрины журнальных киосков, экраны телевизоров, интернет, рекламные щиты демонстрируют перед детским взором такое, на что и взрослым лучше бы не смотреть, дабы не испачкать душу.

С одной стороны, казалось бы, что переживать, ведь в чистом человеке - все чисто, а в грязном - все грязно. И поэтом, если идет мимо таких ларьков порядочный, благочестивый человек, то что  ему эти журналы, эти книги?! Да и телевизор никто же не заставляет включать. Стало быть, эта грязь не должна коснуться его. Но на самом деле не так.

В чистом-то действительно все чисто. Но кто из нас на этой земле совершенно чист? Конечно, рождаются иногда на свет удивительные самородки, подобные описанному Достоевским Алеше Карамазову. Но таких людей очень и очень немного. Со времени грехопадения почти в каждом человеке живет похоть. Может быть, это не так очевидно, потому что все это скрывают. Откровенно об этом не говорят. А если и говорят, то в каком-то узком кругу, с задушевными друзьями. Почти у каждого в тайниках сердца возникают такие желания, такие мысли, в которых мы никому на свете не хотим признаться.

Святые отцы много пишут, что ни с чем не приходится бороться с таким трудом, как с грехами против целомудрия.

В любом ребенке по мере его взросления пробуждается влечение к противоположному полу. И в какую форму оно отольется - во многом зависит от нас. Мы уже говорили, что одни и те же отношения между мужчиной и женщиной, интимные отношения, могут быть прекрасными и чистыми, возвышать и облагораживать человека, но могут и унизить до скотоподобного состояния. И поэтому естественное влечение, созревающее в нашем ребенке по мере его взросления, само по себе не греховно. Но чем станет оно в конце концов?

Иногда говорят, что христианский подход в области нравственности ничем не отличается от общечеловеческого, что можно и без веры быть высоконравственным человеком, что добро и зло не зависят от того, верит человек в Бога или нет.

Что ж, действительно, многие вещи являются ценностями как в глазах верующего человека, так и в глазах неверующего. В частности, например, честность, смелость, добросовестность, трудолюбие - все это как бы нейтрально по отношению к религии. Но как только мы доходим до целомудрия, вот тут, я бы сказал, никакого взаимопонимания между верующими и неверующими часто не оказывается. В наше время всеми средствами массовой информации молодому человеку внушается, что никаких ограничений в области взаимоотношений полов нет. Если же и говорится о каких-то ограничениях, то связаны они не с нравственной сферой, а с физиологической: например, советуют вести себя так, чтобы не было нежелательной беременности или чтобы не было венерических заболеваний, тем более СПИДа. То есть человека учат безопасному сексу вместо того, чтобы объяснять, что опасности подвергается не только тело, физическое здоровье, но и его душа.

Спросят, разве молодой человек не способен сам решить: смотреть ему фильм или не смотреть, читать журнал или не читать? Способен, да не очень. Мы забываем о могучих природных инстинктах, которые живут в каждом. Этим инстинктам очень трудно противостоять даже в самой здоровой обстановке. Почитайте жития некоторых святых, которые многие годы до крови боролись с низменными желаниями. Причем это происходило или в монастыре, или в лесу, или в пустыне. Большая часть жизни этих людей протекала в посте и молитве, и тем не менее сопротивление страстям стоило неимоверных многолетних усилий. Где же победить их современному молодому человеку, когда с витрины каждого журнального киоска, с каждого книжного разворота, с рекламных щитов, с экранов телевизоров ему бросается в глаза все то, что призвано распалить похоть и лишить последних сил в борьбе с ней! Со всех сторон ребенок слышит, что ничего плохого, ничего постыдного в этих желаниях нет, человек может смело идти им навстречу, только надо научиться делать это безопасно. Очень тяжело противостоять таким призывам. И мы становимся почти беспомощными.

Так могут ли, в конце концов, родители повлиять на то, чтобы в их ребенке жажда чистых и целомудренных взаимоотношений оказалась сильнее низменных инстинктов?

В связи с этим снова вспомню Ф. М. Достоевского. В «Братьях Карамазовых» Дмитрий Карамазов говорит, что «широк человек», что в одном и том же человеке уживаются совершенно противоположные стремления и желания: стремление к содому и преклонение перед Мадонной. Дмитрий поражается, что оба эти стремления совершенно искренни.

Неимоверно мощные силы влекут его в самую бездну греха, в содом, в грязь. Повторю, это стремление в содом в той или иной мере есть у каждого. И то ужасно, что вся окружающая жизнь, вся информация, которую получает человек, направлены на то, чтобы распалить это стремление, усилить, умножить и призвать к осуществлению!

А вот утешает меня то, что рядом с этим стремлением к греху все-таки есть и стремление к чистоте. Не просто понимание ее превосходства, не просто осознание некоего нравственного долга, но именно стремление, глубинное и искреннее. Насколько оно сильно - это другой вопрос. Какое из двух противоположных влечений окажется более могучим, это зависит во многом от тех, кто будет воспитывать ребенка.

Главное даже не в том, чтобы убедить молодого человека, что содом - это плохо, что он греховен, что недостойно человека это следование своим порочным влечениям. Большинство и сами об этом знают, но, зная, не могут ничего с собой поделать - такая это могучая сила! Об этом достаточно написано психологами. Все человек знает, все понимает, мучается, презирает и ненавидит сам себя, но вновь и вновь побеждается влечением «в содом». Фрейд вообще говорит о том, что вся мировая история, вся человеческая жизнь определяется этими инстинктами. Конечно, когда Фрейд говорит, что ВСЕ определяется этим, с ним можно не согласиться. Но мы не можем не согласиться, что этим определяется все-таки очень многое.

Не будем здесь спорить ни с Фрейдом, ни с другими психологами. Они во многом правы. Но есть и другое! Есть, повторю, жажда чистоты и правды, которая тоже присуща человеку и способна зажечь его не менее сильно, чем похоть. Однако зажечь уже совсем другим огнем. В одной из вечерних молитв каждый из нас исповедает пред Господом: «Семя тли во мне есть». «Семя тли» - это некая зараза, некая гадость, которая живет во мне и отравляет меня, и если я не буду бороться с ней, она будет развиваться во мне. Но мы также знаем, что есть во мне и другое «семя». Образ Божий живет во мне. Мы знаем слова Тертуллиана, что каждая душа по природе своей христианка, что человек мучается и томится в глубине души своей, когда идет на поводу своих порочных страстей, и что душа его стремится к чистоте и свету.

И вот мне думается, что, воспитывая детей, родителям, учителям надо стараться давать пищу этому стремлению. Потому что не проклинать тьму надо, а вытеснять! Вытеснить же ее нельзя ничем, кроме света. И поэтому чем больше света мы зажжем в душе ребенка, тем меньше в ней будет тьмы.

 
Автор: протоиерей Игорь Гагарин
Из книги: «Любить, а не искать любви»
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
Реклама
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст