Подвижники веры

Схимонахиня Мария (Матукасова)(1908-2000 гг.)


Схимонахиня Мария (Матукасова) - 2

15/28 марта 1908 года в Куйбышеве (Самара) у Ивана и Натальи Матукасовых родилась дочь, девочку назвали Марией. Вскоре семья переехала в г. Актюбинск, здесь Иван устроился работать машинистом, Наталья воспитывала дочь и занималась домашним хозяйством, Мария училась в русско-киргизской школе.
В 1917 году Иван потерял работу, Наталья с Марией были вынуждены вернуться домой. В школе Мария проучилась лишь 5 лет. Из автобиографии старицы Марии: «...Я была одна у мамы — папа наш ... не вернулся. В школе я училась 5 классов, а с 12 лет пошла работать — вязала кулачком... Потом занималась на курсах счетоводов и работала счетоводом. А в школе я тоже работала лет 5 — учила детишек шить и вышивать (и молитве). Я в Бога всё время верила и детям иконки дарила и молитвы читала. В 23 года я почувствовала, что Бог меня призывает молитвой Своей и стала сама молиться сильно и понимать, что мне открывается».
Известно, что с февраля 1944 года по март 1945 года матушка Мария находилась в заключении. В послевоенные годы Мария взяла на себя подвиг юродства. С начала 60-х годов старица жила при Свято-Вознесенскоой Церкви в райцентре Кинель-Черкассы Самарской области.

Схимонахиня Мария (Матукасова)

Из воспоминаний Валентины Кадыровой (г. Бугуруслан): «О Марии Ивановне я впервые услышала от глубоко духовного старца Григория (в 1988 г.)... Старец знал матушку Марию не один десяток лет. И навсегда был покорён её смирением, прозорливостью, мудростью, жизнью, отданной Христу... Душа её была чуткой к чужому горю. Кроме того Мария Ивановна была одарённой художественными талантами натурой.
Она написала прекрасную икону прп. Серафима Саровского. Но и художественный склад души не стал преградой на пути к тяжёлому подвигу, который она взяла на себя, — юродство ради Христа. Этот самый трудный подвиг не отгородил её от людей. Напротив, она как бы растворилась в народе, который так нуждался в духовной помощи...
Я не считала себя достойной встретиться с великой подвижницей, хотя очень хотела. Старец Григорий сказал мне так: «Нужно попросить матушку Марию о встрече, и Сам Господь за её святые молитвы подаст всё»».
Валентина прислушалась к совету старца и попросила мысленно блаженную старицу о встрече, вскоре ей довелось встретиться с великой подвижницей, по молитвам которой изменилась вся её жизнь.
Приведём ещё несколько строк из воспоминаний Валентины К.: «...Встреча с ней — это трепетное предстояние перед верной рабой Бога Живаго, которой Сам Господь ярким светом освещает все нечистые закоулки грешных душ людских... Вот и она. Маленького росточка, нищая, окруженная народом. Лицо — удивительно благородное, красивое, очень русское.
Большие серые глаза, маленький прекрасной лепки нос, прекрасный овал лица. Вся миниатюрная, одухотворённая, воздушная, светлая, неземная... Прошлое, настоящее, грядущее развёрнуто перед ней в единое целое, Сам Господь открывает ей всё...
Сколько мира и благодати приносила с собой Мария Ивановна! Сколько благословенных Богом исцелений послано за её святые молитвы. Испытала её благодатное предстательство перед Богом и моя знакомая З.
Перенеся тяжёлую операцию, с трудом приходила в себя. И вдруг через 5 лет всё повторилось... Однажды перед очередной поездкой к врачам мы поехали с ней к Марии Ивановне. Мы застали матушку за чтением акафиста Ксении блаженной... Прочитав акафист, матушка все принесённые верующими продукты отнесла в алтарь... Я стояла в храме на коленях. Мария Ивановна вышла из алтаря и благословила меня... Я быстро поднялась, и мы с З. пошли за матушкой...
— Мария Ивановна, завтра мне надо ехать на операцию, помолитесь обо мне! — робко просит З.
— У самой руки есть. Вот и молись...
На обратном пути мы заехали в Похвистнево, к чудотворной Табынской иконе Владычицы. З. молилась Заступнице и Помощнице нашей. И всё вышло по слову старицы. Операции не было, на удивление врачей анализы были хорошие...»
По свидетельству духовных чад старице было дано читать мысли приходящих к ней людей, она могла назвать человека которого видит в первые по имени и отчеству, называла и фамилию.
Прозорливая старица предсказывала, умела осторожно обличить, утешить, взять на себя чужую боль. С каждым годом число её почитателей неизменно возрастало.
В 1996 году блаженная старица Мария переехала в Самару. Вспоминает священник Сергей Гусельников (Кирилло-Мефодиевский собор г. Самары): «Блаженная Мария Ивановна всегда причащалась очень часто, почти каждый день, этим она жила и дышала. При первой возможности стремилась в храм... Часто она просила приобщить её дома, так как очень плохо себя чувствовала, ведь ей приходилось принимать десятки людей, среди которых были нецерковные, и духовно болящие люди. Они в буквальном смысле сваливали матушку. Когда я входил в комнату, старица лежала в забытии. Келейница спрашивала: «Матушка, батюшка пришёл, причащаться будешь?» Она приходила в себя, говорила: «Буду, буду»,- и садилась на постель, над которой весел Казанский образ Божией Матери. После Причастия старица оживала, матушка Евгения спрашивала её всегда: «Хорошо причастилась? Она отвечала: «Да, красиво, красиво!» или «Благочинно!»
Матушка Мария Ивановна была очень смиренна, терпелива, снисходительна к окружающим её людям и казалась просто доброй бабушкой...
23/5 января 1998 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго Мария Ивановна Мутасова была пострижена в схиму с именем Мария в честь равноапостольной Марии Магдалины схиигуменом Илием, духовником обители, в храме Илариона Великого Свято-Введенского монастыря Оптинской пустыни.
Из воспоминаний настоятельницы Свято-Казанского монастыря игуменьи Феодоры (Полищук): «Я познакомилась с блаженной старицей в Москве за год до её смерти. Она тогда пропела слова панихиды, и я подумала, что кто-то их сестёр умрёт, но оказалось, что старица так предупреждала что будет умирать в нашей обители... Она приехала к нам вместе с монахиней Евгенией, её келейницей, 3 января 2000 года. До этого старица подвизалась в Оптиной пустыни. А до приезда к нам уже побывала в Дивеево. Когда она приехала в нашу обитель, я спросила, поживёт ли она у нас. Она ответила: «Останусь с вами... здесь все родное... я приехала к Любушке»...
Мы окружили матушку Марию заботой и любовь. Помню, как мы одели матушку Марию и она трижды радостно сказала о себе: «Я - невеста Христова!» Как радостно было смотреть на старицу»... Она много молилась, а когда мы на колясочке поднимали её в храм во имя Ефрема Сирина, она обычно пела пасхальные стихиры...
Матушка прожила у нас всего двенадцать дней, и эти дни (до того как она тяжело заболела) для неё и для нас прошли в радости и в утешении...
Перед тем, как тяжело заболеть, она попросила отвести её в часовню, где похоронена блаженная Любушка. Возле часовни она полчаса молча молилась. Потом попросила отвести её в келию... Матушка знала час своей кончины и заранее попрощалась со своими ближними и сестрами обители... На следующее утро матушка Мария заболела — инсульт правой стороны.
Первый инсульт был ещё в Оптиной пустыни... Перед самой её смертью я успела поддержать её голову, услышала последние вздохи её праведной кончины. Сложила ей руки крестообразно на груди... Игумен Антоний (Гаврилов) из Оптиной пустыни был в это время у нас в обители. Он и совершил первую панихиду по новопреставленной схимонахине Марии».
Скончалась схимонахиня Мария 1/14 января 2000 года в Вышневолоцком Казанском женском монастыре Тверской епархии (с. Сеглино). В часовне во имя святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии рядом со старицей Любушкой в январе 2000 года появилась еще одна усыпальница.
Блаженная старица продолжает помогать своим духовным чадам и по сей день, слышит всех, кто с верой просит её молитвенного предстательства перед Господом. Приведём лишь несколько свидетельств чудесной помощи старицы Марии: «Из воспоминаний Галины Киселевой (г. Самара): «Я стала певчей храма Петра и Павла по благословению старицы схимонахини Марии. Имела счастье видеть матушку практически каждый день, когда она жила при храме. Очень много она помогала мне при жизни, но и после смерти не оставляет меня без своей помощи.
У меня, по грехам моим, целый «букет» болезней. При больных ногах и суставах еще и остеохондроз, и искривление позвоночника. Каждый день я просто изнывала от болей. В сентябре прошлого года, перед празднеством в память блаженной старицы схимонахини Марии, у меня так обострился шейный хондроз, что боль не прекращалась ни на секунду. Но на торжества я все-таки пошла. В фойе Окружного Дома офицеров была организована раздача подарков, где были в том числе земелька с могилки матушки Марии и освященное маслице.
Прямо в зале, при просмотре фильма, я помолилась и попросила матушку, чтобы она хоть чуточку избавила бы меня от боли. Помазала крестом шейный позвонок — и боль постепенно стала проходить. Дома боль прошла окончательно. Через некоторое время помазала поясничный и грудной позвонки — исцелилась вовсе! Нет болей в позвоночнике вот уже полгода. Господь исцелил по молитвам нашей матушки схимонахини Марии. Блаженная старица, схимонахиня Мария, моли Бога о нас грешных!»
Рассказывает протоиерей Александр Телегин: «Года три тому назад я серьезно заболел. Меня на носилках отвезли в больницу. Состояние было такое, что сказали матушке моей, чтобы «готовилась». А матушка принесла мне в больницу фотографию Марии Ивановны. Я поцеловал фотографию и приложил к сердцу. На другой же день пошел на поправку».
Из рассказа рабы Божией Маргариты: «Я выросла в Бугуруслане, Оренбургской области.
Слышала, что в Кинель-Черкаске жила старица схимонахиня Мария. Столько легенд о ней живет в народе. А я вот рядом жила и не знала! Так горько теперь... В православной самарской газете много о ней пишут. Все по Божьей милости, весть о чудесной исцеляющей силе дошла и до меня, и я... верую, что именно она мне помогла однажды. У меня частенько приступы бывают с сильной болью... Я чувствую приближение приступа... Вот, однажды, я и приготовилась — улеглась аккуратненько и думаю, пройдет в этот раз или нет? (происходит все это обычно в 2-2,30). Лежу молюсь, как могу, немного забылась и вдруг, привиделось, нет?
Мимо будто проплыла маленькая старушка. Рядом с диваном. Всего то только посмотрела в мою сторону. Боль мгновенно пропала. Я помню, вздохнула легко так и провалилась в сон. Как потом выяснилось, минут на 15 (у меня в таких случаях часы перед глазами, не знаю зачем, но ставлю)...Я верю, это старица схимонахиня Мария мне помогла. С тех пор больше не было приступов. Правда, прошло месяца 2-3, но это хорошо. Господь милостив, молю, чтоб дал силы на пост...
Горько и тяжело за Россию. Вот я часто стала думать, что должен быть противовес силам зла и алчности и перетянуть, спасти народ. Спаси и сохрани народ наш, Господи!»
Старица Мария, моли Бога о нас!

 
Автор: Светлана Девятова
Из книги: Православные старицы ХХ века
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
Реклама
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст