Подвижники веры

Петербургская блаженная Матронушка-босоножка


Матронушка-босоножка
Матронушка-босоножка

Санкт-Петербург — удивительный город. Построенный как столица, он изначально стал глубоко противоречивым по своей духовной сути. Это город Пушкина и Лермонтова, Ломоносова и Павлова, Достоевского, святой блаженной Ксении Петербургской, святого праведного Иоанна Кронштадтского и блаженной Матронушки-босоножки. Но вместе с тем это и город «Народной воли», жестокого терроризма и безжалостных революций, город Ленина и иже с ним. Санкт-Петербург — место величайших взлетов духа и глубочайших его падений; здесь наряду со святостью процветали вопиющее неверие, падение нравов, разврат, вольнодумие и человеконенавистничество конца XIX — начала XX века. Какое немыслимое смешение добра и зла! И все это — мой родной Санкт-Петербург. Его надо принимать таким, каков он есть, со всеми его прелестями, странностями и причудами. И по крайней мере о его святынях надо обязательно помнить...

* * *

Тихий летний вечер. Запыленная зелень деревьев дразнит воспоминаниями о лесе, голубых колокольчиках и мягкой луговой траве со стрекочущими кузнечиками. От Александро-Невской лавры не спеша иду по парковым дорожкам, аккуратно проложенным вдоль берега Невы. Вроде бы тут и город, но машин мало, и на газонах, то здесь, то там прогуливаются парочки влюбленных, играют разномастные шавки и успокаивающе плещется невская вода.

Сразу за железнодорожным мостом показалась небольшая церковь — во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (в бывшей слободе Стеклянного завода). Перекрестившись, захожу в ее дворик и сразу как будто оказываюсь в другом мире. И без того тихий в этом месте город совсем отступает, шум машин как-то размывается, растворяется. Над трубой крохотного сарайчика поднимается струйка серого дыма, наполняя двор легким запахом уютного домашнего очага или лесного костра с печеной картошкой и ароматным травяным чаем. А немного впереди, ближе к воде, белеет свежеокрашенной оградой аккуратная могилка. Вот я и пришел. Здравствуй, Матронушка, я снова здесь, вновь я склоняю колени перед холмиком твоего последнего упокоения. Помолись за меня, родимая!

* * *

Примерно в 1814 году, вскоре после Отечественной войны, в далекой деревне Ваниной Костромской губернии в семье крестьян-земледельцев Щербининых родилась девочка. Назвали ее Матроной. О детских годах ее ничего доподлинно не известно. Замуж она вышла за мещанина города Костромы Егора Мыльникова. Семья имела свой домик и бакалейную лавочку. Брак для Матроны оказался тяжким испытанием. Во время турецкой войны 1877–1878 годов муж ее призван был в армию, где и умер. Матронушка отправилась вместе с ним на фронт. Она была сестрой милосердия. Уже тогда ее смиренная душа, которая получила от Бога великий дар сострадания, проявилась в полной мере. Она помогала всем, как могла. Даже из своего жалования — 25 рублей — она не оставляла себе ни копейки: все раздавала бедным солдатам.

Как закончилась война, Матронушка возвратилась в Кострому и всю оставшуюся свою жизнь посвятила Богу. Она продала имущество, деньги раздала нищим и отправилась странствовать, наложив на себя обет юродства Христа ради. Сколько же надо иметь мужества, веры, смирения, любви к Богу и людям, чтобы взвалить на себя такой тяжкий крест. Но, мало того, она взяла и другой обет — с того момента и до самой своей смерти (в течение 33 лет) она ходила только босиком. И в зной, и в морозные северные зимы она больше не надевала никакой обуви. Даже в самую лютую стужу Матронушка носила только легкую летнюю и обязательно белую, сверкающе чистую одежду. Посещала она Соловецких чудотворцев, странствовала по святым местам России и четыре раза босая (!!!) ходила в Иерусалим.

Последние 30 лет своей жизни Матронушка провела в Санкт-Петербурге. Жила она сначала на Петербургской стороне, а затем 16 лет — у часовни во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», что на Стеклянном заводе. Так и запомнилась она петербуржцам — в белом одеянии, с посохом и босиком.

Несколько тысяч человек каждый год посещали блаженную Матронушку, прося у нее молитвенной помощи в болезнях, скорбях житейских и самых разнообразных нуждах. Она излучала любовь и тепло, была прозорлива, молитва ее, по воле Господа, имела огромную силу. Многие, проходя мимо ее квартиры, заходили к ней запросто. Она принимала всех, утешала, давая советы и оставляя человека помолиться вместе с ней. Сотни алкоголиков ее молитвами избавились от этого тяжкого недуга. Сохранилось много описаний случаев чудесных исцелений, помощи, когда люди, которые долго не могли получить работу, повышение жалования или имели какую-либо другую серьезную нужду, получали необходимое, помолившись вместе с ней Господу Богу. Многих людей Матронушка предупреждала о грозящей опасности. К ее советам внимательно прислушивались, но если им не следовали, то происходили с человеком разные неприятности. Так, один ее знакомый, стрелочник Николаевской железной дороги, несколько раз спрашивал совета, когда ему предложили перейти на новое место, где платили на 7 рублей больше. Блаженная старица каждый раз не рекомендовала ему это делать, но желание получать больше денег взяло верх. Вскоре после перехода на новую должность стрелочник попал под поезд и получил серьезные травмы, оставшись инвалидом. Потом он покаялся в том, что не послушался ее совета.

Известность ее была очень велика, почти такая же, как в свое время слава блаженной Ксении Петербургской. Почитателями ее были простолюдины и интеллигенция, вхожа она была и в дома весьма высокопоставленных особ. Всем находила она слова утешения, поддержки, всем пыталась помочь по мере своих возможностей. Многие люди жертвовали ей деньги. Не гнушалась она брать и копеечку, но получала и весьма большие пожертвования. Все эти деньги блаженная Матронушка употребляла на дела благотворительные, богоугодные — раздавала милостыню, помогала тем, кто попадал в тяжелые житейские ситуации, покупала и дарила Святые Евангелия и иконы, которыми благословляла посетителей. Одного только лампадного масла она рассылала по приходским церквам и монастырям ежегодно более 50 пудов.

Так размеренно, в трудах и молитвах, проходила жизнь блаженной старицы. Но век человеческий недолог. С начала 1909 года Матронушка стала готовиться к смерти. Каждое воскресенье в течение последних двух лет жизни она причащалась Святых Таин и несколько раз соборовалась. В начале марта 1911 года она почувствовала сильное недомогание. Она слабела на глазах. К концу месяца старица сказала: «Вместе с водой и льдом уйду от вас». 30 марта на Неве начался ледоход, и около 1 часа дня блаженная Матронушка тихо почила в Бозе. К тому времени шел ей уже 97-й год. О ее кончине сообщили почти все петербургские газеты. На Шлиссельбургском проспекте, где жила старица, собралось огромное количество народа. В квартиру Матронушки люди приходили поклониться ее праху. Порядок с трудом поддерживал большой наряд полиции. Одета блаженная старица оказалась в одежду схимонахини. Выяснилось, что в одно из посещений Иерусалима она приняла схиму с именем Марии, дав Богу обет скрывать это от всех. За вечерней 31 марта останки ее были положены в дорогой и очень красивый гроб, приобретенный одной из устроительниц похорон. Непрерывно совершались панихиды. Многотысячная толпа сопровождала гроб с телом покойной от ее квартиры до двора церкви “Всех скорбящих Радость”, где должны были состояться похороны. Гроб несли на руках. В храме его поставили на покрытый серебряным покрывалом траурный катафалк. Похороны состоялись только 3 апреля. На них присутствовало около 25 тысяч человек.

Церковь "Всех скорбящих радость"

В советское время большая и красивая церковь во имя иконы “Всех скорбящих Радость” была разрушена, а могилка блаженной Матронушки затерялась. Были версии, что останки ее где-то перезахоронили. Но наступили 1990-е годы, сохранившаяся часовня превратилась в церковь, которая стала подворьем Зеленецкого Свято-Троицкого мужского монастыря. Начались поиски могилки. Но лишь в 1997 году они увенчались успехом. В церковном дворе, почти на самом берегу Невы, был обнаружен склеп с гробом старицы. Он находился примерно на одной глубине с подвалами церкви. Но при этом в подвалах было очень сыро, по стенам даже иногда сочилась влага, а в склепе, который располагался почти у самой воды, оказалось сухо. Гроб и погребальные украшения были совершенно не тронуты тлением, хотя пролежали в земле 86 лет! Его подняли, и некоторое время он пребывал в церкви на поклонении. После этого гроб вновь захоронили на том же месте. Там и теперь находится эта благословенная могилка. И вот уже вновь потекла река чудесных исцелений и помощи, происходящих по молитвам этой блаженной старицы. Вновь, как и тогда, когда Матронушка была жива, приходят к ней люди, молятся Богу, просят блаженную старицу помолиться о своих печалях и нуждах, берут масло из лампадки на могилке. И Матронушка никого не отвергает, за всех молится, всем по мере возможности помогает...

* * *

Какое благословенное место — могилка Матронушки! Все заботы и печали мира сразу куда-то отступают, успокоение, утешение и удивительная внутренняя тишина спускаются на мятущуюся душу. Она окутывается мягкой любовью и смирением. Я с благодарностью смотрю на фотографию, приделанную к простому деревянному могильному кресту. Я забываю о времени и о пространстве. И тогда откуда-то изнутри, из самой глубины, от потаенных уголков совести сама собой начинает истекать та сокровенная молитва, в которой — искреннее сокрушение о своей греховной жизни, неподдельное раскаяние, благодарность Богу за помощь, за заботу, за то, что были на земле такие молитвенники, как блаженная старица Матронушка-босоножка, что они и сейчас, после своей смерти, любят нас, утешают и помогают своими молитвами. Мое обращение к Господу здесь, на ее могилке, льется свободно, спокойно и внимательно, мысли не перескакивают с одного предмета на другой; подобная молитва — большая редкость. Благодарю тебя, матушка Матронушка, за такую помощь, низко кланяюсь, Тебе, Боже, за этот благословенный дар.

* * *

Удивительно коротка человеческая память! Некогда процветавший Зеленецкий монастырь ныне пребывает в разрухе и страшной бедности. Подвижники православные, монахи, тем не менее, медленно, но верно восстанавливают его, проявляя чудеса самоотверженности и преданности Господу. И подворье монастыря находится далеко не на «бойком» месте (проспект Обуховской обороны, 24). Прихожан мало, денег катастрофически не хватает. Великолепная церковь разрушена. Чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками), вся удивительная история которой непосредственно связана с этим местом, находится сейчас в другом храме — Святой Троицы, известном также под названием «Кулич и Пасха» (проспект Обуховской обороны, 235). А во дворе, на самом берегу Невы, покоится прах Богом отмеченной старицы, о которой мало кто помнит. А очень жалко! Мне кажется, что пора восстановить утраченную связь времен, пора вспомнить всех великих молитвенников, положивших свои жизни на алтарь нашей веры. И блаженная старица Матронушка-босоножка (схимонахиня Мария) должна занять среди них свое достойное место.

Приезжайте, приходите на могилку Матронушки, поклонитесь ее памяти и прославьте Господа за все. Да будет так во веки веков!

Материалы о жизни блаженной Матронушки взяты автором из книги «Жизнеописание в Бозе почившей рабы божией старицы Матроны Петровны Мыльниковой (Матронушки-босоножки)». Составил А. Ф. Плотников.
 
Виталий Петров
из книги: «Матронушка-босононожка»)
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
Реклама
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст