Подвижники веры

Митрополит Нестор - просветитель народов Камчатки


Митрополит Нестор (Николай Александрович Анисимов) родился 9/22 ноября 1885 г. в г. Вятке в день празднования иконы Божией Матери Скоропослушница ;и с раннего детства отличался глубокой религиозностью. После окончания реального училища обучается на Миссионерских курсах при Казанской Духовной Академии.

В 1907 г. по влечению души и воле Божьей, получив благословение св. праведного Иоанна Кронштадского, Николай Анисимов решается на подвиг миссионерства. 17 апреля 1907 г. в Казанском Спасо-Преображенском монастыре он принимает монашеский постриг с именем Нестора. 6 мая 1907 г. возводится в сан иеродиакона, а спустя три дня посвящается в иеромонахи.

Иеромонах НесторИеромонах Нестор, камчатский миссионер (фото 1907 г.)

2 июня 1907 г. о. Нестор выезжает на место миссионерского служения на Камчатку. В 1907-1909 гг. иеромонах Нестор в суровых природных условиях добросовестно, часто с риском для жизни, исполняет свой пастырский долг, проповедуя слово Божие и обращая в веру Христову тысячи язычников - камчадалов. Глубокое уважение к людям, их языку и традициям, постоянная готовность оказать помощь больным, немощным и обиженным снискали иеромонаху Нестору глубокую любовь и доверие паствы в самых отдаленных уголках огромного края. Однако молодой пастырь не чувствовал полного удовлетворения от своей деятельности. Он понимал, что своими малыми силами он никогда не сможет решить проблем всеми забытой Камчатки. Нужно было привлечь к ним внимание сильных мира сего, духовенства, всех честных людей, желающих помочь ближним, страдающим от нищеты, болезней, пьянства, невежества и своеволия самодуров–начальников. Так возникла идея создания Благотворительного Православного Камчатского Братства.

В начале 1910 г., получив благословение правящего архиерея, о. Нестор отправляется в Санкт-Петербург, где сталкивается с черствостью и даже враждебностью бюрократов Святейшего Синода и его обер-прокурора. Это не останавливает молодого иеромонаха. Ценой больших усилий ему удается привлечь к идее создания Братства широкую православную общественность и депутатов Государственной Думы. Однако решающую роль сыграло личное участие св. Государя Николая Александровича, св. Государыни Александры Федоровны и вдовствующей императрицы Марии Федоровны. В результате этих усилий 14 сентября 1910 года во Владивостоке было открыто Благотворительное Камчатское Братство во имя Нерукотворенного образа Всемилостивого Спаса, а вскоре появились его отделения в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве и других городах России. Выдающиеся люди разных сословий (духовенство, общественные и политические деятели, представители науки и культуры, купечество, предприниматели, аристократы) считали за честь быть членами и жертвователями Братства. Деятельно помогали Братству св. равноапостольный Николай архиепископ Японский, св. преподобномученица Великая Княгиня Елизавета Федоровна, св. священномученик. Владимир, митрополит Киевский и Галицкий, св. Макарий, митрополит Алтайский. Действенную помощь оказывала Царская Семья. Братству были подарены церковь, утварь, денежные средства, даны льготы по перевозке грузов. Официальным Покровителем Братства стал св. Цесаревич Алексей Николаевич.

В 1910-1917гг. на средства Братства на Камчатке массово строились церкви, часовни, школы, приюты, больницы и амбулатории.

Изучив тунгусский (эвенкийский) и корякский языки иеромонах Нестор перевел на них Божественную Литургию, частично Евангелие и избранные молитвы. За эту работу о. Нестор в 1913 г. был возведен в сан игумена. Уже тогда его стали заслуженно называть Апостолом Камчатки.

После начала Великой войны 1914 г. о. Нестор организовал и возглавил санитарный отряд «Первая помощь под огнем врага». В составе Лейб-гвардии Драгунского полка он, верхом на коне, сопровождал воинов в кавалерийских атаках, лично выносил с поля боя раненных, перевязывал их, утешал и организовывал отправку в лазареты. За пастырское милосердие, исключительное бесстрашие и отвагу игумен Нестор был удостоен высшей военной награды для духовенства – наперсного креста на Георгиевской ленте, а также ряда боевых орденов с мечами и бантами (Святой Анны 2-й и 3-й степеней, Святого Владимира 4-й степени).

В конце 1915 г. о. Нестор был отозван с фронта, возведен в сан архимандрита и продолжил свою пастырскую миссию на Камчатке.

16 октября 1916 г. о. Нестор, был хиротонисан во епископа и назначен правящим архиереем новообразованной Камчатской епархии. Годы, проведенные на Камчатке, Владыка называл самыми счастливыми в его жизни.

Нестор, епископ Камчатский (фото начала 20-х годов)Нестор, епископ Камчатский (фото начала 20-х годов)

В числе немногих иерархов, епископ Нестор не принял Февральскую революцию, считая ее происками врагов России. В 1917–1918 гг. он участвовал во Всероссийском Поместном соборе и выборах св. Патриарха Тихона. После большевистского переворота, в разгар октябрьских революционных событий в Москве, ходил с санитарной сумкой по улицам ночного города и, пренебрегая опасностью, подбирал раненых, оказывая им медицинскую помощь. По благословению Собора, как член комиссии по фотографированию и описанию повреждений Кремля большевиками, епископ Нестор издает обжигающе-обличительную книгу «Расстрел Московского Кремля», признанную важнейшим документом эпохи. В этот же период Владыка становится вдохновителем и организатором единственной непритворной попытки (к сожалению неудачной) спасения Царской Семьи. В марте 1918 г. Владыка впервые арестовывается большевиками и около месяца находится в заключении. На свободу он был выущен только под давлением Поместного Собора и верующих. Тогда на защиту молодого архипастыря встала вся Православная Москва.

После завершения работы Собора епископ Нестор с большими трудностями через Киев, Одессу, Крым, Турцию, Сирию, Египет, Индию и Китай добирается до Петропавловска Камчатского, где продолжает свое епископское служение. Вскоре, однако, Владыка изгоняется большевиками с Камчатки.

Находясь в вынужденной эмиграции г. Харбине (Маньчжурия), Владыка тяжело переживает разлуку с любимой Родиной, однако не впадает в уныние. С удвоенной энергией он продолжает свою пастырскую, проповедническую, милосердную и общественную деятельность и вскоре становится одним из признанных духовных лидеров Дальневосточной ветви русской эмиграции. В 1921 г. епископ Нестор основывает в г. Харбине Камчатское подворье, а позже «Дом Милосердия и трудолюбия», благодаря деятельности которого удалость сохранить тысячи жизней взрослых и детей, попавших в круговорот гражданской войны. Трудами Владыки на территории «Дома Милосердия» построены церковь и Часовня-Памятник Венценосным мученикам.

Несмотря на нестроения 20-30-х годов в церковной жизни на Родине и в Русском Зарубежье, епископ Нестор последовательно отстаивает идеи единства страждущей Матери-Церкви. В этот период Владыка посещает ряд стран Европы и Азии, встречаясь с иерархами Русской Православной Церкви Заграницей, предстоятелями ряда поместных Православных Церквей, многими видными деятелями русской эмиграции и совершает паломничество на Святую Землю. В 1938-39 гг. занимается миссионерской работой в Индии и на Цейлоне (Шри-Ланка). В 1933 г. он возводится в сан архиепископа, а в 1941 г. удостаивается права ношения креста на клобуке.

Нестор, архиепископ Камчатский (фото 1940 г.)Нестор, архиепископ Камчатский (фото 1940 г.)

Владыка Нестор никогда не заблуждался относительно природы большевистской власти в России. Ее богоборческую сущность он уяснил еще в октябре 1917 г., наблюдая за трагическими событиями штурма большевиками Московского Кремля, а также, будучи активным участником многих событий Гражданской войны на Украине, в Крыму, в Сибири и на Дальнем Востоке. Последовательный в своих взглядах, владыка Нестор всегда открыто выражал свое негативное отношение к большевистскому режиму - устно и в многочисленных книгах, брошюрах и статьях. Эта убежденность в неизбежности падения богоборческой власти не покидала Владыку до конца его дней.

Вместе с тем, он всегда оставался горячим патриотом Родины и непоколебимым поборником единства Русской Православной Церкви. После начала Великой Отечественной войны Владыка решил, что в тяжкую для Родины годину испытаний он не вправе быть вне Матери-Церкви. В1943 г., в самое трудное для Страны время, когда исход войны еще никто не мог предвидеть, он тайно устанавливает связь с Московской Патриархией. Эти контакты в течение определенного времени приходилось скрывать, поскольку они, в условиях жесточайшего режима японской оккупации, представляли смертельную угрозу, как для самого Владыки, так и для его паствы. Тем не менее, в проповедях Владыки с новой силой зазвучала тема святого долга защиты Отечества от поработителей, находившая живой отклик среди прихожан и усиливавшая их патриотические настроения.

В июне 1945 г., еще до начала военных действий СССР против Японии, владыка Нестор предпринимает не просто смелый, а по условиям того времени героический шаг – открытое богослужебное поминовение имени Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. По его инициативе все харбинские архиереи подписали обращение к Патриарху Московскому с просьбой принять их и паству под свой омофор.

В августе 1945 г. архиепископ Нестор вместе с другими русскими жителями Маньчжурии радуется приходу Армии-освободительницы и встречается с ее командованием.

В 1946 г. Святейшим Патриархом Алексием I Владыка Нестор возводится в сан митрополита и назначается правящим архиереем Харбинским и Маньчжурским, Патриаршим Экзархом по Восточной Азии. Деятельность Владыки на этом посту в тяжелые послевоенные годы была чрезвычайно плодотворной.

Нестор, митрополит Харбинский и Маньчжурский, Патриарший Экзархпо Восточной Азии (фото 1947 г.)Нестор, митрополит Харбинский и Маньчжурский, Патриарший Экзарх по Восточной Азии (фото 1947 г.)

14 июня 1948 г., в день намечавшегося выезда из Харбина в Москву на празднование 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви, Владыка неожиданно арестовывается китайскими властями и депортируется в СССР. Особым Совещанием при МГБ СССР архипастырь был приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. В вину Владыке ставятся издание книги «Расстрел Московского Кремля», а также его церковная и общественная деятельность в период эмиграции. Наказание он отбывает в мордовских лагерях для содержания особо важных государственных преступников - Особлаг N 3 (Дубравлаг). Тяжкие годы заключения, сопровождавшиеся изощренными пытками, издевательствами и унижением, не сломили воли архипастыря.

Митрополит Нестор (заключенный Николай Анисимов) в Дубравлаге (фото 1955 г.)Митрополит Нестор (заключенный Николай Анисимов) в Дубравлаге (фото 1955 г.)

После освобождения в 1956 г. Владыка назначается митрополитом Новосибирским и Барнаульским. Это была крупнейшая в Русской Православной Церкви епархия, включавшая в то время территорию Новосибирской, Томской и Кемеровской областей, Красноярского и

Нестор, митрополит Новосибирский и Барнаульский (фото 1956 г.)Нестор, митрополит Новосибирский и Барнаульский (фото 1956 г.)

Алтайского краев, а также Тувинской АССР (почти 20% территории СССР).

Отягощенный многими болезнями, полуслепой он находит силы для того, чтобы проповедовать Слово Божие не только в крупных городах епархии (Новосибирск, Красноярск, Томск, Кемерово, Барнаул, Бийск, Кызыл, Ачинск), но и затерянные в глуши поселках, где, по его собственному выражению, никогда не ступала нога архиерея, а люди не видели епископа и его служения. Это привело к заметному оживлению церковной жизни епархии. Владыка протестует против закрытия храмов, ставит вопрос открытия новых приходов и Духовной семинарии. Высокая активность митрополита Нестора вызывала крайнее неудовольствие властей, организовавших гонение на архипастыря.

В декабре 1958 г. митрополит Нестор назначается управляющим Кировоградской и Николаевской епархией. В этот период Владыка, несмотря на продолжавшиеся гонения, много ездит по епархии, совершает богослужения, проповедует слово Божие, протестует против закрытия храмов богоборческой властью. В трудное время, предшествовавшее закрытию Свято–Успенской Киево-Печерской Лавры, Владыка посещает обитель, чтобы утешить ее наместника и братию, укрепить в них уверенность в неизбежности победы Веры Христовой. В 1961 г. Владыка завершает написание удивительно искренней книги воспоминаний, выдержавшей в последние годы много переизданий.

Нестор, митрополит Кировоградский и Николаевский (фото 1961 г.)Нестор, митрополит Кировоградский и Николаевский (фото 1961 г.)

Скончался митрополит Нестор 22 октября / 4 ноября 1962 г. в Москве в день празднования Казанской иконы Божией Матери. При отпевании разрешительную молитву над почившим архипастырем прочитал Святейший Патриарх Алексий I. Похоронили Владыку в ограде Спасо-Преображенского храма Патриаршего Подворья в Переделкино.

Православный народ хранит благодарную память о великом миссионере, смиренном молитвеннике, милосердном пастыре, удивительном человеке, горячем патриоте, блестящем проповеднике и выдающемся церковном писателе.

Петропавловская и Камчатская епархия возбудила ходатайство перед Священным Синодом Русской Православной Церкви о прославлении просветителя камчатских народов митрополита Нестора, в лике святых.

 

Архиерейство Твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем!

 
авторы: Александр Караулов (крестник митрополита Нестора),
Валерий Коростелев
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
Реклама
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст