Подвижники веры

Матушка Татьяна Саввиду


Матушка Татьяна Саввиду
Матушка
Татьяна Саввиду

Приснопамятная Татьяна Саввиду родилась в городе Карс в 1905 году в многодетной семье. Её родители были верующими и благочестивыми людьми. Из-за Русско-турецкой войны они вынуждены были перебраться на Украину. Татьяна училась в школе и в совершенстве овладела русским языком. Но надолго на Украине они не остались и после прихода к власти коммунистов в 1922 году эмигрировали в Грецию. Татьяне тогда было 17 лет. Первым местом их пребывания был Макронисос. Их поселили туда для прохождения своеобразного «карантина», в то время обязательного для всех прибывающих на постоянное место жительства в Грецию. Там умерли родители и братья Татьяны. С двумя выжившими старшими братьями с большими трудностями и испытаниями она перебралась в город Птолемаида. Вышла замуж за Ираклиса Саввидиса и переехала в город Верия, где у Татьяны появился духовник. У супругов родилось десять детей, из которых выжили только пятеро.

Татьяна старалась воплощать в жизнь и исполнять услышанное на проповедях и прочитанное в книгах.

Внешность Татьяны не производила особого впечатления. Она была среднего роста, худая. Её руки были похожи на две тонкие веточки. Но в таком тщедушном теле скрывалась душа, исполненная огня Духа Святого. Она была полна веры и любви к Богу. Татьяна часто говорила: «Я люблю Господа». Она призывала и ближних словами песнопевца: «Чада, возлюбите Бога и ни на что не променяйте Любви Его».

Татьяна радовалась, что ей удалось приучить детей никогда не пропускать Утреню в воскресные и праздничные дни. В 6.30 утра они вставали и начинали готовиться к службе. И делали так даже зимой, в самые лютые холода. Сама Татьяна приходила в церковь ещё до начала Утрени. Она убедила своего сына, уже обученного церковному пению, предпочитать игре в футбол вечерние службы накануне воскресного дня.

Татьяна живо переживала Таинство евхаристии. Она делилась со своим сыном, что во время Божественной литургии испытывает такую великую радость, что весь мир перестаёт для неё существовать: «Самая большая радость для меня — Божественная литургия, а печаль — её окончание».

Татьяна переживала и тонко чувствовала Божественные события во время церковных служб. Диакон храма святого великомученика и победоносца Георгия о. Христос Варелас (ныне настоятель храма Святых Бессребреников) дерзнул задаться вопросом, действительно ли, когда во время Херувимской поётся: «Херувимы тайно образующе», — Ангелы невидимо предстоят Святому престолу. Однажды во время Божественной литургии он услышал шум крыльев Ангелов и почувствовал, как они задели его спину. Он рассказал об этом матушке Татьяне, ответившей ему следующее: «Батюшка! Разве ты не знаешь, что Ангелы нас окружают? Я много раз здесь в нашем храме видела Ангелов и Святых».

Самой большой отрадой для Татьяны была молитва. Она говорила, что, когда молится, ощущает внутри трепет Божественного утешения: «Что мне вам сказать, чада мои? Что говорит апостол Павел? «В молитве [будьте] постоянны» (Рим. 12:12). Мы не должны быть апатичными и ленивыми в молитве, не должны легко уставать. К сожалению, мир нас часто вынуждает забывать Господа. Нас поглощают жизненные заботы, мы не можем посвятить даже немного времени общению с Богом, а ведём себя как животные или хуже».

Хотя у неё было множество детей, внуков и забот по дому, Татьяна никогда не оставляла молитвы и любимые церковные службы. Матушка говорила: «Забудьте меня. Оставьте наедине с Богом».

Она ходила в храм каждое утро. Днём занималась работой по дому, изучением Священного Писания и чтением духовной литературы. Вечером ходила на Вечерню и оставалась в храме до двух часов по полуночи. Священники даже дали Татьяне ключи от храма. Стоя на коленях перед иконой Богородицы, она целиком погружалась в молитву.

Она непрестанно творила Иисусову молитву, читала каноны и акафисты Святым. Этот типикон она неизменно соблюдала и во время немецкой оккупации. Ходить по улицам в то время было страшно и опасно для жизни. И вот однажды ночью Татьяна, уходя из храма домой, обратилась к великомученику Георгию: «Святой Георгий, помоги мне дойти до дома». По пути она явно слышала топот копыт. У самого дома невидимый спутник пожелал ей спокойной ночи. Тогда она поняла, что её проводил до дома сам великомученик Георгий.

Однажды после службы отец Христос Варелас беседовал с одним военным. Офицер спросил: «Есть ли сейчас христиане, которые молятся и бодрствуют по ночам?» — «Есть», — ответил батюшка. Ночью он привёл военного в храм, отворил дверь и крикнул: «Кира-Татьяна!» Татьяна откликнулась. Офицер воскликнул: «Слава Богу! Пусть хотя бы один христианин совершает ночные молитвенные бдения!»

В храме Святого Георгия было изображение Распятого Спасителя, перед которым обычно молилась Татьяна. Однажды, придя навести в храме порядок, уборщица Анастасия увидела там молящуюся матушку. Закончив уборку, она пошла пожелать ей спокойной ночи, но на месте не застала. Татьяна исчезла. Потом Анастасия узнала, что она в это время не могла находиться в церкви, так как была в Афинах. В личной беседе Татьяна подтвердила, что была в отъезде в столице, но добавила, что мысленно находилась в тот момент перед Распятым Спасителем.

Однажды, когда Татьяна помогала Анастасии делать уборку в храме, она, заплакав, сказала: «Анастасия, меня ударил сатана по спине». Та не поверила ей и рассмеялась. «Не смейся, а позови батюшку», — попросила её Татьяна. Пришёл свящённик и перекрестил спину Татьяны. Так как она долго и усердно молилась, диавол рассвирепел и ударил её.

Как-то вечером в доме матушки Татьяны остановились две её племянницы. Она приняла их радушно, накормила и уложила спать. А сама стала на молитву. Одна гостья, обращаясь к другой, с ухмылкой произнесла: «Гляди-ка, как она молится». Татьяна по-прежнему была погружена в молитву. Вскоре племянницы заснули. Вдруг та, которая посмеивалась над Татьяной, с криком вскочила с кровати. Её щека была красной. По её словам, кто-то дал ей сильную пощёчину. Татьяна поняла, что произошло, и постаралась её утешить.

Однажды вечером к Татьяне приехали родственники, но её дома не оказалось. По своему обыкновению она осталась в церкви для совершения обычного многочасового молитвенного правила. За ней отправился её сын. Приоткрыв дверь храма, он стал тихо звать: «Мама, мама, у нас гости». Ответ был краток: «Не мешай мне молиться. Возвращайся домой». Сама она вернулась только через час, завершив своё правило.

Ежедневно, проводя в церкви много времени, Татьяна не оставляла своих домашних дел. Её дом всегда сиял чистотой и порядком. Еда была вкусной и всегда подавалась вовремя. Особенно ей удавались блюда понтийской кухни. В воскресные дни во время Великого поста она вкусно готовила морских карактиц, чтобы утешить своих детей и укрепить их силы.

Татьяна всегда усердно заботилась о чистоте своего приходского храма великомученика Георгия, других окрестных часовен и храмов. Она не только сама трудилась и заботилась о благолепии церквей, но и жертвовала на эти нужды свою небольшую пенсию, еженедельно пекла просфоры для многих приходских храмов.

Словно великосхимная монахиня, многодетная мать Татьяна ежедневно читала и знала наизусть молитвы, песнопения, каноны, акафисты, последование ко Святому причащению, Псалтирь, многие главы из Священного Писания.

Отец Георгий Зерис, более двадцати лет служивший в храме Святого Георгия, вспоминает: «Она не просто регулярно посещала все службы. Когда я приходил в храм, она уже всегда была там. Своими ключами она открывала церковные двери и начинала молиться. После окончания службы Татьяна брала антидор и снова оставалась в храме, закрывая его на ключ. Она знала наизусть все службы. Помогала молодым священникам, если они что-то забывали или путали.

Постилась Татьяна строго. В понедельник, среду и пятницу не вкушала даже масла».

У неё был ясный ум и прекрасная память. Матушка обладала редким даром помнить прочитанные ею книги и услышанные проповеди много десятков лет спустя. Особенно Татьяна любила читать Священное Писание. Она не забыла русский язык, читала Евангелие по — славянски.

Несмотря на свою малограмотность, усердным изучением Евангелия и творений Святых отцов она смогла стяжать богословскую грамотность и легко беседовала с учёными и богословами.

Она всегда смело и дерзновенно исповедовала имя Христово.

Поскольку в местности, где она жила, было много безбожников и врагов Церкви, Татьяна беседовала с ними и призывала к покаянию. Результаты были поистине впечатляющими. Она многих привела к исправлению и в церковную ограду. Все признавали её подлинной последовательницей Христовой.

Много лет Татьяна была душой и организатором двух женских обществ. Все любили её, находили у неё утешение, совет и помощь.

Тайно она раздавала много милостыни и помогала нуждающимся. Её знакомая вдова жила в маленькой комнатушке со своим больным сыном. Врачи поставили ему неутешительный диагноз — анемия, рекомендовали чистый воздух и хорошую еду. Узнав об этом, Татьяна взвалила на плечи котомку и среди зимы отправилась собирать ему одуванчики, прослышав о том, что они обладают укрепляющим действием.

Хотя Татьяна была простой и малограмотной, она умела легко находить общий язык с молодёжью. Татьяна подходила к ней с разумной строгостью в сочетании с нелицемерной любовью и рассуждением. Когда было необходимо, она наставляла и утешала юношей и девушек часами.

Татьяна была прекрасной матерью и свекровью. У неё никогда не было проблем с невестками. Она помогала им в работе по дому. «Рожайте детей, чтобы не болеть», — таков был совет Татьяны. Всего у неё было двадцать два внука.

Кончина Татьяны была мирной. Она предала свою душу Господу во время молитвы 17 декабря 1987 года. На похороны собралось множество народу. Все вспоминали её добрым словом. Даже один фанатичный безбожник растроганно произнёс: «Хорошо бы и нам умереть так же, как она».

Незадолго до смерти Татьяна сказала одному из своих сыновей: «Всё, что я попросила у Бога, Он мне дал». Несомненно, Он наградил её и Царствием Небесным.

Вечная ей память! Аминь.

 
Автор: афонский иеромонах, издательский Дом «Святая Гора»
Из книги: «Подвижники — миряне. Т. 1»
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
Реклама
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст