Подвижники веры

Блаженная старица Елена


(1866-1947)

«О, человече, учись Христову смирению, и даст тебе Господь вкусить сладость молитвы...
За то страдаем мы, что не имеем смирения. В смиренной душе живет Дух Святой, и Он дает душе свободу, мир, любовь, блаженство». Стяжать смиренный дух «это великая наука, которую скоро не одолеешь».

Преподобный Силуан Афонский

 

Пюхтицкий Успенский Ставропигиальный женский монастырь
Пюхтицкий Успенский Ставропигиальный женский монастырь. Источник фото: patriarchia.ru

Блаженная старица Елена (в миру Елена Богдановна Кушаньева) родилась 21 мая 1866 года в селении Верхний Остров Псковской губернии. Когда девушке исполнилось двадцать пять лет, она пожелала стать невестой Христовой. Благочестивые родители, Богдан и Анна, благословили дочь, решившую уйти в монастырь. Летом 1891 года Елена стала послушницей Пюхтицкого монастыря. Проходившая общие послушания рясофорная послушница Елена вскоре была назначена игуменьей Варварой уставщицей. При второй пюхтицкой настоятельнице игумении Алексии (Пляшкевич), управлявшей монастырём с 1897 по 1921 год, она несла послушание на монастырском Ревельском подворье.
Как-то матушка Елена возвращалась с подворья в Таллинне. За ней была послана из монастыря лошадь на станцию Йыхви (тогда Йевве), но пятидесятилетняя матушка Елена не пожелала ехать, а возвратилась в монастырь пешком, пройдя 25 километров от станции. После этого случая многие стали обращать внимание на её необычное поведение.
Подвиг юродства Христа ради связан, прежде всего, с победой над гордостью, ведь только смиренным Господь подает благодать. Подвиг юродства считается одним из самых тяжёлых, не каждый может прощать обидчиков, а необычное поведение юродивых всегда вызывало раздражение людей, не преуспевавших в духовной жизни. Блаженным было свойственно незлобие, они не только прощали обидчиков, но и молились о спасении их душ. Можно предположить, что перед возвращением в святую обитель матушка Елена была призвана Господом идти именно этим узким путём.
Сразу после возвращения из Таллинна блаженную Елену направили на послушание в Гефсиманский скит. В 1938 году блаженная Елена вернулась в обитель из Гефсиманского скита и поселилась в домике у калитки при Святых вратах, в крайней угловой келии. Многие сёстры уважали её, понимая, что блаженная старица, под видом юродства, скрывает свои подвиги. Но бывали случаи, когда за странные поступки блаженную осуждали. Вспоминает схимонахиня Фотина: «В церковь придет, встанет и громко ругается, а потом, уходя, еще и дверью хлопнет. Сестры сделают ей замечание: «Мать Елена, почему ты так ругалась в церкви?» - «Так разве вы не видели? Ведь полная церковь бесов была, я их все и выгоняла!» Вот как блаженная видела!»
Из воспоминаний схимонахини Варсонофии, поступившей в обитель в 1934 году: «В то время уже 68-летняя мать Елена была выше среднего роста, видная, крепкого телосложения, и все поступки ее были, как блаженной...
Бывало, встретишь ее и скажешь: «Мать Елена, благословите!» Она скажет: «Бог благословит!» А то ответит: «Не моя неделя». Или и вовсе молча пройдет. Ночью ее часто можно было видеть с кухни. Около 3-х часов ночи выходит и начинает вокруг собора ходить: то камушки собирает, потом их переносит, то опять на место кладет. И все это имело особенное значение. В обители издавна существует предание о том, что в 3 часа ночи здесь Матерь Божия является. Валаамский старец иеромонах Памва, по сохранившимся рассказам, неоднократно пюхтицким сестрам о том же говорил: «В 3 часа ночи у вас в обители Матерь Божия всегда ходит».
Странным своим поведением мать Елена привлекала внимание: то вдруг закричит, то замашет рукой, то даже ногой топнет - и все действия ее при этом были резкие, стремительные...»
Блаженная Елена спала очень мало: ночью пела и читала псалмы. Псалтирь знала наизусть. Блаженная старица тщательно скрывала свои духовные дарования, крест юродства ради Господа она добровольно несла до конца своей жизни.
Все уже знали: где должно что-то случиться, она начинает ходить туда; где плохо - там всегда она. Она не просто ходила, она очищала эти места молитвой. Она была до самой смерти рясофорной послушницей, все привыкли к её чудачествам. Сестры рассказывали, что когда она жила в Гефсиманском скиту, взяла раз клобук, разрезала наметку на полосы, заплела косой и так ходила.
К прозорливой старице часто обращались за духовным советом, многих блаженная старица утешала, одним предсказывала будущее, других вразумляла и обличала. Так, схимонахине Сергии она предсказала регентство - дала ей как-то ржавую вилку, держа ее вверх оставшимися двумя зубцами, как камертон, сказав при этом: «Бери, бери, тебе пригодится!» Очень скоро ту сестру перевели со скотного двора и назначили регентом.
Той же сестре как-то сказала: «Умрешь, тебе и «Святый Боже» не пропоют...» Расстроилась сестра... Умерла она на Пасху, и по уставу при отпевании пели пасхальные песнопения.
Следует отметить, что существует великая опасность, подстерегающая тех, кто удостаивается Дара Святого Духа прозорливости - это возрастающее почитание верующих людей, которые через них, получили исцеление, духовный совет или предостережение. Поэтому блаженная Елена, памятуя о том, что она лишь орудие в руках Божиих, «проводник благодати Божией», с кротостью говорила тем, кто просил её молитв и благословение: «Есть матушка, есть батюшка, а я кто такая?» Но при этом часто уступала просящим и после второй-третьей просьбы могла и благословить.
Схимонахиня Елена (в 1947 году – послушница Ольга) вспоминала, что в 1947 году, только поступив в монастырь, пришла она с новоначальной сестрой Домной к старице Елене за благословением съездить домой за одеждой. Блаженная Елена тогда тяжело болела, ухаживала за ней её келейница пожилая монахиня Серафима (Димитриева). Когда послушница Ольга робко попросила благословения на поездку, то в ответ дважды услышала: «Есть матушка, есть батюшка, а я кто такая?» Лишь, после того как келейница вступилась за молодых послушниц, у которых не было теплой одежды и вещей для работы, и стала упрашивать блаженную старицу благословить их, старица Елена смягчилась и ласково сказала:
«Пусть едут с Богом, путь едут!». Вспоминает схимонахиня Елена: «Как только она эти слова произнесла, как камень с души упал, стало так легко и хорошо».
Из воспоминаний монахини Димитрии: «Мать Елена была великая прозорливая старица. Имея дар прозорливости, она видела человеческую душу – обличала и тайные помыслы. Мы были счастливые. Однажды иду я со скотного, а она жила тогда в домике у калиточки, увидела меня, открыла окно и говорит: «Мария, не осуждай!» И, правда, так и было. Скажешь: «Мать Елена, простите, помолитесь» - и сразу же станет легче».
Из рассказа схимонахини Сергии о блаженной старице: «Один раз иду я со скотного, а мать Елена увидела меня, подбежала, смеется, дала мне камешек и побежала дальше. Была она настоящая постница. Бывало, идет из Гефсимании, говорю: «Мать Елена, покушать хотите?» А она: «Молчи, молчи, ничего мне не надо»... Мокрая, грязная всегда. Скажешь ей: «Мать Елена, благословите постирать вам!» - «Не надо, не надо, я так буду ходить». Она не имела ничего лишнего из одежды, было у нее только самое необходимое...
Мать Елена любила меня. Когда я еще на скотном жила, иду, бывало, в ограду, она подбежит ко мне, засмеется и что-нибудь даст».
Блаженная Елена, помня слова святых отцов о том, что молитву гасит объедение, всегда довольствовалась малым. Преподобный Иоанн Лествичник писал: «Усохшая плоть не даёт вместилища бесам». Матушка Елена являла собой образец нестяжательства, доброты и прямодушия. Митрополит Сурожский Антоний рассуждая о монашестве, отмечал, что нестяжательство заключается в том, чтобы ни к чему не быть привязанным и ни от чего не зависеть.
Приведём свидетельство схимонахини Фотины о прозорливости блаженной старицы Елены: «...Вскоре после войны блаженная Елена одному нашему священнику предсказала, что он епископом будет (Архиепископ Таллиннский Роман, (†1963)). Как назначили его благочинным в 1949 году, она говорит: «А что? Еще и епископом будет!» И на следующий год он стал епископом...»
По свидетельству сестёр, когда повсеместно закрывались монастыри, блаженная старица предсказала, что Пюхтицкий монастырь не закроют, она предсказала и пожар на скотном дворе, заметив при этом: «Послушание и в огне не горит!»
Перед войной во время грозы ночью загорелся старый двор, необходимо было спасти животных. Старшей на скотном монахине Авраамии с трудом удалось вывести всех коров, потом она вспомнила, что в небольшом отсеке остался маленький теленочек. Накрывшись одеялом, она бросилась в пылавший двор и вывела теленка - только кончик хвоста у него обгорел, как рассказывали потом сестры. В ту ночь монахини и вспомнили слова блаженной Елены: «Послушание и в огне не горит!» (Монахиня Авраамия была много лет старшей на скотном дворе - по свидетельству сестёр, она была образцом послушания.) Всем стало ясно, почему блаженная Елена ходила ночами вокруг скотного двора - молилась, чтобы скот не погиб. В том же году усердием благодетелей был построен новый каменный скотный двор.
После этого события ежегодно 10 августа в монастыре совершается крестный ход вокруг Успенского собора с чтением молитвы иконе Божией Матери «Неопалимая Купина». Монахини благодарят Господа, что все в ту ночь остались живы и скот не погиб.
По рассказам монахинь, перед войной, когда блаженная Елена жила в Гефсиманском скиту, она часто ходила в соседнее село Яама и все крылечки в домах выметала. В войну всю ту деревню выселили, а потом она сгорела - так блаженная предсказывала приближавшуюся беду. Впоследствии Гефсиманский скит закрыли, и все сестры пришли в монастырь.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Когда покроет тебя тьма окаянного – сомнение, уныние, отчаяние, смущение, тогда призови только всем сердцем сладчайшее имя Иисуса Христа, в Нем ты все найдешь и свет, и утверждение, и покой, найдешь в нем самую благость, милость, щедрость, все это найдешь в одном имени заключенным, как бы в какой богатой сокровищнице».
Острой болью в сердце подвижницы отзывались разрывы на полях сражений, старица непрестанно молила Господа, чтобы Он приблизил час победы над захватчиками. Милосердная душа блаженной сопереживала молодым сестрам, на долю которых выпало столько трудностей в годы войны, она молила Спасителя, чтобы Он поддержал их в годину испытаний, не дал впасть в уныние, дал силы выполнять тяжёлые работы. Молились и другие престарелые насельницы. Их молитвами и держались изнурённые тяжким трудом, голодные, страдающие от недосыпания сестры.
Из воспоминаний схимонахини Фотины: «В войну опасались, что молодых будут увозить (угонять на работу в Германию). За мной приехала из деревни крёстная. Перед отъездом пошла я к матери Елене и сказала: «Вот еду домой!» Она вздохнула только и говорит: «Ох, только вещи взад-вперёд возить!» И действительно, очень скоро я возвратилась: нигде себе места не находила.
Когда нас эвакуировали летом 1944 года в посёлок Альба под Таллинном, мать Елена выехала вместе с сёстрами (не все выехали, а часть сестёр)... Мы жили там в школе и на целый день уходили работать к владельцам хуторов - эстонцы нуждались в работниках, а тогда как раз убирали хлеб. Каждый день перед чудотворным образом служили молебны с акафистом Божией Матери, а по воскресеньям и праздникам службы совершались нашим священником отцом Александром. Вставали в 4 часа утра на полунощницу, в 8 часов шли работать - убирали хлеб, молотили. С пашни приходили в 11 часов вечера.
В сентябре помогали эстонцам убирать картофель. За это нас кормили, давали каждой по мешку картофеля в день, и мы привозили на общую трапезу для старых сестёр. Уже глубокой осенью вернулись в монастырь.
Мать Елена тогда всё молчала - ни слова никто от неё не слышал...»
Из воспоминаний монахини Наталии: «Когда я только в монастырь поступила в 1947 году, я на кухне жила, а мать Елена с матерью Асенефой в домике у калиточки, и она часто приходила на кухню. Придет, раскроет все двери, ходит и поет, тропари, стихиры поет - на память все знала. Однажды пришла к нам на кухню и говорит: «Девочки, живите в монастыре, не заводите подруг. Кто подругу заведет в монастыре, всех святых забудет, только будет угождать своей подруге». Это ее слова: «Пускай в монастыре все будут для тебя равны - все равные»».
10 ноября 1947 года, прожив в святой обители около 60-ти лет, блаженная старица Елена отошла ко Господу. По свидетельству сестёр перед смертью блаженная Елена говорила им: «После меня мать Екатерина остается... А после матери Екатерины никого не будет вам».
Похоронили старицу Елену с северной стороны монастырского кладбища недалеко от Никольской церкви. По сей день приходят верующие со своими нуждами на могилку к старице, просят её молитвенного предстательства перед Господом, и по вере своей получают просимое.
Рассказывает монахиня Надежда: «Почти полвека прошло с тех пор. Однажды иду я со скотного и слышу крик с кладбища, думаю: «Кто так страшно кричит?» Прихожу, а там больная лежит на могилке матери Елены - лежит и кричит, сколько есть силы, и ее рвет... Потом больная ушла в кусты, приходит на могилку другая, и ее тоже рвет - и обе кричат, что есть силы. Я поняла тогда, что мать Елена великая была».
Издавна считалось, что если и после смерти подвижника чудеса исцеления и скорая помощь по молитвам праведника не прекращалась, значит, велика его молитва перед Господом, близок час его прославления.
Недалеко от Пюхтицкой обители в месте, где из Чудского озера берет начало река Нарва, по промыслу Божиему, отцу Василию Борину (†1994) надлежало восстанавливать Ильинский храм в деревне Васкнарва. Ему, как и Пюхтицким блаженным были чужды гордость и тщеславие, по своему глубокому смирению он не полагался только на свою силы (в противном случае он мог впасть в уныние, глядя на руины церкви, которую ему предстояло восстановить). Зная, что велика сила молитв Пюхтицких блаженных стариц, он часто посещал места их упокоения, чтобы испросить их молитвенного предстательства перед Господом. Для восстановления каменной церкви нужны были кирпич, доски, помощники. Отец Василий часто приезжал в Пюхтицу. Шёл на монастырское кладбище, молился на могилке блаженной старицы Елены: «Старица Божия, помоги мне. Мне нужны и доски, и кирпич, а взять негде, помоги мне». Позже подходил с той же просьбой к могиле монахини Екатерины. И по вере своей всегда получал просимое. К октябрю 1978 года Ильинский храм в Васкнарве был восстановлен.
Своим духовным чадам отец Василий говорил: «Трудно будет - пойдите на могилку блаженной Елены, помолитесь, попросите, и Господь по её молитвам даст вам. Я когда был в скорби, в беде, нужде, когда бы к ней ни приходил, она мне всегда помогала».
Одна из духовных дочерей подвижника была свидетельницей того, как по молитвам блаженной Елены отцу Василию выдали цемент, хотя первоначально работники склада заявили, что цемента нет, из-за этого стоит строительство школы и больницы. Отец Василий спокойно ответил, что этого не может быть: «Я перед отъездом сюда заезжал в Пюхтицы, молился блаженной Елене, а она мне всегда помогает. Цемент для меня должен быть!» - и сел на стул. Чуть позже подошёл ещё один сотрудник склада, и, узнав о случившемся, спросил протоиерея Василия: «Может, это для тебя в тупике стоит вагон с цементом, в котором не хватает двух тонн? Давно идёт тяжба по этому поводу».
Отец Василий радостно воскликнул, что блаженная Елена его никогда не подводила, и он берёт цемент, и готов оплатить недостаток. Когда цемент привезли в храм, то оказалось, что там не было недостатка, а наоборот - избыток.
Из рассказа игумении Варвары (Трофимовой): «Часто отец Василий через нас - мимо Пюхтицы – проезжал. Зайдёт, бывало, на монастырское кладбище - и прямехонько на могилки к матушке Елене да к матушке Екатерине, блаженным нашим, и просит: «Старицы Божии, помогите мне. Я сейчас к матушке игумении пойду, у неё поклянчу немножко...
Вот по-простому поговорит на могилочках, помолится... И мне всё расскажет: «Матушка, уж так просил, так просил стариц Божиих...»
Я говорю: «Ну, батюшка, вас Господь не оставит».
- Вот, матушка, еду, там кирпич обещали, там немного дощечек... А ты мне что-нибудь дашь?
- Дам, батюшка, обязательно.
- Матушка, мне нужны леса. Развалы разбираем, внутри надо почистить, всё отсырело... Столько лет снег, дождь... Лет тридцать храм стоял открытым...
- Батюшка, не беспокойтесь, всё дадим, наш шофёр и отвезёт.
Вот так отец Василий и начинал. А как пошло дело! Он всё расчистил, заново заложил фундаменты трёх алтарей... Я много раз приезжала к нему и радовалась.
Днём работает, а вечером всенощную служит, со своими богомольцами молится. Никого у него в помощниках не было. Ни второго священника, ни дьякона. И причащал, и отчитывал, и молебны служил, и соборовал - и все один. Народ к нему пошёл. Приезжали из Петербурга, из Москвы – отовсюду, везли вещи, иконы, материалы, появились портнихи, маляры, штукатуры, повара... Кто шьет облачения, кто стряпает, кто штукатурит, красит, кто дрова пилит. Нашлись и художники, которых он сразу поставил орнаменты расписывать, а в дальнейшем приступили и к настенной росписи в Никольском приделе.
Отец Василий хотел, чтобы все «как по-старому было». Нашел старинные фотографии, у нас в монастыре тоже кое-что нашлось... «У меня будет церковь только трехпрестольная!» - говорил он».
Главный престол - в честь пророка Божия Илии, левый - во имя Святителя Николая и правый - во имя Иоанна Крестителя.
15 октября 1978 года митрополит Алексий совершил освящение Никольского придела восстановленного из руин Ильинского храма в Васкнарве. Отец Василий прослужил в этом храме до самой кончины, наступившей 27 декабря 1994 года.
Из воспоминаний схиигумении Варвары (Трофимовой): «Я очень любила отца Василия, просто преклонялась пред его мужеством и любовью. Это был истинный пастырь, духовный подвижник. Он горел весь. Привлекала в нем честность, прямота, подлинная открытость ближним. Если попросишь его о чем-нибудь - он, кажется, всю душу тебе готов отдать. И все от Бога полученные таланты вкладывал в Божие дело, в церковь».
26 августа 1999 года по благословению митрополита Таллиннского и всея Эстонии Корнилия был возобновлен Крестный ход из Васкнарвы (Сыренца) в Пюхтицу.
После кончины отца Василия в Ильинской церкви не было постоянного священника. Храм и хозяйственные постройки нуждались в капитальном ремонте. В сентябре 2002 года по ходатайству Владыки Корнилия вышел Указ Святейшего Патриарха Алексия II об открытии в Васкнарве Ильинского скита Пюхтицкого монастыря. К празднику Рождества Пресвятой Богородицы в скит были посланы из обители первые сестры. По милости Божией, началась реставрация храма и ремонт хозяйственных построек. К 2005 году храм приобрел свой первоначальный вид - светлого трехпрестольного храма, а ранее в 1978 году был восстановлен лишь один придел, окна купола были закрыты потолком и сам купол был меньших размеров.
2 августа 2005 года в Васкнарве в Ильинском скиту Пюхтицкого монастыря после капитального ремонта был освящен правый придел храма в честь Иоанна Крестителя. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, чин освящения храма совершил митрополит Таллиннский и всея Эстонии Корнилий в сослужении многочисленного духовенства.

 
Источник: Пюхтицкий Успенский Ставропигиальный женский монастырь
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
Реклама
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст