Новомученики

Белый ангел Москвы


икона

«Как гений чистой красоты...»

Нечасто, друзья, встречаешь на земле такие лица, всматриваясь в прекрасные черты которых, помышляешь об ангелах...

Ныне, в XXI столетии, на нас со всех сторон глядят с рекламных изображений женщины, выдаваемые за эталон красоты... И как же они похожи друг на друга, как однообразны! Отталкивающая своей яркостью косметика, чувственные губы, нецеломудренный, почти что хищный взор...

Но взгляните на принцессу Гессен-Дармштадскую Эллу, будущую преподобномученицу Елисавету! Никто, наверное, никогда не скажет о ней лучше Великого Князя Константина Константиновича Романова, с сыновьями которого святая Елисавета приняла мученическую смерть в 1918 году от рук изуверов-большевиков:

 

  Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно:
Ты так невыразимо хороша!
О, верно под такой наружностью прекрасной
Такая же прекрасная душа!
Какой-то кротости и грусти сокровенной
В твоих очах таится глубина;
Как ангел, ты тиха, чиста и совершенна;
Как женщина, стыдлива и нежна.
Пусть на земле ничто средь зол и скорби многой
Твою не запятнает чистоту,
И всякий, увидав тебя, прославит Бога,
Создавшего такую красоту!

А вот как писала о ней королева Румынии Мария, девочкой посетившая загородное имение Великой Княгини: «Она была подобна лилии, её чистота была абсолютна, от нее невозможно было оторвать взгляд; проведя с нею вечер, каждый ожидал часа, когда сможет увидеть её на следующий день... Если бы можно было хоть на одно мгновение воскресить её... Вот она идет! С этой дивной улыбкой, играющей на устах, с румянцем на лице, сравнимым лишь с цветущим миндалём, и почти робким взглядом её удлинённых ярко-голубых глаз. Она держит в руке несколько веточек майского ландыша – её любимого цветка...».

Золотые годы детства

Полюбив Великую Княгиню Елизавету за её ангельскую доброту и красоту, запомним и день её явления на свет Божий, совпадающий с днём рождения святого праведного Иоанна Кронштадского – 1 ноября (19 октября по старому стилю). Это было в 1864 году в Дармштадте, ныне немецком городе.

Мать святой Елисаветы Алиса – внучка знаменитой английской королевы Виктории.

Воспитанию своих семерых детей благородная Алиса посвящала всё свое время, напитывая их любовью, иногда милующей, иногда строгой и взыскательной. Она походила на умелую садовницу, которая увлажняет корни розового куста, ожидая, покуда распустятся, на радость всем окружающим, прекрасные и благоуханные соцветия.

Будущим Царственным сестрам-мученицам Елисавете и Александре, супруге Российского Самодержца Николая II, некогда было лениться в их детские годы! Весь день проходил в уроках и занятиях: литература и история, музицирование на инструментах, вокал и танцы, верховая езда и гимнастика...

Но прежде всего – религиозное воспитание: чтение Священного Писания и молитва. Дети выросли в протестантской среде, ещё не зная истинного христианского исповедания – Православия, но неотъемлемой потребностью их сердец стала помощь бедным и недужным, дела благотворительности и милосердия.

Каждый праздник мама Алиса водила своих чад в основанные ею больницы, чтобы те дарили пациентам живые цветы и утешали их добрым словом и светлыми улыбками...

Избрание сердца

Знакомство и венчание святой Елизаветы с великим князем Сергием Александровичем Романовым

Промысл Божий соединил судьбы святой Елисаветы и Великого Князя Сергия, сына Российского Самодержца Александра II Освободителя. Они познакомились ещё в ранней юности, когда Сергий со своей матерью, Императрицей Марией Александровной, подолгу гостил в доме далёких родичей в Дармштадте.

Принцесса Элла (будущая святая Елисавета) сразу почувствовала расположение к русскому Князю, человеку глубокой веры и верности Христу Спасителю. Скромный и застенчивый, мужественный и целеустремленный в желании служить своей великой Родине, Сергий обладал утончённым художественным вкусом и врождённой музыкальностью.

Гармония их душ и общность устремлений, готовность отдавать себя без остатка людям были поразительными! Влюблённость незаметно переросла в жертвенную взаимную любовь, тихую, сильную и вечную. Оба они сохранили до брака незапятнанное девство, чистоту души и тела, почему и с полным правом вступили на белый плат – символ невинности жениха и невесты...

Незадолго до бракосочетания, свершенного по Православному обряду в Санкт-Петербурге, счастливая Элла писала своей бабушке, королеве Англии Виктории: «... Я так рада, что Вы увидите Сергея, и надеюсь, что он произведёт на Вас приятное впечатление. Все, кто его знает, любят его и говорят, что у него правдивый и благородный характер...».

Говорят, что в России не было более прекрасной четы до этого брака. Народ восторженно приветствовал Великую Княгиню, которую позднее назовёт за неустанные подвиги милосердия “Белым Ангелом Москвы”.

Основным местом пребывания молодых стало родовое имение Великого Князя Ильинское, расположенное близ Москвы-реки, в 50 верстах от нашей древней златоглавой столицы.

Принятие великой княгиней Елисаветой святого православия

Как знать, но, может быть, именно соприкосновение с необозримыми просторами русской природы; чарующий образ белых храмов, высящихся посреди берёзовых перелесков; весёлый колокольный перезвон, далёким эхом несущийся вдаль по водной глади реки Москвы; неповторимый аромат медоносных лугов, усеянных гвоздиками и ромашками, – все это влекло глубокую, впечатлительную душу Княгини к Православию. Ежедневно по многу часов изучая русский язык, знакомясь с прозой и поэзией наших гениев литературы, она размышляла над строками Фёдора Ивановича Тютчева:

  ... Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной...

;Эти слова, посвящённые русской природе, говорят о благодати Христа Спасителя, осенившей Святую Русь с незапамятных времён.

  Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.

Православной верой жива Русская земля... Эту искреннюю и живую веру Елисавета Фёдоровна созерцала в архитектуре храмов, златыми луковицами куполов горевших в поднебесье; эту веру она видела в глазах патриархального крестьянства, истово молящегося по церквам в праздничные дни; этой верой дышало благородное сердце её супруга, который много читал и рассказывал Великой Княгине из душеполезных книг, но никогда не выдавал своей затаённой мечты об обращении Елисаветы в Православное исповедание.

Судьбоносное решение приняла она сама. «Это было бы грехом оставаться так, как я теперь, – писала Элла своему отцу в Дармштадт, – принадлежать одному исповеданию по форме и для внешнего мира, а внутри себя молиться и верить так, как мой муж».

Государь Император Александр III, несказанно обрадованный случившимся, преподнёс Своей невестке драгоценный образ Спаса, с которым она впоследствии никогда не расставалась. В Царском Манифесте, изданном вскоре, было, между прочим, сказано: «Сегодня любезнейшая невестка НАША, к великой НАШЕЙ радости, восприяла Православную НАШУ веру и святое миропомазание. Возвещая всем НАШИМ подданным о сем, повелеваем именовать Её Императорское Высочество Благоверной Великою Княгиней».

Москва. Генерал-губернаторство великого князя Сергия.

Великая княгиня Елисавета – хозяйка Москвы

Москва... как много в этом звуке для сердца русского слилось! Как много в нём отозвалось!

Кто не знает, не помнит наизусть этих знаменитых пушкинских слов о нашей древней столице!

С молитвой на устах и волнением в душе, въезжала в Москву Великая Княгиня Елисавета, следуя за своим супругом, назначенным в 1891 году, по велению Государя Императора, губернатором столицы.

Городской голова, князь Голицын, сказал: «Добро пожаловать, Великий Князь с Великой Княгиней! С радостью и любовью встречаем мы тебя... Храни, Великий Князь, заветы старины и полюби первопрестольную Москву так искренно, так горячо, как любим мы и нашего Царя, и нашу Родину».

Елисавете Фёдоровне была преподнесена Владимирская икона Божией Матери старинного письма, в драгоценной ризе, а с ней – букеты алых и белых роз.

Нам трудно даже представить себе, как прекрасна была Москва, город «сорока сороков», в конце XIX века! Сколько столетий созидалась, строилась и благо-украшалась державными сынами России наша милая столица, получившая наименование Третьего Рима, как главный город самодержавного Православного царства! Великокняжеская чета много содействовала этому великому назначению царствующего града.

Всем известный Исторический музей близ Красной площади с открытыми Екатерининским, Суздальским, Владимирским залами; выставки картин знаменитых русских художников; Строгановское художественное училище; духовно-певческие концерты; грандиозные памятники-монументы Российским Самодержцам; Музей изящных (ныне изобразительных) искусств – далеко не полный перечень учреждений и деяний, которыми обессмертили себя Великие Князь и Княгиня.

Дай Бог, чтобы мы, хотя бы в малой степени, воспользовались их трудами и приобщились к этому драгоценному наследию России и сокровищам её духовной культуры!

Святая земля в жизни великой княгини Елисаветы Фёдоровны

Многие ли из нас знают, что благодаря деятельности Великого Князя Сергия и учреждённого им Императорского Палестинского Общества русские люди, без различия званий и состояний, получили возможность посещать святые места Палестины, шествовать крестным путём Христа Спасителя по узким улочкам Иерусалима, молиться в Вифлееме, на том самом месте, где родился Божественный Младенец?

Для Великой Княгини посещение Земли Обетованной было незабываемым событием! Здесь она созерцала священную Голгофу, черпая духовные силы для своего будущего крестного подвига служения русскому народу. Здесь она с благоговением и слезами приобщалась на Гробе Господнем Святых Животворящих Христовых Таин, в которых для истинного христианина – вся радость и блаженство, предвкушение тайны спасения и воскресения!

Пораженная красотой русского храма на Элеонской горе, воздвигнутого в честь святой равноапостольной Марии Магдалины, Елисавета Фёдоровна, рассматривая оливковые деревья, растущие на склонах, и залитую светом церковь, покрытую затейливой каменной резьбой, задумчиво произнесла: «О как бы мне хотелось быть погребённой здесь, в сем дивном месте!..». Могла ли она предполагать, что этим словам надлежит в точности исполниться...

Непостижимым Промыслом Господним её нетленное страдальческое тело и поныне покоится в белоснежной мраморной гробнице, близ алтаря, под величественными сводами полюбившегося Великой Княгиней храма...

День нашей кончины сокрыт от каждого из нас... Говорят, что особая Божия милость состоит в извещении свыше о времени и обстоятельствах кончины человека. Была ли причастна Елисавета Фёдоровна к этой милости, сказать не дерзнём... Но сама праведная жизнь её и мученическая смерть, принятая с благодарением Бога на устах, – лучшее свидетельство молитвенного дерзновения святой Княгини за гробом.

Прославление преподобного серафима Саровского в 1903 году

Это событие потрясло благочестивую Княгиню, ещё раз показав ей, что значила Православная вера для русского народа.

Сергий Александрович горячо поддерживал Государя Николая Александровича II в Его державном решении содействовать скорейшему прославлению великого Божьего угодника.

Такого скопления народа, во множестве прибывавшего в Саров на торжества канонизации, Россия давно не видывала!

Царственные Особы со свитой, армейские части, следившие за порядком, купечество, дворяне, сонм духовенства, бесчисленные мещане и крестьяне – это была поистине Пасха среди лета, предвозвещённая ещё при жизни преподобным Серафимом, пророком Русской земли...

Святая Княгиня стала свидетельницей многочисленных чудес и исцелений, свершавшихся у гробницы Саровского угодника, которую бережно несли в собор достойные мужи, и среди них смиренно склонивший долу свою главу благоговейный Сергий Александрович...

Великая Княгиня навсегда сохранит в своём сердце тёплую любовь к светильнику Русской земли, предсказавшему мученическую смерть и небесную славу нашему Государю. «Какой Царь меня прославит, Того и я прославлю», – загадочно, с блаженной улыбкой говаривал дивный Старец, прозревая события далёких грядущих дней.

В московской Марфо-Мариинской обители, любимом детище Княгини, нижний храм Покровского собора будет посвящён преподобному Серафиму; а его полумантия, переданная Сергию Александровичу при прославлении святого, и поныне хранится как величайшая святыня в ново отстроенной обители.

Из преданий о святом Серафиме преподобномученица Елисавета узнала о неизменно исполняемом им молитвенном правиле – 150-кратном произнесении в течение дня «архангельского приветствия» Богородице. Кто из нас не чувствует взыграния сердца, когда со вниманием и любовью произносит богодухновенные слова:

«Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах, и благословен Плод чреваТвоего, яко Спаса родила еси душ наших»?..

Злодейское убиение великого князя Сергия

До сих пор сжимается от боли и скорби сердце, когда читаешь или слышишь о том, как враги России и Церкви охотились на верных сынов Отечества и безжалостно убивали их, ослеплённые сатанинской ненавистью ко Христу Богу и Его верным ученикам...

Жертвой заговора пал и Великий Князь Сергий Александрович, предчувствовавший свою насильственную, мученическую смерть и задолго до самого события составивший завещание, – документ, который обычно люди пишут перед своей кончиной.

Великая Княгиня, любившая мужа больше собственной жизни, желала всюду сопровождать его в поездках по городу, ни на минуту не разлучаясь с возлюбленным супругом.

5 февраля 1905 года он выезжал из Кремля в своей карете один. На облучке сидел лишь кучер Андрей, верный слуга своего господина, разделивший с ним трагическую участь. Много раз генерал-губернатору Москвы присылали письменные угрозы, исходившие от заговорщиков-революционеров, видевших в Великом Князе неустрашимого поборника Православия, Самодержавия и Народности, подорвать которые было их вековой мечтой. Сергий Александрович оставался непоколебимым. Он хорошо знал, что революционеры лишь обольщали народ призраками «гражданских свобод». Не народное благо было предметом их интересов, но стремление сокрушить русскую монархию, стоявшую на страже Православной веры и благоденствия России.

Кровавая история XX века, приведшая к гибели миллионов русских людей и разорению великой Державы, – вот подлинный плод революционной смуты!

Бомба, брошенная почти в упор террористом Каляевым, оборвала жизнь народного героя...

Уже через десяток минут белая, как полотно, от ужаса и горя Великая Княгиня собирала в подол одежды останки своего мужа, молясь об упокоении его праведной души...

И поныне трудно вместить и осознать духовную силу любви и красоту христианской души Великой Княгини, по собственному изволению пришедшей в камеру, где сидел озлобленный убийца... Великая Княгиня передала ему Евангелие и со слезами на глазах увещевала преступника покаяться в содеянном им ужасном поступке...

Останки Великого Князя, некогда погребённые в Чудовом монастыре Кремля, ныне покоятся в Новоспасской обители, в родовой усыпальнице династии Романовых.

Обитель святых Марфы и Марии

Мученическая кончина Великого Князя Сергия была главной причиной ухода Елисаветы Фёдоровны из мира, с его суетой и развлечениями, и принятия ангельского образа – выбора монашеской стези.

Далеко не все представители высшего света, лишь носившие христианское имя, но чуждые подлинного духа веры и любви ко Господу, поняли и одобрили поступок Великой Княгини, сменившей светское платье на иноческое одеяние. Однако Великая Княгиня и не искала их одобрения.

Со всей пылкостью своей благородной души она решила раз навсегда посвятить себя нищим и обездоленным людям, служа которым как меньшим братьям Христовым, желала угодить Человеколюбцу Господу и Спасителю нашему.

Помощь бездомным детям и сиротам, малоимущим больным женщинам, не способным оплатить своё лечение, раненым воинам Русской Армии, воевавшей с Японией, а затем и с Германией в первой мировой войне, – кто в состоянии исчислить все подвиги милосердия Великой Княгини, по почину и призыву которой были организованы в те годы многие благотворительные общества, и словом, и делом служившие благу народа!

Елисавета Фёдоровна, вкупе со своей сестрой Императрицей, самые кремлёвские дворцы превращала в мастерские, в которых русские девушки и женщины денно и нощно трудились, изготовляя всё необходимое для помощи русским солдатам, воевавшим на полях сражений.

Но главным детищем «Белого Ангела Москвы», как любовно называли Великую Матушку Елисавету, одетую в длиннополые святые иноческие одеяния, стала Марфо-Мариинская обитель, возведённая в самом центре Москвы, в Замоскворечье, в 1909 году.

Собрав в обители тех, кто хотел вместе с нею отдавать силы Богу и людям, Елисавета Фёдоровна не покладая рук трудилась, светя миру деятельной любовью и черпая силы в молитве ко Господу, Богоматери и святым угодникам Божиим.

Школа, сиротский приют, больница, мастерские и, конечно же, храм во имя Покрова Божией Матери, расписанный знаменитым русским художником Михаилом Нестеровым, – таковы главные достопримечательности обители, похожей на благословенный оазис милосердия посреди шумного и часто столь жестокого мира.

Но почему же монастырь был посвящён евангельским сёстрам Марфе и Марии?

Для Великой Княгини, как и для нас, они стали символами двух главных христианских добродетелей молитвы и милосердия, упражняясь в которых христианин постепенно становится обителью Духа Святого.

Начало пути на уральскую голгофу

Ничто, никакие общественные потрясения, даже ужасы революции, великой по её дьявольской злобе на Церковь и Царя-Батюшку, не могли воспрепятствовать Великой Матушке творить добро людям. Многие умирающие просили, чтобы именно она, Великая Княгиня, как ангел-утешитель, пришла к ним и, держа за хладеющую руку, оставалась с ними до последней минуты...

От Елисаветы Фёдоровны как будто исходила благодатная сила, вселявшая в изнемогавшие, подавленные скорбью сердца духовное утешение и надежду на милость Божию.

Большевики, захватившие власть в Отечестве, до поры до времени не трогали обитель милосердия на Большой Ордынке, где жила, молилась и трудилась со своими сподвижницами праведная Княгиня. Слишком велик был её нравственный авторитет в столице...

Но время шло. Россия всё глубже уходила в трясину братоубийственной бойни, спровоцированной извергами рода человеческого.

В первые дни революции Великая Княгиня своим дивным спокойствием и властью любви усмирила ворвавшихся в обитель революционных хулиганов, заставив их снять и положить оружие перед входом в храм. «Господь не удостоил нас мученического венца», – сказала она тогда сёстрам, явив полное бесстрашие пред лицом смерти, как и самую готовность пострадать за имя Христово.

Враги Отечества пытались оклеветать Великую Княгиню в тайных переговорах с немецким послом и в якобы принятом ею решении уехать в Германию. Святая Елисавета решительно опровергала эти слухи, категорически отказавшись покинуть свою новую Родину. «Я никому ничего дурного не сделала... Буди воля Господня», – кротко и благодушно увещевала она тех, кто, потеряв самообладание, указывал ей на опасность пребывания в столице.

Вскоре страшная весть достигла слуха Великой Княгини. Арестованная Царская Семья была увезена в Тобольск, а затем и в Екатеринбург для расправы над ними безбожными комиссарами. «Это послужит их нравственному очищению и приблизит Страдальцев к Богу», – пророчески изрекла с содроганием в голосе Великая Матушка, духом чуя приближение близкой развязки...

Но её сердце, как и сердца Царственных Страстотерпцев, было спокойным, ибо находило опору и утверждение в Боге, без воли Которого и волос не падает с главы человеческой. Свой собственный арест она встретила со светлым лицом, препоручив Царице Небесной «деточек», как называла Матушка сестёр обители.

Мученичество

Последним земным пристанищем Великой Матушки и её преданной келейницы инокини Варвары, а также Великих Князей Романовых Иоанна, Константина и Игоря стала так называемая «Напольная школа», находившаяся на окраине промышленного городка Алапаевска. Здесь царственных узников содержали под стражей.

Верная своему образу жизни в обители, Великая Княгиня старалась ни минуты не оставаться без дела. Пока было дозволено, она посещала близ находившуюся церковь, работала в огороде, своими руками полола, поливала грядки, устраивала клумбы, писала письма осиротевшим сёстрам обители, рисовала. Местные жители, как могли, старались облегчить положение невинных страдальцев.

Великая Княгиня со слезами признательности принимала корзиночки с простой крестьянской едой, украдкой приносимые доброхотами...

В день Преподобного Сергия Радонежского, после злодейского убиения Царской Семьи в Екатеринбурге, Великая Княгиня Елисавета вместе с прочими узниками была вывезена за 12 вёрст в дикое и глухое место, где некогда добывали руду.

Мучеников стали избивать прикладами ружей и сбрасывать в тёмные провалы шахты, зияющей чёрным отверстием и уходящей вниз на 60 метров. Тела Великой Княгини Елисаветы и Великого Князя Иоанна Константиновича упали на выступ, находящийся на пятнадцати-метровой глубине. Внезапно убийцы, сделавшие своё чёрное дело, услышали звуки пасхальных церковных песнопений, доносившиеся из мрачного провала шахты. Обезумев от ужаса и злобы, они стали забрасывать шахту гранатами, горящей серой и глыбами породы...

Великая Княгиня победила своих палачей духом кротости и любви, чудесно укреплявшей её в последние часы жизни. Изнемогая от тяжелейших переломов, она перевязала тканью апостольника (монашеского головного убора) раны Иоанна, в котором еще несколько часов теплилась жизнь...

Впоследствии около хладного тела Мученицы были найдены две не разорвавшиеся чудом гранаты, а на груди – икона Спасителя, Которому Его ученица уподобилась в служении людям до последнего издыхания...

По распоряжению адмирала Колчака, тела убиенных были торжественно погребены в Алапаевском соборе, но затем, в виду опасности осквернения от большевиков, перевезены в Китай и позже – на Святую Землю.

Именно там, в Иерусалиме, в храме святой Марии Магдалины, и обрела место своего упокоения Матушка Елисавета, в чистом и страдальческом теле которой жила воистину ангельская душа.

Не напрасно народный голос ещё при жизни нарёк её святой. В награду за её земной подвиг нетленному телу преподобномученицы Елисаветы суждено почивать близ самого места страданий и воскресения Спасителя.

Заключение

Пронеслись десятилетия... Мы вступили в XXI век от Рождества Христова. Русская Православная Церковь во главе сонма новомучеников прославила Царскую Семью, причислила к лику святых и преподобномученицу Елисавету, вместе с её верной сподвижницей преподобномученицей Варварой. Милостью Божией, возрождена и Марфо-Мариинская обитель, с её чудным храмом Покрова Пресвятой Богородицы.

С трепетом ступая по священной земле обители, подходя к храму, Вы вдруг застываете в изумлении: на Вас смотрит, как живая, Великая Матушка Елисавета Фёдоровна! Скульптура, изваянная из камня, по праву считается лучшим творением талантливейшего нашего современника Вячеслава Клыкова, безвременно ушедшего из жизни несколько лет тому назад. У стоп Великой Княгини всегда живые цветы, которые она так любила с детских лет. Стройная, как берёзка, Великая Матушка в иноческом одеянии взирает на Вас с молитвенным радушием и любовью.

Кажется, ещё секунда – и она сойдёт со своего постамента, сделает шаг навстречу и поведёт Вас к дверям храма, под сводами которого обретала (перефразируем слова великого поэта А.С. Пушкина) и Божество, и вдохновенье, слёзы, веру и любовь! Невольно и стоящие близ скульптуры гости обители выпрямляются и умолкают, как бы не смея разговаривать в присутствии Хозяйки этого места. В установившейся тишине пришедшие осознают, что дух Великой Княгини присутствует здесь, напечатлевая в сердцах паломников мир, благоговение перед святыней и молитвенную обращённость к Всевидящему Богу...

О святая преподобномученице Великая Княгине Елисавето! Призри на нас, недостойных, с высоты небесныя славы и простри нам, немощным, руку помощи и заступления!

Согрей, ходатайством твоим, хладные сердца наши; растопи ожесточение, упраздни обиды и печали...

Научи нас, чад твоих, благодатию Христовой привлеченных к тебе, покаянной молитве, исходящей от сердца сокрушенна и смиренна...

Вдохни в нас дух милосердия и сострадания, да без лености послужим ближним, яко самим себе, к прославлению великого имени Безначального Отца со Единородным Его Сыном и Пресвятым и Благим и Животворящим Духом во веки.

Аминь.

 
прот. Артемий Владимиров
из книги: «Белый ангел Москвы»
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
Реклама
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст