Наши святыни

Свято-Покровский женский монастырь, г. Суздаль


Свято-Покровский женский монастырь, г. Суздаль

Эта святая обитель была основана в 1364 году нижегородским князем Андреем Константиновичем по обету, данному им Богу. Во время сильной бури на Волге князь «начах всесильного Бога молити, яко да избавит надлежащия скорби, и обет свой дах Богу: поставити церковь во имя Пресвятой Богородицы честного и славного Ее Покрова и монастырь соградити инокиням, и от того часа преста река от волнения своего и в велику тишину преложися».

Расположился монастырь на правом низком берегу огибающей его речки Каменки — возле одной из крупных дорог, которая вела в Москву. Устраивалась обитель с благословения преподобного Евфимия — напротив возводившегося на левом берегу реки Спасо-Евфимиева монастыря и почти одновременно с ним. Епископ Иоанн назначил первой игуменьей монастыря племянницу преподобного Евфимия Суздальского.

В начале XVI века Суздаль был небольшим, но многозвенным городом — и хотя давно уже не княжеским центром, но все еще центром епархии. Более двадцати церквей было на посаде и в кремле, да еще десять обителей со своими храмами. Монастыри строятся, обрастают владениями; из дерева в камень «переодевается» и Покровский женский монастырь.

Здесь, на северной окраине города, но повелению и на пожертвования великого князя Василия III трудились и местные мастера, и столичные, и пришедшие из далеких краев. Поэтому в новых постройках предстают то суздальские древности, то московская старина, то орнаменты Западной Руси. В 1510–1518 годах были возведены часовня в честь праздника Происхождения Честного древа Креста Господня, величественный Покровский собор, Святые врата и другие сооружения. Вероятно, в эти же годы была построена и ограда монастыря, но до настоящего времени она не сохранилась; нынешняя ограда была вновь выстроена в XVII веке. Тогда же в святую обитель были сделаны и богатые дары: иконы «Братья Маккавеи, учитель их Елеазар и мать их Соломония» и «Происхождение Честного древа Животворящего Креста».

Все здания грандиозного архитектурного ансамбля обители группировались у южной стены трехкупольного Покровского собора. Он представляет собой большой 4-столпный храм с тремя мощными высокими апсидами; храм окружает красивая крытая галерея на арках. При всей своей монументальности и строгости собор не выглядит аскетичным: так, например, классическая гладь его стен и цоколя перебивается несколькими «живописными» поясами. Первый пояс — это сквозная аркада галереи, которая прекрасно вырисовывается на фоне затененных проемов. Второй пояс — это аркатурный фриз, а вот внутри Покровский собор действительно строг и аскетичен: в нем не было росписей. Собор белый снаружи и белый внутри, так как он никогда не расписывался.

Пол храма, как показали исследования, проведенные архитектором И. Столетовым во время реставрации, был выложен глазурованными гладко-черными плитками. Можно представить, как выглядели на этом фоне, среди белизны стен и высоких сводов, монахини! В стенах сделаны ниши-печуры, в которые насельницы складывали свои молитвенные принадлежности.

Но если в соборе и не было росписей, то его украшало богатое художественное шитье, выполнявшееся послушницами. Об этом можно судить по изысканному покрову с изображением преподобной Евфросинии Суздальской, шитому царицей Соломонией — инокиней Софьей.

Цокольный этаж собора прорезан небольшими окнами и амбразурами, поэтому выглядит он таинственно. И это не случайно, так как в нем, уходя в подземелье, находилась усыпальница знатных монахинь.

С юго-западной стороны Покровского собора находилась трехъярусная шатровая колокольня, на которой сохранился древний колокол 1589 года. В XVIII веке от собора к колокольне был устроен каменный переход.

В 1551 году к северу от Покровского собора был сооружен двухэтажный храм-трапезная во имя Зачатия святой Анны — матери Пресвятой Богородицы. Зачатьевская церковь, представляющая собой двухэтажное прямоугольное здание, настолько необычна, что и в настоящее время является своего рода архитектурной загадкой. Возводили ее через 35 лет после сооружения основных зданий обители — уже в царствование Ивана Грозного, и, конечно же, на ней сказались произошедшие в архитектурных вкусах изменения. Первый этаж церкви был занят хозяйственными службами, а ядром храма стала квадратная одностолпная палата во втором ярусе, к западной части которой примыкала трехъярусная шатровая колокольня.

Своеобразие этой колокольни заключается в непривычной для архитектуры геометрии: низ звонницы не восьми, как обычно, а четырехгранный. Он переходит в шестиугольник, на который поставлен шестиугольник меньшего размера. По карнизу здания идет широкая рельефная декоративная полоса, крестообразно орнаментированная красными кирпичами. Нигде в Суздале нет ничего похожего, и ученые даже предполагали, что зодчим Зачатьевской церкви был польский мастер. Версия эта считалась весьма вероятной, так как, сослав свою жену Соломию в Покровский женский монастырь, царь Василий III женился на польской красавице Елене Глинской, при посредстве которой и мог быть приглашен мастер из Польши.

В 1551 году на Зачатьевской церкви были установлены часы, но как долго существовали — неизвестно, так как в описи 1820 года о них ничего не говорится, а в конце прошлого столетия даже остатков их обнаружено не было.

В Смутное время Свято-Покровский монастырь был разорен, но вскоре его восстановили, так как Москва не скупилась на богатые вклады. Среди насельниц монастыря были княжны и царевны, добровольно избравшие для себя монашеский удел. Всем другим обителям они предпочитали суздальскую Покровскую, в соборном храме которой собирались на общую молитву, но каждая подходила к своей нише в стене.

Далеко за пределами Суздальской земли славился монастырь своим благоустройством и благочестивой жизнью подвизавшихся в нем инокинь. Когда-то монастырь был общежительным: в нем жили, но в обитель не постригались швеи-селицы. Для девочек-подростков в монастыре было открыто специальное училище, дававшее им образование и учившее ремеслу. Белошвейки шили столовое и постельное белье и приданое для горожанок.

К сокровищам Свято-Покровской обители относится высокой работы Грузинский образ Божией Матери, поставленный по воле царя Ивана Грозного. В 1594 году на гробницу великой княгини Соломонии царем Федором Иоанновичем был положен покров.

После Октябрьской революции Свято-Покровский женский монастырь был ликвидирован (1923), его кельи и имущество были переданы музею. Освободившиеся помещения музей сдавал разным лицам, и на его территории в разное время размещались воинские части, ремонтные мастерские, инвалидный дом, жилье. Монастырь получил новое название — поселок имени лейтенанта Шмидта.

Летом 1925 года в Суздаль из Владимира переселили цыган, жилье им предоставили в Покровском монастыре. Новые жильцы сразу же несколько раз вскрывают собор, воруя сохранившееся имущество. Число новых поселенцев росло, монастырские строения от небрежного, нехозяйственного отношения случайных людей стали быстро приходить в упадок. В 1929 году решением Наркомата просвещения все здания были переданы Горкомхозу. В здании богадельни разместился детдом имени Розы Люксембург, а Зачатьевская трапезная церковь сдана под инкубатор.

В монастырской усыпальнице разместилось сначала зернохранилище, а потом курятники и свинарники. Надгробные плиты, на которых были сделаны старинные орнаменты и надписи о погребенных знатных инокинях, выломали… А ведь над местом погребения инокини Соломонии-Софии в свое время был устроен «деревянный саркофаг, с резьбой и позолотой; в середине покров, шитый золотом и шелками, с изображением лика преподобной Софии. Над саркофагом — балдахин на столбах с резными и по резьбе золочеными клеймами — 1513 года». И все это богатство было уничтожено; в музей удалось вывезти только четыре резные колонки и покров. Надгробия употребили для восстановления восточной ограды монастыря, рухнувшей в 1933 году; в фундамент ее употребляли белокаменные плиты из усыпальницы, а также те, что лежали на захоронениях вдоль стен — в том числе Елены Шуйской и других.

Располагалась в зданиях святой обители и биохимическая лаборатория, в которой разрабатывалась вакцина от туляремии. Разместилась эта лаборатория в надвратной Благовещенской церкви, а в алтаре храма держали подопытного козла... В 1936 году политизолятор БОН (База особого назначения) был расформирован, а рецепт ценнейшего препарата «невежественные тюремщики то ли потеряли, то ли уничтожили».

В сентябре 1937 года органы Политуправления арестовали игуменью Свято-Покровского монастыря Марию Алексеевну Либеровскую, обвинив ее «в участии в антисоветских сборищах». И уже в октябре ее, монахиню Покровского монастыря А. И. Ершову и еще шестерых женщин осудили «за антисоветскую агитацию, распространение контрреволюционных слухов и толкований центральных газет» и т. д. В середине октября 76-летняя инокиня М.А. Либеровская была расстреляна.

С 1954 года в обители начались реставрационные работы, во время которых многим ее сооружениям был возвращен первоначальный облик. В 1960 году монастырь приобрел статус памятника архитектуры республиканского значения, но уже через пятнадцать лет в его зданиях появились гостиницы, рестораны, бары и др. Во второй половине XX века по периметру монастырских стен расположились дома-кельи, поставленные по плану XVII столетия и по образцам монастырских домов, какими владели монахи, происходившие из семей зажиточных. Лишь Приказная изба XVII века использовалась под часть музейной экспозиции по истории монастыря — «Белошвейное дело».

Демонстрировались также две кельи: одна — богатой послушницы, другая — бедной, с узкой кроватью и деревянной раскладной лавкой для странниц.

Возрождение Свято-Покровской обители началось в 1992 году. На праздник Святой Пасхи, впервые после 70-летнего запустения, в усыпальнице Покровского собора было совершено богослужение. А через год стала возможной служба и в самом соборе Покрова Пресвятой Богородицы. В храме был сделан сложный ремонт, проведено отопление; стараниями сестер написаны иконы и устроен 4-ярусный иконостас. В монастыре собрана библиотека, в которую вошли сочинения Отцов Церкви, жития святых, душеполезные поучения и другая литература.

Со временем Церкви были переданы и остальные монастырские здания: надвратный храм, корпус богадельни и т. д. Весной 2008 года из зимнего храма во имя преподобных Иоакима и Анны вывели ресторан гостиницы «Покровская», а дома-кельи, в которых раньше размещали иностранцев, переданы святой обители. Правда, следует отметить, что в одном из таких домов до сих пор все еще размещается кафе «Трапеза».

 
Автор: Надежда Ионина
Из книги: «Суздаль. История, легенды, предания»
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст