Наши святыни

Спас Малочернетчинский

В селе Малая Чернетчина, Сумского уезда, в приходской церкви Всех святых находится чудотворный образ Христа Спасителя. Этот образ благоговейно чтится местными прихожанами, жителями соседних приходов, а также далеко за пределами Харьковской епархии.

икона

На поклонение святыне особенно много богомольцев стекается в летнее время. В своих молитвенных обращениях они обретают помощь, утешение, исцеление от недугов и получают «вся полезна» для душ и телес своих. Не одна слеза упала перед чудотворным образом, свои скорби приносили сюда не только православные, но и иноверные - католики и лютеране.

Мало-Чернетчинский образ представляет изображение Спасителя в терновом венце, с язвами на руках и ногах, из которых истекает крупными каплями Его пречистая кровь в подножие, имеющее вид чаши. Вокруг венца надпись: «Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки» (Ин. 6,51). «Аще не снесте плоти Сына Человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе» (Ин. 6,53).

Явление чудотворного образа Спасителя, именуемого кровоточивым, было 30 ноября 1887 года.

Храм Всех святых села Малой Чернетчины, или Монастырка, как обычно называют его, - остаток ликвидированного Сумского Успенского мужского монастыря. Под ним находится подвал во всю длину храма с запада на восток, служивший проходом - «святыми воротами» монастыря. Восточная и западная стороны этого подвала назывались «брамы». Сюда редко кто заглядывал. Мусор, обломки кирпича и штукатурки были разбросаны по всему подвалу и служили удобным пристанищем для змей и летучих мышей. О том, чтобы здесь могли храниться иконы, не могло быть и речи. Ни священнослужители, ни церковный ктитор со своими помощниками, иногда посещая его, никогда не видели здесь иконы.

Ко времени явления образа, в селе Малая Чернетчина жила крестьянка Анисья Панченко. Осенью 1887 г. женщина сильно заболела. 20 ноября (по старому стилю) ей во сне было видение, что она нашла в подвале храма икону Спасителя, и Господь исцелил ее. При этом она услышала слова Иисуса Христа: «Приходите сюда, молитесь и веруйте, буду исцелять вас от всякой болезни». Через 10 дней в подвале под храмом была найдена чудотворная икона Спасителя. Это произошло 30 ноября по старому стилю (13 декабря по новому), в день памяти святого апостола Андрея Первозванного.

Слух о явлении образа и чудесном исцелении Анисьи скоро распространился, и к образу стали стекаться богомольцы и страждущие разными недугами. В июле 1888 года местный благочинный поставил образ в ризничный шкаф под замок до решения дела епархиальным начальством.

О своем исцелении от болезни Анисья Панченко лично докладывала архиепископу Харьковскому Амвросию. Вскоре на имя благочинного последовало распоряжение Харьковской духовной консистории: «16 сентября 1888 года Консистория, на основании определения своего, утвержденного Его Высокопреосвященством 12 сего сентября 1888 г., дает вам знать, что хранившийся в подвале Всехсвятской церкви села Малой Чернетчины, Сумского уезда, образ Спасителя, находящийся в ризнице, разрешено поставить на стене в местной церкви.». Настоящие сведения записаны со слов прихожан и подтверждаются священником Крохатским в его брошюре - «Новооткрытый крестный ход».

Образ Спасителя, найденный в Монастырке, является копией образа Спаса Кровоточивого, изображение ко­торого (контур) можно найти в правильниках и акафистниках старого издания. Только там это изображение с ангелами, держащими чаши, в которые истекает из ран пречистая кровь. С ран на ногах кровь бьет обильной струей, падая в чашу, которая служит подножием.

По мнению художников-специалистов, чудотворный образ Монастырки и есть точный снимок с этого образа, только писавший этот образ придал ему обратный вид.

Идея образа взята из жития преподобного епископа Нифонта (пам. 23 декабря), которому было видение в церкви: «Наставшу дароношению, отверзеся покров церковный, и разверзеся небо и слышашеся велие благоухание: также снизхождаху Ангели, поюще: слава Христу Богу! Несяху же Отроча зело красно, еже на дискосе поставльше, сами престол окружиша, святителя же, служаща честным даром, два Серафима и два Херувима паряще над главою, покрываху крилы своими. Приспевшу же времени освящения даров и совершения страшному таинству, един от Ангел светлейших приступи, и взем нож закла Отроча, и кровь источи в святую чашу, Отроча же положив на дискосе, сам ста в чине своем со благоговением паки: таже начася причащение таинств Божественных, и виде блаженный, яко иным от причащающихся бяху лица светла аки солнце, а иным темна и помраченна аки ефиопом. Предстоящий Ангели назираху, како кто приступает, достойне убо причащающихся венчаху, недостойных же отвращахуся и гнушахуся. Скончавшуся же служению святому, виде и се паки Отроча цело обретеся на руках ангельских, вознесеся на небо. Сие сам преподобный послежде исповеда ученику своему, иже и писанию предаде на пользу многим».

Место явления чудотворного образа Спасителя - село Малая Чернетчина носит и другое название, которое чаще употребляется - Монастырек. То и другое названия указывают на существование здесь в давние времена монастыря. Центр села вокруг церкви и теперь называется прихожанами Монастырем. В 1753 году последним игуменом монастыря, подполковником Яковом Алексеевичем Шубским, в селе Малая Чернетчина построен один небольшой каменный храм. В 1760 году он был освящен. После ликвидации монастыря церковная утварь, дорогие ризы с икон, редкая библиотека и др. - все было расхищено.

За церковной оградой находится колокольня, похожая на башню с бойницами. Храм всех святых и колокольня - единственные здания, уцелевшие после ликвидации монастыря. Сумской Успенский монастырь основан казачьим полковником и царским стольником Кондратьевым Герасимом Кондратьевичем, родоначальником фамилии помещиков Кондратьевых. Этот монастырь, как гласит предание, был богат: имел своих крепостных крестьян, до 30 тысяч десятин земли, много леса, чудные сады, пруды с рыбой. В 1787 году после ликвидации монастыря Екатериной II, все это было расхищено самым беспощадным образом: леса и сады вырублены, пруды загрязнились, а часть из них - пересохла.

Успенский монастырь располагался на насыпном холме. Окруженный со всех сторон холмами с богатой растительностью, а с южной стороны большим прудом, он представлял чудную живописную картину. Если в настоящее время любителям природы отдельные виды Монастыря напоминают виды Швейцарии, то что же было раньше? Вот что мы находим в описании Харьковской епархии архиепископа Филарета о ликвидации Сумского Успенского монастыря: «Кирпич главного Успенского собора продан был для церкви слободки Верхняя Сыроватка, железо - для Сумской Воскресенской церкви, а железные двери - для Сумской Николаевской. Иконостас, по определению Святейшего Синода, передан был на Каплуновскую церковь Богодуховского уезда. Архангельский трапезный храм поступил на постройку колокольни Сумской Покровской церкви. Каменная огра­да, окружавшая монастырь, отдана для устройства Иоанно-Богословской церкви слободы Большой Чернетчины». На холме, где когда-то красовались грандиозные монастырские здания, три величественных храма, монастыр­ские корпуса, остались только кучи мусора, щебня и кирпича.

С 1788 года уцелевший храм стал приходским. Его прихожанами были жители села Большой Чернетчины и других мест. Вновь образовавшийся приход был немногочислен и очень беден. Церковная утварь, ризница, ремонт зданий - все это производилось за счет сборов по просительной книге. С 1875 по 1883 гг. приход был закрыт, самостоятельный причт ликвидирован, а Всехсвятская церковь с приходом была приписана к Иоанно-Богослов­ской церкви слободы Большой Чернетчины. Есть сведения, по которым местный благочинный, протоиерей Лащенко, два раза на собрании убеждал крестьян дать свое согласие на продажу здания храма, а самим советовал присоединиться к соседнему приходу. Но с 1887 года (год явления чудотворного образа) заброшенное место снова возродилось.

После 13-летнего перерыва приток богомольцев был так велик, что приходскому священнику приходилось проводить в храме дни и ночи. К образу приходили поклониться не только православные, но католики и лютеране. В книге священника Крохатского «Новооткрытый крестный ход» есть сведение, что одна католичка оставила даже по духовному завещанию небольшую сумму на ризу для образа.

Существует предание, что храмовой монастырский образ Успения Божией Матери по упразднении монастыря скрылся. В первое время иноки и другие лица слышали плач, исходящий от скрывшейся иконы Успения Божией Матери.

Указом Священного Синода от 5 августа 1904 года за № 7607, открыт постоянный крестный ход с Мало-Чернетчинским образом Спасителя в церковь слободки Большая Чернетчина, Сумского уезда. 25 сентября после литургии образ из Монастырька несут в Б. Чернетчину, а 10 октября образ торжественно переносится обратно в село Малую Чернетчину. В июле 1892 года, во время холеры, с разрешения архиепископа Амвросия, образ привозили в Сумы и при большом стечении народа и участии всех причтов на площади было совершено молебствие с акафистом Иисусу Сладчайшему. В том же году образ брали в село Токари и в слободку Большая Чернетчина, а в 1893 году в слободку Верхняя Сыроватка.

 
Александр Панов
источник: ФотоСпас.ру
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст