Наши святыни

Сохранившиеся голоса Страстного женского монастыря


Храм Преображения Господня на Песках
Источник: spas-na-peskah.prihod.ru
Храм Преображения Господня
на Песках

В тихом переулке в центре Москвы стоит храм Преображения Господня на Песках. Именно его изобразил на своей картине «Московский дворик» В. Д. Поленов переехавший в 1877 году из Санкт-Петербурга в Москву и снимавший квартиру неподалеку. Такой вид предстал перед художником из окна. Этот храм примечателен еще и тем, что на его колокольне находятся колокола женского Страстного монастыря, которые сначала, в 30-е годы 20 века, были перевезены в Московский академический Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и использовались там как музыкальные инструменты в театральных постановках. В 1995 году по распоряжению Правительства г. Москвы из бюджета Министерства культуры были выделены средства на изготовление аналогичных по звуковым характеристикам бил для театра им. К. Станиславского и Немировича-Данченко и 10 средних и малых колоколов Страстного монастыря заняли свое место на колокольне церкви Преображения Господня. Вес двух из них указан на самих колоколах и составляет 19 пудов, 20 фунтов и 19 пудов,15 фунтов. Отлиты они были на Московском колокололитейном заводе Финляндского, основанном знаменитыми литейщиками Моториными. Основателем династии был Фёдор Моторин, а его внук Михаил Моторин прославился отливкой Царь-колокола.

Колокольня женского Страстного монастыря
Колокольня женского Страстного монастыря

Колокольня женского Страстного монастыря

На протяжении нескольких веков Страстной монастырь был значимым и почитаемым местом в России...

Монастырская колокольня представляла собой комплекс из ворот, ограды и боковых корпусов с башенками. Первая монастырская колокольня была построена в 1697 года и освящена в 1707 году. В 1849–1855 годах архитектором Михаилом Доримедонтовичем Быковским  возводится надвратная столпообразная, увенчанная шатром колокольня с церковью Алексия Человека Божия на втором, верхнем ярусе. Церковь находилась на высоком четверике под часами. Она была освящена 24 октября 1855 года. Под нею находились Святые ворота монастыря.

В Пасхальную ночь большой колокол Страстного монастыря первым отзывался на благовест колокольни Ивана Великого, подавая сигнал к началу праздничного звона всех колоколен Москвы. Все они должны были ждать, пока зазвучит Успенский колокол Ивана Великого.

Колокольня была не только местом совершения звона, но и своего рода смотровой площадкой.

Колокол женского Страстного монастыря

Колокола женского Страстного монастыря

На момент переписи имущества монастыря 1702 года относительно колоколов указано, что:

«В монастыре на Святых вратах церковь каменная, а в ней 6 окон, в них решетки железные, а мосту и дверей и в ней нет. На церкви колокольня, в ней 5 колоколов, а в них по сказке того монастыря стряпчего Ивана Яковлева 150 пудов». В Метрике же Московского Страстного девичьего монастыря, составленной для Императорской Академии художеств и Императорского Археологического общества в 1887 году отмечено, что: «Колоколов всех 19. Большой, в 7221⁄2 пуда и других для звона, 12 и 6 для боевых часов. На большом колоколе вылиты слова, вверху: «Благовествуй земле радость велию, хвалите небеса Божею славу». Внизу: «1885-го года в благополучное царствование Государя Императора Александра III, по благословению Высокопреосвященнаго Иоанникия, Митрополита Московскаго и Коломенскаго, лит в Москве, на заводе почетнаго гражданина Андрея Дмитриевича Самгина, при Игумении Монастыря Евгении, при Казначее Агнии, при Священнике Ниле Воронцове, пожертвован сей колокол Страстному монастырю Московскими купцами Савелием Прокопиевым Клюжиным, Василием Васильевым Николаевым, Михаилом Дмитриевым Орловым и проч».

В 1885 году на колокольню установили новый колокол на пожертвования московских купцов: М. Д. Орлова, С. П. Клюжина, В. В. Николаева и других. Он был отлит на заводе Андрея Дмитриевича Самгина, весил 11 тонн 560 кг и был украшен изображениями Спасителя, Страстной Иконы Богоматери, Святого Николая. 14 марта к 4 часам по полудню большой благовестник был доставлен к Святым вратам монастыря, где оставался до утра 16 марта. В этот же день, по окончании Божественной Литургии, колокол был освящен и в 11 часов 40 минут дан был сигнал к подъему его на колокольню.

Но вскоре стало понятно, что мелкие колокола не соответствуют по звуку новому большому благовестнику, и было решено заменить все меньшие колокола и настроить ансамбль в тон нового благовестника.

В 1930 году в журнале «Красная Нива» появилась фотография, как снимали большой колокол с колокольни: «Центральный совет безбожников переделывает бывший Страстной монастырь в Москве в помещение для антирелигиозного клуба-музея. Бездействовавший в последние годы колокол снят с колокольни и передан в фонд Монетного двора. «Колокол весит около 12 тонн и представляет собой немалую ценность», - гласила надпись к фотографии.

«21 марта 1990 года монастырю Оптина пустынь безвозмездно передан большой колокол из музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Он был отлит 260 лет назад по указу императрицы Анны Иоанновны и принадлежал, по мнению знатоков, Страстному монастырю. Колокол весит 193 пуда и обладает уникальным звучанием - специалисты насчитали четыре обертона, что ими ранее не встречалось» (Вечерняя Москва. 1990. 22 марта).

Более 80 лет прошло после упразднения и сноса Страстного женского монастыря, но голоса его колоколов до сих пор радуют и завораживают слух. Они возвещают о начале и окончании Богослужения, а так же о самых важных его моментах. Правда, уже на колокольне храма Преображения Господня на Песках.

 
Автор: Виктория Павлова, г. Москва, Россия
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст