Наши святыни

Курская икона Божией Матери «Знамение»


Курская икона Божией Матери «Знамение»
Курская икона Божией Матери «Знамение»

В Русской земле, в Курской епархии, на берегу реки Тускарь стоит монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, известный в народе как Коренная пустынь. Места эти связаны с чудом явления главной святыни Курской земли — иконы Божьей Матери «Знамение», волею Господа ставшей в 20 веке самой почитаемой иконой Русской Православной Церкви Заграницей.
Обретение этой иконы произошло в бедственную для русского народа пору, когда многие города и селения были сожжены татаро-монгольскими полчищами Батыя. Этой горестной участи не избежал и Курск с его окрестностями. И неизвестно, возродился бы он вновь, если не чудо, случившееся здесь в самом конце XIII века.
«В 6803 году от сотворения мира, а от Рождества Христова в 1295 году, 8-го сентября, случилось одному благочестивому мужу придти ради своего прибытка в лес, которым поросли окрестности Курска, по его разорении, и по Божию смотрению увидел он близ реки Тускари в полугоре, у корня большого дерева лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды, увидя это, оный муж поставил честно обретенную им икону Знамения Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам, которые, согласясь между собою, построили на несколько сажень повыше упомянутого места часовню и, поставив в ней чудотворную Икону, возвратились с миром восвояси» («Повесть о явлении чудотворной иконы Пречистыя Богородицы, честного и славного Ея Знамения...», рукопись XVII века).
Несмотря на то, что Курская икона Богородицы «Знамение» была совсем небольших размеров (15,2 х 15,6 см), нашедшие ее не дерзнули нести ее с места обретения. Но вскоре место явления святыни стали посещать паломники, и князь ближайшего уцелевшего городка Рыльска Василий Шемяка приказал перенести икону в свой город.
Чудотворный образ был торжественно встречен жителями города. Однако Шемяка не стал участвовать в торжествах и за то ослеп. Раскаявшись и получив исцеление, умиленный этим чудом князь отстроил в Рыльске церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, где и была поставлена чудотворная икона. Однако она чудесным образом исчезла и возвратилась на место своего явления. Жители Рыльска неоднократно брали икону, но всякий раз она оказывалась в часовне, на месте, где ее нашли.
В 1383 году, во время одного из набегов, татары вновь «явились в Курск и достигли места явления Иконы в лесной стороне; увидев здесь священника Боголепа, взяли его в плен, часовенку, в коей была обретена на корне Икона Знамения Богородицы, сожгли, а саму Икону рассекли надвое и раскидали в разных сторонах от леса по дороге в Курск. Прибывший к хану посол от царя, увидев в плену священника Боголепа, выкупил его. Боголеп, придя на место явления Иконы и не видя ее, помолился со слезами Господу и обратился на искание Иконы; в одном месте увидел он замечательный куст травы, от прочих отличный, скученный кругом, подходит к нему и видит посреди оного половину Иконы; познав от сего, что Икона татарами расколона, восплакался горько и возложив упование на Матерь Божию, взяв с собою найденную половину Иконы, отправился далее на поиски другой половины. Пройдя довольно долго по следам их поганым, большую часть ее обращал взор, чтобы увидеть подобный первому кусту травы, как знак и хранилище неоцененного сокровища второй половины Иконы. Пройдя более версты к Курску, видит в дремучем лесу подобный куст, бросился с неописанной радостью к нему, видит средь его лежащую вторую половину Иконы и, облобызав оную от чистого душевного чувства, сложил обе половины и — о чудо! — явилась цельная, как была прежде, Икона Знамения Пресвятой Богородицы.» (Курские епархиальные ведомости № 41 за 1902 год).
После всего этого на месте явления иконы соорудили более прочную и просторную часовню. И с разных концов России стали приходить сюда, на лесистый склон реки Тускари, люди для поклонения иконе. Паломников становилось с каждым годом все больше, потому что от иконы исходили многие благодатные знамения и совершались исцеления.
Слава о чудесах Курской Коренной иконы дошла и до Москвы, и царь Феодор Иоаннович велел перенести икону для поклонения в столицу, а разрушенный татарами город Курск отстроить заново. Было это в 1597 году.
Последний русский царь из рода Рюриковичей встретил икону сам с патриархом Иовом, со всем освященным Собором, ближними боярами и войском. С подобающей честью она была внесена в Царские чертоги, и по совершении перед ней молебного пения, царь приказал сделать вокруг Иконы особую кипарисную доску с написанием на ней вверху Господа Саваофа, а по сторонам и внизу ветхозаветных пророков с хартиями в руках. Сделан был серебряный с позолотой оклад, украшенный жемчугом и драгоценными камнями. Царица Ирина привесила к Иконе собственноручно расшитую золотом, серебром и жемчугом пелену красного атласа, на которой золотыми буквами была вышита следующая надпись: «Повелением Благоверного Государя и Великого Князя Федора Иоанновича всея России самодержца и Благоверныя Государыни Великия Княгини Ирины и их дочери Великой княжны Феодосии сделана сия пелена к образу Пречистыя Богородицы Курския, лета 7105».
После подобающей встречи царь отпустил икону обратно и велел из своих средств устроить на месте ее появления монастырь. Так началась Коренная пустынь.
В 1598 году царь Федор Иоаннович умер, а царь Борис Годунов повелел перенести «царское иждивение» из Коренной пустыни в Курск ввиду опасной близости крымских татар, напавших на Белгород. Икону поместили в придел в честь Рождества Богородицы, устроенный стараниями игумена Евфимия при городском Воскресенском соборе.
В 1601 – 1603 годах Россию поразил страшный голод. Плодородные земли не давали урожая, все... кроме Курской земли. Она одна три года снабжала хлебом не только своих жителей, но и Москву. В сознании людей это прямо связывалось с чудотворной иконой; как бы в благодарность ей царь Борис пожаловал еще не возникшей Коренной пустыни денежную казну, ризы, свечи, ладан, иконы, колокола и книги. Все это пока разместилось в Курске.
Строительство в Курске крепости в то время еще не было завершено, и в 1604 году отряд Лжедмитрия I беспрепятственно вошел в город и взял Курскую Коренную икону с собой в Путивль, откуда она в стане самозванца была привезена в Москву. Но святыни не помогают неправому делу — Лжедмитрия постигло народное мщение. Так волею Господа Курская Коренная икона в столь критический момент истории оказалась в столице и оставалась там до окончания Смутного времени и установления в России законной власти в 1613 году.
В 1612 году 7-тысячное войско польско-литовских интервентов во главе с Сагайдачным и Жолкевским неожиданно подступило к Курску. Жители города сбежались в Воскресенский собор и всю ночь со слезами молились перед списком с Коренной иконы в приделе Рождества Богородицы об избавлении от неприятеля, обещая Царице Небесной построить и в Курске монастырь в честь Ее иконы. Во время этого всенощного бдения в храм пришла некая женщина и сказала, что ей явилась Матерь Божия. В ту же ночь пушкарь Иван Москвитин видел Светозарную Деву в сопровождении двух юношей в светлых одеждах. Ободрившиеся куряне крестным ходом обнесли список Коренной иконы по стенам крепости. Четыре недели держали враги осаду Курска, захватили Большой Острог, но Малого Острожка, где укрывались жители и воины, взять не смогли.
Исполняя свой обет, куряне всех сословий направили в том же 1612 году московским боярам, а в 1613 году — царю Михаилу Федоровичу Романову челобитные, в которых, описав происшедшие события, просили разрешения на месте Малого Острожка построить монастырь в честь Курской Коренной иконы Знамения. В 1615 году Знаменский монастырь был построен. По просьбе курян в Курск была возвращена Коренная Знаменская икона из Москвы, где она пробыла все «смутное время». В том же году Коренная пустынь была отстроена, но ввиду утраты всех ее бумаг, она была приписана к Знаменскому монастырю.
В 1618 году по случаю освящения первой деревянной церкви Рождества Богородицы, в девятую пятницу после Пасхи, Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение» была перенесена из Курска в Коренную пустынь. Так было положено начало Крестным ходам от Курска до Коренной. С этого момента из зимнего места пребывания — Знаменского собора Курска - икона переносилась в летнее — Коренную пустынь, где оставалась до 12 (25) сентября. Год от года традиционные крестные ходы в Коренную пустынь становились все многочисленнее, как и торги, которые местные жители приурочивали к этому времени. С 1726 по 1764 год срок пребывания в пустыни Коренной Курской иконы увеличилось с трех дней до недели. Вскоре Синод запретил перенос иконы из-за часто возникавших споров между настоятелями Коренной пустыни и Знаменского Курского монастыря. Как полагают, это было сделано по инициативе оберпрокурора Синода, человека протестантских симпатий, графа Мелиссино. Они были возобновлены лишь по указу императрицы Екатерины II. Вид крестного хода представлен на известной картине Ильи Репина «Крестный ход в Курской губернии».
В Крестном ходе с Коренной иконой участвовало более 60 тысяч человек. Бывали годы, когда народу собиралось и съезжалось столько, что крестный ход растягивался на все 30 с лишним километров — так, что, когда первые богомольцы входили в Коренную пустынь, последние еще находились на Красной площади в Курске.
Икона и её списки сопровождали русское воинство во многих походах. Список иконы был в доме Дмитрия Пожарского на Лубянке в Москве. В 1676 году икона путешествовала на Дон для благословения Донских казачьих полков. В 1684 году Государи Иоанн и Петр Алексеевичи прислали в Коренную пустынь список с иконы с повелением, чтобы этот список сопровождал в походах православных воинов. В 1687 году икона посылалась в «большой полк». В 1689 году списки с иконы были даны полкам в Крымский поход.
В 1812 году Курское городское общество послало в действующую армию к М.И. Кутузову список с чудотворной курской иконы, вставив его в серебряную позолоченную раму. Полководец усердно молился перед образом Пресвятой Девы, выразил курским гражданам благодарность и уверенность, что город Курск есть, и будет пребывать в безопасности под покровом Царицы Небесной.
В 1898 году несколько злоумышленников, желая подорвать народную веру в чудодейственную силу иконы, решили ее уничтожить, подложив разрывной снаряд с часовым механизмом. Во втором часу ночи в Знаменском соборе раздался ужасный взрыв, сила его была так велика, что чугунная позолоченная сень над иконой была разорвана на куски, а тяжелое мраморное подножие раздроблено на несколько частей. Все стекла в соборе и даже в верхнем куполе были разбиты. Среди всего этого разрушения невредимой осталась святая икона. Рассчитывая ее уничтожить, злоумышленники своим деянием послужили только большему прославлению чудотворного образа.
После Октябрьской революции икона 12 апреля 1918 года была похищена из Знаменского собора среди бела дня. Розыски не дали результатов. Святыню обнаружили через несколько дней. Одна женщина, возвращаясь домой около 10 часов утра, проходила мимо колодца (по преданию выкопанного в юности самим преподобным Феодосием Печерским). Здесь, на обрубке колодца, она увидела завернутый в мешок сверток. В нем оказалась икона, но была она уже без великолепных риз, очевидно, подброшенная похитителями.
Во время гражданской войны, в 1919 году, икона (большую часть года хранившаяся в Курском Знаменском монастыре) была вывезена из Курска в Белгород, затем в Таганрог, Ростов, Екатеринодар, Новороссийск. 1 марта 1920 года на пароходе «Святой Николай» — в Константинополь, откуда - в Грецию. Из Афонского подворья - снова в Константинополь, потом в греческий город Салоники, затем в древнюю столицу Сербии город Ниш, в пригород Белграда - Земун.
До 1943 года она постоянно пребывала с епископом Феофаном (последний курский епископ, с которым икона покинула Курск).
В 1944 году икона была доставлена в Мюнхен, а затем в 1951 году - в США, где недалеко от Нью-Йорка в местечке Магопак была основана Новая Коренная пустынь. С 1957 года Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение» пребывала в Нью-Йорке в Синодальном Знаменском Соборе Русской Православной Церкви Заграницей.
Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение» является главной святыней Зарубежной Церкви. С 1963 года с иконой находился митрополит Филарет, уроженец Курска. Святыня посещает приходы США и других государств, где живут русские люди. Она считается одигитрией рассеянного по миру русского народа.
История Курской Коренной святыни, пройдя через период отрицания, вновь вернулась на круги своя. В августе 1989 года состоялась первая служба и Крестный ход со списком чудотворной иконы. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 12 сентября 2009 года состоялось принесение чудотворной Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение» из Америки в Москву.
23 сентября 2009 года в Курск прибыла икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная, более 90 лет не возвращавшаяся на родину. Её привезли Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл и Первоиерарх Русской православной церкви за рубежом митрополит Иларион. В Курске икону встречало огромное количество паломников-гостей города из разных уголков России, Украины, Франции, Германии, Великобритании, США и Австралии и самих горожан. 24 сентября икона с крестным ходом отправилась в Коренную пустынь, к месту обретения.
Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл освятил возрождённый храм Рождества Пресвятой Богородицы. Его строительство являлось условием для того, чтобы икона «Знамение», более 90 лет не возвращавшаяся на родину, прибыла в Курск. За все время пребывания иконы на Курской земле поклониться святыни смогли более 100 тысяч человек.
Под сенью Богородицы родилась и знаменитая некогда Курская Коренская ярмарка, на протяжении нескольких столетий пользующаяся славой не только у российских торговцев. Зарождение этого международного торжища на курской земле относится к 1618 году, когда впервые состоялся Крестный ход с чудотворной иконой «Знамение» Божией Матери Курской-Коренной на место ее обретения. С 1824 года ярмарка обрела статус международного торгового центра.
Однако в 1876 году ярмарку перевели в губернский центр – Курск, и она постепенно потеряла свое былое значение. Но 135 лет спустя, в конце сентября 2001 года, в день Крестного хода и День города Курска вновь заявила о себе Межрегиональная универсальная оптово-розничная Курская Коренская ярмарка на своем историческом месте. Здесь ежегодно заключаются контракты на сумму до 30 млн. рублей. В ней принимают участие делегации Беларуси, Украины, Швеции, Японии, Польши, Болгарии, Вьетнама и др. стран.
Как и было заведено с древних времен, ярмарка – это не только место торговых сделок, но и народное гуляние. Продолжая вековую традицию, творческие коллективы Курской и соседних областей приезжают сюда, чтобы на сцене или просто на улице, между торговых рядов, продемонстрировать свои таланты.
Так духовное соединяется с земным, поддерживается естественный интерес курян к жизни активной, праведной, к высокому и благородному.

 
Из книги: «Святыни земли русской»
Источник: Курская областная научная библиотека им. Н. Н. Асеева
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
Реклама
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст