Наши святыни

Спасо-Преображенский храм в с. Малая Ворожба, Лебединского р-на


Ворожба заселялась одновременно с Сумами. В 1659 году из Сум и Ворожбы переселялись семьи для «составления» слободы Нижней Сыроватки. «При такой древности – пишет в своем труде «Историко-статистическое описание Харьковской епархии» Филарет Гумилевский – нет сомнений, что первый храм в Ворожбе построен около 1650 года». По старым документам видно, что храм был во имя Свят. Николая. В середине XVIII века храм перестраивался и тоже был деревянным. На брусе, использованном из бывшего храма, была надпись: «Во имя Отца и Сына и Св. Духа создася храм сей Покрова Пресв. Богородицы и Святителя Христова чудотворца Николая при благочестивейшей великой Государыне Елизавете Петровне». В 1752 году храм был освящен. Но весной 1770 года начали строительство нового храма. В том же году его закончили и новый деревянный храм был освящен во имя Преображения Господня, Покрова Богородицы и Св. Николая. На то время этот храм с тремя престолами был признан лучшим деревянным храмом Харьковской епархии. Среди древних икон наиболее уважаемой прихожанами был Казанский образ Божией Матери. Второй почитаемой иконой была Божия Матерь с предвечным Младенцем, надпись внизу гласила: «Сей святой образ списан с чудотворного образа Пресвятыя Богородицы Феодоровския, яже во граде Костроме, а явление того цельбоносного образа бысть в лето 6743 августа 16 д.; празднование тому чудотворному образу и о явлении предложено месяца марта в 14 день; явился той св. чудотворный образ Пресвятыя Богородицы Великому Князю Василию Григорьевичу рекомому Вашне Костромскому и Галицкому сыну Благоверного Великого Князя Георгия Ярослава Владимирского пр. внуке же преподобного и Благоверного Великого Князя Александра Невского 1239г.». Эта икона была пожертвована помещиком Михаилом Романовым. Еще две небольшие иконы Спасителя и Богоматери в серебряных ризах были пожертвованы Ульяной Николаевной Надаржинской по благословению ее дочери Параскевы Герасимовны в 1755 году.

В 1896 году был построен новый каменный, однопрестольный Преображенский храм. Строился он стараниями прихожан. Ему принадлежали: 1 десятина усадебной земли и 60 десятин пахотной. По Справочной книге для Харьковской епархии Ивана Самойловича за 1904 год, прихожан было 4559 м. п. и 4418 ж. п. Церковный капитал составлял 6504 р. 31 к. По штату был положен причт: два священника, диакон и два псаломщика. При храме были две церковно-приходские школы и школа грамоты на хуторе Доценкове. К храму были приписаны хутора: Босевщина, Студник, Грицынин, Пашков, Бережки, Прудников, Новый, Доценков, Лободовщина, Валки, Лифен и Хильков.

 

Спасо-Преображенский храм построен по проекту харьковского епархиального архитектора В. Немкина. В 1960 году был закрыт, пришел в запустение. Была полностью уничтожена настенная роспись, выполненная известным художником Кричевским. Иконопись сохранилась только в алтарной части.

 

29 августа - праздник перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа (944). Архиепископ Сумской и Ахтырский Марк совершил первую Божественную литургию в восстанавливающемся Спасо-Преображенском храме с. Малая Ворожба Лебединского р-на.

После Божественной литургии был совершен крестный ход вокруг обновленного храма, Владыка Марк окропил стены храма и присутствующих святой водой. Затем Владыка Марк обратился к собравшимся со словами проповеди и поздравления с праздником. Владыка поблагодарил всех, кто потрудился над восстановлением храма, руководство области и района, которое обратило внимание на проблемы и нужды села и организовало поиск средств для реконструкции, всех добрых людей, которые внесли свои средства для того, чтобы храм хотя бы снаружи засиял своей первоначальной красотой. Конечно, еще многое предстоит сделать, но то доброе начало, положенное этими людьми, станет началом полного восстановления 115-летнего храма.

После всех сказанных речей протодиакон возгласил многолетие всем потрудившимся в восстановлении храма, настоятелю и прихожанам и всем молящимся в храме сем, получившем новую жизнь благодаря их совместным стараниям.


Владыка Марк и настоятель о. Роман

Иерей Павел (Середа)
Настоятель Спасо-Преображенского
храма иерей Павел (Середа)

Священник Роман (Андрухив) был назначен настоятелем Спасо-Преображенского храма 19 августа 2003 года владыкой Сумским и Ахтырским Иовым, после 50-летнего запустения. Служба служилась в маленькой пристройке у колокольни. С 29 августа 2007 года, после частичного восстановления храма, возобновилась служба в большом храме. В марте 2014 года протоиерей Роман (Андрухив) был направлен, для дальнейшего служения, в иной приход. С 3 марта 2014 года архиепископом Сумским и Ахтырским Евлогием был назначен настоятелем Спасо-Преображенского храма иерей Павел (Середа). Спасо-Преображенский храм и сегодня нуждается в дальнейшем восстановлении – настоятель храма о. Павел и прихожане ждут добродетелей и волонтеров. Восстановим храм во славу Божию!

Пометкка 10 июня 2014 года: редакция интернет-журнала "Преображение"
 
источник: пресс-служба Сумской епархии УПЦ
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст