История

Царствование Екатерины II


Художник Федор Рокотов Екатерина II
Художник: Федор Рокотов
Екатерина II

Захватив власть, Екатерина стремилась утвердиться на троне различными путями. Она щедро наградила участников мятежа, но постаралась отдалить их от престола. Стремясь добиться поддержки дворянства, она оставила в силе Манифест о вольности дворянства. Своим ласковым, доброжелательным обращением со всеми Екатерина успокоила общество, а ум и прирожденное достоинство помогли ей стать настоящей государыней. Окончательным утверждением власти Екатерины стала ее пышная коронация в Успенском соборе Московского кремля в 1763 г.

С ранних лет Екатерина II много читала, любила французскую литературу, а ее кумиром стал Вольтер. После своего прихода к власти она вступила в переписку с ним. Общение  существенно сказалось на личности Екатерины. Многие усвоенные ею идеи Просвещения вошли в ее программу преобразований, превратились в законы. В этих законах в России впервые появилось понятие прав сословий, защищаемых законом. Вместе с тем она оставалась самодержицей, ничем не ограниченной в своей власти. И первые реформы новой императрицы усилили эту власть еще больше. Был преобразован Сенат, в Украине ликвидировано гетманство, что укрепило империю. Кроме того, церковные земли отошли к государству, а почти миллион монастырских крестьян стали государственными. Церковь окончательно утратила экономические и нравственные рычаги влияния на политику.

Победные войны на Юге

В царствование Екатерины Российская империя значительно расширилась на юг (в войнах с Турцией) и на запад (разделы Польши). Это было самое динамичное время развития империи. Мудрая, волевая императрица, огромные возможности самодержавного государства, неисчерпаемые ресурсы страны, хорошая армия во главе с талантливыми полководцами, гибкая дипломатия, умело использовавшая военные победы для достижения выгодного России мира, ослабление главных противников (Османской империи, Крымского ханства и Речи Посполитой) – все это привело к серии блестящих побед империи во внешней политике.

В двух войнах с Турцией (1768—1774 и 1787—1791) Россия разгромила некогда грозные османские войска, присоединила Крым, вышла к Черному морю, закрепилась на его берегах. Там основали новые города, порты, верфи, крепости. В этих войнах засиял военный гений полководцев П. А. Румянцева и А. В. Суворова, а также флотоводца Ф. Ф. Ушакова.

Первые успехи екатерининской армии связывают с ошеломляющими победами Петра Александровича Румянцева в июле 1770 г. при Ларге и Кагуле. Румянцев, полководец решительный, смелый, сумел победить превосходящие силы противника за счет гибкой тактики, изменения привычного строя войск. В бою он эффективно использовал против турок легкую кавалерию и концентрированный огонь артиллерии. В итоге, впервые после столетних неудач России в войнах на Юге, русская армия благодаря хорошей подготовке и новой тактике добилась побед в непривычной для русских солдат обстановке и в жарком климате.

Вместе с Австрией и Пруссией Россия участвовала в 1-м разделе Польши и захватила часть Белоруссии (1772). После 2-го раздела Польши (1793) к России отошла вся Белоруссия и Правобережная Украина. Польша фактически утратила независимость. В 1795 г., после кровопролитной войны с мятежными поляками и взятия Варшавы Суворовым, произошел 3-й раздел Польши. Ее государственность была уничтожена окончательно. В ходе начавшейся войны со Швецией (1788—1790) Россия отстояла свои завоевания в Прибалтике.

При Екатерине были заключены выгодные договоры с Австрией, Англией, Пруссией, Данией и другими странами. В борьбе с начавшейся Французской революцией Россия оказалась на стороне монархической Европы, но успешно лавировала, не ввязываясь в войну против республиканцев.

Жалованные грамоты дворянству и городам

Императрица мечтала утвердить в России закон и порядок, при котором каждый подданный пользовался бы неотторжимыми и защищенными законом правами и привилегиями. В основу такого строя было положено новое судопроизводство, было создано новое местное управление, а главное, изданы Жалованная грамота дворянству и Жалованная грамота городам (1785). Эти грамоты предоставляли дворянству и горожанам широкие права самоуправления и сословного суда, который стал независим от администрации. Одновременно принимались другие важные законы: об отмене телесных наказаний для дворян и купцов, о «вольных» (т. е. частных) типографиях (1783) и др.

До самого конца жизни Екатерина работала над созданием «конституции», понимая под этим термином кодекс прав разных сословий, в том числе и крестьян, которым гарантировалось право на жизнь, личную безопасность, здоровье, имя, презумпция невиновности, право судебной и административной защиты. Предполагалось провозгласить свободу вероисповедания, запретить наказания «за мысли и слова людские». Впервые русское самодержавие заговорило с подданными не языком угроз и насилия, а человеческим языком добра и милосердия.

Расцвет искусства при Екатерине II

При Екатерине были достигнуты выдающиеся успехи в искусстве. Сама государыня оказалась тонким ценителем искусства, она создала Эрмитаж – здание возле Зимнего дворца, наполненное великолепными шедеврами живописи, скульптуры, прикладного искусства, которые для нее, не жалея денег, закупали эмиссары по всей Европе. С приходом Екатерины к власти в архитектуре изменился стиль: на смену елизаветинскому вычурному барокко пришел строгий, стройный классицизм. Началась стремительная перестройка Петербурга, который Екатерина очень любила, называя его ласково «Моя чопорница, моя столица!»

На сцене театров, как казенных, так и крепостных (их было 170), ставились лучшие европейские драмы, комедии, оперы. Здесь играли и пьесы первых русских драматургов – А. П. Сумарокова, Д. И. Фонвизина, да и сама императрица писала пьесы для театра Эрмитажа. Во дворце и многих дворянских особняках часто звучала музыка композиторов Д. С. Бортнянского и М. Д. Березовского, пела гениальная скрипка бывшего крепостного, виртуоза Ивана Хандошкина. Словом, культурная жизнь кипела в столице Екатерины – «Семирамиды Севера», покровительницы искусств и наук.

Открытие Смольного института

Идеи Просвещения, могущества знания в борьбе с суевериями и дикими инстинктами привели людей того времени к убеждению о необходимости воспитания нового человека: образованного, законопослушного и трудолюбивого. Идеологом новой педагогической доктрины стал сподвижник Екатерины И. И. Бецкой, написавший в 1764 г. «Генеральное учреждение о воспитании юношества». Самым известным просветительским почином Бецкого стало основание в 1764 г. Императорского общества благородных девиц в Смольном монастыре, где девочки-дворянки получали хорошее образование. Для девиц-мещанок открыли также институт при Новодевичьем монастыре в Петербурге. С 1764 г. талантливых детей брали в Воспитательный дом при Академии художеств.

Вообще же предполагалось, что сеть воспитательных домов – своеобразных интернатов для сирот и подкидышей – даст России в будущем «третье сословие» (или «третий род людей»): предпринимателей, купцов, мастеровых. Причем, понимая сложность задачи, Бецкой предполагал, что третье сословие появится через поколение. Вначале еще нужно было воспитать родителей будущих просвещенных людей. Основателем начальных школ и учительского образования в Петербурге стал выдающийся педагог, серб Ф. И. Янкович де Мириево. В 1783 г. его назначили директором Главного народного училища, где готовили учителей. Он же ведал написанием новых бесплатных учебников. Образование получали и в частных «вольных» школах и пансионах, которых в Петербурге в 1784 г. насчитывалось почти 50.

Екатерина II в конце жизни

Последние годы правления Екатерины II отмечены ослаблением ее творческих способностей, явным застоем в общественной жизни. Начавшаяся Французская революция напугала императрицу. Она стала проявлять несвойственную ей ранее нетерпимость и консерватизм. Жертвами ее подозрительности и гнева пали: А. Н. Радищев, автор «Путешествия из Петербурга в Москву»; издатель, журналист и масон Н. И. Новиков; драматург Я. Княжнин. Консерватизму Екатерины способствовал ее последний фаворит Платон Зубов, молодой, красивый, но пустой и тщеславный щеголь, овладевший сердцем стареющей, но не смирившейся со старостью императрицы. Вообще за Екатериной в истории тянется след как за распутницей, вакханкой, жадной до любовных утех. До сих пор ходят слухи о необыкновенных сексуальных приключениях императрицы, сотнях ее любовников. Как и всегда, слухи эти преувеличены. Действительно, у государыни было немало любовников (за ее жизнь их можно насчитать около трех десятков). Но в те времена господствовали достаточно свободные нравы. Оставаться верными супругам считалось чудачеством, волокитство и любовные приключения были в моде. В этом смысле Екатерина не отличалась от прочих своих современников. Одновременно императрица была женщиной необыкновенно чувственной; она признавалась, что не может жить без любви. Но всякий раз ее партнеры-любовники не отвечали тем взыскательным требованиям, которые она к ним предъявляла. Ближе к старости Екатерина, не желавшая расставаться со своими иллюзиями и страстями, оказалась во власти ложной идеи, что сможет воспитать для себя, с помощью искусства, общения и примера, достойного ее спутника жизни. Увлечения молодыми людьми, становившимися ее фаворитами, кончались ничем. На них не действовала «педагогика сердца», и эти юноши становились обыкновенными альфонсами, которых государыня содержала за счет государства.

5 ноября 1796 – Смерть Екатерины II

Екатерина не раз писала о том, как она будет красиво и возвышенно умирать в окружении друзей, среди цветов, под звуки нежной музыки. Но смерть настигла ее в узком переходе между двумя служебными комнатами. С ней случился сильнейший инсульт. Нескольким слугам с трудом удалось вытащить грузную государыню из коридора и положить на расстеленный на полу матрас. Здесь, после нескольких часов агонии, она, не приходя в сознание, и скончалась. Завещания Екатерина не оставила, либо его уничтожили после смерти императрицы.

Многие современники и потомки задавались вопросом: было ли вообще завещание Екатерины II? Ответа нет до сих пор. Известно, что императрица не любила своего сына Павла Петровича, считая его непригодным к управлению, держа наследника подальше от государственных дел. Стремясь во всем утвердить закон и неизменный порядок, Екатерина, однако, была убеждена, что в деле наследования государь вправе лишить наследства «негодного» наследника, чьи моральные и деловые качества не отвечают высоким задачам, стоящим перед просвещенным, гуманным государем. Одновременно императрица приблизила к себе внучат Александра и Константина, детей Павла и Марии Федоровны, и не раз намекала, что после нее править Россией будет Александр, которого целенаправленно готовила к правлению, оженила в 16 лет и вообще смотрела на него как на наследника. Накануне свадьбы Александра в 1792 г. она, как бы между прочим, писала своему постоянному адресату М. Гримму: «Сперва мы женим Александра, а там со временем коронуем его со всеми царем, и будут при том такие торжества и всевозможные празднества. Все будет блестяще, величественно, великолепно!» Написано это так, будто настоящего наследника Павла уже давно нет на свете. Но все же окончательного решения на публику Екатерина не выносила. Согласно распространенной легенде, завещание в пользу Александра хранилось в кабинете Екатерины в особом конверте, перевязанном черной лентой. Как только с императрицей случился удар и в Зимний дворец явился из Гатчины Павел Петрович, сподвижник Екатерины А. А. Безбородко тотчас передал конверт наследнику, и тот бросил роковой для него документ в горящий камин. Достоверных сведений на сей счет нет, но что Безбородко получил от Павла I награды и стал канцлером России – несомненно. Он оказался почти единственным из приближенных покойной императрицы, кто при новом государе удержался «на плаву».

 
Автор: Евгений Викторович Анисимов
Из книги: «История России»
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
Реклама
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст