История

Россия в предреволюционное время


Обложка книги «Лихолетье»

К осени 1916 г. тяготы войны остро ощутило все население России: полтора миллиона убитых, четыре миллиона пленных, призвано в армию еще около пятнадцати миллионов новобранцев. Были, конечно, и радостные вести: наладилось сносное снабжение армии, перестроенная на военный лад промышленность утолила «снарядный голод», союзники признали притязания России на Константинополь и проливы Босфор и Дарданеллы, которые должны были отойти к ней по окончании войны. На март 1917 г. намечалось решающее наступление на фронте, которое должно было закончиться победным шествием на Берлин. Россия стояла на пороге возрождения Византийской империи на славянской основе. Но наступил 1917 год, год великих событий и перемен.

Казалось, Русь вступила в новолетие великой и могучей державой. Затянувшаяся война предвещала скорую победу и славу русскому оружию. Казалось, симфония государства и Церкви исполнялась воочию; Русская Православная Церковь по своему внешнему великолепию могла сравниться лишь с временами императора Феодосия, а по численности значительно превосходила Греческую Церковь. По данным 1914 г., в империи было 117 миллионов православных, 48 тысяч приходских храмов, свыше 50 тысяч священников и диаконов и 130 архиереев в 67 епархиях. Духовные школы вступили в эпоху богословской весны. Такие светочи русского богословия, как П. Успенский, архимандрит Илларион (Троицкий), М. Скабалланович, Д. Лебедев и другие, характеризуют это время богословского рассвета. Но величие внешнее не всегда является показателем величия внутреннего — силы и славы Святого Духа. Период этого внешнего благополучия характерен теплохладностью людей к вере и особенно отступлением от Бога интеллигенции.

Для России наступили тяжелые времена неверия, беззакония, презрения к семейной и государственной жизни, стали повсеместными леность, стяжательство. Люди забыли, что их тело тленно, а душа бессмертна. Гордыня почиталась больше, чем добродетель. Участились церковные кражи. Террористические акты стали повседневностью. Большая часть интеллигенции, в стремлении походить на европейцев, бросалась в политические крайности, презрев народ и ненавидя власть.

Но среди разгула и вседозволенности все больше и больше насельников становилось в монастырях России, куда стремились и крестьяне-богомольцы. Это было знамение Божие. Господь готовил Своих чад переселять из обителей временных в обители вечные. Одни утверждались в Боге, а другие еще больше отходили от Него. Чтобы увидеть внутреннее состояние русского народа в то время, показателен следующий случай, произошедший в храме Христа Спасителя. После праздничного богослужения из храма вымели два мешка шелухи от семечек. Как велик был сам храм, так велико было нечестие людей, бывших в нем. Священное Писание говорит: «Коли кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; a этот храм — вы» (1 Kop. 3, 17). Оскверняя храм своим дерзким поступком, русский народ осквернял неверием, грехом и беззаконием храм своей души, и слово Божие не замедлило исполниться — наказание Божие постигло Русь.

Об этом наказании Божием и вразумлении народа еще в 1905 г., во время русско-японской войны, говорил отец Митрофан Сребрянский: «История народа Божия должна быть всегда перед нашими глазами. Когда беззакония евреев превосходили всякую меру, то благодать Господня оставляла их; и народы языческие, сравнительно слабые, побеждали народ Израиля. Однако покаяние и возвращение евреев к Богу снова привлекали на них Благословение Господа, и они восставали к лучшей жизни. Россия испытала теперь на себе то же самое. Государство, хранящее истинную религию, так опустилось духовно, так забыло Бога и развратилось, что многие города и веси, по мерзкой жизни своей, стали вполне подобны древним Содому и Гоморре. Вот правосудие Божие для нашего вразумления и наказания избрало язычников японцев, народ сравнительно с нами слабейший, и Россия наказана. Вразумимся же, раскаемся и обратимся ко Господу, по любви Своей наказавшему нас! Да приобретем снова милость и благословение Божие на нашу бедную Отчизну!»

Русский народ не внял слову пастыря, не послушал гласа Церкви, и Божие определение вскоре исполнилось.

Февральский переворот 1917 г. изменил не только государственную структуру страны, но и значительно повлиял на церковную жизнь. В марте месяце увольняются на покои митрополит Петроградский Питирим и митрополит Московский Макарий. Между апрелем и июлем 1917 г. Синод восстанавливает право епархиальных съездов выбирать себе епископов; наделяет приход статусом самоуправляющейся основной соборной единицы церкви, с широкой активизацией мирян; учреждает Предсоборный Совет по подготовке Поместного Собора. В эти же месяцы в ряде епархий проходят епархиальные съезды. На Московскую кафедру избирается архиепископ Тихон (будущий Патриарх), а на Петроградскую — митрополит Вениамин, который по ложному обвинению будет расстрелян в 1922 г.

 
Автор: Иеромонах Рафаил (Демьянов)
Из книги: «Лихолетье»
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст