История

Развитие культуры в России 1901-1917 гг.


Обложка книги История России автор Степанищев

Интеллигенция и культура

Николай II на дух не терпел интеллигенцию и даже упоминание о ней переносил с трудом. «Мне противно это слово… Следует повелеть Академии наук вычеркнуть это иноземное слово из словаря русской речи», – говорил он.

Интеллигенция в начале XX в. стала еще более разобщенной и разнородной. Одна часть потеряла всякую надежду изменить Россию к лучшему. Другая часть перевела свое творчество на религиозно-философскую основу; даже отдельные «легальные марксисты» ушли в «христианский социализм». В целом, интеллигенции происходившие события послужили мощным стимулом в их творчестве.

В целом же, именно интеллигенция должна была повести за собой народ в культурном развитии, но она в этом событийном водовороте не смогла этого сделать. Идеи, ею вырабатываемые, произведения, ею сочиняемые, спектакли, ею создаваемые и т. д. оставались понятными лишь для них самих, доступными лишь для образованных людей, но непостижимыми и далекими для большинства народа России.

Развитию культуры препятствовало бесправное положение женщин. Так, в «Пословицах русского народа» В. И. Даля о женщинах невозможно найти ни одного доброго, ласкового слова. Каждая строчка, каждая фраза дышит ехидством: «Баба с возу, кобыле легче», «Баба бредит, да кто ей верит?», «У бабы волос долог, да ум короток», «Курица не птица, баба не человек» и т. д. Эти пословицы и поговорки отражали истинное положение женщины в обществе – униженное, оскорбительное, бесправное. И совсем не случайно веками копившаяся неудовлетворенность своим тяжелым положением привело женщин к необходимости объединиться в борьбе за равные с мужчинами права, которую возглавили представители интеллигенции.

8 марта 1913 г. в России впервые отмечался Международный женский день. Решение о его праздновании принято на Международной конференции социалисток в 1910 г.. В настоящее время в Российской Федерации отмечается как всенародный праздник.

Образование

Интеллект и духовность человека накапливались и развивались в первую очередь через образование, всеобщую и индивидуальную грамотность. Помещики противились всенародному образованию, считая его основой общегосударственной анархии. Столыпин убеждал: «Бояться грамоты и просвещения, бояться света нельзя. Образование народа, правильно и разумно поставленное, никогда не приведет к анархии».

Несмотря на низкое финансирование образования в России (43 коп. на душу в год, в то время как 7 руб. в США), в стране функционировала еще в XIX в. сложившаяся система, которая включала три основных уровня образования: начальный, средний и высший.

Первооснову обучения составляла начальная школа. С 1908 г. оно было бесплатным. За первые 12 лет XX в. число учащихся в начальных школах выросло вдвое, что составило 42% всех детей школьного возраста. Школы делились на светские (60%) и церковно-приходские (40%). Правительство достаточно глубоко осознавало необходимость введения в стране всеобщего начального образования. П. А. Столыпин, начиная аграрную реформу, предлагал ввести обязательное 4-летнее обучение для всех крестьянских детей. Этот вопрос даже был внесен на рассмотрение в Государственную думу, но начавшаяся Первая мировая война автоматически сняла его с повестки дня.

Среднее образование можно было получить в гимназиях и реальных училищах за соответствующую плату, так что учиться в них могли немногие. Получали распространение коммерческие училища, дававшие за 7-8 лет среднее образование. В 1913 г. в них обучалось 55 тыс. учащихся, в том числе 10 тыс. девушек.

Росла система высшего образования. К 1915 г. около 150 тыс. студентов обучалось более чем в 100 вузах (во Франции – 40 тыс., в Германии – 80 тыс.). Прогрессировало высшее женское образование. В городах страны функционировали 30 женских курсов, в большинстве которых занятия проводились по университетским программам. По количеству женщин, получивших высшее образование, Россия занимала первое место в Европе.

Ежегодный суммарный бюджет Министерства народного просвещения составлял 5% от общего государственного бюджета.

Несмотря на предпринимаемые правительством меры, грамотность населения России оставалась все еще оскорбительно низкой для великой державы. Низкий уровень образования удерживал значительную массу населения, особенно крестьян в дремучей темноте и невежестве. Так, одним из народных бедствий было суеверие, например, «опахивание деревень от холеры плугом, везомым девушками, одетыми в одни белые рубашки». И это в 1910 году! Подобных примеров было предостаточно.

Большой вред сознанию народа наносили распространявшиеся нелепые слухи. За их распространение арестовывали (до 3-х месяцев), и штрафовали (до 3 тыс. руб.), и отправляли в тюрьмы (от 2 до 8 месяцев) – ничего не помогало. Да и не могли никакие кары искоренить суеверие и невежество. От этого векового недуга есть только одно средство – образование и культура.

Литература

Русская литература развивалась бурно, противоречиво. В литературе продолжала развиваться реалистическая традиция. Ее представляли М. Горький и И. Бунин, А. И. Куприн и Л. Н. Толстой. Появились новые имена: А. Блок и В. Маяковский, Н. Гумилев и С. Есенин, А. Белый и М. Цветаева, А. Бальмонт, В. Брюсов и З. Гиппиус, Д. Мережковский и А. Ахматова.

Большинство служителей художественного слова стремились показать богатый духовный мир и особенности национального характера русского человека. Д. Мережковский, «беседуя» с Европой, писал: «Ваш гений – мера, наш – чрезмерность. Вы умеете останавливаться вовремя; доходя до стены, обходите или возвращаетесь; мы разбиваем себе голову о стену...» и т. д.

Литературные поиски часто вели не только к обличению существующего строя, но и к неоправданному очернительству образа жизни россиян. Публицист и философ В. В. Розанов, обобщая книги, изданные в первом десятилетии XX в., сделал вывод, что писатели усердно подготавливают конец России. Бунин в романе «Деревня» каждой строкой твердит: «Крестьянство – это ужас, позор и страдание». То же говорит Горький о мещанах, то же гр. А. Н. Толстой – о дворянах.

Величайшим из плеяды русских литераторов оставался Л. Н. Толстой. В XX в. он вошел уже в 72-летнем возрасте. Однако это не помешало ему создавать новые произведения, захватывающие умы и сердца людей: «Живой труп», «Хаджи-Мурат», «После бала» и др. Писатель выступил против христианских канонов, символов православной веры и порвал с церковью. Вместо нательного креста стал носить медальон с портретом французского философа Ж.-Ж. Руссо. Синод отлучил Толстого от Церкви.

Великий писатель оценивался современниками противоречиво. «Толстой смешон как пророк», – скажет о нем В. И. Ленин. И добавит: «Толстой велик, как выразитель тех идей и тех настроений, которые сложились у миллионов русского крестьянства». Н. Бердяев считал, что принятие толстовского морального сознания влечет за собой «смерть личности и смерть Бога». М. Горький утверждал, что «Толстой – это целый мир». Умер писатель в 1910 г.

А. П. Чехов прожил в XX в. лишь четыре года (умер от чахотки в 1904 г.). Но и в этот короткий срок на свет появились произведения, которые и по сегодняшний день не сходят с театральных подмостков: «Три сестры», «Вишневый сад» и др. А. П. Чехов и в этот период своего творчества проявил себя как знаток русского быта, мастер описания русской природы, тонкий психолог и блестящий юморист.

М. Горький (Алексей Максимович Пешков) и в личной жизни, и в писательской деятельности был полон противоречий. В начале XX в. он явно симпатизировал социал-демократам, поддерживал их материально и морально, за что даже попадал в Петропавловскую крепость. Конфликтовал с Лениным и Плехановым. Из-под его пера выходят «Песня о буревестнике», которая была воспринята как зов «буреглашатая» революции, «Мещане», «На дне», «Дачники», «Варвары» и др. Пьеса «Враги» и роман «Мать» были впоследствии оценены как первые произведения социалистического реализма. За плодотворную литературную деятельность Горький был избран почетным академиком, но, по распоряжению Николая II, выборы объявили не действительными. В знак протеста против такого произвола Чехов и Короленко вышли из состава Академии. Дальнейшее творчество Горького, не менее противоречивое, чем в начале века, проходило уже при советской власти.

Продолжала развиваться научная историческая литература. В эти годы из патриархов отечественной истории творил В. О. Ключевский (умер в 1911 г.). Современники неоднозначно оценивали Ключевского. М. Горький, например, писал: «Вы не очень доверяйте Василию Осиповичу Ключевскому. Человек он, разумеется, весьма талантливый и знающий, но в угоду худосочному либерализму... слишком увлекается остроумием». А. Л. Толстой в оценках был более тонок: «Хитрый, читаешь – будто хвалит, а вникнешь – отругает».

Жили известные писатели и поэты в основном безбедно. Самый высокооплачиваемый писатель начала XX в. М. Горький за 3 опубликованных печатных листа (примерно 72 страницы машинописного текста) получал сумму, равную годовому профессорскому окладу. И. Бунин такую же сумму получал за 7 печатных листов. Ординарный, т.е. штатный профессор получал в качестве основного жалованья 3600 руб. в год.

Нередко писатели ссорились – все как у простых смертных людей как по идейным разногласиям, так и прочим другим.

Театр

Вхождение в XX в. совпало с началом становления русского профессионального театрального искусства. С основанием Московского художественного театра К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко (1898) уровень сценических представлений заметно вырос. Репертуар театра включал произведения современников – Л. Толстого, М. Горького, A. Чехова, а также А. Пушкина, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, B. Шекспира и др.

Другие крупные театральные центры – театр В. Ф. Комиссаржевской, императорские Мариинский и Александринский театры, а также Большой театр в Москве. Ширился перечень частных театров. С. И. Мамонов сумел привлечь в свою частную оперу знаменитого Ф. И. Шаляпина, на сцене его театра ставились «Садко», «Царская невеста» и др.

Музыкальное искусство

Созвездие композиторов венчало музыкальное искусство России. М. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов, А. Н. Скрябин и С. В. Рахманинов, С. И. Танеев и И. Ф. Стравинский вошли в ряд выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. В театрах ставилась опера «Золотой петушок» Римского-Корсакова, проходили премьеры 7-й и 8-й симфоний Глазунова, «Божественной поэмы», «Поэмы экстаза», «Прометея» Скрябина и др.

Музыка и театр развивались бурно и разнообразно, гармонично и наступательно. Однако слушали музыку и смотрели спектакли немногие: собственно народ был еще далек от этих видов культуры.

Изобразительное искусство

Не оскудела русская земля художниками и на заре нового века. От реализма и традиционализма до авангарда – таков диапазон их творческих исканий.

Всеми признанным среди художников, несомненно, был И. Е. Репин. Зенит его славы пришелся на XIX в., но и в новом столетии он продолжал восхищать мир картинами, портретами и эскизами: «Заседание Государственного совета», «Какой простор», «Манифестация 17 октября 1905 года»; портреты Столыпина, Л. Толстого, Короленко, Шаляпина и др.

Отличалась широтой палитра портретов, созданных В. А. Серовым: последних царей и Горького, убийцы Распутина Юсупова и балерины И. Рубинштейн и др.

Интересные картины выходили из-под кисти абстракционистов В. Кандинского и К. Малевича. Но отдельные полотна были часто недоступны пониманию простого человека. Л. Толстой считал, что, например, картину Н. Ге «Распятие» простой зритель без разъяснений не поймет.

В начале века многие деятели искусства покидали Россию, жизнь в Европе и США казались им привлекательней, часто навсегда, причем в расцвете творческих сил.

Кинематограф

Начало столетия совпало с началом внедрения кинематографа в культурную жизнь России. Как это часто бывает с новым, появление кино в первую очередь выявило его дельцов. На экраны хлынул поток низкопробных поделок, бульварного характера, о чем можно судить по названиям фильмов: «Скальпированный труп», «На что способен мужчина», «Наказанный любовник» и др. Актеры театров охотно снимались и в таких фильмах – творческая новизна привлекала. Императорские же театры запретили своим актерам сниматься в кино вообще.

Л. Толстой не воспринял новый вид искусства в предложенном виде, заявив, что «кинематограф гадость, фальшь». Несмотря на это, режиссеры В. Гардин и Я. Протазанов предприняли попытку вывести на экран его «Войну и мир» в 1915 г., но экранизировали лишь отдельные отрывки романа (40 лет спустя роман был экранизирован в США. Премьера версии С. Бондарчука была показана в 1966 г.).

Однако, наряду с «гадостью и фальшью» русское киноискусство стало наполняться подлинными шедеврами: «Оборона Севастополя», «Царь Иван Васильевич Грозный», «Понизовая вольница» и др. Приобретали известность кинорежиссеры Я. Протазанов, В. Гардин, А. Ханжонков, первые кинозвезды: В. Пашенная, А. Коонен, М. Андреева, М. Чехов. Кинематограф привлек к себе такие таланты, как Ф. Шаляпин, А. Вертинский, В. Холодная.

В кругах деятелей культуры заговорили о том, вытеснит ли кино театр? К. Станиславский был убежден, что кинематограф не может заменить театр, но способен приобщить народные массы к общей культурной жизни.

Научно-техническая культура

В новый век Россия входила с выдающимися открытиями в различных областях науки и техники, что позволило внести в жизнь россиян электричество и телефон, автомобиль и трамвай и т. д.

Перешагнули в новое столетие открытия выдающихся ученых: И. М. Сеченов (создатель русской физиологической школы), Д. И. Менделеев (открыл периодический закон химических элементов), В. В. Докучаев (создатель почвоведения) и др.

Н. Е. Жуковский первый в Европе построил аэродинамическую трубу (1902), а два года спустя открыл первый аэродинамический институт; авиаконструктор И. И. Сикорский создал самолет грузоподъемностью 4 тонны («Русский витязь»). Физиолог И. П. Павлов за свои открытия был удостоен Нобелевской премии. Выдающийся ученый в области биологии и патологии И. И. Мечников обосновал теорию иммунитета, за что также получил Нобелевскую премию.

Многие теоретические положения и новаторские проекты научно-технической мысли нашли реализацию на строительстве железных дорог и в паровозостроении. На строительстве Кругобайкальской железной дороги (260 км) впервые было использовано электричество на буровых работах. Благодаря инженерам Б. Малаховскому, С. Мухину и Г. Соколову скорость движения паровоза достигла 125 км/ч. В 1913 г. поезд «Петербург – Москва» преодолевал расстояние за 9 часов, вместо прежних 13. «Это не предел, – заявил тогда товарищ министра путей сообщения Н. Щукин. – Подождите полгода, и наша «молния» пройдет между столицами всего часов за шесть». Дерзким, но реальным замыслам русских паровозостроителей помешала Первая мировая война.

Появился в квартирах телефон, но он еще долго оставался роскошью. Абонентная плата за его пользование была чрезвычайно высокой – 250 руб. в год. Этой суммы было достаточно для аренды 2–3-х комнатной квартиры в столице. В Петербурге телефон имела 1 семья из 100, через 15 лет – 17 из 100.

Физическая культура и спорт

Рубеж XX в. был ознаменован появлением физкультурных и спортивных организаций, участием российских спортсменов в чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх.

На первых для России Олимпийских играх (четвертые по общему счету) в Лондоне (1908 г.) в русскую делегацию входило всего 5 спортсменов – фигуристы и борцы. Олимпиада длилась с апреля по октябрь. В ее программу входили крикет (игра в мяч для двух команд, производимая на травяном прямоугольном поле), крокет (игра, при которой играющие ударами деревянных молотков проводят свои шары через проволочные воротца), стрельба по взлетевшим голубям и т. д.

Фигуристы, в том числе Н. А. Панин-Коломенкин (Коломенкин), соревновались в довольно экзотическом виде спорта – «вычерчивание на льду специальных фигур». Несмотря на жесткую конкуренцию со стороны шведов, да и судейская бригада состояла сплошь из скандинавов, Панин-Коломенкин стал олимпийским чемпионом – единственным и первым в Российской империи. Две серебряные медали получили русские борцы.

 
Автор: А.Т. Степанищев
Из книги: История России
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст