История

Просвещение и образование в XVIII в


Просвещение и образование в XVIII в.

Духовная культура объединяет все то, что привнесено в умы и сердца людей просвещением и образованием, научно-техническими открытиями и их внедрением в хозяйственную жизнь страны, развивающейся литературой, достижениями в области музыкального искусства, живописи, архитектуры и скульптуры, театра и т. д.

Духовная культура российского народа, обогатившаяся гуманистическими идеями европейского Просвещения, вступила в качественно новую стадию развития в XVIII в.

Меры по развитию образования и просвещения в России, напористо предпринятые Петром I, в последующие годы шло ни шатко, ни валко. Славяно-греко-латинская академия больше стала походить на приготовительную школу для православного духовенства. Число учащихся уменьшилось с 629 в 1725 г. до 200 во времена Елизаветы. В учителях наблюдался крайний недостаток, к тому же таковыми становились исключительно монахи. О направленности обучения в академии можно судить по вопросам, которые слушателям задавали на занятиях: «Где сотворены ангелы? Каким образом они обмениваются между собой мыслями? Есть ли в раю роза без шипов?» и т. п.

В 1730-е годы для подготовки офицерских кадров были открыты три шляхетских корпуса – Сухопутный, Артиллерийский и Инженерный. Учиться в них могли только дворянские отпрыски.

Опять же только для дворянских чад открывались частные пансионы. Входило в моду обучение на дому с приглашением иностранных учителей (гувернеров), поскольку своих было не густо. Иностранный учитель не мог дать образование по всем основным предметам, плохо владея русским языком. Да и потом, мог ли католик-француз, например, обучать детей «закону Божьему»? Поэтому, кому позволяли средства, нанимали двух учителей: иностранца для обучения языкам, хорошим манерам, верховой езде, танцам и т. п.; русского – для изучения арифметики, родного языка, географии, «закона Божьего».

По невежеству своему русские помещики не могли толком разобраться, что за учителей своим детям они приглашают. По воспоминаниям Порошина, воспитателя Павла I, к одному московскому дворянину нанялся чухонец (название эстонцев, а также карело-финского населения окрестностей Петербурга), выдававший себя за француза, и научил его детей чухонскому языку.

В связи с усилением французского влияния (при Елизавете), дворяне заботились главным образом о том, чтобы их дети умели говорить по-французски и, в соответствии с французскими манерами, танцевать. Выписанные знатными людьми французы-лакеи вскоре становились высокооплачиваемыми учителями в их домах. Толпы французов-бродяг кинулись в Россию за легким хлебом, часть из них пришлось насильно отправлять обратно ввиду полной неграмотности и откровенного невежества.

Учеба в пансионатах и на дому – положительное начало в образовании детей. Но до подлинного гуманитарного и профессионального уровня обучения оно подняться не могло. Эту роль должны выполнить университеты, но их в России до середины XVIII в. не было. В заграничные университеты на учебу могли выехать немногие. Вполне естественным и логичным шагом стало решение правительства об открытии своих университетов – при Петербургской Академии наук и Московский.

Назначение университета при Академии с философским, физическим и историческим отделениями – готовить кадры ученых. До поступления в него требовалось пройти курс обучения в гимназии. Непросто было учиться в этом университете: занятии вели немцы, да еще и на немецком языке. Ситуация медленно, но менялась: появились первые русские профессора-преподаватели (М. В. Ломоносов), занятия стали вести на русском языке, учиться стало интереснее. В гимназию увеличился приток детей из «подлых» и других сословий – разночинцев, низшего духовенства, даже солдат. Более двадцати студентов для университета подготовила гимназия. Это было каплей в море, но первой каплей, за которой последовали реки учения и знаний.

Началом полноценного высшего образования в России стало основание Московского университета в 1755 г. (Ныне Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова.) Студенты и выпускники университета и сегодня отдают должное фавориту императрицы Елизаветы и другу Ломоносова, влиятельнейшему вельможе И. И. Шувалову, внесшему основную лепту в рождение первого вуза России.

В Европе к тому времени уже имелись десятки университетов, но действительно светским характером мог гордиться только Московский: в нем не было богословского факультета и соответствующих религиозных дисциплин. На такую дерзость могли пойти только смелые и передовые люди! Три факультета вошли в структуру университета: философский, юридический и медицинский. Факультеты были подобраны не случайно, ведь своих образованных юристов и медиков не было вообще (лишь единицы, получившие образование в Европе). На философском факультете изучались математика, география, физика, механика, филология. Это гораздо позже на философских факультетах стали изучать законы развития природы, человеческого общества и мышления. Университет стал общедоступным учебным заведением – все желающие приходили на лекции профессоров или в библиотеку. Поступать в него могли представители всех сословий, кроме крепостных. Однако были исключения, когда умный помещик давал своему смышленому крепостному вольную и платил за его обучение.

В основном студенческие скамьи заполнялись разночинцами – до 85% от общего числа. Управлял университетом Сенат. И еще одно нововведение для России: студентов нельзя было пороть.

Некоторые дворяне боялись поступать в университет, объясняя это тем, что за годы учебы сверстники могли обойти их чинами. Тогда правительство стало присваивать довольно высокие звания всем дворянам, закончившим учебу.

Не все правители понимали значимость университетского образования. Об этом говорит численный состав Московского университета: при открытии в нем числилось 100 студентов, через 30 лет обучалось лишь 82 студента. В 1765 г. на юридическом факультете обучался только один человек, несколько лет спустя такая же участь постигла медицинский факультет. В екатерининское время ни один медик не был дипломирован из-за низких знаний.

При университете имелась гимназия. Здесь без разделения сословий не обошлось: дворяне учились отдельно, разночинцы отдельно. Завершив обучение, гимназисты поступали в университет.

Более 300 специалистов подготовил Московский университет до конца века. Среди них достойные сыны Отечества государственный деятель и военачальник Г. Потемкин, просветитель Н. Новиков, поэт и писатель Д. Фонвизин, архитектор В. Баженов и др. Из стен Московского университета вышла татарская и грузинская азбука, чувашская грамматика.

Дорога к развитию системы образования, казалось, была открыта. Кое-где и на периферии стали создаваться гимназии (Казань), общедоступные общеобразовательные школы. В 26 губерниях открылись двухклассные и четырехклассные народные училища. Учителей готовил колледж и семинария. Но гимназий и училищ было слишком мало, а в сельской местности, где проживала основная масса населения, учебных заведений не было вообще. Тормозом в повышении роста грамотности явился указ Анны Ивановны об освобождении дворянских недорослей от обязательного школьного обучения.

Наука и техника

Казалось бы, о какой науке могла идти речь в малограмотной стране?

Науки, как таковой, в начале XVIII в. в России фактически не было. Первопроходцам предстояло впитать научные знания мировой цивилизации и создать свою научную базу. Когда открыли Академию наук, наполнять ее пришлось иноземцами. Елизавета Петровна, хотя и частично, но положила конец немецкому засилью. Ведущая роль в организации работы Академии перешла к М. В. Ломоносову, сыну поморского крестьянина из Холмогор, ставшему великим ученым, первым русским профессором. Он был беспредельно предан своему делу. «За утверждение наук в отечестве и против отца своего родного восстать за грех не ставлю», – писал гений русской науки. При Екатерине II Академией управляла княгиня Е. Дашкова – первая женщина в русской истории, занявшая высокий государственный пост.

Ломоносов сделал ряд научных открытий: понял идею громоотвода, основал метеорологию, изобрел «трубу» ночного видения, разработал новые сорта фарфора, стекла, красок. Он занимался горным делом, сконструировал перископ, первым увидел реальную возможность освоения морского пути по Северному Ледовитому океану и т. д. Картины ученого и сегодня украшают многие музеи России. Из-под его пера вышла «Российская грамматика» и ряд поэтических сочинений.

Постепенно набирала силу историческая наука. В. Н. Татищев создал «Историю Российскую с самых древнейших времен» в 5 книгах, над которой работал 20 лет, генерал И. Н. Болтин также подготовил сочинение по русской истории, М. В. Ломоносов выпустил «Древнюю Российскую историю», в которой обосновал, что варяги – это не скандинавы, а южно-балтийские славяне. Великий ученый мужественно боролся с теми, кто принижал русскую культуру. Академик А. Щлецер занимался критическим разбором «Повести временных лет», князь М. М. Щербатов написал «Историю Российскую с древнейших времен», академик Г. Миллер даже переехал жить в Сибирь, чтобы написать «Историю Сибири». Появился «Атлас Российской империи», обнаруживается «Слово о полку Игореве».

Выдающуюся роль в развитии русской филологии сыграл знаменитый Словарь Академии Российской. В нем было зафиксировано 43 257 слов русского языка. Создавался словарь 11 лет. Большую роль в его подготовке сыграла «доблестный начальник» и «покровительница муз» Е. Дашкова. Она лично собрала более 700 слов.

И. И. Ползунов изобрел первую в мире паровую универсальную машину («огнедействующая машина»), предназначенную не для подъема воды, такие машины уже имелись за границей, а для непосредственного привода в действие заводских агрегатов. Это изобретение означало начало «века пара».

Литература и искусство

Первым солидным шагом к активизации литературной деятельности стало введение еще Петром I гражданского шрифта, что способствовало формированию литературного русского языка – более выразительного, простого и доступного. На основе нового, освобожденного от старой, сложной церковной речи литературного языка, создавали свои произведения Ломоносовым и Карамзиным.

Изданию литературных произведений часто препятствовали государственные чиновники и церковь. В 1734 г. Петербургская Академия обратилась в Сенат за разрешением издать полное собрание русских летописей. Сенат передал дело в Синод, который решил, что «это только нанесет ущерб казенному капиталу, так как летописи полны лжи, и кто прочитает первый том, не купит уже второго».

Существенным подспорьем в становлении образования и литературной деятельности стал вышедший в конце 1780-х – начале 1790-х годов 6-томный словарь русского языка. Но все это было лишь предвестием расцвета новой литературы. Главное – в Россию властно и необратимо вторгался век Просвещения с его возвышенными и глубоко нравственными гуманистическими идеалами.

Литературным направлением, соответствующим идеям эпохи Просвещения, становится классицизм. Первыми представителями русского классицизма были А. Д. Кантемир, создавший поэтические и прозаические произведения, обличающие невежество и суеверие («А не писать мне нельзя, не могу стерпети...»), М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский (по словам А. Пушкина, «почетный и порядочный человек»), А. П. Сумароков, директор Петербургского театра. По душе читателям пришлись героические трагедии Я. Б. Княжнина.

Не чуждой литературе стала Екатерина II, оставившая довольно обширное наследие: 11 комедий, 7 опер, 5 былей и небылиц и т.д. Общее число ее сочинений составило около 30.

На всем протяжении XVIII в. развивалось устное и письменное народное творчество. Сказки и сказания, пословицы и поговорки, песни и пародии – всем этим была наполнена жизнь простого народа. Фольклор отражал волнующие простых людей события и прославлял народных героев: восстание против дворян и его предводителей Пугачева и Салавата Юлаева, борьбу украинского и белорусского народов против польско-литовских угнетателей и прославившихся в ней Б. Хмельницкий и П. Кривонос и т.д.

Развитию русской литературы препятствовали различного рода запреты на публикации на русском языке произведений зарубежных авторов. Только в 1797–1799 гг. было запрещено 639 изданий, в том числе, казалось бы, безобидное «Путешествие Гулливера». В целом за четыре года павловского режима объем издаваемых произведений уменьшился на треть в сравнении со временем Екатерины II.

Живопись, как и литература, отторгала религиозные условности. Появились реалистические полотна. На новый уровень поднялась портретная живопись. Целую галерею русских монархов, знатных вельмож, полководцев создали крепостные художники А. П. Антропов, Д. Г. Левицкий (в музее Женевы хранится портрет Д. Дидро кисти Левицкого), В. Л. Боровиковский, крепостные художники И. П. Аргунов, Ф. С. Рокотов. Все большее место в художественном творчестве занимают жизнь и быт простого народа. На эту тему пишут картины А. И. Еремеев, крепостной художник М. Шибанов. В 1757 г. была учреждена Академия художеств, которую возглавил И. Шувалов.

Театр. Первый национальный театр в России появился в Ярославле. Первый спектакль (драма «Эсфирь») был дан в 1750 г. Основатель театра, выходец из мещан Ф. Г. Волков, затем, по вызову Елизаветы, основал профессиональный театр в столице (по указу 1756 г. о создании «русского для представления трагедий и комедий театра»). Директором был назначен первый театральный писатель Сумароков. Волков, первый русский актер, стал руководителем труппы.

Открывались театры также в Тамбове, Казани, Воронеже, Нижнем Новгороде, далеких Тобольске и Иркутске. Входили в моду усадебные театры. Многие актеры были крепостными.

Театр как никакой другой вид искусства вызывал живой интерес императорских особ. Так, Екатерина II за свое царствование отдала 340 распоряжений по части театральных дел. Она контролировала репертуар театральных постановок в Эрмитаже (даже написала «Исторические представления из жизни Рюрика и Олега»). Этот спектакль был сыгран с необыкновенным размахом: на сцене выступало более 700 исполнителей. В те времена достать билет в театр было непросто – так много было желающих попасть на тот или иной спектакль. Павел I, хотя его царствование в сравнении с матушкой было раз в 8 короче, отдал 234 высочайших предписаний и распоряжений, регламентируя театральные дела – от устройства театров до жалованья «танцорок».

В XVIII в. в театрах во время представлений нередко аплодировали двумя деревянными дощечками, связанными лентами. А вместо цветов зрители бросали на сцену кошельки с деньгами.

Музыка. Этот вид искусства очень медленно входил в жизнь русского народа. Высшие круги развлекали заграничные оперные и балетные труппы. Для народных музыкальных инструментов писал музыку И. В. Хандошкин, первый русский скрипач-виртуоз и композитор, создавший более 100 сочинений для скрипки. Е. И. Фомин стал создателем национальной песенной оперы. Входило в моду цыганское хоровое пение: знатные вельможи любили приглашать цыган на свои торжества. Первым собрал хор цыган граф А. Орлов.

Развитию музыкального искусства препятствовали сумасбродные решения некоторых царских особ. Павел I, к примеру, запретил «впуск из-за границы», наряду с книгами, «равномерно и музыку»: цензуре подвергались сочинения Моцарта, Гайдана и других композиторов.

 
Автор: А.Т. Степанищев
Из книги: «История России»
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
Реклама
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст