История

Чудов монастырь. История взорванной обители


Чудов монастырь
Чудов монастырь

Чудов монастырь ведет свое летоисчисление от XIV века. Его основание связано с событиями таинственными и удивительными. Монастырь был основан в 1358 году митрополитом Алексием, за свои деяния причисленным к лику святых Русской православной церкви.

Его чтут, как объединителя русских земель, одного из создателей Российского государства. Среди его подвигов – сооружение белокаменной Москвы, первых неприступных стен Кремля. При жизни Алексий слыл не только мудрым отцом церкви и правителем (он возглавлял государство, пока не подрос Дмитрий Донской), он обладал большим дипломатическим талантом, он умел поддерживать хрупкое равновесие между Московским княжеством и Золотой Ордой. Ко всему прочему, митрополит был наделен даром врачевания.

В 1357 году Алексия вызывают спешно в Орду к любимой жене хана Джанибека Тайдуле. Она три года уже как ослепла. Алексий собирается, путь не близкий. Дорога в Орду была всегда для русских опасной – никто не знал, как и с чем вернется оттуда, и вернется ли вообще.

Перед отъездом святитель Алексий отслужил молебен с водосвятием в кремлевском Успенском соборе перед гробом святителя Петра, митрополита Московского, при жизни почтившего Москву как духовную столицу России – и во время богослужения чудесно сама возгорелась свеча. Это сочли за доброе предзнаменование – святитель раздробил свечу на части, роздал людям и взял с собой в Орду вместе со святой водой. Он отправился в путь 18 августа 1358 года – за месяц до праздника Чуда св. Михаила Архангела. По преданию, ожидая святителя, Тайдула увидела сон – как он приближался к ней в торжественном облачении и с ним священники в таких же одеждах...

Исцеление Тайдулы
Исцеление Тайдулы

Пробудившись, она повелела изготовить такие же облачения, как она видела во сне, – и потом это облачение, подаренное Тайдулой святителю, хранилось у раки святого в Чудовой обители. Путь в Орду по подсчетам ученых тогда занимал около месяца, так что святитель прибыл туда в середине сентября. Он зажег чудесную свечу с молитвой, окропил больную святой водой – и Тайдула прозрела.

Исцеление произошло в праздник Чуда архангела Михаила в Хонех. Радости обеих враждовавших сторон не было предела – хан Джанибек снизил для русских размер дани. После исцеления Тайдулы митрополит Алексий дал обет: основать в Москве монастырь и Тайдула подарила святителю кремлевскую территорию, принадлежавшую хану, где находился Посольский двор Орды – именно там захватчики собирали с России дань. По другой версии там был конюшенный двор хана. Так или иначе, а церковь в честь Чуда Архангела Михаила и монастырь основали не где-нибудь, а на бывшем дворе Золотой Орды. С тех пор ханские слуги жили за пределами Кремля. Так появился в XIV веке в Кремле мужской Чудов монастырь.

Располагался монастырь на Ивановской площади напротив колокольни Ивана Великого и рядом с Вознесенским монастырем. Главный соборный храм Чуда архангела Михаила в Хонех был самым древним, построен в 1503 году из кирпича на месте деревянной церкви.

Основатель монастыря позаботился и о его достатке, обогатив кремлевскую обитель «драгоценной утварью, селами, рыбными ловлями». Чудов был богатейшим московским монастырем, в который жаловали вклады и великокняжеская, и царская семья, и бояре на поминовение. В 1378 году святитель Алексий скончался. Предчувствуя приближение кончины, он начал читать отходную молитву и умер, не окончив ее. Святитель смиренно завещал похоронить себя не в церкви, как было положено, а близ нее, и его похоронили в Благовещенском приделе Чудова храма. Его святые мощи были обретены в 1431 году, когда во время литургии обрушился верх обветшавшей каменной церкви – и хотя люди милостию Божией не пострадали, надо было строить храм заново. Во время работ и обнаружили гробницу с нетленными мощами Святителя. Их поместили тогда в Благовещенском приделе соборного храма. У раки стоял жезл святителя, и подле мощей хранилось то самое облачение, подаренное Тайдулой. А в 1483 году великий князь Иван III велел построить в монастыре новую церковь с двумя престолами – Благовещенским и св. Алексия, – куда с благоговением перенесли его святые мощи. Кстати, это был единственный храм в Москве, куда не разрешался вход женщинам.

В старину кремлевский монастырь назывался по-старомосковски мило и просто – «у Чуда», и на протяжении многих лет Чудов монастырь играл видную роль в русской истории, и в его стенах произошло немало событий как радостных, так и трагических.

В 1382 году монастырь был разорен войсками Тохтамыша. В 1441 году в него заточили московского митрополита Исидора, грека по происхождению, подписавшего печально знаменитую Флорентийскую унию с католичеством 1439 года.

Как известно, именно в заключении этой унии православные мыслители видели глубинную причину падения Византийской империи, архивариус последовавшего в 1453 году. А Исидор, поставивший свою подпись от лица Русской Православной Церкви, вернулся в Москву, неся впереди латинский крест, а на богослужении в Успенском соборе помянул на ектении папу Римского Евгения. Разгневанный великий князь московский, Василий II назвал его «латинским прелестником» и заточил предателя в Чудов монастырь. Вскоре Исидор сбежал оттуда в Рим, где и умер в 1462 году, а князь даже не стал «за сим лжепастырем» снаряжать погоню. Это был последний иноземец в чине митрополита Москвы – после него сразу же был назначен русский митрополит, святитель Иона.

В 1504 году в Чудовом монастыре находился в заточении выдающийся просветитель, борец с ересями митрополит Новгородский Геронтий, лишенный сана. В 1515 году такая же участь постигла старца Вассиана Косого (Патрикеева). По преданию, иноком Чудова монастыря был самозванец Григорий Отрепьев. В 1610 году в Чудовом монастыре был насильно пострижен в монахи свергнутый царь Василий IV Шуйский. Спустя два года в келье Чудова монастыря погиб от голода патриарх Гермоген, ввергнутый в узилище поляками.

Старый и немощный, первосвятитель Гермоген разослал по городам грамоты с призывом встать на защиту Отечества, он решил поднять русские города против оккупантов. Поляки требовали от Гермогена отмены восстания городов. Гермоген скончался в темнице от голода. А под Москвой уже стояли дружины из 25 городов.

В 1666 году в Чудовом монастыре и храме Благовещения Патриархами Паисием Александрийским и Макарием Антиохийским совершился суд над патриархом Никоном. Его лишили сана, сняли клобук и панагию. Но что удивительно: признали правильной проведенную им церковную реформу. Результатом этой реформы стал раскол в русской православной церкви. И рана эта не заживает и сейчас.

Своего расцвета Чудов монастырь достиг в начале XVII века, когда его называли Великой Лаврой. При патриархе Филарете здесь было открыто греко-латинское училище, на основе которого возникла Славяногреко-латинская академия, а потом уж и Московский Университет. Монахи Чудова монастыря славились своей ученостью, не случайно в XVII веке называли монастырь Великой Лаврой. Среди известных книжных имен, имевших отношение к монастырю, можно назвать Максима и Арсения Грека, Епифания Славинецкого. В Чудовом монастыре была богатейшая библиотека, здесь неустанно работали справщики церковных богослужебных книг.

В Чудов монастырь, по традиции, отправляли детей знатных бояр «от дурного общества» – учиться и воспитываться, а по достижении 16 лет они возвращались в обычную жизнь. Иностранец Кленк, видевший Чудову обитель в конце XVII столетия, по этому поводу писал, что ее скорее можно назвать дворянским учебным заведением, чем монастырем. Жил здесь и русский просветитель Карион Истомин, тоже приехавший из Малороссии, и поначалу подвизавшийся в Заиконоспасском монастыре в Китай-Городе. В 1692 году он издал свой знаменитый букварь, который подарил царице Наталье Кирилловне для воспитания внука, царевича Алексея – старшего сына Петра I. А прежде для воспитания маленького Петра он написан целую энциклопедию в стихах.

С Чудовым монастырем была связана традиция, которая берет свое начало со времен Ивана Грозного – крестить новорожденных царских детей в Чудове монастыре, у раки Святителя. Здесь крестили царевича Иоанна в 1554 году, а в 1557 году – царевича Федора, в присутствии самого царя. В Чудове же крестили царя Алексея Михайловича, причем Таинство совершил сам патриарх Филарет, крестивший собственного внука. Потом и он в свою очередь в 1672 году крестил в Чудове своего сына Петра I, хотя к тому времени «Тишайший» царь уже немного изменил традицию и старших детей от брака с Милославской крестил в Успенском соборе. Но Петр был крещен в Чудове – интересно, что спустя полтора столетия, в 1818 году в Чудовом монастыре крестили другого великого реформатора, Александра II - освободителя, отменившего крепостное право. При совершении Таинства крещения его бабушка, императрица Мария Федоровна приложила младенца к руке святителя, испрашивая благословения. Царевич и родился рядом с Чудовой обителью, в кремлевском Николаевском дворце, снесенном большевиками. Дворец же этот был построен на месте бывшего дома митрополита (или перестроен из него).

После возобновления Московской епархии в 1737 году, именно в Чудовом монастыре была восстановлена Кафедра московских архиереев. В монастыре находились гробницы многих исторических деятелей. Здесь были похоронены митрополиты Московские Алексий, Феодосий и Афанасий, последний казанский царь Едигей, во святом крещении Симеон, известный церковный деятель XVII века Епифаний Славинецкий. В монастыре были похоронены представители многих княжеских и боярских фамилий: сват царя Алексея Михайловича боярин Морозов, князья Трубецкие, Хованские, Оболенские, Куракины, Щербатовы.

В ризнице монастыря хранились богатые вклады московских царей, великих князей и бояр, а библиотека монастыря, в которой имелось множество древних редких книг, являлась одним из самых значительных книгохранилищ России.

Монастырь славился на всю Москву своими просфорами – москвичи стучали в окно и в открытую форточку подавали за них деньги. А внутри монастырской Благовещенской церкви в особой палатке, устроенной в стене, продавали «чудотворцев мед».

1812 год своими последствиями для Чудова монастыря сравним только с 1917 годом. В монастыре Наполеон размещает свой главный штаб. В алтаре главного чудовского собора маршал Даву устроил себе кабинет-спальню. Все осквернили и разграбили. Архивные документы духовной истории и правительствующего сената были выброшены неприятелем в выгребные ямы. А когда Наполеону стало ясно, что из Москвы надо бежать, он отдал приказ взорвать Кремль.

Были подложены мощнейшие заряды пороха, французы подожгли фитили, и от Чудова монастыря, и от всего Кремля ничего бы не уцелело, но случилось великое чудо: пошел дождь, загасивший многие фитили. И монастырь не пострадал столь разрушительно. После пожара Чудов восстановили уже в 1814 году.

В 1826 году Николай I праздновал в Чудовом первую победу над Персией. Военные трофеи, – ключи от крепостей и «знамена шаховы» – остались на вечное хранение в обители. После восстания декабристов императором был заказан в монастыре благодарственный молебен за избавление от «крамол, угрожавших бедствиями всему государству российскому» и для провозглашения вечной памяти воинам, павшим 14 декабря 1825 года «за отечество и государя».

«Еще одно, последнее сказанье и летопись окончена моя...»

В 20-м веке начинается новая, кровавая страница истории Чудова монастыря. 1905 год – в Кремле террорист Каляев бросает бомбу в великого князя Сергея Александровича Романова, князя хоронят в подклете Алексеевской церкви Чудова монастыря.

1917 год принес Чудову монастырю гибель. В том кровавом ноябре монастырь был обстрелян снарядами и пострадал значительно: пробоины и трещины в стенах, разруха в книжной и иконной лавках, нагромождение камней... Невредимой осталась икона Божией Матери.

1918 год – в Москву, в Кремль переезжает новое советское правительство. По этому случаю впервые за свое почти восьмисотлетнее существование наглухо закрываются ворота Кремля. Некоторое время в кремлевской обители оставались иноки – в тесном соседстве с большевистским правительством. Коменданта Кремля Малькова особенно раздражали монахи из кремлевских монастырей: «...Более всего хлопот и неприятностей доставляли мне монахи и монахини, так и сновавшие по Кремлю в своих черных рясах. Жили они в кельях Чудова и Вознесенского монастырей, риткнувшихся возле Спасских ворот». После жалобы Ленину латышские стрелки помогли освободить кремлевскую территорию от неприятных для нового начальства поселенцев. Монастыри в Кремле упразднили, но продолжали раздражать «приткнувшиеся» здания.

В 1919 году монастырь закрыли. В его помещении открылся какой-то кооператив «Коммунист», а в подклете Алексеевской церкви – «изба-читальня». Потом из монастыря изъяли ценности и передали его под кремлевский Лечсанупр, где самые лучшие врачи наблюдали верховных пациентов. В декабре 1929 года Чудов монастырь был полностью разрушен для освобождения привилегированной территории под строительство правительственного здания Президиума Верховного Совета, по проекту И. Рерберга.

Большевики взорвали Чудов монастырь ночью. Когда утром 17 декабря 1929 года в Кремль на работу, как всегда, пришли сотрудники Центральных государственных реставрационных мастерских, они были потрясены. На месте Чудова монастыря они увидели горы строительного мусора, ничего не осталось и от двух фресок 16 века, которые научные сотрудники, в надежде спасти шедевры от уничтожения, сняли со стен храма накануне.

Мощи святителя Алексия перенесли в Архангельский собор, а в 1947 году патриарх Алексий I просил перенести их в Елоховский собор, где они покоятся и в наши дни. Иконы из монастыря передали в Оружейную палату и в Третьяковскую галерею. И ныне ничего не напоминает о Чудове монастыре в Кремле, кроме самой истории.

 
Автор: Дмитрий Скляренко
Журнал «Самарянка» №1/2010
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
Реклама
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст