Духовная жизнь

Встреча человека с Богом


Артем Перлик фото
Артем Перлик

Много лет назад, когда я только пришел в церковь, в моей жизни был такой случай. Мы с моим товарищем отправились в студенческое общежитие к нашей знакомой студентке, которая только приближалась к обретению веры. У нас завязался разговор о религии, и подруга спросила: «зачем вы ходите в храм?» В этом её вопросе не содержалось ни колкости, ни насмешки, но она и вправду хотела понять. Тогда товарищ ответил ей: «Не надо нас считать такими глупыми - если бы мы ничего в храме не чувствовали, мы бы туда и не ходили». Эти слова очень удивили меня, потому, что на тот момент я не чувствовал в храме ровным счётом ничего. И, только спустя время Бог вошел в мою жизнь как несомненная реальность, и вместе с этим пришло то, что на Афоне называют «чувством Бога». Но и здесь всегда существует своя постепенность восприятия.

Если человек никогда не испытывал чувства, что Бог есть, то разобраться логически - есть Он или нет, очень сложно. Причём, если этого чувства не было, то сердце больше становится сторонником того, что Бога нет. Нет потому, что я Его не чувствую. А то, что другие чувствуют - это их больная фантазия. Так человек приобщается атеизму. Однако у атеизма нет ответа на вопрос: «Что мне нужно делать, чтобы убедиться, что Бога нет?». Единственным ответом могло бы быть - нужно пройти путём религии и на опыте узнать - есть ли Бог. Христос предлагает людям путь личного опыта. «Блаженны чистые сердцем ибо они Бога узрят». Это путь опыта.

Детям не надо рассказывать, что Бог есть - они Его ощущают, потому что их сердца ещё не закрыты грехом от этого ощущения.

Один пятилетний мальчик был коммунистом. (Было это в 1986 году). Прабабушка рассказала ему, что есть Бог и показала иконы. Он же, поскольку был коммунистом, очень разозлился, пошел в свою комнату, стал на четвереньки и начал бегать по кругу и кричать: «Бога нет, Бога нет! Бога нет!!!» Но при этом было чувство, что надо бегать быстрее, потому, что как бы Бог в него молнией не запустил...

Одна советская девочка в детском саду игралась с другими детьми. Они обсуждали какие у Бога - глаза, уши, руки. Глупо шутили по этому поводу. Но при этом было чувство глубоко неправильного поступка, которое рождается, когда делаешь что-то очень нехорошее. Хотя все дети были невоцерковлёнными и дома никому из них о Боге не говорили.

И действительно - то, что Бог есть, можно понять даже вглядываясь в мир. Ясно, что такая красота не могла возникнуть сама по себе. Но есть вопрос - какое отношение имеет Бог к моей личной жизни? Как говорил Клайв Льюис: «Какое отношение то, что Он умер и воскрес имеет лично ко мне?».

И здесь можно сказать, что душа человека тоскует. Даже когда у него есть всё, и тогда тоскует, потому что душа человека очень велика и её невозможно насытить ни деньгами, ни вещами, ни удовольствиями.

Душа тоскует о том, что можно назвать настоящестью. О настоящей любви. Сама история показывает, что без Бога это желание удовлетворить невозможно. Хотя большинство людей Бога не чувствует, но те из них, кто Его ощутили, говорят удивлённо: «Неужели тот свет, который меня согревал всю жизнь, есть лишь отблеск великого света!»

Я видел в жизни священников, которые молясь - общались с Богом и передавали свой настрой святости другим. Видел и других людей - не священников. И, конечно, видел и тех священников, для которых богослужения было всего лишь обрядом, которого они не чувствовали. Конечный смысл службы в храме - живая встреча со Христом и последующая жизнь с Ним, расширения в сердце места для него. Для этого обретения Его, всё большего по мере лет церковной жизни, в церкви существует всё, что в ней есть. Поэтому вся церковь и служба строятся вокруг причастия, - которое и есть Его обретение.

Когда-то, когда я начинал ходить в храм, я тоже ничего не чувствовал в нём и в службе. Но я говорил себе, что самые лучшие люди земли испытывали в службе полноту блаженства и ходил. И читал о службе книги. И спустя года два пришло живое чувство Бога, которое с годами только возрастало. Но как именно оно пришло - это и для меня тайна. «Дух дышит где хочет, а как приходит - не знает человек». Так примерно Христос говорил Никодиму. Сейчас, спустя годы, я вижу, что мне помогли обрести чувство Бога частое причастие и добрые дела. Кроме того обретению чувства Бога много помогает внимательная к словам молитва.

Одна моя хорошая подруга по имени Ольга рассказывала, что придя в храм долгое время ничего не ощущала на богослужении и совсем не понимала происходящего. Понимание пришло к ней через чтение книг по литургическому богословию, а чувство Бога через частое (несколько раз в неделю) посещение храмовой службы.

У меня было четыре способа приобщения духовному миру:

1. Общение с людьми живой веры, которые ощущают реальность духовного мира, а в некоторых случаях и видят его.
2. Постоянное участие в литургии.
3. Личная молитва.
4. Добрые дела, которые помогают ощутить Бога.

Молитвы по молитвослову - это только часть молитвенной практики. Нам очень важно говорить Богу своими словами, чем больше, тем лучше и святые об этом часто говорят. А молитвослов только помогает настроить душу на правильный (праведный) лад. Это подобно тому, как обучаясь музыке, ребёнок играет классику, но и сам тоже импровизирует. Хотя классика приобщает его душу высоте и помогает его импровизациям и его последующему сочинению собственной музыки.

Блаженны те души, которые ищут пережить реальность Бога. Им нужен Бог как сокровище сердца. Они не теплохладны.

Страдание так же есть место встречи человека и Бога. Леон Блуа говорил, что страдание проходит, а его опыт навсегда остаётся. И это опыт встречи с Небом, так как испытанная боль делает душу чуткой к истине.

Вера, это не только доверие неким историческим фактам, касающимся религии, но присутствие Бога в человеке. Насколько Дух Святой наполняет сердце, настолько человек ощущает реальность существования духовного мира.

Однажды я спросил старца Илия Оптинского (Ноздрина) – как научиться верить? И он ответил, что вера даётся за чистоту жизни. То есть Бог приходит по мере нашего очищения от зла. К этому открытию приходили не только подвижники. Так, Паскаль советовал другу умножать веру уменьшением грехов, а не увеличением доказательств. Если бы я спросил самого себя, как не сойти с пути веры, то дал бы себе три совета.

Во-первых, находить время для частого посещения литургии и частого причастия. Когда я только пришел в храм почти 14 лет назад, то не имел никакого живого ощущения Божьего присутствия. Как, впрочем, и  все мои друзья. Одна девушка по имени Ольга говорила мне, что приходила в храм как к соседке - без всякого живого чувства Господа в сердце. И я понял, что не смогу жить Богом без его помощи. Тогда я стал причащаться как можно чаще - по возможности каждое воскресение. Но и тогда чувство присутствия Бога пришло не сразу. И, всё же, оно пришло, и Бог стал явью, а не философской категорией, как это бывало раньше. Христос не скрывается от нас и в ответ на наше усилия выходит на встречу.

Во-вторых, я бы посоветовал сам себе всегда помнить, что все люди вокруг нас остро нуждаются в любви и заботе. Буквально в том же храме, где мы стоим, есть десятки старушек, которые давно не верят, что могут быть нужны на земле. Подойдите к одной из них, разговоритесь, проводите до дома. Начните ей помогать хотя бы раз в неделю. А, если вам это трудно - давайте ей немного денег. Скоро вы узнаете, что в храме или нет, или почти нет ни одной старушки, которая бы не нуждалась и хорошо питалась. Они по скромности не захотят у вас ничего брать - всё равно давайте. Радуйте других и Бог сразу же обрадует вас той благодатной радостью, которую можно не узнать, даже проходив в храм двадцать лет, если ты не живёшь для других. Святой Николай Сербский говорил, что, если бы молодой человек спросил его, как спасти свою душу,  он бы посоветовал только взять на себя заботу хотя бы об одном несчастном человеке.

Один мой знакомый в неком храме протянул одной грустной старушке 20 гривен. Она расцвела, преобразилась. На её лице появилась радость. Она плакала и обнимала этого человека, спрашивала, как зовут его и его семью. С тех пор она на каждой службе подходила к нему, обнимала и радовалась, что ему нужна. А больше этого нет ничего на свете...

И в-третьих, я бы посоветовал общаться с людьми глубокой веры. В таких людях живёт Бог, и мы ощутим Его, общаясь с ними. Так, рядом с подвижником даже воздух звенит от присутствия Святого Духа и небо сразу становится реальным и близким. Не всем посчастливится встретить святого в жизни, но мы можем читать о святых, особенно живших в наше время. Благо, таких жизнеописаний теперь много и они все доступны в интернете.

Я слышал об одной протестантке, которая приняла православие только потому, что прочла книгу старца Софрония о Силуане Афонском. Читая, она явно ощутила свет, сходящий со страниц на душу. Других доказательств ей было уже не надо. Бог познаётся опытно делами и молитвой. Путём деятельной помощи другому.

В Европе был случай, когда один человек хотел спрыгнуть с моста и его увидел православный священник. Он сказал самоубийце - «вам ведь теперь деньги не будут нужны - пойдите, раздайте ваши деньги нищим, а потом возвращайтесь и спрыгните с моста». Молодой человек согласился и раздал деньги. Когда он это сделал, то снова ощутил желание жить.

Открывается Бог и в молитве. Приведу по этому поводу историю, которую рассказала Елена Редкокаша, ведушая в пятом классе уроки христианской этики. На уроке одна девочка сказала ей: «я раньше не верила, а теперь сильно верю в Бога». Лена спросила её почему, и девочка рассказала, что однажды, родители ушли куда-то в гости, оставив её одну. Она боялась, а тут в доме неожиданно погас свет. Девочка очень испугалась и сказала так: «Господи, если Ты есть, пусть свет зажжётся». И свет тотчас зажёгся. У одних людей встреча с Богом проходит ярко, у других тихо и почти незаметно.

Один современный человек ходил в храм, но не имел чувства Бога. Тогда он сказал себе, что святые испытывали на службе полноту радости и обретали подлинный смысл бытия. И он доверившись опыту святых стал ходить на службу ничего при этом не ощущая. А спустя несколько лет он с удивлением заметил, что ощущает Бога внутри и рядом. Когда это чувство пришло - он и не заметил.

Самое удивительное в православии - живое богообщение с Живым Богом. Не выдуманные переживания, а живое общение, которое наполняет душу миром и радостью. И в добрых делах мы встречаемся с Богом, и в церковных таинствах и в молитве.

Молитва - это встреча с Богом Живым. Православие даёт человеку непосредственный доступ к Богу. Если, допустим, мусульманин, внимательный к себе, говорит, что у него нет чувства, что его кто-то слышит (как говорил это будущий православный индонезиец Бамбанг Дви Бъяторо), то православные живут в чувстве присутствия Бога, ощущают Его присутствие в молитве. Ничего подобного нет вне православия.

Однажды после проведенной встречи с молодёжью, мы шли по городу и к нам подошли две сектантки - свидетельницы Иеговы. «Здравствуйте, не хотите ли поговорить о Боге?» спросили они. Тогда я решил провести для православной молодёжи наглядный урок сравнительного религиоведения. «Здравствуйте». Обратился я к сектанткам. «Я - оператор механических навозоразбрасывателей, но мне очень интересно говорить о Боге. Расскажите мне о Нём и о том, что Он в мире делает». И сектантки, показывая свои примитивные журнальчик стали говорить: «При Аврааме Бог сделал то, при Моисее - то, при Давиде - то».

«Хорошо», остановил я их. «Я верю, что Бог помогал своим угодникам». Но дело в том, что мне нужен такой Бог, который не только в древности действовал, но и в нашей жизни может что-то сделать. Скажите мне, что Бог сделал в вашей жизни лично?»

Сектанток поразил вопрос. Они стали говорить, что я не прав, и Бог сейчас в мире не действует. Он действовал в библейские времена, а теперь просто наблюдает за миром и ждёт момента Страшного Суда, чтобы наказать грешных и наградить праведных. После этого православная молодёжь, слушавшая нас, сказала «Слава Богу, что мы православные».

С точки зрения православия Бог действует в жизни каждого конкретного человека, всегда, всецело и постоянно, а не с того момента, как ты об этом подумал и не только в древности. И узнать, что Бог является участником нашей жизни, мы можем через личную молитву.

Через молитву мы узнаём, что Бог участвует во всём, что происходит в нашей жизни. Ведь любящему - важно всё в любимом. Поэтому беседа с Богом должна быть не фоном нашей жизни, а её главным содержанием. Между человеком и Богом существует множество барьеров (со стороны человека) которые преодолеваются только с помощью молитвы. Все говорят – во время молитвы хорошо. Это потому, что Бог касается души.

Часто спрашивают - зачем нужно молиться, если Бог и так знает, что нам нужно? Но мы молимся не для того, чтобы у Бога что-то выпросить. В каких-то случаях мы просим у Него помощи в тех или иных житейских обстоятельствах. Но главным содержанием молитвы должно быть не это. Бог не должен быть вспомогательным средством в наших земных делах, как воспринимают Его протестанты. Главным содержанием молитвы должно быть само предстояние Богу, сама встреча с Ним. Молиться нужно для того, чтобы побыть с Богом, соприкоснуться с Богом, ощутить Его присутствие.

Но мы не всегда чувствуем Бога в молитве. Причин тут может быть несколько. Бог может этим показывать, что в нашей жизни что-то не в порядке, что мы грешим. Как если б мы поздоровались с мамой, а она б от нас отвернулась, - мы б всполошились - что случилось? Чем мы её обидели? Что в нашей жизни не так, что она с нами не здоровается? То есть Бог может попустить нечуствование, чтобы мы захотели исправить свою жизнь.

Человек может быть не готов почувствовать Бога в молитве. Мы жалуемся, что Он не делает явным Своё присутствие те несколько минут, когда молимся, но ведь весь день мы говорим Ему - мне не до Тебя. Потому святые отцы учат: «Послушай Бога в заповедях, чтобы Он услышал тебя в молитвах.

Бывает и так, что мы только ещё начинаем свой духовный путь, и наше сердце только чуть-чуть вмещает в себя Бога, совсем немного, и мы иногда только чувствуем, что во время молитвы хорошо или чувствуем, что небо нас слышит. Этого не надо бояться, а надо просто стараться жить духовной жизнью, и, в конце концов, живое чувство Бога, живая вера к нам придёт.

Бывает так, что человек не способен воспринять Бога. Сердце повреждено искаженной жизнью, и человек Бога не слышит. Бывает так, что услышать мешает множество грехов.

Святой Николай Сербский: «Письмо человек,, который верит в Бога но не молится Ему»: Трудись и укрепляй в себе веру. Со временем почувствуешь потребность в молитве. Пока слаба твоя вера и не заставляет тебя молиться.

Смотрели мы, как слабая струя воды падала на колесо водяной мельницы и оставалось колесо неподвижным; когда же прибыла вода, колесо двинулось.

Вера есть сила духовная. Малая вера не подвигнет ум к размышлениям о Боге и сердце на молитву Ему. Крепкая вера движет и ум, и сердце, и всю душу человека. Пока живет в душе крепкая вера, она силой своей устремляет душу к Богу.

Христос дарует людям возможность личного духовного опыта. «Блаженны чистые сердцем ибо они Бога узрят». Это православный способ общения с Богом. Но если душа повреждена она, пока повреждена, не ощущает небо. Тут помогает исповедь. Ведь церковные таинства вводят Господа в жизнь человека.

Маленькому ребёнку не нужно доказывать существование Бога, он Его просто ощущает. Но становясь взрослее, ребёнок совершает больше грехов, и грех заслоняет человеческую душу от Бога. Поэтому святой Амвросий Оптинский говорил, что, когда человек долго не исповедовался, то он не знает, что тому человеку сказать. А ведь старец Амвросий был прозорлив и знал содержание и состояние душ приходящих к нему. Но он понимал и то, что пока человек не хочет перемены, ему не помогут советы, ведь он воспримет их в соответствии со своим лукавством. Поэтому у аввы Дорофея есть мысль, что если не желающий покаяться придёт даже к пророку, и Господь положит на сердце пророка, что сказать, чтобы помочь лукавому человеку, всё равно то не получит никакой помощи и виной будет его лукавое сердце.

Вообще, конечно, церковные таинства очень помогают человеку не только встретить Бога, но и жить Богом. Святой Николай Кавасила говорит, что именно таинства и составляют нашу жизнь во Христе.

Приведу современный пример, рассказанный мне Татьяной Садыковой.

Случай произошёл с канадцем Кристианом из Квебека, мужем Таниной подруги. Он был ревностным католиком и ради интереса причастился в православном храме. После этого он сказал: «вот настоящее причастие. После причастия в православии невозможно оставаться неправославным».

Святой Игнатий Бренчанинов говорит, что одним из способов ощутить присутствие Бога, наряду со внимательной к словам молитвой, служит взирание на икону.

Однажды мне пришлось говорить с протестантом об иконах. Серьёзные аргументы в защиту иконопочитания он не принял. Мне было его жалко, и пришла одна мысль в голову: предложить ему посмотреть на икону Спасителя, которая у меня была с собой. Он смотрел долго и я спросил его, что он чувствует? И он сказал: «чувствую, что я грешник».

Это всё говорит о том, что не только мы пытаемся прийти к живому чувству живого Бога, но и Сам Бог тоже пытается прийти к нам. В Евангелии есть такие слова Христа: «стою у двери (человеческого сердца) и стучу». И Он ждёт, кто ему откроет, чтобы войти к тому, кто открыл.

Святой Иоанн Златоуст: «Христос первый искал дружбы апостолов».

И Он первым ищет нас и уже сейчас пришел к нам и действует в нашей жизни, хотя мы этого не всегда видим.

Старец Иоанн Крестьянкин говорил: «Христос действует в твоей жизни не с того момента, как ты об этом подумал».

Он постоянно присутствует в нашей жизни, хотя большинство людей этого не замечает. Мы не видим всю разумную красоту того, как складывается наша жизнь в единый сюжет, ведущий всех добрых людей к счастливому концу. Но мы можем довериться Господу и поверить, что это так.

Приведу об этом одну историю. Катя Б. - библиотекарь православного факультета. Однажды она сидела в библиотеке (а читальный зал находится на этаже университетского общежития, где живут арабы, китайцы и негры) и думала: «Господи, как же есть хочется». А потом иностранный студент - палестинец Анас открыл двер, увидел Катю, вышел и через несколько минут принёс ей три тарелки еды.

Мама, узнав об этом, сказала словами аввы Дорофея: «если Господь захочет, Он и сердце сарацина расположит, чтобы нам помочь».

Человек может изображать себя перед Богом постником, молитвенником, а может и великим страдальцем. А Христос, во всём настоящий, ждёт и человеческой настоящести.Важно знать, что Бог всегда рядом с нами, но мы бываем далеки от Него.

Бывает и так, что человек ощущает Бога во время молитвы, а вне молитвы не ощущает. Это не удивительно - чувство Бога и вправду приходит в молитве. У кого-то из святых отцов есть замечание, что все высокие состояния духа переживали только молящиеся люди. Причём молящиеся правильно.

Эту историю рассказала Евгения К. У неё есть в Донецке родственница по имени Виктория. В 2010 году она была невоцерковлённой, хотя и признавала существование Бога. Виктории 50 лет и она сильно страдала от приступов удушья в лёгких. Однажды ночью у неё начался сильный приступ, а она тогда в квартире была одна. Она упала на ковёр рядом с кроватью и стала молиться Богу и говорить: «Господи, мне страшно умирать, я ещё не готова». И тогда в комнате во многом свете явилась Владычица. Виктория испытала удивительный мир в душе и необыкновенную радость. Владычица ничего не сказала, но положила руку на плечо Виктории и та тотчас уснула. А когда она проснулась, болезни у неё уже не было. Тогда Виктория стала ходить в храм.

Был в Донецке ещё и такой случай. Одна неверующая учительница очень страдала. В таком состоянии она легла спать и увидела во сне икону. От иконы был голос: «ты помолись, тебе легче будет». Так она и поступила и страдание облегчилось. Так она пришла в Церковь.

Правильным было бы молиться постоянно. Но мало кто это может. Поэтому важно иметь чувство Бога в себе. Как? Частой короткой молитвой в течении дня. Обращать то, что с нами происходит, в повод для молитвы.

Есть несколько способов почувствовать Бога:

1. Молиться со вниманием к словам молитвы.
2. Смотреть на икону, которая вам нравится.
3. Добрые дела.
4. Участие в таинствах.
5. Перенесение страданий.

Чем чище сердце, тем естественнее человеку общаться с Богом, ощущать Его присутствие. Мера самоотвержения, жизни для других - и есть мера нашего богообщения.

Эту историю рассказала одна из женщин, несущих послушание в Лавре. Некоторое время назад  туда привозили мощи святого Пантелеймона Целителя. Конечно же собирались большие очереди, стоять в которых приходилось по многу часов. Эта женщина ходила к мощам семь раз, но каждый раз просила, чтобы монахи её провели без очереди. Добрые монахи всякий раз соглашались. Когда мощи увезли из Лавры, этой женщине приснился удивительный сон. Она увидела во сне лаврский храм, полный людей, стоявших в очереди. По храму шел сам святой Пантелеймон и на голову каждого возлагал венец. Проходя мимо этой женщины, он не дал ей венца. Она возмутилась и говорит: «как же так! Ведь я семь раз к тебе ходила. А остальные только по разу! Что же ты мне венец не даёшь». И святой Пантелеймон тихо ответил: «они потрудились...»

Может ли тот, кто не чувствует Бога или имеет очень слабое чувство твёрдо надеется, что, если он ищет, то придёт к живой вере? Может. И уверенность эта основана на том, что мы Богу нужны задолго до того, как начали Его искать и Он Сам хочет войти в нашу жизнь, чтобы стать её светом и содержанием.

И мы тоже можем рассчитывать, что, если только мы постараемся, то Бог встретит и нас, потому что Он хочет нас встретить и Он сказал «идущего ко Мне не изгоню вон».

 
Автор: Артем Перлик, г. Донецк, Украина
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст