Духовная жизнь

Вопросы священнику. Даниил Сысоев


Как часто на нашем духовном пути мы нуждаемся в своевременном ответе на тот или иной волнующий душу вопрос. Мы верим, что если помолимся Богу перед тем, как спросить совета у батюшки, Господь через Своего слугу даст нам правильный ответ. И это всегда утешение и укрепление на пути в вечность.

Эта статья из книги, содержит ответы на вопросы, которые задавали отцу Даниилу во время бесед, посвященных толкованию Библии. На самые интересные и животрепещущие вопросы отец Даниил дает логичные и понятные ответы.

Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2011
Юлия Сысоева, 2011

 

Фото Даниил Сысоев
Источник фото: pravoslavie.ru

Что можно ответить маловерам?

Когда маловеры говорят: «Трудная жизнь у вас, православных, все нельзя: есть, что хочешь, и все остальное», нужно сказать: «Попробуйте и увидите, как у нас все здорово. У нас, чем больше сложностей, тем ближе Бог. Нам все эти сложности нужны. Мы, когда желудок уменьшаем, мы карман шире делаем».

Для чего Бог попустил революцию и войны в России?

Ведь после этих бедствий верующих в России по-прежнему мало. Иногда говорят, что вера стала крепче, а в чем это проявляется? Господь посылает бедствия в наказание за определенные злодейства — когда люди попирают справедливость, когда люди выступают против заповедей. Господь просто так это не спускает. Именно в этом причина бедствий. Но Господь, конечно же, хотел многих людей вытащить из греха. Вот тех людей, которых Он хотел вытащить, Он и вытащил. Это новомученики, многие из которых не были праведниками до революции, но покаялись благодаря ей. С другой стороны, много таких, которые свою праведность скрывали, а она явилась во время этих бедствий — во время революции и Второй мировой войны. Вторая мировая война привела к массовому покаянию людей того поколения. Вот для них Господь эти бедствия попустил, для нас сейчас Господь дал свободу. Мы не отвечаем за все поколения, мы отвечаем за себя, за свое собственное поколение, за самих себя.

Если мы не будем исправляться, ничего хорошего нас не ждет. Как-то Господа спросили: «Неужели мало спасающихся?» (Лк. 13, 23). Он не стал количество называть, а сказал: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут» (Лк. 13, 24). Поэтому подобные вопросы бесполезны: не наше дело знать сроки, которые Отец Небесный положил в своей власти. Наше дело — уметь самим идти к спасению. Господь дал нам возможность изучать Священное Писание, дал нам возможность исполнять заповеди, дал нам возможность в храм свободно ходить. Господь дал нам возможность, а мы должны пользоваться. Сколько нам будет времени дано, мы не знаем. Кто сказал, что у нас много времени? Господь свою Церковь любит, поэтому надолго в спокойствии ее не оставляет. Потому что, как говорил святитель Иоанн Златоуст, нет худшего врага для Церкви, чем время покоя: в спокойствии люди, как говорит Писание, разжирели, растолстели и отвернулись от Создавшего: «И утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего» (Втор. 32, 15).

Есть ли Ангел Хранитель у некрещеных?

В чине Крещения есть особое прошение — чтобы Бог даровал человеку Ангела Хранителя. И, таким образом, мы знаем, что Ангел Хранитель дается каждому человеку при крещении. Вот в чем отличие в этом вопросе крещенных от некрещеных. Но бывают случаи, когда Бог специально посылает Ангела Хранителя к некрещеному человеку для исполнения какой-либо особой Своей воли. Такое бывает в том случае, если Бог поставил человека правителем, каким-то властителем. Бог тоже к нему посылает Ангела, чтобы через него Свою волю проявить. Например, так Бог действовал на фараона, на Навуходоносора, на Валаама. Цель эта — спасти самого человека, если это возможно, если он этого захочет, а если не хочет, то через него исполнить некую Свою волю для спасения других людей.

Какая разница между гордостью и гордыней?

Гордость и гордыня — это синонимы, означающие разную степень страсти. Гордыня — это гордость, вошедшая в привычку.

Как правильно читать Псалтырь о живых и усопших?

После первой «Славы» читается молитва за живых, после второй — за усопших. После третьей «Славы» читается молитва, размещенная в Псалтири в конце кафизмы.

Покрывает ли любовь к ближнему грехи?

Согрешения прощаются при одном «маленьком» условии: «Когда я услышу вопль твоего голоса, вот тогда Я тебя прощу». Покрывать — значит не дать распространяться злу дальше. Что делает наша любовь? Вот, например, граната с выдернутой чекой лежит. И на эту гранату кладется сверху бетонный каркас (или саркофаг, как над Чернобылем) и предотвращает последствия взрыва. Вот так и любовь не дает заразе зла распространяться дальше. Как скорлупа она ограничивает распространение зла и в самом человеке, и вокруг него. Но чтобы зло исчезло, необходимо не мое решение, а того человека, который грешит. Не моя любовь уничтожит грех ближнего, а его раскаяние. Моя любовь ограничит состояние греха, а вот раскаяние может исцелить внутреннее преступление.

Если человек после Причастия много злится и раздражается?

Значит, он не каялся в этом на исповеди и, значит, не получил прощения.

За кратковременное зло грешники будут вечно мучиться?

Человек не захотел мириться с Богом, восстал против Бога, поднял мятеж. Например, почему человека надо наказать за одно нажатие маленькой красной кнопочки (ядерной)? Человек просто нажал одну кнопочку — и уничтожил несколько миллионов человек. Время поступка и его последствия совершенно разные вещи. Пырнуть ножом — это секундное дело, но это не значит, что последствия будут тоже секундными. А за злодейства последствия будут именно в вечности, если человек не пожелает этого исправить. Любое злодейство — это рубец на душе. Вот сравнение с льняным отрепьем очень интересно. В человеке ничего не остается цельного: чем больше человек делает зла, тем менее цельным он становится. Поэтому и есть целомудрие, когда человек цельный. А наоборот, человек грешный — он растрепыш. В нем уже настоящего ничего не осталось. Он полностью растрепанное существо, в котором уже нечего спасать, если он сам не хочет спастись. Это уже саморазрушенный человек.

Любое злодейство наказуемо. Бог прямо сказал, что выбор заканчивается в момент смерти. И это не случайно, это напрямую связано с тем, что человек есть союз души и тела. Часть человека за целого человека решать не может. Никакое зло не может быть прощено, если в нем нет раскаяния. Зло на то и зло, что это не болезнь какая-то человеческая, которую можно вылечить без человека. Для того чтобы уйти от зла, нужно волевое усилие. Душа без тела не может реализовывать свою волю, потому что душа — это только часть человека, а не весь человек. Суть Таинства Соборования — в исцелении тела и души от болезней. Там сказано «оставление грехов», а оставление — это означает прекращение последствий. У нас нет никакого свидетельства — ни Библейского, ни какого-либо еще, чтобы говорить о том, что забытые грехи прощаются. Об этом нет даже упоминания в чине соборования. Если прослушать весь чин соборования, то там нет ни одного упоминания о том, что «прощаю тебе все забытые грехи».

Можем ли мы давать советы заблудшим?

Советы надо давать только тогда, когда спрашивают вашего совета. Нужно сказать заблудшим, что они заблуждаются, если они ожидают от вас осуждения. Например, если говорят, что все пьют, все блудят, все воруют, надо ответить: нет, не все. Бог назвал это грехом. Нельзя одобрять зло. Поучать еретика нужно. Два-три раза сказать можно.

Можно ли каяться, а потом грешить?

Исповедь предполагает, что человек не считает свое состояние жизни в грехе нормальным. Он пытается бороться с грехом. Пусть оступается, но он пытается встать и идти. А человек, который откладывает исправление на будущее, как бы говорит: я буду жить во зле, для меня нормально жить во зле, потом, может быть, я и поправлюсь, но сейчас мне все равно. Такому человеку Бог безразличен. Такие люди, которые говорят «потом покаюсь», обычно шанс на покаяние от Бога не получают. Одно дело, когда человек боролся и один из раундов проиграл, а другое дело, когда человек сразу сдался. Стоит человек с автоматом против фашистов на войне: одно дело, когда его очередью прошило, и он упал, но был найден, вылечился и пошел воевать дальше; а другое дело, когда он видит, что фашисты идут, руки кверху, и автомат на землю — берите меня, пожалуйста. Вот вам и разница: человек исповедовался, упал в грязь, снова исповедовался и человек, который вообще не исповедуется.

Господь смотрит по состоянию сердца человека к моменту смерти: «В чем застану, в том и сужу». Бог смотрит: если ты отвратился от всех злых дел твоих, то и все злые дела твои больше не будут тебе воспомянуты. Но если ты был праведным и в расчете на праведность решил сделать зло, все твои праведные дела погибли. Бог судит не по тому, что было, а по тому, что есть. Некоторые спрашивают: «Почему Бог Иуду избрал, хотя знал, что он будет предателем». Потому что Иуда в данный момент был достоин, потому и избрал.

Какова посмертная участь людей, погибших во Всемирном потопе?

Погибшие во время Всемирного потопа были наказаны за свои человеческие грехи. Но Господь дал им время на покаяние, и даже после начала потопа они имели возможность раскаяться — в течение 40 дней. Земля полностью покрылась водой только через 40 дней после начала Всемирного потопа. Это не могло изменить их земной участи, потому что их земная участь уже была решена, но могло повлиять на участь посмертную. Те люди, которые раскаялись, при сошествии Христа в ад получили возможность жить по Богу своими душами бессмертными.

Существуют ли мытарства?

Книга «Мытарства Феодоры» является классическим описанием мытарств, и она принята Церковью. Что касается мытарств, мы знаем из Священного Писания, что душа человека после смерти отходит к Богу, Который дал ее. Как сказано, дух отходит к Богу, Который дал его, а тело уходит в землю: «Ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3, 19). Душа после смерти, поднимаясь к Богу, поднимается через воздух, воздух же находится во власти князя тьмы («дух злобы поднебесной», Еф. 6, 12). Последнее искушение духа злобы и называется мытарством — от слова «мытарь», т. е. налоговик, сборщик налогов. Почему называются «мытарства»? Потому что бесы пытаются найти в душе нечто свое и забрать ее к себе, это последнее испытание души, и душа в этом смысле проявляет себя соответственно тому состоянию, в котором она была на момент смерти. Это последнее проявление воли, которое заканчивается к концу мытарств. Причем мытарства не обязательно будут запугиванием, как у блаженной Феодоры, это есть, но так только с христианами происходит.

С маловерущими обычно происходит по-другому. Они претыкаются о то, что больше всего любили на земле. Например, обжора видит после смерти огромный стол с яствами, к нему бросается — и его бесы берут и куда надо ведут. А те люди, которые стремились и стремятся к Богу, тех бесы пытаются запугать, чтобы они потеряли надежду на Бога. Таких примеров в церковной истории очень много. Святителем Григорием Богословом описаны такие мытарства, еще видели, как душа преподобного Макария Великого поднималась к небесам, и бесы пытались его на тщеславии поймать. Бесы кричали: «Ты нас победил!» А он отвечал, что пока еще нет. А когда уже вошел в двери рая, то сказал: «Да, я победил вас силою Иисуса Христа». Мытарства действительно есть, и через них придется пройти всем.

Помимо того, что в Книге записаны грехи, которые человек не успел искупить, бесы еще пытаются искушать и лгать. Ответ дается только за дела и принятые помыслы. Когда демон вкладывает злую мысль в голову, он внимательно смотрит на лицо человека, как он отреагирует: если человек воздохнет, возведет очи свои к небесам, осенит себя крестным знамением и попросит Бога о помощи, тогда демон отходит; если же увидит, что на лице сочувствие, то такие случаи все учтены. После смерти раскрывается совесть, и ничего уже не скроешь. Обычно мытарства проходят в третий день после смерти или с первого по третий, бывает по-разному. Но очень часто описывается, что мытарства происходят именно в первый день.

Некоторые говорят, что душа некоторое время по земле странствует, но это по-разному случается. Есть ключевые дни — 3, 9 и 40-й, связанные с участью души после смерти, но жесткой привязки нет. Многие жития говорят, что мытарства начинались сразу после смерти. С 3-го по 9-й день Господь показывает рай, с 9-го по 40-й — ад, а до 3-го дня бывают мытарства. Самая серьезная молитва за умерших — это отпевание, которое в 3-й день и бывает, в тот день, когда нужна особая помощь. Но опять же мытарства могут длиться меньше, а могут — больше. Даже если хоронят на 5-й, 6-й день, то надо обязательно заказывать поминовение на Литургии и панихиду, надо оказывать поддержку.

Например, преподобный Марк Фраческий был задержан на мытарствах 1 час, некоторые их вообще не проходят. Есть общее правило: надо помнить, что они есть. Некоторые мгновенно проходят мытарства, если умерли после Причастия и достойны. Если в день Причастия умер и если достоин, то мытарства проходят мгновенно. Для души понятие времени существует, все существа, сотворенные Богом, существуют во времени. И Ангелы, и бесы существуют во времени, вне времени существует только Творец. Ошибка думать, что какие-то существа существуют в вечности Божьей. В вечности Божьей нет никого, кроме Бога. Профессор Осипов говорит, что понятие вечности и бесконечности разные. Да, он прав. Бесконечность — это то, что имеет начало, но не имеет конца. А вечность не имеет ни начала, ни конца и находится вне времени. Например, душа наша бесконечна, но не вечна. Она имеет начало в момент зачатия, но не имеет конца после смерти.

Как отвечать детям?

Дети родителям часто говорят: «Зачем вы — больные нервами — народили нас». Как отвечать? Надо сказать так: Бог дал тебе жизнь, и если ты так говоришь, то ты мятежник. Ты выступаешь не против родителей, а против Того, Кто тебе дал жизнь. Родители жизнь давать не умеют, они просто инструмент, которым Бог дает тебе жизнь. Кстати, именно поэтому они достойны почтения вне зависимости от их поведения — как инструмент, которым Бог дал тебе жизнь. Заметьте, насколько точна заповедь Господня. Господь говорит не «любите отца и мать», а «почитайте». Именно потому, что человеку невозможно бывает любить другого человека. Например, убийцу, насильника, злодея, но почитать того, через кого Бог дал тебе жизнь, это возможно в любой ситуации. Это очень точная заповедь, которая исполнима в любом случае. Бог не дает неисполнимых заповедей никогда. Он хорошо знает того, кого Он создал.

Как понимать слова Христа: «Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку» (Лк. 6,29)?

Слова Христа надо понимать следующим образом. Христос сказал, что надо, чтобы зло не распространялось дальше через тебя. Нельзя злом на зло отвечать. Именно в этом смысл заповеди. Когда Христа ударил по щеке один из служителей первосвященника, то Он не ответил злом, Он ответил справедливостью. Он сказал: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня? (Ин. 18, 23). Он пресек беззакония не злобой, а, наоборот, призывом к справедливости. Он призвал нас к добродетели. Христос исполнил эту заповедь буквально в том смысле, в котором Он ее давал, что Он за зло ответил добром. Взыскание к справедливости есть тоже добро.

Если беспокоят в мыслях исповеданные грехи, нужно ли в них еще раз каяться?

Беспокойство за исповеданные грехи связано с дьявольским действием. Иногда бывает, что это беспокойство связано с тем, что грех, как рана на душе, как-будто он грязь занес. Сам грех вытаскивается исповедью, как пуля, а остается отпечаток на душе. Лечится это не исповедью, а деланием противоположного греху доброделания. Иоанн Креститель сказал: «Сотворите достойные плоды покаяния». Повторно исповедовать не надо, а то иначе получается, что вы не верите в искупительную жертву Христа. Если грех неисповеданный вспомнил после исповеди, его надо в следующий раз исповедовать.

Почему Бог не дает благодати веры неверующим?

Благодать веры дается тем людям, кто предопределены к спасению. Кто предопределен к спасению? Тот, кто ищет истину. В ком есть любовь к истине, кому важно узнать, где правда, а где неправда, такому человеку Бог обязательно открывает Себя. Тот же, кто не ищет истины, кто не хочет знать правды, кто не хочет знать воли Божьей, ничего не узнает. Ему Бог не дает веры. Потому что такой человек отвергнет благодать. В человеке должно быть желание не считать себя абсолютно правым. Если человек считает, что он во всем прав, то как его изменить? Человек отталкивает то, что ему дается. Попробуйте общаться с человеком, который со всеми скандалит. Можно с ним дружить? Невозможно, он отторгает всякую дружбу и любовь. Так же и неверующий: он отвергает дружбу и любовь, такой человек от Бога не может ничего получить — ни веры, ни чего-то другого. А если человек ищет истину, сам начинает искать ее, то он ее находит. Если человек верит с сомнениями, то он должен попросить Бога, чтобы Он укрепил его душу. Помните как в Евангелии: «Верую Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9, 24).

Когда человек хотя бы немного попросит Бога, то Бог ему обязательно помогает. Почему душа сопротивляется? Потому что в человеке есть некие нераскаянные злые страсти и привычки, которые человек не хочет от себя отделять. И именно эти злые привычки ему мешают. Например, человек привык добиваться всего при помощи злобы или истерики. Как маленькие дети, которые, когда что-то не по их воле, начинают биться в истерике, кататься по полу, добиваться своего криком и т.д. Человек считает это правильным. При этом он догадывается, что Богу это не понравится. И тут возникает такая: одна сторона души к Богу тянется, а другая этого не хочет. И вот получается в душе разлом. Чем лечить этот разлом? Если человек обращается к Богу со словами «помоги мне, Господи, справиться с самим собою, помоги моему неверию, помоги тому, что мне мешает идти к Тебе», Бог немедленно приходит к нему на помощь. Бог берет и врачует ту страсть, которая мешает человеку.

Почему после Причастия люди снова грешат?

Господь входит и действует в нас в той мере, в какой мы Его в себя впускаем. В какой мере мы с Ним сотрудничаем, в той мере Он и пожирает наши страсти. Если мы используем Божью благодать и силу, чтобы бороться со злом, чтобы преодолевать страсти, Господня сила прекрасно проявляет себя. Если человек причащается и думает, что можно жить по-прежнему, то Причастие только попалит такого человека, и все. Грех зависит только от воли человека, без воли человека греха не бывает. Господь попускает грех и дает вашей свободной воле сделать свой выбор. А не то, что насильно сделано.

Существует ли предопределение Бога о людях?

Участь всех людей решается ими самими. Бог заранее знает, какой конкретно человек спасется. Почему заранее? Он стоит вне времени и видит, какой человек спасается, а какой нет. Не то, чтобы он определил, кого спасти, а кого нет. Бог, конечно, предопределил всех людей — но только к спасению; но Он видит, что некоторые не хотят этим пользоваться. Бог знает заранее, кто спасется, и в соответствии с этим строит судьбы мира. Когда количество спасенных, предузнанных им изначально, завершится, тогда Бог завершит судьбы Вселенной.

Всегда ли надо повиноваться начальникам?

«Повинуйтесь наставникам вашим» (Евр. 13, 17) - Апостол Павел сказал так о начальниках церковных. Если вы желаете работать на данном предприятии, и у вас нет средств воздействия на данного начальника, тогда уж извольте работать. Если вы не желаете там работать, то ищите другую работу. А если есть возможность обжаловать решение начальника у вышестоящего начальника, пожалуйста, обжалуйте. Если ты христианин, то это не означает, что из тебя должны все соки выжимать.

Что такое брачное ложе?

«Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2, 24). И муж, и жена — это одно целое. Но становиться плотью единой с другим человеком — это не обязательно. Монахи достигают Царствия Небесного, отказавшись от плотской половой жизни ради Бога, ради высшей любви. Они низшую любовь покорили высшей. И их соединение выше, чем у людей, в браке находящихся. Те непосредственно, как и сказано, приклеиваются к жене своей. А монахи прилепляются к Богу, поэтому их любовь выше.

Чем ад отличается от геенны?

Есть ад, а есть геенна — это разные места. Ад — это камера предварительного заключения, а геенна — место окончательного наказания. А расширенное описание есть: «Где червь их не умирает и огонь не угасает (Мк. 9, 44, 46, 48), «а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю» (Мф. 8, 12), «Смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая» (Откр. 20, 14). Даже таких описаний достаточно. Представьте: огонь, червь, который тебя пожирает, вечная безнадега и смерть.

Как нужно вести себя на службе?

Если передают свечу во время чтения Слова Божьего, надо ее взять и стоять молча. Почему? Чтобы не раздражаться во время чтения и не передавать дальше, не мешать другим людям слушать Слово Божие. Это как давно известное «не отвечайте злом на зло». Пусть зло на тебе остановится. Когда чтение Евангелия закончится, тогда, после проповеди, передавайте. Моменты, когда мы не должны никуда ходить — это Евангелие и проповедь, Херувимская и время от Символа Веры до «Святая Святым!» включительно. Все это время проводить надо в молчании или пении, не отвлекаясь ни на что земное. И, конечно же, подходя к Причастию надо подходить со Страхом Божьим и с любовью, вспоминая страдания Христа Спасителя.

На всенощном бдении особые моменты богослужения — это пение «Свете Тихий», когда мы воспеваем Иисуса Христа Спасителя, пение «Сподоби Господи...», когда мы Господу молимся. Так же выделяется Шестопсалмие, когда читаются шесть псалмов, и выключается весь свет. Во время этих псалмов запрещено даже крестное знамение делать. И сказано, что никто не смеет ни кашлянуть, ни чихнуть. На Афоне, например, если человек простужен, то он выходит из храма, чтобы кашлем не сбить людей. Еще, естественно, полиелей и, особенно, Евангелие, которое читается священником. «Честнейшую» и Великое славословие, когда поем «Слава в вышних Богу», — это особые, важные моменты богослужения, когда не нужно ходить или что-то делать.

Часто люди уходят после помазания. Но после помазания могут уходить только те, кто тяжело болен, у кого больные родственники дома и у кого дети маленькие. Все остальные должны стоять до конца службы. Впрочем, для тех кто уходит раньше конца службы, есть библейский персонаж, который дает обоснование этой практике. Был такой апостол, который ушел раньше с Тайной Вечери — Иуда Искариот, он пошел Христа предавать. Так что, если вы уходите со службы без уважительной причины, подражаете Иуде Искариоту.

И конечно, мобильные телефоны при входе в храм нужно обязательно выключать. Но самое дикое, когда телефон во время службы зазвонил и человек начинает разговаривать. Например, пойдя на прием к чиновнику и во время разговора с ним начните-ка по телефону разговаривать. Это же глупость, даже там это не получится. Или когда выбегают из храма, чтобы поговорить по телефону. Ты пришел в дом Господа, в гости к Богу, ты пришел к Судье, Который тебя судить будет. О чем ты думаешь? Какой мобильник? Какие дела? Дела дома оставьте, за три часа никакие дела не сгорят. В день смерти кому твои дела нужны будут? Поэтому помните о страхе Божьем.

Во время «Достойно есть» можно поминать и живых, и умерших своих, мы о них специально молимся. Когда начинается гимн Богородице, можно поминать своих родных и близких.

Почему Бог оставляет жить людей, которые гибнут?

Первая причина. Благость Божия сильнее неправды грешников. Бог дает подарок человеку независимо от того, как он его употребит. Дар бытия важнее, чем злоупотребление человека. «Почему Бог светит и на праведников, и на грешников? Чтобы в день Суда воздать им за их неблагодарность» (святой Ириней Лионский).

Вторая причина. Бог использует тех, кто отказался следовать Его милости, для других целей. Например, в качестве бича — как наказание других грешников. Бог может использовать таких людей как способ передачи генетического материала (их дети уже станут праведниками). Бог иногда использует грешников как наглядное пособие, показывая, как не следует делать.

Согласно Библии, есть род существ, которые являются мятежниками с самого зачатия, — это люди. Бог так и говорит: «Ибо это народ мятежный, дети лживые, дети, которые не хотят слушать закона Господня» (Ис. 30, 9). Люди не просто игнорируют заповеди Божии, они их с возмущением отвергают. Крещение, покаяние — это безоговорочная капитуляция перед Богом. А как могут спастись те, кто находится в состоянии мятежа, кто не хочет капитулировать? Никак. Состояние капитуляции наступает тогда, когда человек слышит Истину. Когда человеку его личное мнение становится менее интересным, чем Истина. Тому, у кого появляется желание узнать Истину, Бог обязательно посылает миссионеров. Есть бесчисленные примеры, когда люди из разных уголков Земли, искавшие Бога (Истину), были приведены к Православной Церкви.

Сказано Богом: «Иудеи, так и Еллины, все под грехом» (Рим.3, 9); «Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть» (Рим. 3, 20). Ересь Пелагия — любимая мысль человечества: «Никто не даст нам избавленья: ни Бог, ни царь и не герой. Добьемся мы освобожденья своею собственной рукой». Бог говорит человеку: «Станем судиться; говори ты, чтоб оправдаться» (Ис. 43, 26). Бог говорит одно, мы делаем совершенно другое, еще за это и награду хотим. Это и есть проявление того же яростного, гневного мятежа против Бога. Просто рассказать людям о Христе Спасителе не получится, их это сильно возмущает. Почему? Мятежный род! Люди понимают, что им необходимо меняться, а они не хотят. В этом причина возмущения против Православной Церкви, против Евангелия Христова. Это мятеж против Создателя.

Что должно предшествовать крещению?

Покаяние обязательно должно предшествовать крещению. Покаяние — освобождение от власти дьявола. «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» (Деян. 2, 38-39). Необходимо погружение в воду. Призвание имени Отца и Сына и Святого Духа. Крещение совершается преемниками апостолов (в нормальной ситуации). Еще нужна вера в Бога Отца. Вера в Иисуса Христа Сына Божия. Вера в Святого Духа.

Что такое духовный слух?

Духовный слух — это когда человек слышит Евангелие, слышит то, что Бог хочет сказать. Человек, внезапно слыша Слово Божие, понимает, что именно к нему сейчас обращается Бог и именно это Слово вырывает его из обыденности, из суеты, которая его поедает. И человек начинает слушать Создателя — вот это как раз признак начального духовного слуха. Более высокий духовный слух заключается в том, что человек начинает различать в себе добрые помыслы и злые, отвергая последние.

Кому должны оказывать милостыню христиане?

Христиане должны помогать всем, кто нуждается, и в этом наше отличие от мусульман или иудеев. Мусульмане подают милостыню только мусульманам, иудеи только евреям, а христиане подают милостыню всем. Например, в Карфагене в середине III века была страшная чума. И язычники отличались чем? Если дома кто-то заболевал чумой, они его сразу же выкидывали на улицу, чтобы никто не заразился, они его не кормили, — просто выбрасывали. И единственными, кто занимался этими людьми, умирающими на улице, были христиане. Причем те самые христиане, которых эти же язычники буквально полгода тому назад предавали лютым пыткам, принуждая отречься от Христа. И эти христиане заботились о язычниках: кормили голодных, хоронили умирающих, сами умирали от чумы, но при этом продолжали свое дело. Потому что они проявляли свою Евангельскую любовь, они подражали Отцу Небесному, который благ ко всем, в этом как раз и достоинство христиан.

Возможно ли наказание прежде греха?

Да, возможно наказание прежде греха, но не в смысле кары, а в смысле научения. Кара же — как последствие. Есть хорошая пословица: «Бодливой корове Бог рога не дает».

Раны Христа после Страшного Суда закроются?

Нет, никогда. Они останутся как знак вечной Любви.

Можно иногда смотреть телевизор?

Можно, но чтобы он над тобой не властвовал. Если вы видите, что не можете жить без телевизора, если видите, что вас крутит, если вы сериал или ток-шоу не посмотрели, значит, его нельзя смотреть. Главное, чтобы он душой и сердцем не владел. «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6, 12), — говорит апостол Павел. Я могу смотреть все, кроме убийства, разврата, насилия, каких-то вещей, которые лишают разума, но я не могу его смотреть тогда, когда я порабощен.

Как верующий христианин должен относиться к приходу Антихриста?

Верующий христианин должен исполнять прямую заповедь Божью о проповедовании Евангелия всем народам Земли с целью прихода Господа Иисуса Христа. А Антихрист лишь признак — один из многих — приближения этого прихода. Помните, акцент для нас именно такой: мы ждем прихода Господа и великого последнего разделения. Одним из инструментов этого прихода будет приход Антихриста. Мы сейчас сами перевернули все с ног на голову, мы ждем прихода Антихриста, а не Христа.

Как будут звать Антихриста, когда он появится?

Он будет называть себя Христом, т. е. Мессией. Будет называть себя Машейхом, Иссой Муссихом, Магди, Мантерейрой — эти имена всем известны, они есть в разных религиозных концепциях.

В каком случае Бог слышит людей?

Он говорит: «Воззови ко Мне — и Я отвечу тебе» (Иер. 33, 3). Где бы ни находился человек, насколько бы грешным ни был, он может попросить Господа, и Господь его обязательно услышит. Это действительно милость Божия. Святой Никодим Святогорец рассказывал такой случай. Одна женщина-блудница шла после работы и увидела лежащего на дороге умершего сына вдовы. Ей сильно стало жаль эту женщину, она упала на колени и стала молить Бога говоря, что я скверная, мерзкая женщина, но не ради меня, а ради слез матери-вдовы воскреси ее сына. И он воскрес! Вот Такой наш Бог, Он слышит кающихся. Известный случай, когда блудник постоянно блудил и ходил просить прощения в церковь. И однажды после блуда он шел просить прощения в церковь и умер. Дьявол стал радоваться и говорить, что душа блудника принадлежит теперь ему, так как последний не успел покаяться. Но Бог сказал, что он прощен: так как блудник шел каяться, Я его прощаю! Реальный Живой Бог, Которого мы знаем из Писания, именно Такой.

Какие неверные представления о Боге встречаются в наше время в церковной среде?

Многие православные думают, что Бог только добренький, всех прощает, даже и прощения просить не обязательно. Как говорили гуманисты: «Нас Бог помилует — у Него такая работа». Но вот когда умирал Вольтер, он говорил немного по-другому: прохожие квартал стороной обходили из-за жутких воплей. Поэтому представление о Боге, как о некой силе, излучающей только тепло, не является библейским.

Можно ли человеку быть нейтральным к Богу?

По отношению ко Творцу нельзя остаться нейтральным: ты или с Ним, или против Него. Tertian not datum — третьего не дано. Как Господь сказал:  «Кто не со Мною,  тот против Меня» (Мф. 12, 30).

Какова главная цель христианской жизни?

Мы приходим в Церковь к Богу, чтобы жить перед Ним, ходить перед Ним, любить Его и быть непорочными. И тогда мы станем святыми — осуществится цель христианской жизни. Ведь только для этого и принимается крещение, ибо сказано: «Будьте предо Мною святы, ибо Я свят, Господь» (Лев. 20, 26). Так повелевает Бог Всемогущий! Исполни Его благую волю и получи от Него жизнь — и жизнь с избытком.

Нужен ли духовник и как его найти?

Очень полезно найти себе духовника — священника, который поможет нам идти ко Христу (но ни в коем случае не к себе — берегитесь лжедуховничества!). Не нужно бросаться к первому встречному батюшке. Поисповедуйтесь у разных, молитесь, и если с кем-то появится сердечное понимание, то он постепенно может стать духовным отцом. Только надо узнать сначала, благочестива ли его жизнь, следует ли он учению отцов Церкви. Советую также посмотреть на то, как он совершает богослужение. Благоговение перед Богом покажет, сможет ли он помочь прийти ко Христу.

 
Автор: Даниил Сысоев
Из книги: «Вопросы священнику»
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
Реклама
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст