Духовная жизнь

Старец Никон (Воробьев) о спасении (1894-1963)


схиигумен Никон Воробьев

Эти письма писались во время гонений конца сороковых – начала шестидесятых годов ХХ века. В эти годы не было массовых расстрелов, арестов и высылки верующих и духовенства, но гонения на религию продолжались. Монастыри были почти всюду закрыты и разорены. В немногих оставшихся обителях были постоянные притеснения насельников, угрозы, поборы со стороны властей, преследования братии и паломников. Тысячи монашествующих, вернувшихся из ссылок и мест заключений, жили в миру и спасались на приходах. Одни из них и был старец Никон, проведший четыре года в лагерях.

Гонимый властями с прихода на приход – Козельск, Белев, Ефремов, Смоленск, Гжатск, старец пишет своим духовным чадам, не помышляя, что письма будут изданы. Поэтому, не опасаясь цензуры, он высказывается откровенно и нелицеприятно.

Как работать Господу

Дорогая, родная м. В., ищите же прежде всего Царствия Божия и правды Его. Своею ли силою человек обеспечивает себя? Если трудитесь в телесном, должны трудиться и в душевном. Сердце свое так же, вернее, больше нужно обрабатывать, чем огород. Если человек платит наемным рабочим, ужели Господь оставит без платы тех, кто Ему будет работать? А как Ему работать? – Вы знаете все. Надо молиться и внимать себе, бороться с помыслами, не ссориться из-за пустяков, уступать друг другу, хотя бы и дело пострадало (потом выиграете много раз больше), скорее мириться, открывать помыслы, чаще причащаться и прочее.

Можно ли совместить это с работой? – Если по немощи не все – то многое можно. А в неделании надо хоть сокрушаться и через это приобретать смирение, но никак не оправдываться: ибо через самооправдание мы лишаем себя возможности к росту духовному.

Если же не делаем того, что должны, да еще не терпим обид и скорбей и через то не сокрушаемся и не смиряемся, то не знаю уж, что и сказать. Чем мы будем лучше неверующих тогда?

Поэтому и прошу вас всех: потерпите обиды, укоризны, несправедливости людские, понесите тяготы друг друга, хотя чтобы ими восполнить недостаток делания духовного, а главное, надо сознать себя достойной всяких оскорблений и скорбей (достойное по делам нашим приемлем).

Вам известно, что в последние времена будут спасаться скорбями. Разве мы исключены из этого закона? Недаром святые отцы советовали чаще (ежедневно по многу раз) помнить о смерти, о суде, о необходимости дать отчет Господу за каждое слово, дело, помышление, за лукавство, за привязанность к миру, за тщеславие, за все тайное, ведомое только Господу да нашей совести. И вы чаще вспоминайте об этом.

1950 г.

Как предстоять Господу

...Надо делать все по силам. На телесное все силы убивают, а на душу остается несколько сонных минут. Разве так можно? Надо помнить слова Спасителя: Ищите прежде Царствия Божия... и прочее. Это заповедь, как и «не убий», «не блуди» и другие.

Нарушение этой заповеди часто больше вредит душе чем случайное падение. Оно незаметно охлаждает душу, держит ее в нечувствии, а часто приводит и к духовной смерти: «пусть мертвые погребают своих мертвецов», мертвые душой, без чувства духовного, без горячности в делании заповедей, ни горячие ни холодные, которым Господь угрожает «изблевать» из уст Своих.

Надо хоть один раз в сутки на несколько минут ставит себя на суд пред Господом, как будто мы умерли и в сороковой день стоим перед Господом и ждем изречения о нас. Представ мысленно пред Господом в ожидании суда, будем плакать и умолять милосердие Божие о помиловании нас, об отпущении нашего неоплатного долга.

Советую всем принять это в постоянное делание до смерти. Лучше вечером, а можно и в любое время, сосредоточиться всей душой и умолять Господа простить нас и помиловать, еще лучше несколько раз в день. Это заповедь Божия и святых отцов, позаботьтесь хоть несколько о душе своей. Все проходит, смерть за плечами, а мы совсем не думаем, с чем предстанем на суд и что о нас изречет праведный Судия, знающий и помнящий всякое наше движение – самое тонкое – души и тела от юности до смерти. Что мы будем отвечать? Святые отцы потому здесь и плакали и умоляли Господа о прощении, чтобы не плакать на суде и в вечности. Если они нуждались в плаче, то мы, окаянные, почему считаем себя хорошими и так безпечно живем и думаем только о житейском...

Простите меня и помолитесь о себе и о мне. Привет и благословение Божие всем.

1949 г.

Как учиться смирению

...Все дурное, все страсти, все бесовские козни, все скорби и страдания – все побеждается смирением.

А проявляется смирение тем, что мы от всего сердца, как благоразумный разбойник, скажем Господу: Достойное по делом нашим приемлем, помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.

Вот если сумеем так сказать во всех случаях жизни, не будем роптать ни на Господа, ни на людей, то сразу и легко нам будет и мы будем на правильном пути духовном.

Если же хоть и пороптали на кого, то надо еще больше смириться и сказать: «Господи, воистину я ничего не стою, только Ты можешь меня спасти. «Если хочешь, можешь меня очистить», -  сказал потерявший всякую другую надежду исцеления прокаженный и тогда услышал от Господа: «Хочу, очистись», - и Господь, прикоснувшись к нему, исцелил его.

Так и мы, до глубины души поняв свое безсилие и нищету духовную, обратимся ко Господу, к Единственному Спасителю нашему, и из сердца сокрушенного скажем Ему: «Господи, если хочешь, можешь исцелить меня и спасти» и получим ответ от распявшегося за нас Господа: «Хочу, очистись».

Ответ этот ясно услышит душа наша и получит силу с благодарностью переносить все скорби земной жизни, как и разбойник без ропота висел ее на кресте до вечера в ужасных муках.

Да поможет тебе, дорогая М., понять это, смириться и отдаться в руки Божии, тверди постоянно: Господи, да будет воля Твоя святая, Господи, делай со мною, что угодно Тебе, только не попусти возроптать на Тебя, только спаси меня...

1958 г.

В чем суть христианства

В чем суть христианства? В том, что всемогущий, всеведущий Творец вселенной так любит и жалеет человека, так заботится о нем и его спасении, что отдал Сына Своего единородного на позор, крест, смерть.

Не только о человечестве в целом, но и о каждом человеке в отдельности заботится Господь, ежеминутно держит его в Своей руке, защищает его от враг невидимых и видимых, вразумляет и через людей, и книги, и обстоятельства жизненные. Если необходимо наказать человека для вразумления и ограждения от большей беды, то наказывает с милостью, а потом, если человек может без вреда принять, награждает сугубо, как бы жалея, что наказал.

У кого открылось несколько внутреннее зрение, тот видит это удивительное промышление Божие о человеке и в великом и в малом. Да и в самом деле: если Бог ради человека принес в жертву самое дорогое – Сына Своего, то, как может пожалеть чего-либо, ибо и вся вселенная – ничто перед этой жертвой. Не жалеет Господь ничего, особенно для тех, кто стремится к Нему, кто старается исполнить Его слово, кто сокрушается сердцем о каждом сделанном грехе, как о нарушении Его воли, как бы невнимании к Нему, неблагодарности и нелюбви к Нему.

«Грядущего ко Мне не изжену вон». Господь радуется о каждом, кто тянется к Нему, неизмеримо больше, чем мать о любви своего ребенка к ней.

Вот почему не бойтесь будущего. С нами Бог сегодня и завтра и вовеки. Бойтесь только оскорбить Его каким-либо грехом. Если по немощи впадем во что-либо неладное, покаемся, и Господь простит нас, не нужно только сознательно выбирать зло (грех), оправдывать себя, роптать на Бога. Не бойтесь ничего. Дерзайте, возложите все Ваши скорби, недоумения, опасения, обиды от бесов и людей на Господа, и Он хочет и знает, как освободить Вас от них, когда это будет полезно Вам.

Не верьте себе и людям. Верьте Слову Божию, Евангелию. Жизнью, опытом изучайте Евангелие. Жизнь во Христе даст Вам такую полноту, такое разумение всего, радость духовную, твердость, - что жизнь мирских людей покажется (как она и есть на деле) ничтожной, неинтересной, бедной, жалкой, суетной, преисполненной мерзких дрязг, неприятностей, а часто и великих скорбей. Вы счастливы. Берегите это счастье. Благодарите за это Бога, и Он за благодарность усугубит, многократно увеличит Свою милость, сколько Вы можете понести. Сие да буди! Да хранит Вас Господь и благословит!

1963 г.

Как вести себя в минуты скорби и отчаяния

Не должны мы поддаваться унынию, ропоту за болезни свои и за скорби, ибо установлен Богом закон более твердый, чем небо и земля, закон, что многими скорбями подобает внити в Царствие Божие.

А мы в настоящее время пришли в такой период жизни человечества, когда спасаются исключительно только безропотным терпением скорбей, с верою в Бога и надеждою на Его милосердие. Другими путями теперь не умеет спасаться никто. Остался для нашего времени только один-единственный путь: терпение скорбей.

Преподобный Исаак Сирин пишет: «Паче всякой молитвы и жертвы драгоценны пред Богом скорби за Него и ради Него». А всякая скорбь, которую мы принимаем без ропота с мыслью благоразумного разбойника, именно: что за грехи, для спасения и очищения, посылаются скорби и, следовательно, «достойное по делам нашим приемлем», всякая скорбь при таком отношении к ней вменяется в скорбь ради Господа, крест наш личный преобразуется в Крест Христов, и мы через него спасаемся. Аще со Христом спостраждем, то с Ним и спрославимся, - говорит апостол Павел.

В минуты скорби и уныния полезно помнить совет преподобного Исаака Сирина: «Содержи всегда в памяти тягчайшие скорби скорбящих и озлобленных (например, в тюрьмах, ссылках и прочее), чтобы самому тебе воздать должное благодарение за малые и ничего не значащие скорби, какие у себя находишь, и быть в состоянии переносить их с радостью».

В скорбях, переносимых с радостью, с благодарностью к Господу, спасающему нас через страдания, скрыта радость духовная, радость восхождения духовного от силы в силу.

Чем больше человек прилагает своего труда над очищением себя от всякого греха, очищением мыслей, чувств, пожеланий греховных, даже пустых. Чем больше понуждаем себя к непрестанной, чистой, внимательной, от всего сердца и со всяким благоговением молитве, тем слабее делаются скорби, тем легче их становится переносить, потому что цель, для которой нужны и посылаются скорби, достигается другим путем, путем своего труда, понуждением на делание заповедей, постоянного сокрушения сердечного за недостаточное исполнение их.

Это болезнование сердца и понуждение к добру могут заменить прочие средства и скорби.

Особенно надо следить за собой, чтобы быть мягким, добрым в отношении ближних своих. «Наше спасение в ближнем», - говорил преподобный Пимен Великий. Это значит, что если человек имеет правильное отношение к ближнему, то есть исполняет святые заповеди: возлюби ближнего твоего, как самого себя, то через это обстоятельство будет в силах исполнять и все прочие заповеди, и главную из всех – заповедь любви к Богу.

Нельзя любить Бога, относясь плохо хотя бы к одному человеку. Это вполне понятно. Любовь с неприязнью не могут быть в одной душе, или та, или другая. Если будет любовь к ближним, то она породит и любовь к Богу. Та и другая таинственны и далеко не то, что мы знаем из отношений «ветхого человека». Только опыт покажет человеку глубину заповедей, по мере обновления души, через их исполнение.

Спасайся, не унывай, не ропщи, не обижай никого резким словом. Молись, всегда старайся иметь Бога пред собою.

Молитва в скорби и затруднении

Обращайся во всех скорбях и затруднениях к Господу, и «Той тя пропитает».

Всегда, при любой спешке, можно мысленно обратиться к Господу и сказать: «Иисус Христос, Сыне Божий, помилуй мя, Господи, будь милостив ко мне грешному», или, как говорит Варсануфий Великий, хоть вспомни, что есть всевидящий Господь, видящий тебя, и этого достаточно, чтобы выйти из трудного положения.

А когда скорбь придет и молитва не даст облегчения, то не унывай, не ропщи, не предавайся неверию, а помни, что без скорбей нельзя спастись, нельзя даже приобрести опыта житейского. Но вера и молитва делают, что скорбь приносит огромную пользу, а без молитвы может привести к ропоту, маловерию, вреду душе и телу. Вот почему и надо научиться быть всегда с Богом, а Он всегда с нами. «С нами Бог! Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог!..»

1961 г.

Завет в день рождения

Тебе стукнуло двадцать пять лет. Ты уже взрослый человека. В молодости все делают большую ошибку, откладывая на будущее, что следовало бы сделать теперь с напряжением всех сил.

А в результате время уходит, человек стареет, условия могут измениться к худшему, часто изменяет здоровье – и человек не сделает того, что должен был сделать, к чему призвал его Господь, что ясно было и разуму и сердцу. Остается только одно – сожалеть о прошлой безплодной жизни и приносить покаяние.

Возникают мысли: если бы можно было снова начать жить, то я уж не сделал бы многих ошибок. Это совсем неверно. Как в зерне яблони заключена вся яблоня, а не осина, так и каждая индивидуальность есть нечто «неизменяемое» в своей сущности.

Можно и должно менять внешнюю эмпирическую, ветхую сторону - в новую по заповедям евангельским.

Поэтому можно сделать общее правило: в любом возрасте, в любых условиях, при любых занятиях надо поступать по Евангелию. Тогда не будет ошибок, не будет позднего сожаления и раскаяния. От исполнения евангельских заповедей личность человека, его образ Божий, его ноуменальная сущность будет расти, осознавая себя как образ Божий, противопоставит себя внешнему миру, станет выше его. Он установит реальную, вполне осознаваемую и чувствуемую связь с Богом и настолько твердую, что никакие ветры и бури мира сего не поколеблют его.

Вывод из этого многословия: с сего дня начинай внимательно следить за собой, не нарушай, по возможности, ни малейшей заповеди евангельской: языком, зрением, слухом, осязанием и прочее и прочее.

Кто будет верен в малом, тот получит власть над многим. И не осуждай никого. Берегись при этом тщеславия, как самой ядовитой змеи, которая может убить и уничтожить все духовное, что ты приобрел.

Вот тебе мой завет в день твоего двадцатипятилетия на всю остальную жизнь. Какова она будет по внешности – буди воля Божия, но всегда надо быть и деятельностью, и мыслями, и сердцем – с Богом. Тогда все будет хорошо. Самое твердое – наука – сегодня отрицает вчерашнее. Искусство стало продажным, служит страстям. На людей положиться нельзя. Только в Боге твердость, и мир, и разум, и радость, и скала непоколебимая против моря житейского.

Как бы я хотел, чтобы ты принял эти слова не слухом только, но и всей жизнью! Это дало бы тебе спасение, свободу от людей и от обстоятельств и мирную жизнь среди бурь житейского моря. Говорю от всего сердца и от всей силы моей. Советую подумать и действовать. Ведь это же заповедал Сам Господь Иисус Христос! Я только напоминаю тебе. Если верим в бытие Божие и в Сына Божия, то должны верить и словам Его, как непреложному закону, исполнение которого дает и мирское благополучие, и спасение. Аминь.

1963 г.

Как вести духовную жизнь в миру

Буду писать Вам не свое мнение. Если все заповеди заключаются в двух – в любви к Богу и к ближним, а любовь достигается деланием данных в Евангелии заповедей, то и нужно добиться знания, что ведет кратчайшим и легчайшим путем к исполнению этих заповедей.

Для мирского человека можно ограничиться телесным деланием, для более ищущих необходимо, кроме этого, внутреннее делание.

Сам Господь в двух словах указал, в чем оно состоит и что особенно необходимо в трудные времена (см.: Мк. 13: 33): «бодрствуйте и молитесь». Не сказано в такие-то часы, а всегда.

Бодрствовать – значит следить за собой, за своими мыслями, словами, чувствами; следить и все противоречащее Евангелию отгонять молитвой Иисусовой, чем исполняется второе слово.

Если будет это делание, то оно заменит все, хотя не исключаются для облегчения и другие делания. Непрестанное понуждение себя к молитве Иисусовой – лучшее доказательство, что человек хочет быть с Господом, хочет исполнить Его заповедь.

Даже во время богослужения мытарь произносил только пять слов и пошел оправданным. Святые отцы говорят, что все молитвы можно заменить одной Иисусовой.

Правильное делание этой молитвы будет тогда, когда она сочетается неразрывно с покаянием, будет выражением сердечного сокрушения о своем недостоинстве, греховности, сознания постоянного нарушения заповедей евангельских.

Таким выражением сердечного сокрушения была и молитва мытаря. Имей это в виду. Не голос повторения молитвы Иисусовой дает результат, а молитва, как излияние сокрушенного сердца. Тогда она скоро вызовет умиление, согревание сердца, а от этого легкость делания молитвы и прочее.

Посильное делание заповедей евангельских – вне и внутри – бодрствование и сокрушенная молитва Иисусова – вот оружие непобедимое, доступное, я скажу, единственно доступное для нашего времени. Это делание держит человека всегда в духовном напряжении, не связывает ни с книгами, ни с жилищными условиями, ни со здоровьем даже. Всюду, всегда (разве только когда углубится в какое занятие, требующее сильного внимания) оно доступно.

Желаю Вам понять это и приучиться. Установите себе небольшое, доступное по обстоятельствам Вашим и силам правило, а остальное время днем и ночью всегда, по возможности, исполняйте правило Господа Иисуса Христа: бодрствуйте и молитесь, ибо этим деланием сподобитесь избежать всех грядущих бедствий, материальных и душевных.

Как спасаться в наше время

...Ты хорошо знаешь, что предсказано древними отцами о нашем времени. Сказано: будут спасаться верою, терпением скорбей и болезней и покаянием. Дел у нас нет. Во всем и во всякое время нарушаем заповеди Христовы, поэтому остается нам каяться, терпеть и верить, что Господь Иисус Христос, пришедший взыскивать и спасти погибающего, спасет и нас, умоляющих Его о прощении и спасении. В это надо твердо верить. Надеющийся на свои дела строит свой дом на песке. Спасение человеков есть дело милости Божией, дар Божий падшему человечеству, уверовавшему во Христа, сознавшему свою гибель и взывающему мытаревым гласом: «Боже, милостив буди мне грешному».

О делах человеческих Господь Иисус Христос сказал: «Егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом». Это значит, что мы, будучи рабами и творением Божиим, обязаны исполнять всю волю Божию, то есть все заповеди, а войдет ли в Царствие Боже даже и все исполнивший – дело милости Божией. Не дела, а смирение склоняет Господа на милость. Бояться смерти нужно, как и готовиться к ней, не отчаиваться, унывать - это дело вражие. Господь всем велел во всякое время быть готовым к смерти. Поэтому сны, которые возбуждают уныние и отчаяние, - от врага. Сны от Бога умиляют сердце, смиряют, укрепляют надежду на Спасителя, пришедшего на землю и принесшего крест ради спасения погибающих, а не праведников; считающих себя (ложно) достойными Царствия Божия. Это – гордецы, мнимые праведники. Все святые считали себя великими грешниками. Все это ты сама хорошо знаешь. Я только напомню несколько.

Помысл все раздать или не трудиться для пропитания – вражии. По силе трудись, но надежду возлагай на Господа, питающего вселенную всю. Кто идет ко Христу с верою, посильным исполнением заповедей и покаянием – тот будет со Христом и по смерти. «Грядущего ко Мне не изжену вон». Вот извещение для всех. Нет оснований отчаиваться христианину. Будь мирна и спокойна.

Как переносить скорби

Что ты пишешь такие отчаянные письма? Разве там ты одна только несешь трудности? Дело не во внешних трудностях, это ты сама, я думаю, понимаешь, а в твоем душевном устроении. Куда бы ты ни ушла – от себя и от врага не скроешься. Все твое будет с тобой и будет мучить на другом месте тебя еще сильнее, чем тут.

Ты не должна забывать, что духовный закон так гласит: «Многими скорбями подобает внити в Царствие Божие; аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе,  и возьмет крест свой, и по Мне грядет; Царствие Божие силою берется; терпением стяжите души ваша; претерпевый до конца, той спасен будет; в мире скорбни будете, мир вас возненавидит; аще хощеши работати Господеви – уготови душу твою во искушение» и так далее.

А святые отцы выражают эту мысль кратким и сильным выражением: «Дай кровь и приими дух». Это общий закон для всех спасающихся... Господь, желая спасения тебе, любя тебя, посылает тебе необходимое для всех без исключения средство – скорби. А ты что? Ты не понимаешь этого, считаешь скорби излишними для себя, даже губительными. Они и губительны, но не для души твоей, а для твоей греховной падшей природы, губительны для ветхого человека, но спасительны для «нового человека». Враг знает это и возмущает тебя, дает ложные мысли, нетерпение, отчаяние, осуждение людей, порядков жизни, начальства и тому подобное. Ты должна это понять, познать опытом и воспротивиться диаволу. По Слову Божию, скорби и страдания в земной жизни христианина не только не зло, но дар Божий: вам даровася (по-гречески – «дан дар») еже о Христе, не токмо еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати (Флп. 1: 29).

Необходимые для спасения человека скорби могут восприниматься труднее или легче в зависимости от устроения человека. Если человек примет на веру Слово Божие о необходимости и неизбежности скорбей для спасения, если он сознает свои безчисленные грехи, словом, делом, помышлением сочтет себя вполне заслуживающим не только посланных скорбей, но и гораздо больших, смирится пред Богом и людьми – то скорби станут легче, а потом породят в человеке то, что дороже всего мира со всеми его земными радостями, по слову апостола Павла Око не виде, ухо не слыша, и на сердце человека взыдоша, яко уготова Господь любящим Его.

Если же человек будет роптать на скорби и болезни, будет искать виновника этим скорбям среди людей, бесов, обстоятельств, станет всеми средствами пытаться избежать их, то враг поможет ему в этом, покажет ему мнимых виновников (начальство, порядки, соседи и прочее, и прочее), возбудит в нем вражду и ненависть к ним, желание мстить, оскорблять и прочее, а через это приведет душу такого человека в мрак, отчаяние, безнадежие, желание уйти в другое место, скрыться хоть под землю, лишь бы не видеть, не слышать мнимых врагов, а на самом деле слушая и услаждая действительного смертного врага своего – диавола, внушающего ему все это зло и желающего погубить его, иногда довести даже до самоубийства, то есть верной гибели.

Если хочешь найти мир душевный, отраду и верное спасение – смирись под крепкую руку Божию, и Он вознесет тебя, это значит: приими все случающееся с тобой, как от руки Божией, а не от человеков, ибо воистину все происходящее с нами не может прийти без воли Божией. Люди и обстоятельства – только орудия Божии, часто не понимающие того, что делают.

Господь Иисус Христос возвестил всем, что предстоящие Ему крестные муки не есть  дело людей: фарисеев, книжников, Пилата, Иуды, они только орудия: «чашу, еже даде Ми Отец, не имам ли питии ю».

Чашу страданий Иисусу Христу дали не люди, а Отец небесный для искупления падшего человечества.

И нам всем, хотящим спастися, даст чашу скорбей Господь, а не люди.

Если Господь страдал за нас, то как, скажи, не страдать нам за свои безчисленные грехи, которых мы к тому же еще и не видим. Надо просить у Господа: Даруй ми зрети моя прегрешения. Если получим этот дар – зрети свои грехи, почувствуем всю их тяжесть, все неприемлемость Богом человека с грехами, необходимость получить от Господа прощение их и очищение прокаженной души нашей силою Божией – тогда припадем ко Господу, восплачемся пред Ним, как жена-грешница, и будем от всей души взывать, как мытарь: «Боже, милостив буди мне грешному, прости грехи мои, очисти душу мою прокаженную, не лиши меня небесного Твоего Царствия, не предай в руки врагов моих – бесов».

Смирись пред Богом, то есть, как благоразумный разбойник, скажи от всего сердца: «Достойное по делам моим приемлю, помяни мя, Господи, во Царствии Твоем», не уподобляйся другому разбойнику, который роптал на всех, ругался, обвинял других в своих страданиях и этим только отягощал свое состояние и погиб.

Все сделал для нашего спасения Господь, хочет спасения каждому грешнику, - должны и мы потрудиться для собственного спасения, понуждать себя жить, то есть действовать, мыслить, чувствовать так, как это делал Господь Иисус Христос и как учил в Евангелии.

Конец мая 1963 г.

Как войти в Царствие небесное

Как же нам, грешным, войти в Царствие Божие без скорбей? Невозможно это. Поэтому и сказано, что кого любит Господь, так наказывает скорбями и болезнями, чтобы принять в Свою Славу по смерти и очищенными через покаяние и болезни.

Когда тебя будет бороть уныние, тоска, то понуждай себя мысленно говорить: «Слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже! Достойное по делам моим приемлю. Благодарю Тебя Господи, что послал мне болезнь для спасения души моей. Слава Тебе, Господи, слава Тебе».

Говори эти слова десятки, сотни раз, говори убежденно, от всего сердца и через некоторое время почувствуешь облегчение на сердце, мир и спокойствие, твердость и терпение. Это признаки посещения благодати Божией. Дай обет Господу оставшуюся жизнь провести по-христиански, и Господь продлит дни жизни твоей на земле для покаяния и для приобретения новых свойств душевных, необходимых в Царствии Божием: смирения, кротости, воздержания во всем, милосердия, благоговения и благодарности к Богу и прочее.

Старайся меньше разговаривать с людьми, а упражняйся во внутренней молитве.

Господь да благословит тебя и вразумит на все благое. Но и сам ты «уклоняйся от зла и твори благо», борись с грехом, живущим в каждом человека, ибо Царство Божие усилием берется.

16.06.1958 г.

 
схиигумен Никон Воробьев
из книги:  «Проснись, душа...»
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст