Духовная жизнь

Поучения батюшки Серафима


фото Серафим (Ольховой)

24 сентября исполняется 10 лет со дня, когда ушел из земной жизни наш незабвенный Батюшка, любимый и незаменимый наставник - архимандрит Серафим (Ольховой).
Служение его Господу закончилось на 96-м году жизни. До последних дней он был настоятелем Свято-Николаевского храма в поселке Старая Игрень г. Днепропетровска, окормляя огромное число духовных чад. Величайшее доверие и уважение испытывали прихожане к своему наставнику. За самоотверженную стойкость в вере Господь щедро одарил его: внутренняя сила, быстрая реакция, житейская сметливость, а выше этого - мудрость и прозорливость Старца. Даже на внешности Батюшки лежала печать Божиего благословения - благородное лицо его было почти без морщин
Чем дальше по времени отстоим мы от соприкосновения с этим великим человеком, тем глубже понимание значительности его влияния на нашу жизнь, непостижимости понимания суетным умом Промысла Божиего о нас.
Мы помним, как  затаив дыхание слушали незабываемые проповеди отца Серафима. Его простая, незатейливая речь доносила прямо до наших сердец Божии Истины, и они оседали на благодатной почве.
...Поучений Батюшки отличались конкретными советами - духовными и житейскими, на которые порой трудно и сейчас получить ответ. Слова его наделяли нас внутренней силой, целеустремленностью, очищали, возвышали над земными привязанностями, вызывали слезы раскаяния, заставляли работать над собой. Он нам постоянно напоминал: «Вы - воины Христовы!»
Из этих замечательных проповедей была составлена огромной рукописная книга, состоящая изнескольких сотен страниц.

 

* * *

Если хотите сотворить духовную милостыню, то научите тех, которые хотят нести детей в церковь крестить: как надо креститься, кого брать в кумовья; что после Причащения нельзя ребенку давать соску, так как во рту святыня; что нельзя креститься и кланяться перед Чашей, чтобы не подбить, а надо это сделать заблаговременно; ребенка постарше надо крестить и причащать натощак; с накрашенными губами нельзя идти в церковь, так как не дадут поцеловать крест; что в церкви нельзя разговаривать; упрекать в церкви никого ни в чем нельзя - постепенно научатся.

* * *

Не давайте святыни псам - это значит: если знаешь, что не послушают, то ничего и не говори (не вводи их в грех осуждения тебя), а лучше помолись о них, и Господь Всемогущий (то есть Он все может, когда захочет) Сам призовет их к вере и вразумит, и просвещение пошлет такое, что они станут, возможно, праведнее тех, кто давно и постоянно молится.

А если человек признает веру и хочет знать о ней, то такому - говори.

* * *

Если кто совершил малый  грех  и  ты  увидел  это, то знай, что своих больших грехов ты не видишь. А если постоянно будешь следить, наблюдать за собой: как бы не согрешить, - то ты уже перестанешь видеть и замечать грехи других людей.

Чем можно помочь согрешающему? Не рассказывай никому о его грехе (то есть не передавай), а узнай, как его звать, и помолись о нем. Если кто близкий согрешает (пьет, например), то молись о нем, молись усиленно и постоянно. Может, и не сразу Господь поможет, может, и не через год, а больше, но обязательно поможет.

Усиленную, постоянную молитву не оставит Господь без внимания (1 Ин. 3. 20-22).

Если соседи интересуются: «Ну что, еще пьет?» - отвечай: «Слава Богу, уже немного меньше. Слава Богу, уже немного лучше». Может быть, а вернее, должно быть, это немного - так мало, что и глазу не заметно. Но если молимся усиленно и постоянно, то будет лучше.

Если скажешь, что пьет, то враг будет сильнее свирепствовать, а своим смирением ты врага делаешь бессильным.

* * *

Кто поминает с выпивкой, тот такой же убийца, как Ирод, тот убивает тех, кого поминает. Там, где поминают выпивкой, там и место Богом проклято. Не идите туда и не сидите с ними, хоть и родственники. Ирод ради возлежащих с ним не отказался от клятвы, так и те, кто поминает с выпивкой, боятся осуждения людей, а надо бояться гнева Божия.

На свадьбе, на именинах можно немного выпить, но в меру. Без меры никогда нельзя пить. А на поминках ни капли нельзя пить, никому! Там, где пьют, не обходится без греха. Именины, поминки и т.д. надо переносить на будний день, а в субботу вечером, в воскресенье, перед праздником вечером и в праздник надо идти в церковь.

* * *

Если кто не верует и не молится, то такого и в кумовья брать нельзя. Ребенок крестится за веру кумовей. А если те не веруют и не молятся, то за веру кого же крестится ребенок? И надо, чтобы на родителях и кумовьях были крестики.

То есть кто не подчиняется законам Церкви, того не берите в кумовья. А кого посылаете крестить, научите - кумовей и родителей, и детей, если постарше, - правильно вести себя в церкви: не ходить, не разговаривать, благоговейно, внимательно слушать, правильно креститься, научите, как держать детей, что делать, чтобы священник в церкви крестил, а не терял время на обучение каждого тому, что надо знать с пеленок.

* * *

Ведите (тяните) детей и внуков в церковь, и каждое воскресенье детей (до 7 лет) причащайте, тогда они и болеть не будут, и из них вырастут сильные христиане, которые и свою душу спасут, и вам великая польза будет.

* * *

Злые духи существуют и невидимый мир тоже (Мф. 8. 28-34). Бесноватые жили в пещерах, где погребали мертвецов, чтобы внушить мысль, что души мертвых делаются демонами. На самом деле душа, выйдя из тела, не блуждает в этом мире: души праведных в руке Божией. А  душа грешника уводится, как душа богача в притче.

Бесы понудили бесноватых выйти к Иисусу Христу и кричать. Бесы чувствовали, что Христос выгонит их, и просили войти в свиней «прежде времени», так как демонам до кончины века позволено бороться с нами. «...Мучить бесов...» - это не позволять вредить людям. Бесы вредят тем людям, которые одержимы бесами. Значит, к  тем, кто молится, регулярно причащается, ходит в церковь, выполняет 10 заповедей, бесы не подойдут. Надо только не поддаваться их власти.

* * *

Святому Трифону бесы сознались, что от креста выходит огонь и опаляет их, поэтому они боятся креста и бегут от (креста) тех, кто крестит себя.

* * *

Бесы клеветали на Иова, что ему легко быть праведником, так как богат и за него другие работают. Бог для проверки праведности Иова разрешил бесам забрать у Иова богатство. Те обрадовались и ринулись к Иову, но так как Иов был праведник (то есть молился, соблюдал заповеди и творил добрые дела), то святые ангелы охраняли и его, и его семью, и его богатство.

И только когда Бог забрал святых ангелов, бесы смогли отнять у Иова богатство, потом детей и, наконец, здоровье.

Так и мы, если молимся, причащаемся, соблюдаем заповеди, творим добрые дела - дела, достойные покаяния, то святые ангелы - охрана Бога - будут возле нас. И только если Бог попустит -для нашего вразумления, укрепления в вере, проверки смирения и терпения и т.д., только тогда бесы смогут к нам подойти и нам вредить.

А Иов не роптал, а говорил: Бог дал и Бог взял, значит - слава Богу. Бог убедился в смирении Иова, возрадовался и послал Иову больше того, что Иов имел раньше: и богатство, и, несмотря на преклонный возраст, новых покорных и праведных детей, и здоровье.

* * *

Пустынника (святого, живущего в пустыне) просили изгнать беса из девочки, и тот согласился. Когда пустынник вошел, то девочка, наученная бесом, подбежала и ударила святого по щеке, а он не рассердился, а попросил, чтобы она ударила и по другой его щеке. От великого его смирения (смирился перед ребенком) бес стал бессилен, вскричал и вышел из девочки. После чего девочка стала совершенно здоровой.

Господи, Ты все можешь. Если хочешь, Господи, пошли мне такое смирение.

* * *

Как тяжело мучиться! Из тюрьмы избавляет смерть, а из ада - милостыня. Только давай есть голодному, а не сытому; помощь - бедному, а не богатому. Милостыня бедному выводит из бездны ада.

В доме престарелых ты найдешь и жаждущих, и страждущих, и бедных.

* * *

Иоаким и Анна были богатые и благочестивые родители Пресвятой Богородицы. Весь доход за год и все свое богатство они делили на три части: церкви, нищим и себе. В то время считалось: кто бездетный -тот грешный. Поэтому первыми приносили жертвы многодетные, а бездетные -после всех. Иоаким и Анна 50 лет были бездетными, они долго скорбели и молили Бога, чтобы Бог послал им детей. Они были уже в старости, беспомощны и к труду, и к жизни. Когда Иоаким пришел принести жертву Богу, то он не знал, что не все прошли, у кого есть дети, и принес свою жертву Богу, за что священник его укорил. Тогда Иоаким наложил на себя 40-дневный пост и пошел в пустыню. Узнала Анна, что от ея мужа не принята жертва, и стала усиленно молиться и горько плакать о бесчадии.

И ей явился ангел Господень и сказал, что молитва ея услышана Богом и она зачнет и родит дочь, которую назовет Марией. И еще сказал: иди в Иерусалим и в Золотых воротах встретишь мужа. И Иоакиму в пустыне тоже явился ангел Господень и возвестил ту же радостную весть, что и его жене. И пошла Анна в Иерусалим, и встретилась она с мужем, и принесли они жертву Богу, и обещала Анна, что свою дочь Марию посвятит Богу.

Так было всегда: там, где нет надежды на человеческие силы, там всегда являлась сила Божия.
Родители Богородицы были богатые, но не оставляли церковь. А сейчас если богат, то дача и прочее отвлекает. Хотят детям оставить, а за бедных и нищих - забывают. Веруют и говеют, а в церковь ходят редко.

Без бедных, без милостыни не наследуем мы Царства Небеснаго

* * *

Крест - это наше оружие. От врагов видимых и невидимых. Крест - это украшение христиан. Только надо правильно, не  торопясь, благоговейно креститься, касаясь лба, груди, правого плеча, а затем левого, Крест - символ православной христианской веры.

Баптисты, евангелисты и др. сектанты отвергают крест, которому мы с благоговением поклоняемся. Баптисты в своих молитвенных домах кладут деревянные кресты, а наверх настилают полы, и кто входит, тот не знает, что топчет Крест Господень.

Поэтому и не разговаривайте с ними, и не заходите, даже из любопытства, в их молитвенные дома. Не берите греха на свою душу.

Во времена гонений на христиан царь приказал отсечь голову христианину, а перед исполнением приговора предложил: если тот потопчет крест, то его отпустят. Христианин попросил золотую монету. Те обрадовались и дали. Тогда христианин стал топтать изображение царя на монете. Царь разгневался, а тот и говорит: «Если ты гневаешься, то гнев Господень страшнее, так как то -ад, то есть вечные муки».

Рассказывают, что такой-то человек пока был христианином, был пьяницей, а стал баптистом - и не пьет, и совсем «святой».

Написано, что перед вторым пришествием Иисуса Христа враг-диавол будет выпущен на свободу и будет свирепствовать. Грешники и так пойдут в ад - они ему не нужны, то есть диазол грешников не искушает.

Но диавол хочет всех забрать в ад. Поэтому он самые отборные силы из своих темных ангелов бросает на тех, которые приблизились или стремятся приблизиться к Господу, то есть на усиленно молящихся, на потомство духовенства и т.д.

Пока тот человек ходил в церковь, его искушал диавол, и он, может, выпивал иногда и раздражался, а когда пошел к баптистам, потоптал крест - стал на путь греха, диавол отошел от него, не искушает, так как грешник и так погибает.

Но в Евангелии мы читаем, что Сам Господь сказал: кто не несет креста, тот не спасется. Крест у каждого свой: боль, скорбь, болезнь, лишения и т.д. Нести крест -это значит не роптать, не возмущаться, не жаловаться, а благодарить Господа за все, что посылается нам в этой земной жизни. Без креста спастись невозможно.

* * *

Диавол-искуситель - обманщик, так как за кратковременное земное удовольствие, которое, может быть, и не даст, а только покажет, а если и даст, то ненадолго, хочет отнять вечное блаженство в раю.

* * *

- Господь говорит, что Ему легче создать человека, нежели научить его молиться, так как нам дана от Бога свобода действия, то есть самим выбрать себе путь: в ад или в рай. Без нашего действия Господь не спасет. А когда Господь видит наше действие, то есть усердную молитву и добрые дела, тогда Господь посылает Свое содействие, то есть помощь нам для спасения нашего.

* * *

- В 452 году при царе Константине Иоанн Предтеча явился двум инокам, пришедшим в Иерусалим, и сказал, где раскопать глиняный сосуд с его головой. Те раскопали, положили глиняный сосуд в мешок и несут. Встретили горшечника, заставили его нести мешок, а сами идут сзади и разговаривают о суетном. Горшечнику является Иоанн Предтеча и говорит: «Беги от этих ленивых иноков». И он бежал, и принес к себе домой и хранил голову у себя.

Если мы молимся, а нерадиво себя ведем, то нам будет, как тем инокам. Надо себя проверять:

- может, я гордая?

- может, я заносчивая?

- может - несправедливая?

* * *

- В последнее время многие видят видения от диавола - это чтобы возгордились. Тогда и молитва не поможет спасти душу. В видении святому Пахомию: два подвижника с бревном не смогли войти в церковь из-за гордости, так как ни один из них не захотел входить вторым. Было открыто, что хоть и добродетелей много было у подвижников, а гордость не пустила в рай. Если гордый, то и не молись, так как все одно - молитва не поможет спасти душу. Сначала смирись, победи гордость, потом молись.

* * *

- Горе, болезнь - посылаются нам за грехи. Значит, вначале надо каяться, а потом просить у Господа исцеления и помощи. А некоторые приходят без веры, так, на всякий случай. Положат 5 рублей, закажут молебен, а покаяться и не помыслят, ни в душе, ни на деле (исповедаться, причаститься, исправиться), и говорят, что Бог не помог.

Бог помогает тем, кто всем сердцем скорбит и раскаивается искренне в содеянном (гнев, осуждение, памятозлобие и т.д.), оплакивает свои грехи, старается добрыми делами милосердия загладить свои грехи и старается, искренне старается не повторять их в будущем.

* * *

- У нас проказа души: кто ругается, кто курит, пост не соблюдает, не молится, не крестится, а также кто молится, но осуждает, сердится, разговаривает в церкви, мыслями отвлекается и т.д.

Чтобы очиститься от этой проказы, надо взывать: «Господи, помилуй нас!» - как прокаженные взывали, так как в каждом есть проказа.

* * *

- Убить можно и словом. Убивает тот, кто обижает вдов и сирот, кто посягает на собственность бедного, из-за кого бедный вынужден скитаться, кто свидетельствует (для этого), хоть и не ложно. Если не милует, то не будет помилован Богом.

* * *

- Лицемер - наружно святой, а в душе бесы, им нет числа.

* * *

- Не бойтесь, если нехорошие мысли не оставляют вас. Мысли нехорошие идут, а вы их не принимайте. Перекреститесь, помолитесь. За это получите награду на небесах.

* * *

- Не пристращайтесь сердцем ни к чему: ни к телевизору, ни к даче, ни к пчелам...

* * *

- Не ходите поминать в столовую. Душа идет в дом, где жила и умерла, там надо и поминать, или в церкви. Если приглашают в столовую идти поминать, не ходите, пусть сами едят. И не надо приглашать 200 человек, пригласите 5-6 человек, но верующих.

* * *

- Если молоко выпил в пост - не самый большой грех. Страшнее: гнев, памятозлобие, осуждение - вот тяжкие грехи. Если даже не крикнул, не сказал, а только подумал - уже согрешил. Надо контролировать малейшее движение души: к добру или ко злу. Для Господа важна чистота души. Кто в душу свою заглядывает, тот чужих грехов не видит. А увидел чей-то грех, помолись о том человеке, чтобы завтра тебе невольно не впасть в этот же или даже больший грех.

* * *

- Мы тоже должны уготовлять путь Господеви к нашим сердцам. Если будет ехать государственный руководитель, то милиция ему тоже уготовляет путь, чтобы не было препятствий. Как же мы примем этот глас? Где есть вера, там -ворота для принятия слова Евангелия, а где нет веры, там - стена Гордости. Гордость есть мать всем порокам, а зависть - дочь гордости. Если гордость убьем в себе, то зависть сама нас оставит.

Фарисеи были гордые, думали, что они благочестивые, а у Господа грехи выискивали. Гордый человек своих недостатков не видит, а чужие - видит.

Патриарх Иоанн Милостивый когда жил, то приказал, чтобы ему делали гроб, но не оканчивали, а каждое воскресенье чтобы мастер прилюдно подходил к нему за благословением на продолжение работы, но не заканчивал, чтобы постоянно напоминать ему о смерти. Ничто так не спасает человека, как мысль о последней минуте.

Апостол Пет после того, как отрекся от Господа, смог побороть гордость, покаялся и был прощен. А Иуда Искариот, после того как предал Господа, из гордости не смог покаяться, поэтому впал в отчаяние и пошел вешаться. Кайтесь, пока дух ваш в теле.

* * *

- Господь не отрицает никого из нищих. Кто пропивает - они нищие, но не, блаженные. Блаженные - те, которые добровольно стали нищими ради Христа (раздали свое имущество), или от несчастья стали нищими (пожар и пр.). И если при этом не плачут, не жалуются, не ропщут, тогда блаженные.

Правда - это добродетель. Если ищут правды, то есть добродетели, делают с любовью правду (то есть проявляют добродетель), то - блаженные. Правда - великое дело. Правда (то есть добродетель) - никогда не погибала. Радуйтесь, если гонят, обижают вас за правду, и за то, что ходите в церковь, ибо таковым награда на небесах.

* * *

- Богатство, если оно используется для содержания семьи и на милостыню нищим, - не во вред, а на пользу.

* * *

- Нельзя ходить без креста на шее. Крест - это наша защита. Когда мы перекрестились, нечистый дух на сажень отскакивает, так как из креста невидимо огонь исходит и опаляет беса.

* * *

- Никогда не отчаивайтесь, ибо отчаяние от беса. Покаяние - золотой верх. Проси: «Господи, я сейчас не могу что-то выполнить. Господи, помоги!» С Божией помощью человек все может.

* * *

- Смирение - самое главное в деле спасения. Без смирения и молитва и подвиги не помогут. Если есть смирение, то и благодать Бога будет с вами.

* * *

- Нужна бескорыстная любовь к ближнему, то есть без выгоды делай ближнему то, что хочешь, чтобы тебе делали.

* * *

- Бог требует внутренней молитвы, внутреннего покаяния. Какова сила покаяния? Если и бес покается, то и из беса Бог сделает ангела. Если у вас нет внутреннего покаяния, то не отчаивайтесь. Надо стараться, чтобы молитва была с умилением, со вниманием, тогда со временем получится и внутренняя молитва.

* * *

- Если мы говорим о спасении души, а ничего не делаем для этого, то нет нам никакой пользы. Если знаем, что надо не осуждать, а осуждаем, что пользы в том, что мы знаем. Если дома скажешь, что надо постирать, а не стираешь, оно само не постирается.

* * *

- Веди борьбу с грешными помыслами и грешными желаниями. Не унывай, если сразу не получается, так как если в грехе долго вращался, то отстать от греха трудно; и долго и упорно надо трудиться над собой и призывать Господа на помощь, ибо без помощи Господа мы немощные, ничего не можем.

Господь не сразу помогает, чтобы человек не возгордился, но обязательно поможет.

* * *

- Господь дает человеку несколько раз впасть в грех, чтобы человек не возгордился и чтобы был сострадательным к другим. Надо трудиться упорно, как апостолы и святые.

Апостол Яков научал: вечером, когда помолишься - сказать, что сделал грешного за день, потом: «Господи, прости»! - и поклон земной и прочитать «Отче наш». Не копить грехи, а каждый день так исповедоваться перед иконой или перед домашними, тогда одержишь победу (и то не сразу), то есть Господь даст ощутить облегчение.

Война эта со грехом - необходима до самой смерти. Искуситель свое делает - искушает, а ты свое делай - молись и крестись. Темные силы креста боятся. Для подкрепления наших сил надо не только себя крестить, но и пищу, и питие, и дверь при входе и выходе.

«Господи, помилуй» можно читать и стоя, и сидя, и лежа, и в транспорте в уме (то есть про себя), и везде. Молись, чтобы молитва для тебя стала как хлеб. Тогда легко будет. Спасение души никогда не откладывай и проверяй себя:

- может, возгордилась?

- может, осудила?.. и т.д.

Пост - великая сила, ибо если голодный, то и говорить о суетном не захочется: тело - оно как змея, если согреешь - укусит.

Пророк Давид после греха до самой смерти не ел чистый хлеб и чистую пищу, а посыпал пеплом и соломой - так себя наказывал, хотя был царем. А мы хотим сказать: «Господи, каюсь» - и думаем, что этого достаточно. Смиряй себя, ибо смиренному дается благодать, и победишь грешные привычки. Аминь

 
источник:  журнал "Спасите наши души",  № 9, 2006 год.
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
Реклама
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст