Духовная жизнь

Особый путь к Богу


Артем Перлик
Автор фото: Алексей и Ирина Куприяновы

Источник фото: vk.com

Здравствуйте, Артём Александрович!

- Здравствуйте!

У каждого человека особый путь к Богу. Очень многие приходят к вере в юношеском возрасте. Человек ищет смысл жизни, проходит через какие-то жизненные испытания, и находит этот смысл в Боге. И меня, как молодую христианку, волнует вопрос: как не сойти с Истинного пути, и как укрепиться в вере?

- Вера, это не только доверие неким историческим фактам, касающимся религии, но присутствие Бога в человеке. Насколько Дух святой наполняет сердце, настолько человек ощущает реальность существования духовного мира.
Однажды я спросил старца Илия Оптинского (Ноздрина) – как научиться верить? И он ответил, что вера даётся за чистоту жизни. То есть Бог приходит по мере нашего очищения от зла. К этому открытию приходили не только старцы. Так, Паскаль советовал другу умножать веру уменьшением грехов, а не увеличением доказательств.
Если бы я спросил самого себя, как не сойти с пути веры, то дал бы себе три совета.
Во-первых – находить время для частого посещения литургии и частого причастия. Когда я только пришел в храм почти 14 лет назад, то не имел никакого живого ощущения Божьего присутствия. Как, впрочем, и все мои друзья. Одна девушка по имени Ольга говорила мне, что приходила в храм как к соседке – без всякого живого чувства Господа в сердце. И я понял, что не смогу жить Богом без его помощи. Тогда я стал причащаться как можно чаще – по возможности каждое воскресение. Но и тогда чувство присутствия Бога пришло не сразу. И, всё же, оно пришло, и Бог стал явью, а не философской категорией, как это бывало раньше.
Христос не скрывается от нас и в ответ на наше усилия выходит на встречу. Ведь Он сам сказал – идущего ко мне не изгоню вон.
Во-вторых, я бы посоветовал сам себе всегда помнить, что все люди вокруг нас остро нуждаются в любви и заботе. Буквально в том же храме, где мы стоим, есть десятки старушек, которые давно не верят, что могут быть нужны на земле. Подойдите к одной из них, разговоритесь, проводите до дома. Начните ей помогать хотя бы раз в неделю. А, если вам это трудно – давайте ей немного денег. Скоро вы узнаете, что в храме или нет или почти нет ни одной старушки, которая бы не нуждалась и хорошо питалась.Они по скромности не захотят у вас ничего брать – всё равно давайте. Радуйте других, и Бог сразу же обрадует вас той благодатной радостью, которую можно не узнать, даже проходив, в храм двадцать лет, если ты не живёшь для других.
Святой Николай Сербский говорил, что, если бы молодой человек спросил его «как спасти свою душу?» он бы посоветовал только взять на себя заботу хотя бы об одном несчастном человеке.
Один мой знакомый в неком храме протянул одной грустной старушке 20 гривен. Она расцвела, преобразилась. На её лице появилась радость. Она плакала и обнимала этого человека, спрашивала, как зовут его и его семью. С тех пор она на каждой службе подходила к нему, обнимала и радовалась, что ему нужна. А больше этого нет ничего на свете...
И в третьих, я бы посоветовал общаться с людьми глубокой веры. В таких людях живёт Бог, и мы ощутим Его, общаясь с ними.
Так, рядом со старцем даже воздух звенит от присутствия Святого Духа, и небо сразу становится реальным и близким. Не всем посчастливится встретить святого в жизни, но мы можем читать о святых, особенно живших в наше время. Благо, таких жизнеописаний теперь много и они все доступны в интернете.
Я слышал об одной протестантке, которая приняла православие только потому, что прочла книгу старца Софрония о Силуане  Афонском. Читая, она явно ощутила свет, сходящий со страниц на душу. Других доказательств ей было уже не надо.

Скажите, а как ощутить присутствие Бога в Храме? Очень часто приходишь на службу - и начинают приходить плохие мысли, с которыми очень трудно сразу же справится. И это очень отвлекает от Богослужения.

- Есть пять способов, которые можно применить, чтобы ощутить Бога.
Это внимательная к словам молитва. Взирание на икону, которая вам нравится. Делание добрых дел. Часто участие в причащении. И перенесённое страдание.
Всех, кто хочет узнать об этом подробнее, отсылаю к моим лекциям на данную тему.

На пути к Богу часто возникают какие-то трудности, искушения и неудачи. Порой, просто не хватает духовных сил, упорства и твёрдости всё преодолеть, возникает желание сдаться. Как в такие моменты найти силы и устоять перед всеми этими испытаниями?

- Я в таких случаях вспоминаю, что Бог создал меня не автономным и замкнутым существом, которое должно самостоятельно решить все проблемы вселенной, а человеком церкви – то есть нуждающимся в общении, дружбе и поддержке. Когда я только пришел в храм, в первые несколько месяцев у меня не было друзей. Я одиноко стоял в притворе и слушал малопонятную мне тогда службу. Если бы я задумался о себе тогда, то мог бы счесть себя никому в храме не нужным. Но это было не так. Уже спустя несколько лет прихожанки рассказали мне, что заметили меня и даже молились обо мне, чтобы мне не было одиноко. Они, как оказалось, жалели меня, что я никого не знаю и стесняюсь общаться. Кстати, возможно по их молитвам, но я не был тогда одинок – Господь давал радость.
Теперь же, спустя столько лет, я бы с радостью сказал каждому – ищите друзей, ищите добрых священников, пишите, стучите и вы всегда найдёте поддержку. Сам Христос говорит, что «ищущий находит, а стучащему отворят». Не каждый станет в храме вашим другом, но любой из искренне живущих Христом будет рад вам помочь. В каждом храме всегда есть люди, которые для нас сделают всё.
Каждый раз, когда меня выгоняли из дома (а это случалось раз семь) меня тотчас брали жить прихожане. Более того, мне давали отдельную квартиру, и я там жил, бывало, и по году. Когда мне нечего было есть – подруги покупали мне еду, когда изнашивалась одежда – дарили. И, самое главное – Господь всегда посылал утешителей и советчиков, которые меня любили и любят. И теперь я и сам готов сказать, что, если кому-то из ваших читателей одиноко и грустно – пишите мне, я сделаю всё, чтобы вас утешить.
Бог никогда не оставляет надеющихся на Него. В Ветхом Завете есть слова: взгляните на прежние поколения и найдите хотя бы кого-нибудь одного, кто доверился Господу и постыдился.

Спасибо большое. Очень приятно слышать такие слова! В такие моменты действительно понимаешь, что Господь милостив и никогда нас не оставит.
Сейчас практически в каждом городе существует большое изобилие различных протестантских, и других организаций (баптисты, евангелисты, харизматы, мормоны, свидетели Иеговы и др.), которые находят способы завлечь в свои сети молодёжь. Особенно часто подвергаются их влиянию невоцерковленная молодёжь, недавно попавшая в Храм. Как можно устоять перед их влиянием и не отойти от Истинной Христовой Церкви? Как быть с человеком, уже ставшим жертвой таких организаций?

- Однажды моя Мама разговаривала со своей подругой ушедшей в секту. Разговор зашел о вере. Каждый стоял на своём. Подруга спросила Маму, как та могла бы доказать истинность православия? И мама в ответ стала рассказывать о праведном старце Зосиме Сокуре. О его христиподражательной любви. О его ежедневных приёмах сотен людей, которым он во всём помогал. О его способности прозревать устроение души, мысли, будущее. И подруга из секты приняла православие.
Сравнивать религии мы можем по их плодам. А плод – это человек совершенный, каким его понимает данная религия. Хороших и добрых людей мы найдём везде, но благодатных, пронизанных Богом – только в православии.
Поэтому в разговорах о вере можно или знакомить сомневающихся с живыми праведниками, или рассказывать о недавно живших святых. Можно долго спорить о вере, но опровергнуть тот факт, что Иоанн Кронштадтский возвращал зрение слепым и исцелял парализованных – невозможно хотя бы потому, что он это делал на глазах репортёров и газетчиков. Да и той любви, которую имел отец Иоанн к людям, не имели люди, принадлежащие к другим конфессиям, это тоже было для всех очевидно. Даже китайцы присылали святому Иоанну многочисленные письма с просьбами о молитве. Он молился и китайцы (да и не только они) получали помощь...

Нередко приходится слушать, что найти духовного отца в наше время практически невозможно. Духовник есть почти у каждого более или менее воцерковленного человека. Но как найти духовного отца?

- Святой Николай Сербский говорил: «церковь всегда полнится ревнителями». То есть – она всегда полна святыми, праведными и опытными в духовной жизни людьми. Именно они (как правило) и становятся духовниками и советчиками.
Если я, допустим, хочу выучить английский или программирование – я должен найти учителя. То же самое и с путём к Богу – духовником может быть тот, кто может отвести человека к Господу, подвести его к встрече с Богом Живым. Духовник должен на своём опыте знать все этапы такого пути.
Святой Симеон Новый Богослов советует ищущему духовника молиться о его даровании и делать добрые дела. Это для того, чтобы благодать хоть немного пришла в наше сердце, и мы выбрали в духовники человека духовно опытного. Поэтому с таким выбором никогда не нужно спешить – как с собственной свадьбой. Мы должны в начале заметить, что духовник действительно дарит нам радость, в том числе и помогая побеждать страсти.

Какие отношения с духовным отцом вы бы могли назвать нормальными, приводящими ко Христу?

- Духовник не должен непременно быть свят, но должен стараться жить в духе святых отцов. Читайте жития и жизнеописания современных подвижников, и вы увидите идеал духовника.
При выборе духовника важны две вещи. Чтобы он не относился к вам сверху вниз. Настоящий служитель Божий воспринимает других людей лучшими себя, а потому не стремится над ними властвовать. Он своим духовным детям служит.
Я знаю некоторых светлых и добрых священников, которые говорят прихожанам – мы ваши слуги. Епископ Митрофан Никитин, когда ещё был священником, говорил нам: «это ваш храм, а я ваш слуга». И вёл себя соответственно – чистил за сторожей снег, звонил унывающим и больным и воодушевлял их.
Настоящий духовник старается любить прихожан и в буквальном смысле живёт для них.
И ещё – настоящий духовник умеет из всего многообразия духовных советов выбрать тот, который подходит именно вам и именно в вашей ситуации. Такую правильность совета душа всегда чувствует. Подход такого духовника нешаблонен.
Я знаю случай, когда одна будущая подвижница приехала в монастырь в первый раз. Все шли причащаться и она подошла к монаху принимавшему исповеди и сказала, что впервые на службе в храме, но хотела бы со всеми причаститься, хотя и не знает, что это такое. Монах спросил её, постилась ли она, читала ли молитвы и готовилась ли? Девушка отвечала, что ничего такого она не делала. Тогда монах сказал ей несколько раз произнести молитву «Господи, помилуй» и причаститься. А спустя время она стала одной из Донбасских подвижниц, одно имя которой вселяет надежду в тех, кто её знает. Это и есть нешаблонный подход к приходящему человеку.

Как отличить влюблённость от подлинной любви? На Ваш взгляд, что должно быть главным в отношениях парня и девушки?

- У влюблённости и настоящей любви есть одно сходное свойство и одно различное. Сходно то, что и любящий и влюблённый хотят всегда быть с предметом своей любви рядом (хотя у влюблённого это со временем проходит).
А разница в том, что истинно любящий готов терпеть трудности и даже боль ради радости того, кого любит. Это выражается, например, в способности уступать мнению другого, заботиться о нём, о нуждах его повседневной жизни и его душе (а не только о том, чтобы его обнимать и целовать). Настоящая любовь живёт для другого и в этом максимально полно раскрывается как личность. Влюблённость, будучи переодетым эгоизмом, а не любовью, заботится о собственном наслаждении и удовольствии.

Сейчас вокруг столько боли и невинных страданий, что многие начинают сомневаться в милосердии Божьем. Как нам среди всех этих ужасов сохранить веру в любовь Божию?

- Обратившись к истории мира и собственной жизни. Тогда мы увидим, что Бог не попускает никакой боли, из которой не выйдет три - четыре добра.
Вспомним боль собственной несчастной влюблённости. Когда нам отказали, нам кажется, что мы не сможем жить дальше. Но проходит время (обычно небольшое) и мы говорим: «слава Тебе, Господи, что Ты отвёл меня от того человека. Теперь я вижу – что жизнь с ним была бы для меня мукой.
Точно так мы когда-то скажем о любой пережитой боли. Ни одни из мудрых страдавших людей не сказал, что боль в его жизни была зря. Боль - это самый лёгкий путь к любви и небу.
И всегда нужно помнить – что боль имеет конец, а милость Божия беспредельна.
Поскольку в мире и вправду действует Христос, - ничто не способно по настоящему повредить тому, кто стремится к добру.
Это как Иосиф Прекрасный, которого злые братья продали в Египет, а он потом спас и страну и братьев от голода. И, когда они просили прощения, сказал им: «Вот, вы замышляли на меня зло, а Бог обратил его в добро...».

Вы замечательный писатель, сказочник. Что Вы хотите донести своим творчеством до читателей?

- Настоящий писатель пишет не для того, чтобы донести мысль или идею – он ведь не агитатор. Настоящий писатель пишет потому, что ощущает потребность принести в мир новую, прежде не бывшую в нём красоту и выразить её в слове. Поэтому, даже когда он говорит общеизвестное, он делает это по-своему и принесённая им красота не похожа на ту, которую творят другие. Так проявляется неповторимость образа Божьего в человеке.
Но, уже вглядываясь в написанное (из которого я и сам узнаю много нового о бытии и сути) я бы хотел сказать, что трижды правы были святые отцы Добротолюбия, когда говорили, что мир светел, пронизан Богом и никогда не прекращает быть добрым. Этого факта не в силах поколебать никакое зло, но люди почти не знают об этом. Почему так? Старец Иосиф Исихаст говорит: «когда Христос будет в тебе, - ты всё увидишь светло. А если ты потеряешь Христа – то опять всё увидишь криво». Путь ко Христу и светлому, верному взгляду на мир – это и есть православный путь духовной жизни. А настоящее творчество есть ещё и один из способов увидеть мир так, каким его видели святые отцы – в солнечном дыму от любви Господней!

Что бы Вы пожелали православной молодёжи в такие нелёгкие для нас времена?

Я бы пожелал две вещи. Во-первых, когда вы видите что-то, что вас смущает в том, что вы слышите в Церкви – не нужно думать, что именно так в Православии и учат. Потому что, к сожалению, не каждый отдельно взятый православный человек обладает именно православным святоотеческим разумением своей веры. Поэтому, если вы придёте в Храм, и вам станут рассказывать то, что смущает вашу душу, что пугает и угнетает, - постарайтесь узнать то, как действительно учит Православие, или вы сейчас слушаете просто какую-то, скажем так, благочестивую выдумку, которая к вере никакого отношения не имеет. И второе, - это то, что Христос пришёл, чтоб принести нам Радость, и Он знает то, что происходит в нашем мире, знает, что происходит с нами, и несмотря ни на какую боль, ни на какую трудность, Он принесёт нам эту Радость и Свет. Потому что в нашем мире всегда случается так, как когда-то гениально сказал Иосиф Прекрасный (которого, как вы помните, братья продали в Египет, а потом он спас и своих братьев.) И вот, Иосиф Прекрасный сказал слова, которые являются лейбмотивом всей человеческой истории несправедливости «Вот, вы замышляли на меня зло, а Бог обратил его в добро...».

Спасибо, Артём Александрович! Желаю Вам творческих успехов во всех благих делах и начинаниях, и помощи Божией! Не переставайте радовать нас своим творчеством!

 
Беседовала с Артемом Перликом Иващенко Виктория
Украина, Донецкая обл.
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст