Духовная жизнь

Одиночество


Одиночество
Фото из открытого источника Интернета

Артем Александрович, сегодня тема нашей программы - одиночество. Давайте для начала постараемся выяснить, откуда появляется это чувство?

Одиночество как состояние человека может возникать у разных людей. Наиболее частая причина в том, что человек живёт вне любви, вне старания любить другого.
Японская средневековая писательница Сей-Сёнагон говорила – самое страшное на свете – это никому не быть нужным. И самое дорогое – это быть нужным.
Современная культура и цивилизация приводят к отчуждению людей друг от друга. По современному представлению человек человеку – бревно. Это вообще особенность навязываемой нам и принимаемой многими западной культуры – отчуждение и неродность, в следствии утраты людьми чувства родности Бога.
Одна русская девушка, живёт в Америке. У неё умерла мама и она поделилась горем со своими американскими подругами. Те, выслушав её, спросили: «а больше у тебя ничего не случилось?»
Или история о Евгении Евтушенко, который, попав в американскую больницу, ужаснулся тому, что медсёстры не имеют никакого сочувствия к больным, а смотрят на них просто как на объект своей работы.
Такое отношение – не просто какие-то случайные моменты, оно пронизывает всю западную цивилизацию и все страны, которые, хотя и не принадлежат к западной культуре, пытаются строить жизнь по её образцу.
Один из идеологов западной культуры, Дейл Карнеги, прямо предлагает манипулировать собеседником, играя на его страстях, особенно на страсти тщеславия. Это, действительно, удаётся, потому что люди всё-таки ждут человечности от другого, а в результате многие лицемерят по отношению друг к другу. Это происходит потому, что к другому часто относятся только с точки зренья своей личной выгоды. Но такое отношение неродности у людей в следствии того, что Бог, источник любви, для них неродной.

Почему говорят, если человек одинок, значит он жил только для себя?

Это бывает далеко не всегда. Одиноким может себя чувствовать и человек много лет ходящий в храм. Дело в том, что каждый из нас создан так, что полноту блаженства может испытывать только когда его любит Христос или люди стараются любить в полную силу своей души. Душу человека не насытить малым. Она всегда скучает о Христе и любви божественной. Поэтому и христианин сталкиваясь с неподлинным отношением может страдать от одиночества. И всё таки христианину легче, потому, что у него есть хоть несколько человек, которые любят его так, как будто они – его мамы.

Что делает человека одиноким, отделяет его от Бога и ближних?

Сергей Довлатов и пишет: «Самое большое одиночество – в толпе». Множество людей в городе – но все равнодушны друг к другу. Каждый ищет только своей минутной пользы и не переступает пределов своего эгоизма. Ко всему этому примешиваются ещё и страсти, этот момент совершенно неизвестен современной цивилизации, страсти ей кажутся и всегда казались естественными желаниями человеческой природы, но на самом деле они ввергают человека в одиночество оторванности от Бога, Источника жизни. Это – самое мучительное из одиночеств, но даже сформулировать его современное общество не может, потому что не знает ни о Боге, ни о богообщении. Одиночество касается многих – и семейных людей тоже, потому что большинство семей сложилось по страсти, не брак как таинство, но брак как сожительство тел, а души не раскрываются и даже боятся раскрыться, потому что боятся встретить непонимание.
Преодолеть одиночество может тот, кто ступит за стену своего эгоизма. Проблема одиночества – внутренняя и не связана с наличием друзей напрямую. Но большинство людей ищут своего, и, именно поэтому и не находят своего.

Недавно я прочитала, что одной из серьезных причин внутреннего одиночества является привычка осуждать. Осуждающий человек, где бы он ни оказался, всегда недоволен своим окружением. Но как бороться с такой привычкой?

Каждый человек, если он только будет внимателен к своей жизни, заметит множество неправд, которые он допускает по отношению к самым близким и дорогим людям. Самое трудное на земле – по настоящему любить то, что любишь. Если человек это поймёт – ему меньше будет хотеться осуждать. Святые люди, которые, казалось бы, имеют право осуждать остальных, этого никогда не делают.
Когда к старцу Виталию Сидоренко обратилась одна женщина и сказала: «от меня потом воняет», он поправил: «не воняет – пахнет».
Чтобы избавиться от осуждения нужно понуждать свою душу жалеть тех, кого мы хотим осудить. И, при этом, молиться Богу, чтобы избавил от осуждения. И исповедовать грех осуждения на исповеди в храме.
Женщина, взятая в прелюбодеянии и Христос. «В тебе есть боголикая душа. Она больше, чем твой грех. Ты и грех – не одно и то же. Иди и больше не греши.

Причиной нашего духовного одиночества могут стать также самомнение и своеволие. Что же это за качества, которых стоит остерегаться?

Самомнение и своеволие происходят от гордости. А гордый человек не будет доволен даже в раю, потому, что он не желает преклониться перед высшим.
Гордый не ощущает себя виноватым, а других не ощущает лучшими. Поэтому гордый не любит – ведь, чтобы любить, надо увидеть другого лучшим, чем ты сам. А без любви не бывает радости.
Татьяна Горичева: «Кубинский поэт Хорхес Вальс, просидевший 25 лет в тюрьме, на вопрос папы "Вы страдали?" ответил "Нет. Только Господь страдал, наши страдания ничто перед Его страданиями». Еще он сказал: «Если бы я 5 лет провел в тюрьме, я бы мог еще думать, что осужден невинно. Но я сидел 25 лет, и я знаю, что я виноват». Как противоположна эта истина о человеческой душе современной западной установке - повсюду находить неудобства, быть вечно недовольным и постоянно обвинять кого-то: общество, капитализм, бюрократию, только не самих себя.

Есть такие люди, которые, казалось бы, совершенно не созданы для одиночества. Они успешны во всем, умны, общительны. И все же они остаются одинокими.Почему?

У Рея Бредбери в романе «451 градус по Фаренгейту» есть такой эпизод:
«Но больше всего... я все-таки люблю наблюдать за людьми. Мне хочется знать, кто они, чего хотят, куда едут. Иногда я подслушиваю разговоры в метро. И знаете что?
— Что?
— Люди ни о чем не говорят.
— Ну как это может быть!
— Да-да. Ни о чем. Сыплют названиями — марки автомобилей, моды, плавательные бассейны и ко всему прибавляют: «Как шикарно!» Все они твердят одно и то же...;».
Одиночество  чаще всего рождается в человеке, потому, что он пуст, и внешние обстоятельсва здесь роли не играют. Человек очень часто трудится, чтобы не задавать себе вопроса - зачем он живёт? Помните знаменитый вопрос экзестенциалистов: «что такое жизнь и стоит ли она труда быть прожитой».
Я помню, что до прихода в Церковь у многих думающих людей было чувство, что каждый день проходит напрасно. И это чувство нельзя было ничем сгладить, убрать, изменить. Оно свидетельствовало о том, что жизнь не причастна вечности. И после прихода в Церковь это чувство проходило, сменялось ощущением ненапрасности каждого дня.
Блаженный Августин так говорил об этом: «Ты создал нас для Себя, и беспокойно мятется сердце наше, пока не упокоится в Тебе».

Как преодолеть одиночество, какие первые шаги необходимо сделать?

Один человек смущался тем, что в храме, куда он ходил, почти никто никому не был нужен. Люди практически не общались, не дружили и были равнодушны, а иногда и враждебны к нему. Он стал ходить в другой храм, потом в третий, но везде было то же самое – почти полное и всеобщее равнодушье. Тогда он решил помочь кому-то, кто в храме так же одинок, как и он. Для этого он выбрал старушку, и стал ей помогать. Носил продукты, готовил, общался. Через некоторое время он стал замечать, что в храме всё же есть люди, которые добры и полны любви к другим. Но, чтобы это увидеть, он должен был сам начать делать добро, первым протянуть к другим руки через пустоту...

Иногда, даже когда все хорошо, окружают близкие люди, которые тебя любят, и которых любишь ты, в жизни все, казалось бы, благополучно, но на душе какая-то пустота, одиночество, почему так происходит?

Об этом можно говорить много, но я скажу коротко – так происходит потому, что человек не молится. Молясь, человеческая душа дышит Богом, чего не бывает без храма и без молитвы.
Одна девушка, недавно пришедшая в православие, заметила, что, когда она по утрам читает молитвенное правило, то свой день она ощущает как причастный вечности. И, когда не читает, ничего подобного она не испытывает.

В Евангелие сказано, что если человек оставит отца, мать, родственников, то обретет гораздо больше, чем у него было. Святые искали одиночества, уходили в пустыню, скрывались от людей в лесах. Но для чего? Какая польза от одиночества?

Сейчас я скажу нечто, что покажется странным. Святые, уходившие в пустыню, не искали одиночества никогда. Быть одиноким не свойственно человеку. Господь говорит, что нехорошо человеку быть одному. И всё же некоторые святые уходили из мира. Для чего? Чтобы наедине с Богом покаянием исцелить свою душу от зла. Чтобы полюбить всех людей Христовой любовью. Чтобы каждый человек стал дорог, как бог после Бога.
Среди святых есть такая семейная пара – Галактион и Епистимия. Они жили в 250 году в Римской империи. Они были молоды и любили друг друга. И они видели, что в их отношениях много страсти, и слишком мало того, что зовётся любовью Евангельской, которая не мысли ближнему никакого зла и ни в чём не огорчает его. И тогда они ушли в монахи, она в женский, а он в мужской. И они решили всю жизнь на земле учиться любить, ради того, чтобы в раю любить друг друга чистыми сердцами. Оба они погибли от варваров, но сама их мысль поразительна.
Наша жизнь не оканчивается со смертью, и человек на земле должен научиться любви, которая не желает обладать и владеть другим. В начале, человеку кажется, что в мире много боли и страданий, но с Богом всё оборачивается радостью, а страдания становятся испытанием.
И Бог не только Сам радует нас, - Он посылает в нашу жизнь людей, которым мы нужны. Это – Церковь, где люди друг другу нужны, где люди в любви Христа и лице любимого человека, которым становится каждый. А любимый для человека – это рай. И это рай – единственный подлинный, верный и необманный.

 
Интервью с Артемом Перликом подготовила Ирина Саввина
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст