Духовная жизнь
фото схиигумен Савва

О злой силе


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня в чтенном Евангелии, возлюбленные во Христе, вы слышали, как злая сила мучает людей беснованием и какая это великая скорбь! Нам трудно представить, как тяжел крест людей, несущих такую болезнь. Ни одна человеческая скорбь и болезнь не может сравниться с мучениями тех, кто попадает под власть злой силы, дьявола. Как страшно, возлюбленные, впасть в руки дьявола! А ведь каждый раз, когда мы грешим, мы бываем во власти злой силы... Мы, как послушные рабы, исполняем волю дьявола: принимаем злые, хульные помыслы, оскверняем себя богомерзкими словами и делами... И только милость Божия, Его безграничное долготерпение к нам, грешным, наше чистосердечное покаяние, крест и молитва избавляют нас от таких мучений. Слава Богу! Господь даровал нам великое оружие на дьявола — Животворящий Крест и молитву! Мы, христиане, можем бороться со злою силою и с помощью Божией можем побеждать. И если человек побеждает злую силу, то есть не грешит, а живет богоугодно, творит добрые дела, то злая сила посылает человеку всякие скорби. «В мире скорбни будете, но мужайтесь...» — говорит Господь. О каком это мире, и о каких скорбях говорит Господь наш Иисус Христос? В каком это мире мы скорбны будем?

Вот эта церковь, дом Божий, а выходя из нее, мы выходим в мир.  Мир в домах наших, мир на рынках, мир на каждой улице, в каждом городе и селе, и в деревне; люди, живущие в них, называются мирянами. Вот об этом мире и говорит Христос. А о каких скорбях говорит Он?

Скорбны люди бывают в трех случаях:

  1. Скорбны родители, жены, вдовы от неверия своих родных.
  2. Скорбны люди от неудач в жизни.
  3. Скорбны от характеров и настроений.

Прежде всего скорбны люди бывают от неверия своих ближних. Что испытывают родители, когда видят детей своих непокорных, которые не носят крестов, не молятся перед принятием пищи и после принятия пищи, не ходят в церковь, произносят кощунственные речи и глумятся над церковным уставом? Как больно бывает им видеть это и испытывать все это каждый день. Сердце их разрывается от величайшей скорби и страдания.

Если посмотреть на отца-христианина, у которого дети неверующие, то что же мы увидим? Лицо у него озабочено, голова склонена, он тих и печален, как будто болен, а в глазах у него такая скорбь, что выразить невозможно.

У матери-христианки скорбь от неверия детей проявляется еще резче, еще выразительнее... Если что-нибудь случится с кем из детей, если кто из них скажет что-нибудь худое, посмеется над верой, то переполняется через край чаша ее страданий и она начинает рыдать; слезы неудержимо льются из очей ее, ибо скорбь становится для нее невыносимой, безмерно тяжкой.

Но Христос велел мужаться, то есть мужественно переносить все скорби: Мужайтесь и да крепится сердце ваше.

Теперь посмотрим, как мужаться нам в каждой скорби и в скорби от неверия близких, родных.

Если у вас есть дети или другие родные, которые забыли Бога, которые погибают в неверии и вам жалко их, вам горько, и скорбно сердце ваше, то вы обращайтесь к Богу, взывая к Нему:

" - Взыщи, Господи, погибающего раба Твоего! Или рабу Твою! (назовите имя).

И к Божией Матери взывайте:

— О Пресвятая Владычице Богородице! Спаси и сохрани, и соедини или присоедини к Святой Православной Церкви заблудших и отпавших рабов (имена).

С такими молитвами нужно обращаться к Богу и к Божией Матери каждый день, веруя и надеясь, вопия от скорбного сердца: «Взыщи, Господи, погибающие души!»

Но когда молитвы бывает недостаточно, тогда надо действовать на сердце неверующих родственников словами. Говорить с ними нужно так, чтобы слова наши подействовали на душу, принесли бы желаемый плод, поэтому надо остерегаться говорить с раздражением и с недовольством, но надо стараться слова свои сопровождать любовью и кротостью.

Преподобный Макарий Великий говорит, что злые слова и доброго человека делают злым, а добрые слова и злого человека делают добрым.

Апостол Павел говорит, что вера рождается от слышания, а слышание от Слова Божия. Не сказал он просто от слова, а от Божьего Слова, то есть исходящего от Бога, которое любвеобильно и направлено на всякую истину; бесхитростное, простое, детское, взаимное слово, наполненное благоуханием благодати Христовой, так действует на душу, что у человека сразу изменяется характер, умягчается сердце, весь он изменяется и делается добрее.

Но прежде чем говорить доброе, нужно посмотреть на человека, которому мы хотим сказать, может ли он принять в эту минуту добрые слова, пойдут ли они на пользу ему, потому что бывает у человека озлобленное настроение, отражающееся на его лице, когда его все раздражает, особенно же разговоры о добре и вере.

Если мы не можем подействовать на человека Словом Божиим, то нужно терпеть и молчать, призывая втайне на помощь Бога. И если вы будете упорны в своей постоянной молитве о душах погибающих, то Господь ради ваших молитв возьмет эти души под Свое покровительство, на особое испытание. Нужно бы умереть давно иному человеку по делам его непотребным, но Господь продляет жизнь его и дает ему время на покаяние, направляет путь его к истине за молитвы наших скорбных сердец. Только молитесь всегда и Господь непременно поможет вам, и души, за которые вы возносите молитвы, никогда не погибнут, ибо Сам Господь будет действовать на них и спасет их. Надейтесь на это, ибо молитвы ваши — доброе желание.

Про одного нижегородского епископа рассказывается, что ему с детства мать всегда говорила:

— Молись! Молись утром, молись вечером, постоянно молись!

Так она всегда внушала ему. И слова ее так глубоко вошли в душу дитяти, что, возросши, этот человек принял монашество, отрекся от мира и, уйдя в затвор, сделался потом величайшим писателем русской духовной литературы.

О другом епископе известно, что мать его тогда, когда готовила детей к причащению, выводила их в сад и, указывая им на приходскую церковь, говорила:

— Молитесь, дети, молитесь! — Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Эти глубокие, простые слова определяли в сердце путь земной жизни ее детей.

Так будем молиться в скорби нашей, будем горячо молиться о близких, о детях, о братьях, о всех:

—   Взыщи, Господи, погибающего раба Твоего!.. и рабу Твою!

Господь поведал нам мужаться в скорби: Мужайтесь, Аз победил мир (Ин. 16, 33). Господь победил зло своей любовью и нам необходимо побеждать грех, беззаконие силою Христовой любви.

Многие скорбны в мире бывают от неудач в жизни. Люди ищут себе сокровища на земле, забывая о том, что истинное сокровище наше на небе. Скорбно сердце такого человека, ничто не удовлетворяет его духовной жизни. Тогда начинает он искать почестей, внимания к себе и опять скорбит сердцем, ибо и это не приносит подлинной радости. А если заболеет он, нет у него сил, прежнего здоровья, то опять точит скорбь в душе его. И опять человек начинает так страдать, так мучиться, что, кажется, сил нет перенести все это; ничем, кажется, помочь невозможно. Но и здесь надо мужаться, нужно только вспоминать, что Господь наш — Отец Небесный! Какой отец делает детям своим плохое? Какой отец подаст камень вместо хлеба, змею вместо рыбы? Отец Небесный всякого человека хочет спасти и делает для нас все только самое наилучшее. Поэтому всегда во всех неудачах нужно помнить, что Отец Небесный знает наши души и все сделает для пользы нашей души.

И так, в скорби человеку не надо унывать, а надо знать, что Отец Небесный не без Промысла посылает нам испытания.

Если Он даст человеку материальные блага, то человек забудет Бога. Если же человек ищет славы и почестей, то он должен помнить, что Господь дает истинную почесть, лишь тому, кто добровольно делает себя рабом для служения ближним. А если почести эти дать нам, то мы не только что отвернемся от ближних, но отступим от Бога, возгордимся и попадем под власть дьявола. Избави нас, Господи, от этого!

Если болен человек, силы нет у него, он говорит:

— Было бы здоровье у меня и мне больше ничего бы не нужно.

Действительно, здоровье — Божий дар. В здоровом теле здоровый дух, говорит народная пословица. Но умеем ли мы благоразумно использовать свое здоровье? Оказывается, чаще всего нет, потому что когда мы бываем здоровы и пользуемся благополучием, тогда забываем о Боге, о своей душе и живем лишь в угоду чувственным страстям. Поэтому Господь, желая спасти погибшую душу, попускает нам скорби и болезни. Тогда мы начинаем каяться, исправляться, становиться сострадательными. Видите, как Господь любит нас! И скорби, и болезни — все это для нас великое благо! И мы, возлюбленные, всегда и во всем должны видеть Божию благую руку, ведущую нас ко спасению.

Итак, во всех скорбях и неудачах нашей жизни мы должны вспоминать и говорить себе, что Отец Небесный знает, что дает нам, Он любит нас и хочет спасти нас.

За примером не надо ходить далеко. Возьмите покойного святейшего патриарха Тихона. Много у него было скорбей, но он всегда был спокоен, добродушен. Если кто приходил к нему, он говорил или в шутку, или с радостью:

— Потерпи, душа, мужайся в скорби!

В своем сердце он слагал скорбь о богохранимой пастве, часто изнемогал под бременем этой скорби, но никогда не малодушествовал, не падал духом, а наоборот, всех ободрял, утешал.

Так вот и мы должны во всех неудачах жизни благодарить Бога за все и стойко стоять в православной вере.

Наконец, мы скорбны бываем от характеров наших и от наших настроений. По внешности мы часто бываем смиренны, благочестивы, с лица хоть икону пиши, а если посмотреть, что кроется за этой внешностью!? Внутри нас кипит такое зло, такое раздражение, такая ненависть, такое нерасположение к ближним... гордость, заносчивость, вражда... какое невыносимое страдание испытывают люди от характеров своих!

Исполнилось на нас слово апостола Павла, который говорит, что в последние дни люди будут больше самолюбцы, нежели братолюбцы. Не можем мы перенести ни одного слова обидного. Глухое раздражение рождается в сердце и переходит потом в открытую ненависть к ближним. Не можем мы видеть благополучия окружающих, потому что зависть грызет нас; не можем мы быть спокойны, и в сердце нашем великая скорбь! Много скорбей среди мятежного мира, бушующего множеством смятений. Но и в этой скорби нашей мы должны мужаться и укрепляться в терпении.

Надобно, чтобы душа наша дошла до такого состояния, что поняла бы свое полное ничтожество и воззвала бы к Богу о помощи. Если будем мы терпеть скорби характера своего и настроения, то душа постепенно дойдет до сознания, что без Бога ничего она не сможет делать. И когда почувствует свою беспомощность, то восплачет и возопиет к Богу о помощи и о спасении.

Затем, чтобы мужаться нам в скорби от характеров и настроений наших, нам нужно очищаться покаянием, частым исповеданием своих грехов и причащением Святых Христовых Таин, ибо кто причащается, на того сходит благодать Иисуса Христа и Сам Он посещает такую душу, ибо в Причастии Тело Христово соединяется с нашим телом и Кровь Христова соединяется с нашей кровью и тогда уже не мы живем, а живет в нас Христос.

Итак, будем мужаться в скорбях наших, будем молиться за неверующих словами: «Взыщи, Господи, погибающие души рабов Твоих (имена)». Будем славить Господа и будем помнить, что любвеобильный Отец Небесный посылает всем только самое полезное, самое наилучшее для спасения души. Будем благодарить за все Бога! Будем часто исповедовать грехи свои Христу и причащаться Святых Таин. И тогда вселится Дух Святый в наши души, воссияет в наших скорбных сердцах и победит все наши скорби! Аминь.

 
схиигумен Савва
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст