Духовная жизнь

О Церкви и об истинной христианской жизни


фото Иоанн Кронштадсткий

В Церкви я - с Богом, со святыми, а в мире - с миром в суете, с грехом. Душа наша подобна музыкальному инструменту: как настроишь ее, такие, сообразные настроению, будет она и звуки издавать, стройные или нестройные, духовные или плотские, Божии или бесовские. Настраивай же свой инструмент духовно свято, по-Божески, чтобы он издавал духовные, божественные, святые звуки и отзвуки. А так настраивает душу Церковь.

* * *

Не нужно забывать никогда, что все мы, русские люди, и все православные христиане по всей земле составляем одно духовное Тело, коего Глава есть Иисус Христос, а душа Его - Дух Святый, Животворящий, освящающий, укрепляющий и соединяющий всех во единое Тело верою и любовию. И потому мы должны чувствовать и сознавать себя как единое Тело, как члены единого Тела, и в радости, и в горе, и в скорби и в болезни сочувствовать друг другу и помогать, и молиться друг за друга.

* * *

О Церковь Божия, Святая, Соборная и Апостольская! Сколь ты величественна, премудра, права и спасительна! Сколь велик и чуден и дивно возвышен состав твой, сколь велико сочленение твое: Глава ее - Сам Христос, Той есть глава телу Церкве (Кол. 1, 18), Кормчий - Дух Святый, Начальница мысленного здания церковного - Пресвятая Богородица, затем весь бесчисленный собор Ангелов и все праведники. Какой чудный сонм! Какой достопочтенный собор! Господи, Глава Церкви, призри с Небеси и виждь - вот строят адские козни над Церковью Твоею враги России, безбожники толстовцы, пашковцы, гордые слепые интеллигенты, штундисты, раскольники, революционеры, финляндцы, немцы, поляки, японцы и прочие! Сам ад устремляется на Церковь Твою в лице всех этих врагов. Восстань в помощь нашу, о всесильная, всеблагая и всемогущая Глава Церкви - Господи Иисусе, и вскоре посрами всех врагов наших внутренних и внешних. Ей, Господи, ради обычныя Твоея благости услыши нас, молящихся Тебе, вседержавный Царю, низложи дерзость всех врагов наших. Я пред лицем Твоим пишу эти строки. Ты видишь веру мою, слышишь молитву мою и сотворишь скоро с нами знамение во благо. Буди!

* * *

Матерь Божия вся проникнута духом Христа, Которого Она носила во утробе Своей как Богочеловека, проникнута духом кротости, смирения, благости, милосердия, сострадания, святости правды и всегда готова спасать прибегающих к Ней с верою и усердием. Потому молиться Ей надо всегда усердно, с упованием.

* * *

Владычица Богородица, в Тебе почило все существо благости Божией, святости, премудрости, милости, долготерпения Божия к грешным, вся сила ходатайства за род христианский, чтущий Тя. Ты умолишь Сына Твоего, Бога нашего о всех усердно к Тебе прибегающих с молитвою покаяния, прошения, славословия и благодарения.

* * *

Радуйся, Благодатная! Пресвятая Дева Мария полна благодати: и зачатие и рождение Ее есть дело благодати и милости Божией, ибо Она испрошена матерью неплодною, и зачатие и рождение было предсказано Ангелом, и все воспитание Ее было делом благодати, и материнство Ее было особенным делом благодати, и Сама Она благодарит Бога за величайшую благодать, Ей от Него данную, и этим обличает католиков, которые вместо похвалы наносят хулу на Пресвятую Богородицу, считая Ее совершенною и непорочною в зачатии, рождении и жизни, не подлежащею искуплению от Господа, тогда как сам Архангел-благовестник назвал Ее Благодатною, то есть очищенною от греха и украшенною благодатию Божией. И Она Сама называет Господа Своим Спасителем: ...возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем (Лк. 1, 47).

* * *

Дерево познается по плодам. Святая Церковь, насажденная Господом Иисусом Христом, познана давно по плодам своим. Эти плоды ее - святые апостолы, мученики, святители, бессребреники, Христа ради юродивые, все праведные, прославившиеся всякими добродетелями. Вот плоды Церкви. Наши безбожники толстовцы знать не хотят этих святых Божиих, подвизавшихся на земле для Неба и принесших Богу плод всяких добродетелей.

* * *

На Небе все знают, что мы думаем, чувствуем, воображаем, вспоминаем, предпринимаем, намереваемся, пишем, говорим и делаем. Там сокрыты суды о нас и в свое время откроются.

* * *

Христианин и христианка, чувствуете ли вы в душе своей сродство с Господом, Богоматерью, со святым Ангелом-хранителем и с ангельским миром, со святыми угодниками Божиими и стараетесь ли подражать им по силе и жить благодатною жизнью в вере, любви, покаянии и добродетели?

Церковь Православная помогает нам вспоминать это родство духовное, чувствовать его, радоваться о нем и благодарить Господа, что Он Сам с самого рождения причел нас к Церкви Своей и к обществу святых, так что мы можем сказать своим сочленам, православным христианам: ...вы не странники и пришельцы, но сожители святым и присные Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея краеугольным камнем Самого Иисуса Христа (ср.: Еф. 2, 19-20). Особенно это духовное сродство мы должны чувствовать во время домашней или общественной церковной молитвы. Многие по нерадению, неведению или по разным другим причинам и по суетности до того охладели к Богу, к вере и к Церкви Божией, молитве, что совсем забывают о том, что они члены Церкви Божией, этого великого и божественного и Богом основанного царства, что стали совсем чужды его и многие даже ненавидят Церковь и хулят ее. Невидимым судом Божиим они отсекаются от Церкви, как мертвые члены. Сколь много таковых в последнее время: толстовцы, газетные писаки, интеллигенция в большинстве, все увлекающиеся страстью к наживе - все мертвы для Бога.

* * *

Святая Церковь ежедневно в будни, в воскресные и праздничные и в великопостные дни предлагает нам чтения из Евангелия всех евангелистов, для того чтобы мы слушали и вникали в содержание их и таким образом поучались всяким истинам - догматическим и нравоучительным, нужным нам для сведения и спасения, и не оставались невеждами в спасительных истинах. Сладко, просветительно и животворно оно действует на сердца, с верою внимающих ему. Не будем же рассеянно стоять при богослужении и оставлять без внимания слово Божие, для нас предлагаемое.

* * *

Какая вера на земном шаре заключает в себе столь твердую, премудрую и спасительную истину, как вера наша православная христианская, непрестанно и ежедневно являемая на деле? Какая вера проповедует такое приближение Бога к человеку чрез воплощение Сына Божия и житие Его на земле с Его чудным, всепросветительным учением, со столь животворным богослужением и Таинствами, как возрождение чрез Крещение водою и Духом Святым, Миропомазание, Причащение самого пречистого Тела и Крови Христовых в очищение, обновление, просвещение, утверждение, в обожение и жизнь вечную? В какой из бесчисленных вер на земле Господь благоволит так глубоко, так тесно соединяться с человеком, как в вере православной за Божественной литургией, давая Себя Самого, Свое пречистое Тело и Кровь в пищу и питие вечной жизни и в совершенное обновление растленного до мозга костей человеческого существа? Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем!.. и Аз воскрешу его в последний день (Ин. 6, 56, 54).

* * *

В католической вере, претендующей на истину и непогрешимость, явились вопиющие несообразности и отступления от истины: мирянам не дают пречистой Крови Христовой и считают ее ненужной в отдельном виде; вместо главенства Христова проповедуют нелепое наместничество папы и совсем заслоняют Христа; Проскомидию в литургии уничтожили, вместо квасного хлеба дают опресноки в показание своей католической вражды к Православию, верному заветам Спасителя; мирянам не позволяют читать Библию и Евангелие из боязни, что миряне обличат папу и епископов его в ереси; признают сверхдолжные добродетели святых, как будто бы папа может вменять их католикам, скудным добрыми делами; неправо верят в чистилище душ, не признанное Вселенскою Церковью. О недостаточности ко спасению и лживости протестантства и реформатства, как особенных вероисповеданий, и говорить не стоит: там все извращено, весь строй веры и богослужения. А что сказать о магометанстве, иудействе и язычестве? Это не веры, а изуверства, не истина, а сатанинская ложь пагубная. О, как должны мы, православные, дорожить своею верою и твердо жить по ней и спасаться, приемлюще кончину вере, спасение душам (1 Пет. 1, 9), по слову апостола Петра.

* * *

Малая закваска квасит все тесто (1 Кор. 5, 6). Католическая закваска гордости, преобладания и главенства в Церкви папы римского заквасила все католичество гордостью, ложью, лицемерием, неправдою, двоедушием, фанатизмом, злобою, ожесточением на Православие и православных, непримиримостью, ложными догматами, измышленными не к прославлению, а к поруганию Церкви Божией, к надругательству над истиною ее и к большему и большему отчуждению от Христа и от Церкви Его. Кто познает и опишет эту пагубную, диавольскую закваску, положенную гордыми папами в небесную непорочную веру Христову, и беду всего католичества от неправости веры! Боже праведный, очисти веру Твою от мудрования неправедных, от этой закваски лукавого!

* * *

Какая вера в мире проникнута такою истиною, правдою, любовию, премудростию, всемогуществом, такою жизненностию, как вера христианская, православная, проповедующая воплощение Самого Сына Божия ради спасения погибающего человечества и основание Христом общества спасаемых - Церкви, в которой преподаются в пищу и питие верным Плоть и Кровь Его ради очищения, освящения, обновления и блаженства падшего человека и срастворения разумной твари с Божеством. Присоедините к этому учреждение благодати Священства, Крещения, или возрождения от Духа Святаго, Миропомазания, Брака, Елеосвящения, учреждение ежедневного, воскресного, праздничного и великопостного богослужения, обучительных для плоти многогрешной постов, всяческих молитв, общественных и частных, на разные случаи в жизни гражданской и семейной, совершение бесчисленных чудес Божиих чрез святые мощи, иконы чудотворные, явления Самого Бога, Богоматери и святых в разные времена, - и вы увидите безмерное превосходство веры нашей пред всеми верами в мире и не захотите никогда оставлять такую веру или переходить в другую, потому что только одна спасительная вера, как Бог един и истина одна.

* * *

Пресвятая Владычица Богородица жила горним духом, вся была в Боге, в законе Его, поучаясь и пребывая всегда в Нем, чужда была совершенно всякого житейского пристрастия. Подобно и все святые были чужды житейских пристрастий, живя единственно Богом и в Боге; все в них был Бог: и помышление, и желание, и вера, и упование, вожделение и любовь пламенная, видение и созерцание, и глубокое самопознание, мир, радость и веселие. Стараемся ли мы так мыслить, говорить, делать, чтобы всячески и все был в нас Бог, живот наш, сокровище наше, премудрость наша, красота и великолепие наше? Читай творения святых отцов: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Григория Нисского, Ефрема Сирина и других святых. Какой в них был дух, какой небесный полет, какое презрение ко всем прелестям мира - к тому, что так высоко ценит мир, чем прельщается, чем бредит, чем болит и из-за чего беснуется! Они были небесные на земле, ходили только ногами по земле, а сердцем пребывали на Небесах.

* * *

После истины бытия Божия нет тверже истины, как истина бессмертия души человеческой. Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова. Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф. 22, 32), то есть души умерших Авраама, Исаака и Иакова после их разрешения от тела - не мертвые, но живые, ибо все живы для Него. Так Сам Господь свидетельствует о бессмертии душ человеческих по смерти. В этой жизни мало, мало кто из людей знает себя - они живут как бы в мечтах сновидений и упражняются в суетных делах. Смертный час грозный покажет им разом ужасную мечту их, но будет поздно, возврата не будет, наступит разоблачение всей жизненной фальши и истинных дел правды и света. Премудрому Соломону, осуетившемуся подобно всем смертным, дано было познать, в какую непрестанную суету погружены все человеки, и он громко возвестил миру людскому: Суета сует… все - суета (Еккл. 12, 8), суетны все сыны человеческие естественно. Он познал под конец следующую истину: Бога бойся и заповеди Его храни, ибо в этом все для человека (ср.: Еккл. 12, 13), вся задача жизни, все благо его. В истине Божией жили и обращались все святые, эти истинные философы, истинные герои христианские, борцы с суетою и всяким грехом, последователи истины и добродетели, истинные ведатели себя самих и Бога, истинные Его любители.

* * *

Многие люди из христиан не верят, что, кроме времени, есть вечность непреходящая и, кроме мира сего видимого и преходящего, есть невидимый, непреходящий, бесконечный и воображают, что здешняя жизнь дана для удовлетворения высших потребностей человека, духовных, для приготовления к вечности, для борьбы со злом и победы над ним, для воспитания в себе всякой добродетели и для укрепления союза с Богом, для торжества над тлением греховным, для стяжания венца нетленного чрез любовь и верность Творцу праведному и всеблагому, чрез исполнение Его заповедей. Как жалко погибают неверующие и вольнодумцы безумные! Да образумятся они, доколе есть еще для них время образумиться. Нам нужно делать дела… доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать (Ин. 9, 4). Испытывай себя и спрашивай себя, возлюбил ли ты правду и возненавидел ли всей душой беззаконие, как нелепое, бессмысленное, богопротивное и гибельное.

* * *

Два века определены Творцом для всякого человека: настоящий - краткий, приготовительный и будущий - вечный, духовный, блаженный или мучительный. Не дремли и не спи, человек, в этом веке, но непрестанно приготовляйся молитвою, покаянием и добрыми делами к будущему. Твердо веруй в Бога Творца, Отца и Судию праведного и в Церковь Его, созданную на земле для приготовления нашего, для научения, очищения, врачевания, освящения и утверждения. Благодари Бога за все для тебя уготованное, пользуйся к своему благу и блаженству всеми дарами Божиими. Аминь.

* * *

Какая надежда истинного христианина самая твердая, непогрешимая, верная? Надежда вечной жизни и вечного воздаяния. Исполнения ее достигли все истинно подвизавшиеся по духу Церкви и всех святых. Какая самая неверная, обманчивая, исчезающая, мечтательная надежда? Надежда земного счастья, земных благ: здоровья, долговечности, богатства, земной славы, почестей, увеселений, земных побед, разных выгод. Святые обманулись ли в своем уповании, в своих подвигах до конца жизни? Нет. Собиравшие земное богатство, домогавшиеся земной славы, почестей не ошиблись ли жестоко и навсегда? Все земное не есть ли дым исчезающий? Нет ничего святее и вернее Церкви Божией, ее учения, богослужения, Таинств и иерархии, и нет ничего обманчивее мира и угождения ему.

* * *

Жить всем хочется! Что дороже жизни? Жизнь всем мила. А жизнь от Кого? От единого Бога! А умирать хочется, вечно мучиться хочется или нет? О, нет, нет, и один час мучений иногда невыносим! Каково же мучиться вечно! А к вечной жизни ведут вера, правда, покаяние, добродетель, самоотвержение, умерщвление страстей. А жить, и жить вечно, хочется ли? Как не хотеть! Так кайся же немедленно и исправляйся, призывай на помощь Господа Бога - Он близ нас, как мать близ грудного ребенка.

* * *

Один законник спросил Иисуса Христа: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего… и ближнего твоего, как самого себя (Лк. 10, 25-27). Какое простое и твердое слово о важнейшем деле нашей временной, приготовительной и обучительной жизни: только возлюби Бога всем сердцем и ближнего, как себя, - и ты будешь жить и царствовать вечно. Как просто решается наиважнейший вопрос жизни! А решаем ли его мы непременно самым делом? Вот этот-то вопрос мы и должны решить коротко и ясно со всей твердостью. Жизнь ипостасная, вечная есть любовь. Бог есть любовь, и жизнь заключается в любви разумных тварей к Богу. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1 Ин. 4, 16) пребывает; во вражде заключается смерть: …ненавидяй брата своего человекоубийца есть (1 Ин. 3, 15),- говорит учитель любви, возлюбленный ученик Христа. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8).

* * *

Первая и главная заповедь в законе Божием: ...возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим (Мф. 22, 37) и так далее, но к исполнению этой заповеди встречается множество препятствий со стороны плоти нашей многострастной, мира прелюбодейного и грешного или со стороны нечестивых людей и диавола, расставившего всюду сети свои пагубные. Со всеми этими врагами надо непрестанно бороться и побеждать их и твердо стоять в любви Божией. Если на пути нашем к Богу стоит какой-либо человек, пристрастие к нему, - долой этого человека, оставить его, хотя бы это были отец, мать, братья, сестры - вообще родные, или друзья, или нечистою любовью любимые лица. Если препятствуют любви Божией богатство, удовольствия чрева, расточим богатство, возлюбим пост. Другая заповедь: …возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 39). Если этой любви полагает препону мирская любовь к каким-либо лицам, к чести и славе, к деньгам, к роскоши, к чреву, к плоти, - отринем всякую любовь мирскую и от всей души возлюбим ближнего, радея о нем, как о себе самом, о своей плоти, о своей душе. Святые угодники служат нам прекрасным примером и образцом деятельной любви. Будем подражать им по силе, с помощью Божией. Всяк подвизаяйся от всех воздержится, да нетленный венец жизни приимет (ср.: 1 Кор. 9, 25). Препятствием любви к Богу и ближнему служит наше пристрастие к нашей плоти и к удовлетворению прихотей и страстей - так называемая дружба наша с богопротивною плотию - прелестию плотскою (наслаждение сном, пищею и питием, половыми удовольствиями), и потому, по апостолу, нужно распять плоть свою со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24), побеждая всякую прелесть, как мечту вредную.

* * *

Человечество, особенно христианские народы, пребывает в борьбе с исконным врагом Божиим и человеческим, по правосудию и милости Божией, и в этой борьбе вырабатываются, как в тисках, добрые качества душ, сотворенных по образу Божию, и выходят из них чистыми (очищенными) и твердыми в вере и добродетели. Премудрый и всеблагий Творец чрез эту борьбу искушений испытывает души, как в горниле - золото.

* * *

Борьба христиан с древним змием, сатаною, допущена праведным, Святым, премудрым, всеведущим Богом для того, чтобы вызвать лежащие в глубине существа человеческого сокровенные порывы и стремления и чувства благодарности и любви к Богу, терпения и преданности, а с другой стороны, обнаружить страсти сердца человеческого. Вспомните, с какою радостью, с торжеством, с всецелою преданностью Богу и благодарностью к Нему шли христиане на все виды мучений, до бесконечности лютых и разнообразных, шли все святые и какие венцы удостоились получить от Бога! Сколь богата добродетелью природа человеческая - истинно богоподобная! Но и сколь лукава и зла иногда! Все эти чувства, стремления, порывы и силы остались бы нераскрытыми в глубине существа человеческого, если бы не попущены были искушения, гонения, напасти и беды. Благодарение Богу, так промыслившему и промысляющему о роде человеческом, который Он знает лучше всех нас, как Творец его.

* * *

Для борьбы нашей с грехом ради живота вечного попущена от Бога врагам бесплотным воля прельщать нас, чтобы борьбою с ними мы могли возвратить себе то состояние верности, повиновения и преданности, которого мы лишились в раю, и чрез борьбу с грехом, болезнями и разными напастями (как Иов укрепил душу свою в добродетели) быть достойными своего Господа, Которому оказались неверными и изменниками в раю. Искуси их и обрете их достойны Себе… и яко жертвенное всеплодие прият их (ср.: Прем. 3, 5-6).

* * *

Мир - арена, или место подвигов, на котором все подвизаются или стараются казаться подвизающимися, но не все получают награду, а только тот, кто одержит победу. Мир есть место подвижничества людей всякого рода, звания и состояния в разных делах своих, хороших или дурных, место развития сил и способностей каждого: священника, архиерея, диакона, воина, купца, ремесленника, писателя, царя и подданного, чиновника или учителя и педагога и других.

* * *

Тело наше многогрешное, как темное и грубое облако, препятствует нам зреть Бога, Его благость и красоту неизреченную и наслаждаться Им, увлекая нас к наслаждениям грубым, земным, преходящим. Наш христианский долг - проникать всеми силами сквозь эту мрачную завесу, это облако страстей и выходить к мысленному Солнцу Правды - Христу созерцанием, молитвою, воздержанием, чистотою, любовию, терпением.

* * *

О мир прелюбодейный и грешный, враждебный Богу и человеческому спасению! Ты и рожденных от воды и Духа чад Божиих, детей христианских родителей, стараешься всеми силами отторгнуть от Бога и отлучить от вечной жизни, ибо и воспитываешь их в своем крамольном богоотступническом духе - в духе светских страстных писателей, мечтающих только о так называемых земных благах, о наслаждениях и успехах, отрывая их от Бога, от Неба, от Церкви, от ее небесных, святых, блаженных и вечных глаголов.

* * *

Невелика заслуга человека пред Богом родить подобного себе или самому родиться. Это дело Божие, дело естества или природы, свойственное и всем животным. Есть много таких родившихся, коим бы лучше не родиться, - таковы все злодеи, нераскаянные богоотступники, еретики, убийцы, самоубийцы, пьяницы, прелюбодеи, каковым был и царь Ирод, сребролюбцы, лихоимцы, изменники правой вере, цареубийцы, ненавистники и ругатели своих родителей и прочие. Нет заслуги в том, чтобы родить или родиться. А заслуга пред Богом - воспитать ребенка и соделать его или самому человеку стать добрым членом семьи, преданным членом государства и добрым, верующим христианином.

* * *

Кто не в меру и неправильно ценит тленные вещи, тот обесценивает Самого Бога и свою бессмертную душу, созданную для Бога, для Неба, для бессмертия, для вечного созерцания славы Божией и вечного блаженства.

* * *

Не скрывайте себе сокровищ на земли, идеже червь и тля тлит, и идеже татие (видимые и невидимые) подкопывают и крадут, скрывайте же себе сокровище на небеси, идеже ни червь, ни тля тлит, и идеже татие не подкопывают, ни крадут (Мф. 6, 19-20) - слова премудрые и всерадостные, которые всегда нужно помнить, и о коих размышлять, и кои исполнять делом. Все мы виновны в том, что привыкли искать, и приобретать, и скрывать свои сокровища на земле, а не на Небе. Строительство великолепных, ненужных иногда домов, скопление богатств и пристрастие к ним, алчность, скупость, жестокосердие к бедным, пристрастие к женскому полу, к украшениям, земным отличиям, преимуществам, чинам занимают нередко все наши мысли и привязывают нас исключительно к земле, к тлену, и мы забываем о почести горнего звания и о небесных дарах и благах, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (1 Кор. 2, 9), забываем, что мы вписаны в число небесных граждан по Крещении и печати Духа Святаго и на жительство на Небесах.

* * *

Люди, подобно бесплодной смоковнице, одеваются обманчивою внешностью без внутреннего плода, без добрых дел, так как, чтобы приносить плод, нужен труд самоиспытания, самоуглубления, покаяния непрестанного и молитвы, а к такому труду мало кто рачителен. Как мало истинно смиренных, милостивых, алчущих и жаждущих правды, чистых сердцем, ищущих мира и держащихся его, любящих правду и терпящих гонения за нее! Почему? Потому что не хотят глубже вникнуть в себя и познать себя. Потому что собственные пустота и нечистота пугают их, и они добровольно отвращают от нее очи свои, чтобы жить в постоянном мираже и самообмане.

* * *

При втором Страшном Суде Божием большинство именующихся христианами, и притом православными, окажутся в тысячу раз хуже язычников, магометан, иудеев ради своей небрежности, спячки духовной и непознания себя и посланы будут во тьму кромешную и в геенну огненную - это свиньи, поправшие неоцененный бисер Христов, веру во Христа и Церковь Его, учение и Таинства Его; псы, возвращающиеся на свою блевотину, вымытая свинья, валяющаяся опять в грязи (ср.: 2 Пет. 2, 22).

* * *

Царствие Небесное подобно сокровищу сокровену на селе, еже обрет человек скры, и от радости о нем идет, и продает все, что имеет, и покупает поле то (село) (ср.: Мф. 13, 44). Какое это сокровище? Душа человеческая, по образу и подобию Божию сотворенная, скрытая и подавленная бесчисленными страстями. Что такое поле? Это мир прелюбодейный и грешный, подавляющий душу, или грешная плоть наша - как великое поле, поросшее тернием страстей. Немногие находят это сокровище, немногие радеют о душе и о ее спасении, все почти заняты житейскими пристрастиями о плоти своей, об угождении чреву, о приобретении богатства, чести, славицы земной. Вспомни притчу о званных на вечерю: …много званых, а мало избранных (Мф. 20, 16). Святые нашли это сокровище и, обрадовавшись ему, пошли за Христом, оставили все житейские пристрастия, продали свои имения и чрез отвержение пристрастия к плоти и миру приобрели это поле, это сокровище - свою бессмертную душу и наследовали вечную жизнь. Вспомни слова Господа: ...нет никого, кто оставил бы дом... или отца, или мать, или жену, или детей, или земли... и не получил бы ныне... во сто крат более... а в веке грядущем жизни вечной (Мк. 10, 29-30)

* * *

Не скрывайте себе сокровищ на земли, идеже червь и тля тлит, и идеже татие подкопывают и крадут (Мф. 6, 19). Все мы погрешаем каждый в своей мере в том, что скрываем себе сокровища не на Небе, а на земле, в тлении, а не в нетлении. Все мы бываем часто рабами плоти страстной и тленной, рабами мира прелюбодейного и грешного, а не духа, не Христа, Царя Неба и земли, пришедшего избавить нас от рабства тлению и греху. В чем наши ежедневные заботы и печали, наши домогательства и поиски? Предметы их - суета сует, удовольствия чрева, умножение богатства, утешение играми, песнями, плясками, зрелищами, нарядами. Кто заботится о покаянии, исправлении, непрестанном богомыслии, стремлении к Небу и бессмертию или к блаженной вечности? Мало, мало кто.

* * *

Ты же постяся помажи главу твою и лице твое умый (Мф. 6, 17). Лицо моем ежедневно чистою водою, тело омываем в бане; белье моем и не любим ходить в грязном или отпотелом; дом ветхий чиним, поправляем или новый строим; тарелки, чашки, всякую посуду моем; металлические или деревянные и каменные вещи чистим; полы в домах, в храмах моем - вообще все вещи стараемся держать в чистоте. Тем более надо очищать душу - она крайне марается, оскверняется, растлевается грехами, покрывается плесенью и ржавчиною греховною, проникающею глубоко в душу. Она делает душу не сообщимою с Богом, ибо какое общение света со тьмою, правды с беззаконием (ср.: 2 Кор. 6, 14)?

* * *

В нынешнее лукавое время многие и каяться стыдятся, да еще и оправдывают себя во грехах и греха за грех не считают, но тем строже будет их судить Праведный Судия. Покаяние есть величайший дар грешнику, верующему в Того, Кто один имеет власть оправдывать кающегося нечестивца. А власть прощать грехи имеет только один Иисус Христос, Агнец Божий, взявший на Себя грехи мира (ср.: Ин. 1, 29). Дана Мне всякая власть на небе и на земле (Мф. 28, 18). Власть имать Сын Человеческий на земли отпущати грехи (Мф. 9, 6). Он выстрадал нам у Отца Небесного власть прощать грехи и вводить в рай покаявшихся от всей души, как ввел Он благоразумного разбойника, уверовавшего и возгласившего: ...помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твое (ср.: Лк. 23, 42).

* * *

Какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15, 8-10). Весьма знаменательная и трогательная притча! Спаситель уподобляет душу грешного человека драхме, потерянной женщиной (Церковь). На этой монете царское изображение - образ Божий бессмертный. Женщина зажигает свечу (свет - слово Божие) и при помощи ее метет комнату (душу, закрытую и подавленную мирскими пристрастиями и тьмою страстей, как сором), и ищет тщательно (надо искать грешника, чтобы спасти его убеждением и любовию), и находит, возвращая его на путь покаяния. Из этой притчи видно, как дорога для Господа душа человеческая, имеющая в себе образ бессмертного Царя-Бога, и как Он тщательно ищет ее, затерявшуюся и погибающую в бесчисленных страстях или пристрастиях мирских, просвещая ее словом Своим и озарением Духа Святаго. Видно из притчи и то, как сам человек мало или вовсе не ценит души своей, этой царской драхмы, и выметает (метет) ее в кал тинный и в тление страстей, часто губя ее невозвратно. Церковь, или пастыри Церкви, должны тщательно искать погибающих и спасать их благодатию и властию, данной им от Бога.

* * *

Дерево сырое не скоро поддается огню и охватывается им, а постепенно, и, когда огонь возьмет силу над ним, оно скоро воспламеняется и делается все огненным - так бывает и с душою грешною. Чем дольше она бывает в удалении от Бога, тем более она делается грубою, дебелою и нелегко поддается силе благодати Божией от своей лености, оземленелости, хладности, нечистоты. По мере усилия человека над собою, усердия, прилежания к молитве она утончается, одухотворяется, согревается, очищается и делается доступною благодати и, наконец, делается вся как бы огненною. Примеры - бесчисленные святые угодники Божии.

* * *

Человек способен изменяться каждый день и даже минуту. Да, человек может изменяться, если захочет, в добрую или худую сторону, может приобрести богатство веры, покаяния, слез (как Мария Египетская или Давид и другие), может обнищать и обнажиться от всякой добродетели и облечься во всякую злобу и различные страсти (Иуда и все нераскаянные грешники). Блаженный Августин говорит, что каждый может сделаться или семенем святым, или противным тому.

* * *

Храм Господень свят есть, а сей храм вы (ср.: 1 Кор. 3, 17). Один помысл неправедный разлучает человека грешного от Бога (тем более грехи), если тотчас мы не покаемся словом и делом. Вспомним слова Спасителя: ...если глаз твой соблазняет тебя, вырви, отсеки: лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело было ввержено в геенну (ср.: Мф. 18, 9; 5, 29). Страсти подобны членам и, чем больше усиливаются, тем больше коренятся в сердце и больше удаляют от Бога. Наконец, чем кончится это разлучение? Вечным проклятием и отсылкою в огонь вечный. Бойтесь же греха, берегитесь его всеми силами. Облекитесь во всеоружие Божие. Господь всем дал указку, чтобы видеть путь Его и не согрешать; эта указка - совесть и Его заповеди.

* * *

Знай Бога да свой малый мир, человек, христианин, имей Христа в сердце, к Нему единому прилепись, Его единого вожделевай, люби, а все в мире вещественном считай за сор и не прилепляйся ни к чему, да не лишишься единого на потребу. Все земное считай за пыль и красивый мыльный пузырь.

* * *

Земное и тленное оставим земле и все прекрасное и сладкое, как прах и пепел, уступим персти и тем, которые по неразумию и пристрастию прилепляются сердцами к праху, не уважая высокого благородия души своей, созданной по образу Божию; сами же возведем взор душевный на высоту - к Богу и Его нетленному, святому, прекрасному Царствию, конца не имущему, и так будем жить больше умом и сердцем. Всяк, кто оставит дом, или отца, или матерь, или жену ради Царствия, сторицею приимет и живот вечный наследит (ср.: Мф. 19, 29),- говорит Господь.

* * *

Старайся быть нелицеприятным и не лицемерно любящим людей всякого состояния и качества, невзирая на лица, звания, достаток и бедность. Управляй строго своими мыслями и сердечными чувствами и ни на минуту не давай сердцу лукавить и подчиняться его капризам; будь Божиим рабом, а не рабом своих страстей и прихоти лукавого.

* * *

Вошли ли мы во вкус молитвы, покаяния и славословия Божия? Чувствуем ли потребность непрестанной молитвы, покаяния, научились ли презирать и ненавидеть нелепый, безобразный и смертоносный грех, разлучающий нас с Богом, и любить, уважать, высоко ценить добродетель и преуспевать в ней, восходя от силы в силу, от добродетели к добродетели, презирая всякую греховную прелесть, как пагубную?

* * *

Доколе сердце и ум не вошли во вкус молитвы, дотоле человек молится неохотно, лениво, принужденно и рассеянно, но, когда душа войдет во вкус молитвы и вкусит мира, сладости и утешения от Господа, тогда и отстать не захочет от созерцания Господа и от беседы с Ним. Столько утешения дает Господь усердному к молитве! Так Он изменяет душу, само лицо молящегося делается светлым и приятным, подобно тому как Господь просветился лицом на Фаворе.

* * *

Молитва нужна не для Бога, а для тебя, ленивый молитвенник или не молящийся вовсе; она - сила, свет, пища и питие для души твоей, охрана твоя, страж твой, безопасность твоя. В тебе сидит, глубоко закутавшись во всякий вид греха, глупый, капризный, своенравный и злой больной твой ребенок и вместе старый, ветхий человек, унаследованный от первого родоначальника, поддавшегося лести диавола - отца лжи, всякого зла. Вот для него-то крайне нужна молитва постоянная, как врачевство, как свет и пища, как руководство; как согрешающему, ему нужно и непрестанное покаяние.

* * *

Когда молишься в церкви или в доме, старайся представлять себе все слова и лица в молитве - лицо Божией Матери, Ангелов и святых или земных лиц, о коих молишься, - представлять идеально, то есть как они есть в существе или должны быть (архиереи, священники, диаконы и прочие) - святы по Божественному началу, а не плотски, или материально, или греховно - и будет тебе молитва твоя в отраду.

* * *

Господь, превративший жезл Моисеев в змия, претворяет хлеб и вино во время литургии в пречистое Тело и Кровь Свою Божественною силою. Претворивший персть в мошек, претворяет (повторяю) хлеб и вино в пречистое Тело и Кровь Свою, или персть истлевших человеческих телес - в новые духовные тела при общем воскресении. Для спасения от истления человеческого рода, для его очищения, освящения и спасения потребовалось такое чрезвычайное, любвеобильное, всеблагостное, премудрое средство, то есть дарование людям в пищу и питие Тела и Крови Христа.

* * *

Изумительны любовь, снисхождение и премудрость Божия в даровании человеческому роду Небесного Хлеба, то есть самого пречистого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Чтобы сделать для всех нас удобоприемлемыми Плоть и Кровь Свою, Он преподает нам их под видом и во вкусе хлеба и вина. О благость и премудрость изумительная! Бог Сам Себя дает твари в пищу и питие. О снисхождение, удивляющее все ангельские умы! Но как сам-то человек принимает этот чудный Дар Божий? С верою ли, с благодарением ли, искренне ли, со страхом ли и любовью? Часто ли принимает, как ежедневную насущную потребность, или редко, неохотно, лениво, маловерно и неблагодарно? О леность, о равнодушие, о неверие! Кто есть от вас человек, егоже господин его поставит над челядию своею даяти пищу им во благо время? Аминь глаголю вам, над всем имением поставит его (ср.: Мф. 24, 45, 47).

* * *

Когда при северном ветре, лютом, солнце скроется хотя на минуту за облаком, то сделается темновато и холодно. Так бывает и с душою христианскою по удалении от нее благодати Святаго Духа. По нерадению ее и по сокрытии Солнца праведного Христа, по лености и непричащению ею пречистого Тела и Крови Христовых становится и холодно и мрачно в душе. Так все связано в мире видимом и духовном законом причин и последствий, и потому должно тварям словесным, созданным по образу и подобию Божию, твердо держаться вблизи от мысленного Солнца Правды - Христа и осияваться Им непрестанно чрез веру и усердную молитву и чрез Причастие Его Божественных Таин. А что бывает с теми, которые совсем удаляются от этого жизненного Солнца, от этого вечного Света - Христа чрез самомнение, лукавство, гордость, нечистую жизнь, неверие и не молятся и не причащаются Святых Таин? О, они находятся во тьме диавольской и жизни не имеют в себе, по непреложному слову Спасителя, и их участь в жизни, в смерти и по смерти будет плачевна во веки бесконечные.

* * *

Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне... не будет жаждать никогда. Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете. Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон (Ин. 6, 35-37). Из приведенных слов Спасителя очевидно, что Он заповедует верующим и ревнующим о христианском желании причащаться часто пречистого Тела и Крови Его, ежедневно, если кто может по условиям жизни своей быть готовым приступать к Чаше Жизни. Если мы ежедневно стремимся к пище и питию тленным, земным, то тем более должны алкать и жаждать пищи нетленной и пития нетленного, которые суть Тело и Кровь Начальника жизни нашей, Господа Иисуса Христа. Между тем есть много невежд и среди образованных и неученых и даже ученых монахов и священников, таких, которые считают неуместным и даже грешным делом причащаться благочестивым мирянам каждую неделю и даже каждый день. Это противно заповеди любвеобильного Господа, Который желает, чтобы верные заботились о возможно частом причащении Его пречистого Тела и Крови. Аминь.

* * *

Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18, 3). От христиан требуется детская простота и совершенное доверие к делам Божиим - благостным, премудрым, непостижимым и спасительным, например к Тайне Причащения Тела и Крови Христовых, претворяемых Духом Святым из хлеба и вина. Между тем лукавый, гордый разум человеческий и лукавое сердце не верят тому, говоря, подобно неверным иудеям: ...как Он может дать нам есть Плоть Свою (Ин. 6, 52)? Так и ныне многие ученые не верят Тайне Причащения во главе со Львом Толстым. Вспомним слова Спасителя: ...славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам (Мф. 11, 25).

* * *

Как явиться священнику дерзновенно пред престолом Божиим и лицом к лицу с Самим Богом и совершать ходатайственные молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих (1 Тим. 2, 1-2); совершать спасительные Страшные Таинства, при коих Ангелы предстоят с трепетом, особенно при Таинстве пречистого Тела и Крови Сына Божия? Как дерзать возносить руки на молитву к Отцу Небесному и просить о таких страшных вещах, как претворение хлеба и вина в пречистые Тело и Кровь Христову? Как дерзать на такие вещи без благодати и помощи Духа Святаго? Как дерзать разрешать грехи связанных ими людей, прибегающих к ним с мольбами о принятии их исповеди? Как совершать Таину пакибытия, или Крещения, без благодати Святаго Духа? К несчастью, находятся многие безблагодатные самозванцы, обманывающие невежественный, но доверчивый народ, не боящиеся всевидящего, карающего не только в будущем веке, но и в здешней жизни хулителей Духа Святаго. Кто эти дерзкие несмысленные? Еретики, раскольники и сектанты.

* * *

Так нас да чтит человек, как слуг Христовых и строителей таин Божиих (ср.: 1 Кор. 4, 1). Чтите настоятелей ваших о Господе и имейте их по преизлиха в любви за дело их (ср.: Евр. 13, 7, 17),- говорит апостол. Толстой и толстовцы корят нас золотыми митрами и ризами. Да не Сам ли Господь установил чрез Моисея велелепные одеяния священнические и левитские и украшал Своих служителей? Нам ли, служителям Нового Завета Божия, имеющим большее и блистательнейшее служение, чем ветхозаветные священники, избегать совсем блеска внешнего? Да возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения и одеждею веселия одея мя, яко на жениха возложи на мя венец, и яко невесту украси мя красотою (Ис. 61, 10),- пророчествует Исаия. Внешняя красота одежд священных напоминает о светлости священнического чина, о чрезвычайной важности дела его! Если нас укоряют блеском риз наших, то не осудят ли они разные чины военного и гражданского ведомств, особенно приближенных к царскому престолу и украшенных всяким блеском, всякими златоткаными и среброткаными украшениями или лентием разноцветным? Разве эти украшения бессмысленны, бесцельны, разве они не указывают на знатность и блеск их сана и важность их служения царю и родине? А мы, священники, приближены благодатию Божией к Престолу Царя царей и изображаем светлейшие ангельские чины и одеваться будем в рубища? Нет. Господня земля и что наполняет ее (Пс. 23, 1); все сокровища земные - Божии. Мое серебро и Мое злато, говорит Господь (Агг. 2, 8), и Он украшает служителей Своих - конечно, по достатку местных церковных средств и любителей духовного чина мирян, с любовию жертвующих на храмы и их служителей. Люди благочестивые радуются, видя благолепно облачающимися священнослужителей, а неверующие смотрят с завистью и озлоблением и, как Иуда, говорят: "Лучше бы деньги, потраченные на ризы и иконы, раздать нищим", хотя о нищих они и не думают. Но смотрите и вникайте, какое великое дело делают священники! Они - посредники между Богом и вами, они совершают для вас дела величайшей важности, они возводят вас к Богу и вечному блаженству.

* * *

Чрез священство грешные люди примиряются с Богом, с Которым бывают постоянно во вражде чрез грех, и становятся братиями Самого Христа и сынами Божиими чрез усердное покаяние. Вот сколь важен и необходим священный сан! Без него не может быть примирения грешных людей с Богом. Бог дал одним священникам власть и слово примирения с Богом. Бог во Христе примирил с Собою мир, - говорит апостол, - не вменяя людям преступлений их, и дал нам (апостолам и священникам) слово примирения (2 Кор. 5, 19). Только один Христос, Агнец Божий, взявший на Себя грехи мира и искупивший его от греха, проклятия и смерти, мог дать и дает Своим служителям слово и власть примирения людей с Богом, власть разрешать грехи или связывать их, отворять и затворять людям Небо. Поэтому ни один мирянин без священника не может примириться с Богом и получить оправдание или доступ к Богу. Такова праведная воля Божия. Потому отступившие от Церкви, именующие себя христианами, спастись от вечного осуждения не могут, если не примирятся с нею и не будут участниками ее богослужения и Таинств. Таким образом, священство Церкви Православной по своему характеру есть служение величайшее и на земле - пренебесное, святейшее, жизнерадостное и всеосвящающее; служение священническое есть посредничество между Творцом и тварью, служение нетления для растленного грехами человечества, служение примирения преступных тварей с Творцом, служение освящения и возведения к святости и нетлению, приведению от смерти к жизни, от земли на Небо.

Мирские люди ставят нам в укор золотошвейные одежды и митры, упрекая нас в роскоши. Да не Сам ли Господь Бог облек Своих священников в особенные благолепные одежды, повелев Моисею сделать для них одежды благолепия и красоты? Царь одевает своих слуг золототкаными мундирами и всячески отличает и награждает их. Царь ли Неба и земли не имеет власти отличать Своих слуг, предстоящих Его страшному и славному престолу, одеждами блистающими, как ангелов земных? Дай Бог только, чтобы мы старались соответствовать своему великому призванию и радели о спасении душ человеческих да были бы светлы душами своими.

Слава Богу, давшему Церкви Своей благодать Священства, чрез которую удобно всякому верующему и смиреннопокорному чаду Церкви примириться с Богом и сделаться возлюбленным чадом Божиим и наследовать жизнь вечную.   Аминь.

 
Иоанн Кронштадтский
из книги:  «Живое слово мудрости духовной»
Поддержите нас, нам нужна Ваша помощь! Пожертвуйте на развитие
православного журнала «Преображение».
Мы благодарны всем за поддержку!
помощь
Разделы журнала
Реклама
От сердца к сердцу

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
                               жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

иеромонах Роман

Цитата

фото«...важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.»

Патриарх Кирилл на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

фото«Свобода создала такой гнет, какой переживался разве в период татарщины. А — главное — ложь так опутала всю Россию, что не видишь ни в чем просвета. Пресса ведет себя так, что заслуживает розог, чтобы не сказать — гильотины. Обман, наглость, безумие — все смешалось в удушающем хаосе. Россия скрылась куда-то: по крайней мере, я почти не вижу ее. Если бы не вера в то, что все это — суды Господни, трудно было бы пережить сие великое испытание. Я чувствую, что твердой почвы нет нигде, всюду вулканы, кроме Краеугольного Камня — Господа нашего Иисуса Христа. На Него возвергаю все упование свое»

26 октября 1905 год. Новомученик Михаил Новоселов в письме Федору Дмитриевичу Самарину

иконаЧеловек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Итак, научимся быть милосердыми как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия.

Иоанн Златоуст